Свеча погасла

«Свеча погасла».
«Не ищи огня,
Ведь темнота — не тьма, а день без света».
«А если потеряешь ты меня?
А если не найдёшь в ночи ответа?»

«Ты позовёшь. Ведь ты не дашь пропасть?»
«Конечно, нет.
Зачем в ночи бояться?»
«У ночи чёрная ужаснейшая пасть».
«Навстречу страху надо улыбаться».

22.06.1992


Рецензии
Просто слов нет! Не только о стихе - обо всем цикле. Очень оригинально, особенно в тех текстах, где слова стоят во внеродовых формах.
"Ведь темнота — не тьма, а день без света" - как говорят, ради этих строк стоило родиться; весьма интересная мысль, глубокая.

Конфутатис Малэдиктис   21.10.2009 23:56     Заявить о нарушении
Дорогой друг!
Я думала, что потеряла тебя (так было с одним мальчиком, который долго писал мне и исчез), но, видимо, это я потерялась. Спасибо, что еще помнишь меня. Я готовлю к печати третью книгу (первые две: притчи и сказки уже вышли) стихов, поэтому все время было отдано этой работе. Хочу вставить туда раздел: "Ответы поэтам со стихи.ру", правда, набралось 50 стр. стихов. Наверное, там есть и ответы тебе, ведь твои стихи мне очень нравились и я тебе отвечала. Ты умен не по годам (в хорошем смысле слова), мне иногда кажется, что ты не меньше, чем профессор-филолог.
Я постараюсь зайти к тебе, там, наверное, много нового появилось.
Желаю творческих успехов.
Спасибо тебе еще раз.
С уважением, Ольга.

Безымянная Ольга   09.12.2009 02:01   Заявить о нарушении
Я не профессор - всего на третьем курсе.
А книга это хорошо. Я бы даже сказал, просто замечательно! Дай Вам Бог удачи!

Конфутатис Малэдиктис   09.12.2009 14:23   Заявить о нарушении
Как ты быстро вырос!) Меня три года не было на стихире? Мне помнится, когда мы переписывались, ты заканчивал школу, профессор. Что-то в моей иллюзии не сростается. Кем же ты хочешь стать, бунтарь? Вчера вспоминали тебя с супругом. Он не ходит на стихиру, но тебя знает и помнит. Из тысяч лиц узнала б я мальчонку... Главное, чтобы ты не пропал. Такие, как ты, привносят в мою жизнь что-то мистическое.
Дай Бог тебе не потерять
Все то, чем наградила Мать,
Все то, что дал тебе Отец,
Вселенной и тебя Творец,
Чтоб ты творить всё так же мог,
Чтоб чистым был твой сильный слог.

С восхищением, Ольга.



Безымянная Ольга   10.12.2009 02:01   Заявить о нарушении
Школу я закончил в 2007, в 2007 же поступил в ННГУ. Это было почти три года назад. А познакомились мы с Вами чуть пораньше. Стать хочу филологом, а кем стану это уж как получится. Так что никаких иллюзий быть не должно.
А за память спасибо!

Конфутатис Малэдиктис   10.12.2009 23:46   Заявить о нарушении
Спасибо, что написал о себе, но я почему-то думала, что ты живешь и учишься в Москве. Однако это ничего не значит: я просто потерялась в пространстве и, как видимо, во времени. Филолог - это хорошо, кому-то надо сохранять язык, беречь его красоту и силу. Я, к сожалению, плохо владею им, приходится прибегать к помощи. Завидую тем, кто писал в журнал, т.е. писал частями, не видя целиком произведения. Это же каким талантом надо обладать, чтобы писать "набело"?! Мне рассказывали, что правила русского языка создавались на основе произведений наших, русских классиков. Вот грамотность! Получается, что до них не было правил русского языка. Где же они брали навыки грамотности или это была врожденная грамотность? Мне легче дается астрофизика, чем русский язык. Парадокс. Не правда ли?)

