Фома Аквинский 1221 - 1274 Из трактата О сущем и сущности

(О совершенстве Бога как Единого Бытия и о благости Бога, как личности).


хотя Бог и есть бытие (Сущий), Он не должен быть лишен совершенств и превосходств,
 более того, Он должен обладать всеми совершенствами,
присущими какому угодно роду;
и, по этой причине, Его называют - совершенством.

Бог обладает всеми совершенствами(!) в превосходной степени,
 поскольку в нем они есть одно(!), тогда как в других вещах
- имеют различие.
Это обусловлено тем, что все эти совершенства присущи Его простому (чистому) бытию, ибо, если бы кто-нибудь,
через одно качество, осуществлял действия всех качеств,
 то Он обладал бы всеми качествами в этом одном,
 - так и Бог, в самом бытии своем, обладает всеми совершенствами.

Однако, когда мы говорим, что Бог есть всецело бытие (esse tantum),
 мы не должны впадать в заблуждение, что Бог есть всеобщее(!) бытие (esse universale).
Ведь такого рода бытие, т.е. Бог, возможно только при условии
недопустимости никакого добавления к нему,
так как, именно благодаря своей чистоте,
Он есть бытие, отличающееся от любого другого бытия;
 и поэтому индивидуация(!) чистого бытия (Бога),
возможна только благодаря ее (Его) чистой благости*(!) (per bonitatem eius).

*(а благодаря своей чистоте,
Он есть бытие, отличающееся от любого другого бытия, т.е. чистая благость.)


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.