Хорей

Когда в XVIII веке еще только формировались основы силлабо-тонической метрики, между Тредиаковским и Ломоносовым возникла дискуссия о том, какие метры возможны в русском стихосложении, и какие наиболее приемлемы. Тредиаковский считал, что русские стихи прежде всего следует писать хореем, что этот метр лучше всего подходит для русского языка. Ломоносов не возражал против хорея как такового, но отстаивал достоинства ямба. Тредиаковский же считал ямб в русской поэзии неприменимым.

С той поры прошло достаточно времени, чтобы смело говорить о применимости обоих метров. Но вот какая деталь – ямб гораздо чаще используется, чем хорей. Им написано большинство русских стихотворений в XIX веке, да и ныне – этот метр лидирует. Понятно, что Тредиаковский был неправ. Но до какой степени? Если углубиться в этот вопрос, нам предстоит много неожиданного.

На самом деле, хорей, наряду с пэоном III и акцентным стихом, имеет древнейшую историю в русской поэзии. Многие былины написаны именно хореем. Он же встречается и в древнерусских духовных стихах. Больше того, народная поэзия, уже после становления русской книжной поэзии, продолжала отдавать предпочтение хорею. Что же такое хорей?

Это двусложник, основная стопа которого начинается с ударного слога, а завершается безударным. Это метр, сильные места которого приходятся на нечетные слоги, начиная с первого. Как и в ямбе, помимо собственно хореических стоп, в составе стиха могут быть (и должны быть) другие двусложные стопы – пиррихий, спондей, ямб.

Размеры хорея очень разнообразны. Вот трехстопный хорей:
«Горные вершины
Спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой» (Лермонтов, вольный перевод Гёте)

Или так:
«Зацвела на воле
В поле бирюза.
Да не смотрят в душу
Милые глаза» (Бунин)

Стихотворение Бунина, откуда взят этот отрывок, называется «Песня». Хорей очень подходит для песенного жанра, и им написано множество русских песен, в том числе и общеизвестная: «Ой, цветёт калина В поле у ручья». Кстати, тоже трехстопный хорей.

Четырехстопный хорей – размер русской частушки. Сколько этих частушек сочинено, про то один Бог ведает, а нам не сосчитать. Но, кроме частушек, этим размером написаны многие хрестоматийные стихотворения:
«Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна
Освещает снег летучий,
Мутно небо, ночь мутна» (Пушкин)
Четырехстопный и пятистопный хорей широко распространены в русской поэзии, встречаясь чаще всего в народных стихах, реже – в стихах литературных, книжных. Эти размеры непросты из-за того, что очень часто использовались в народной поэзии и потому очень сильно тяготеют к ее темам и ритмам. Здесь удивительно владение хореем Пушкина, который мог с одинаковым успехом дать и его «книжную», как в «Бесах», так и его народную, как в «Сказке о царе Салтане» вариацию, без единой фальши.

В шестистопном хорее (как и в шестистопном ямбе) обычна цезура в середине стиха:
«У бурмистра Власа // бабушка Ненила» (Некрасов). Впрочем, встречается и нецезурированный шестистопный хорей – в народных песнях:
«Сладку водочку , да наливочку…»
Есть еще семистопный хорей. Он получил большое распространение в эпоху Серебряного века, причем известны две его разновидности – с цезурой после четвертой стопы, и бесцезурный. Пример бесцезурного семистопника – у Брюсова («Конь Блед»):
«Улица была как буря. Толпы проходили,
Словно их преследовал неотвратимый рок,
Мчались омнибУсы, кэбы и автомобили,
Был неисчерпаем яростный людской поток.»

Наконец,. опять по аналогии с ямбом, существуют неравностопные виды хорея, а также вольный хорей. Последний часто использовался Маяковским в его полиметрических композициях:
«Подступай к глазам, разлуки жижа,
Сердце мне сентиментальностью расквась!
Я хотел бы жить и умереть в Париже,
Если б не было такой земли – Москва»
Или:
«Разворачивался и входил товарищ «Теодор
Нетте».

Вот таково разнообразие хорея в русской поэзии. И, думается, не в полной мере оно использовано. Все-таки не во всем был неправ Василий Тредиаковский: приверженность русской народной поэзии хорею не может быть случайна. И потому думается, когда читаешь (да и пишешь) звонкие, ударные, и столь многочисленные ямбы – а не плен ли это? И не случайно ли слово «свобОда», нейтральное семантически, звучит ямбом, а «вОля» , слово, означающее наше национальное понятие, в чем-то и противопоставленное «свободе» - хореем?...

Лаура Делла Скала


Рецензии
А вот какой формальный (ну очень формальный) хорей у меня нашелся:
Я не видел о тебе
Снов,
И не вез меня трамвай
До кольца,
И не слышал я твоих
Слов,
И не знаю твоего
Лица.

+-+-+-+
+
+-+-+-+
+-+
+-+-+-+
+
+-+-+-+-+
Но так, даже в самом жестком плену размера, его не прочитает никакой поэт. Более естественно он читается следующим образом:
--+---+**+
--+---+--+
--+---+**+
--+---+-*+
А это смотрится уже как сочетание трех- и четырехсложного размеров. Звездочки здесь обозначают либо некие паузы перед ударными слогами, либо протяженные, повторенные конечные гласные, как это часто бывает в песне. Так, в первой строчке: "Я не видел о тебе-е-е Снов".
Но можно все упростить до анапеста:
--+-
--+**+
--+-
--+--+
--+-
--+**+
--+-
--+**+
И еще могу предложить вариантов. Вот так. Есть стих, а разложить его по размерам можно разными способами.
Вообще, всякая наука - некий формализм, попытка уложить Неповторимую Естественность в упрощенную, но стройную схему - закон. А Природа просто живет, как и Язык. Но законы существуют. И они, наверное, тоже развиваются, живут, изменяются. А всякие отклонения и исключения, двойные толкования не есть нарушения законов, а есть лишь дополнения к тем формам законов, в которых они сформулированы и поняты.
Отвлеченный курьезный пример о законах языка. Один ученик моей знакомой написал "Машинька" и объяснил это известным правилом про "жи-ши".