Желаю успехов на всех нивах твоей деятельности.
С действительным уважением, Ольга.

Безымянная Ольга   11.12.2009 02:00   Заявить о нарушении
На самом деле это очень интересно. В смысле история формирования нормы. Начальная граница современного русского литературного языка - пушкинское время, и большинство норм идет именно оттуда. Но нельзя говорить, что до них не было правил. Была "Грамматика Российская" Ломоносова, а чуть раньше была "Грамматика церковнославенскаго языка" А.Х.Востокова. Дело в том, что долгое время (до Петра) литературным языком был церковнославянский - старославянский, подвергшийся влиянию древнерусского. Последние два - языки древние, а в древности говорили [молоко], [подътянутися], а не [мълако], [пъттинуцца], т.е. не было ни аканья, ни иканья - писали как слышали, а слышали тогда так как мы сейчас пишем (т.е правильно). Кроме того древнейшие тексты на Руси - это Евангелия, а сделать ошибку в таком тексте - грех, поэтому все строго выверялось. Потом написание слов из церковных книг перешло в светские и так же передавалось по традиции. Фактически древние русичи не задумывались над правилами - они просто знали, что везде пишется "выходить", а правила придумали потом, да и то не придумали, а просто заметили и вывели закономерности - можно же проверить словом "выход".
Вот, примерно этим мы и занимаемся :-)

Конфутатис Малэдиктис   11.12.2009 14:05   Заявить о нарушении
Спасибо. Ты меня обогатил знаниями. Я этого не знала. Но всё-таки... что ты можешь сказать о врожденной грамотности или неграмотности? Есть что-то интересное в твоих запасниках?

Безымянная Ольга   12.12.2009 01:00   Заявить о нарушении
Если честно, я считаю, что грамотность не может быть врожденной. Грамота происходит от греч. "грамма" - письмо, черта. Современное значение - умение читать и писать. Умение подразумевает изучение и научение. Да, есть люди, которые зубрят правила русского языка со всеми исключениями. Не спорю, они пишут и говорят правильно. Но есть и другие люди (я по большей части к ним и отношусь). Они не знают правил, они пишут интуитивно, а если и закрадываются сомнения - уж к чему, а к правилам они не прибегнут. Но это нельзя называть врожденной грамотностью, более того - это вообще не грамотность. Обыватель назовет это интуицией, а среди лингвистов предпочтителен термин "языковое чутье". Его нельзя приобрести, ему нельзя научиться - оно просто есть, как есть у человека сердце; с этим рождаются. Я, конечно, знаю многие (сознаюсь - к своему стыду, не все) правила современного русского языка, более того - могу подкрепить их сранительно-историческими навыками, но когда я пишу какой-либо текст, они выходят далеко не на первый план. Да те же стихи, например. Мне важно не как мое оформление будет соотносится с нормативом, который подразумевается a priori; мне гораздо важнее, как это скажется с т.з. рецепции: как меня поймет читатель, поймет ли он, не будет ли такая структура слишком сложна для восприятия etc. Конечно, как работающий со словом (не только в смысле филолог) я часто прибегаю к языковой игре, но тут уже, как говорится, каждому свое: есть план выражения, есть план содержания, есть средства выражения, даны намеки, параллели и т.д. И это представляется как загадка. А разгадает ли ее читатель?... Sapienti sat.
Чтобы не быть голословным. "Георгиевская лента" (18.05.09). Два таких примера стоят в тексте рядом. "...Этот черно-рыжий нотный стан,// На котором кровью проступает// Реквием...". Это игра образов (условно можно сказать фактов). Черно-рыжий - цвета ленты (это не секрет), цветовая символика огня и дыма. А теперь внимательнее посмотрим на саму ленту: на ней 5 полос - как и на нотоносце. Тогда кровь - это чернила, которыми неумолимый композитор (читай - судьба) пишет этот реквием. Следом за этим есть другой пример, аналогичный, но в нем уже игра языковая. Есть такой прием - парономазия. Это постановка рядом двух паронимов (в широком смысле; обычно - отличаются одним звуком), которые в данном контексте становятся антонимами: "Не глух, но глуп", "странно это или страшно?...". Так вот в строке "Порохом пропахшая и прахом" я попробовал представить пример исторической парономазии. Оба слова восходят к одному корню -*porch-: порох - вост.-слав. рефлекс, прах - ю.-слав. Здесь нет антонимии как таковой, но эти понятия преднамеренно разводятся и сопоставляются в один контекст. Как Вы считаете, каждый ли это заметит?
Немного ушел от темы. Стараясь донести до адресата речи смысл, мы не должны пренебрегать грамотностью, но и нельзя допустить ее доминанты. Грамотные (в вышвыведенном значении) как раз этим и занимаются. Безусловно, язык это система, иногда даже машина. Поэтому можно освоить его; можно, находясь вовне, погрузиться внутрь, изучая именно внешнюю оболочку. Это грамотность. Но нельзя списывать со счетов и то, что язык есть живой организм, развивающийся по своим законам. И познание его как организма возможно лишь изнутри, и для этого людям и дается языковое чутье. Грамотность можно приобрести, а можно и потерять. Ощущение языка, чувство языка мышление языком приобрести нельзя - оно дается при рождении (и отнюдь не по генам), нельзя его и потерять. У меня был трудовик - по образованию филолог. Спустя n-ное количество десятилетий он не помнит ни одного правила (если только жи, ши), он не может структурировать факты собственной же речи, но насколько он чувствует язык! Вы бы слышали, какой речью он может говорить! Потерять это нельзя.

Извините, расписался че-то :-)

Конфутатис Малэдиктис   12.12.2009 20:56   Заявить о нарушении
Огромное спасибо. Ответ расширил кругозор и не только мой. Читать нашу с тобой переписку любит мой супруг. Каждый вечер спрашивает: "Написал что-нибудь твой Конфутатис". Выходим. Читаем вместе. Сегодня сказал: "Ради такого интернет должен быть". Он и раньше любил читать нашу переписку: в ней много не только интересного, но и полезного. Мне интересно твое мнение о Пушкине, но, если не захочешь отвечать, не обижусь. Если знаешь, кто не традиционно отзывался о его творчестве напиши. Слышала, Набоков и Бродский. Но еще не искала по интернету.

Безымянная Ольга   13.12.2009 04:01   Заявить о нарушении
Не знаю, как бы получше начать. Ну, всего Пушкина я не читал. Даже больше скажу (только сядьте): я так и не прочитал целиком ни "Онегина", ни "Капитанскую дочку". У него есть прекрасные мысли, есть и неочень. В плане выражения - если честно, поднадоело. В смысле его ямб. Пожалуй, гениальным я могу назвать, например, "Пророка", каменноостровский цикл (но это не его мысли), вступление к "Руслану и Людмиле", "Анчар", "Бесы" (разумеется, это далеко не все). А вот "Арион", "На холмах Грузии", песни западных славян, "К морю", некоторые стихи о 19-ом октября - по мне, так стихи стихами, не больше.

Конфутатис Малэдиктис   13.12.2009 21:09   Заявить о нарушении
Спасибо за откровенность. Я тоже многое из его произведений не осилила. Когда чересчур хвалят, у меня начинается обратная реакция - неприятие, непонимание, даже отторжение. Так было с Пугачевой. Когда она зазвездела, у меня возник токсикоз на нее. Я так и не приняла ее. Она прошла мимо меня. Понимаю, что я не достигну больших высот, но мне не хочется махать флагом вместе со всеми, в толпе, и повторять заезженные и ничего не значащие хвалебные слова. Может, во мне присутствует что-то нездоровое? Есть стихи, которые трогают душу, вызывают чувства. Возможно, они так легко не запоминаются, как пушкинские, но оставляют глубокий след. Ты можешь сказать, кто тебе нравится?