Лера Фински   08.02.2006 14:06     Заявить о нарушении
И еще одно замечание.
Важный момент при анализе стихотворных размеров - правильное понимание того, где на самом деле стоят ударения, и существуют ли они там вооще.
Нас не учили в школе, что ударение - необязательный атрибут слова. На самом же деле, можно говорить об ударении в конкретном слове, лишь взяв это слово отдельно, вне контекста речи. В предложении, живой речи ударения во многих словах уже отсутствуют. Так, не было бы проблем с тем, как писать "ни" или "не", "па" или "по", если бы в нашей речи предлоги и приставки произносились бы с ударением.
Чаще всего ударения оказываются лишенными слова, состоящие из одного слога (а это не только частицы и предлоги). Их отбирают более длинные слова, перед которыми стоят эти самые "односложники". Отсюда известные проблемы с частицей "не", например, - и какая гласная, и слитно ли писать. Отбираются ударения не только у одного предшествующего короткого слова, но даже у нескольких подряд.
Длинные (многосложные) слова, конечно, без ударения никогда не произносятся. Но для двухсложных могу привести примеры: не было, из лесу. Здесь односложные частица и предлог отобрали ударение у более длинного слова.
А бывает ли в слове два ударения? Судите сами.
Как на Машины
Именины
Испекли мы каравай.
+-+--
+-+-
+-+-+-+
Поется обычно "хорейно", в мажоре. Однако можно и минорно анапестом:
--+--
--+-
--+-
--+
Понимаю, понимаю. Будучи менее, чем двустопными, стихотворные размеры не несут полноценного ритмического рисунка. И еще, что касается ударений, есть понятие сильное и слабое.

Лера Фински   08.02.2006 14:09   Заявить о нарушении
Ваш пример можно трактовать как четырехсложник, пэон III. Вообще он выводится из хорея, и легко в хорей же переходит - это родственные метры. Естественно, я говорю только о длинных строчках. А в сочетании с короткими - получается "сочетанный", комплексный метр, Вы правы. Правильно и суждение о том, что так называемые законы стихосложения есть некая абстракция. Как, впрочем, и иные законы применительно к субъективным темам (или гуманитарным дисциплинам). Спасибо за примеры, подумаю еще над ними.

Лаура Делла Скала   08.02.2006 15:36   Заявить о нарушении
Ваш пример можно трактовать как четырехсложник, пэон III. Вообще он выводится из хорея, и легко в хорей же переходит - это родственные метры. Естественно, я говорю только о длинных строчках. А в сочетании с короткими - получается "сочетанный", комплексный метр, Вы правы. Правильно и суждение о том, что так называемые законы стихосложения есть некая абстракция. Как, впрочем, и иные законы применительно к субъективным темам (или гуманитарным дисциплинам). Спасибо за примеры, подумаю еще над ними.

Лаура Делла Скала   08.02.2006 15:36   Заявить о нарушении
Да, четырехсложник это как раз в «и еще могу предложить вариантов». Вот более чистый пример:

Я уйду, когда сожгу керосин,
Когда больше уж любить не смогу
И увижу голубой апельсин,
Голубой, на ярко рыжем снегу.

--+- --+- -+
--+- --+- -+

Вполне пеон с ямбом.

А можно и так:

--+ ---+ --+
--+ ---+ --+

Тогда анапест-пеон-анапест.

Ну а условность законов распространяется и на естественную сферу, прочувствовал это говорю как "естественник".

Лера Фински   08.02.2006 16:57   Заявить о нарушении
Эх, "и" пропустил... :-((

Лера Фински   08.02.2006 16:59   Заявить о нарушении
В таких случаях принято говорить "сорри за встрям" - Сорри.
А я напал на очень интересную тему...
На страничке "Еже писах - писах" один из завсегдатаев обращает моё внимание на "мистические" совпадения тематик и, тут же - случай налицо. Запланировано - после посещения школы имени Лауры идти туда объясняться по поводу - почему у меня в одном предложении стоит ...не...не...ни... вместо ...не...ни...ни...
(Лаура, если интересно - это тот шуточный сонет про Микельанжело). И объяснение моё будет очень близко к приведенным здесь рассуждениям. А две недели тому как - объяснялся насчет соотнесения размера, ритма и мотива... как мог. Объясниться не сумел - зато там ныне в моде предлагать мотивы общеизвестных песен к предложенным стихам.
Лаура, Лера - удачи! Здесь интересно.
Объясниться не вполне удалось

Никола   08.02.2006 23:03   Заявить о нарушении
Тьфу - наколотил опечаток...

Никола   08.02.2006 23:06   Заявить о нарушении
Никола, я смотрела - мне кажется, что не... ни... ни... правильно. Но здесь лучше было бы проконсультироваться со специалистами :) я не стану выносить вердикт, эжто не в моей компетенции.

Лаура Делла Скала   09.02.2006 10:40   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.