Безымянная Ольга   13.12.2009 23:35   Заявить о нарушении
Мне Пугачева нравится, но не вся. Да и нравится по-разному. У нее есть песни мудрые. "Старинные часы", например, "Где-нибудь" (Розенбаум написал). А есть просто такие, которые мне, например, на какой-нибудь праздник будет приятно послушать (даже "Кафешка" та же).
Кто мне нравится? Если Вы о классиках - военная Берггольц, частями Лермонтов, Тютчев и Фет, к Некрасову я охладел немного. Если Вы имеете в виду кого-то со Стихиры, это как правило некоторые произведения. Даже если из списка рекомендуемых брать, нет такого, кто нравился бы целиком. А из современных вообще - рекомендую (настоятельно) Нателлу Болтянскую. Зайдите к ней на сайт - там можно и тексты прочитать, и скачать mp3. Единственный автор, чье творчество мне нравится настолько (где-то 95%).
http://www.natel.ru/
Там раздел "Стихи и песни". Стихи тоже можно почитать, но я бы рекомендовал песни (можно и скачать - там значок есть).
Очень интересно узнать Ваше мнение.

Конфутатис Малэдиктис   14.12.2009 01:18   Заявить о нарушении
Вышла на сайт Наттелы и поняла, что я безнадежно стара, что задержалась на волне классики и новоявления не понимаю. Сразу попалось стихотворение со словом "хрен" и пропало желание читать дальше. Не принимаю подобных вещей. Песня качалась долго, впрочем, даже не качалась, а застряла надолго. Ждать не стала. Трафик плохой, а времени мало. Так что сказать ничего существенного о рекомендованном поэте не могу, но думаю, что уйдет в небытие, как многие, жившие рядом с гениями. А у Пугачевой действительно есть сильные вещи. Я была неправа. Был концерт, где пела она одна. Вся в черном. Хороший моноспектакль. Больше не встречался. Там звучала песня на стихи Пастернака "Зимняя ночь" (Свеча горела...) и другие хорошие произведения. Это было до появления на ее орбите Галкина. С ответом задержалась по той причине, что готовлю книгу стихов к изданию. До этого вышли притчи и сказки, теперь пришла очередь поэтическому сборнику. Вычитку закончила, скомпоновала, приступили к форматированию, надо сократить на 100 страниц (объем слишком большой - 600), будем пробовать путем "сжатия". Прости, если не порадовала с Наттелой, но, видимо, разные у нас вкусы, что естественно. Как-то висела внизу страницы (увидела у тебя) ссылка на мои две книги, созданные в соавторстве с филологом "Диктанты с комплексным анализом текста" и "Изложения". Вышли в издательстве "Айрис". Мне было бы интересно твое мнение, как филолога.

С уважением, Ольга.

Безымянная Ольга   17.12.2009 02:03   Заявить о нарушении
Я же говорил, надо было с раздела песен начинать: "Два голоса", "Предсмертный монолог", "Эврилика", "Ящик пандоры", "Седьмая саша". Вкус действительно имеет вес. А Вы какую песню скачать пытались?
Про книги можно поподробнее. И ссылки. Прочитаю - поговорим.

Конфутатис Малэдиктис   17.12.2009 02:43   Заявить о нарушении
Дорогой друг, поздравляю тебя с Новым годом! Желаю успехов во всех областях твоей жизни. Прости, что долго не писала: готовила сборник стихов к изданию. До праздника сдала в издательство, надеюсь, в феврале выйдет. Если ты сбросишь свой e-mail на мой isis@isis.ru, то вышлю тебе книги. Даю ссылки на книги, вышедшие в моск издательствах, которые были написаны с филологом. Ты просил, а я не смогла сразу сделать, так как, честно говоря, не умею этого.
"Диктанты с комплексным анализом текста"
http://isis.ru/Arh/Ruk_diktant.zip
"Методика работы над изложением"
http://isis.ru/Arh/Ruk_Izlozg.zip

С уважением, Ольга.


Безымянная Ольга   05.01.2010 17:20   Заявить о нарушении