Koе-что для кое-кого

 ДАВИД АВИДАН
 
 
 КОЕ-ЧТО ДЛЯ КОЕ-КОГО
 Избранные стихи 1952 - 1964
 
 
 
 
 
 МЕЗУЗА
 
 Прежде всего, как всегда, отчуждение,
 И лишь потом, если и вообще, признание.
 
 И сказал рав Брахья:
 Этот круг подобен глазу -
 Не видит человек от белого, что есть в нем,
 Но от черного.
 
 И сказал Святой, благословен Он:
 Если я создал тебе свет от тьмы -
 Нуждаюсь ли я в твоем свете?
 
 
 /Ваикра раба, Бамидбар раба/
 
 
 _____________________________
 
 
 
 
 ПРЕЖНИЕ СТИХИ
 
 ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ
 1957 - 1960
 
 ______________________
 
 
 
 
 
 
 ВВЕДЕНИЕ ВО ВСТУПЛЕНИЕ
 
 Рука избивавшая та же что смилостивится
 Обо всех избиенных. Но тот кто сжалится
 С затаенной тоской вспомнит день вчерашний
 Что миновал невозвратно. Никто не обиходит того
 Чья суть - неухоженность. Только понимание
 Протиснется как-нибудь и удержит падающую стену.
 И будет это, сдаётся, последний
 И первый долг. И кто-то уже страдает.
 
 
 
 
 
 НЕПОНИМАНИЕ
 
 Зачем ты спрашиваешь меня, почему
 Ты хочешь знать слишком много?
 Подожди. Очень скоро, в конце недели,
 Всё вдруг так определится,
 Что я, похоже, не узнаю своих рук и ног.
 Но, послушай, что ж ты такой ханжа,
 Что ж ты забываешь: не тебе решать, чему застывать
 И чему меняться. А сейчас - всё затерялось,
 Всё ныряет в тумане, не круглое и не квадратное,
 В несветящемся свете и в немрачной тьме.
 
 
 
 
 НОНКОНФОРМИЗМ
 
 Испокон веков все было известно.
 Колокола его отсрочили звоны
 До отбоя тревоги. Но
 Все было известно наперед.
 
 И тогда глина, из которой он лепит
 Объявила восстание и все развалилось
 
 Откуда появилась такая наклонность
 И кто выпустил ее без спросу
 Ведь все известно наперед
 И нет места для чудес
 
 Но тут-то глина - лепит из нее
 Восстала и пропало все.
 
 
 Бледная ночь опускается медленно
 На все эти затеянные забвения.
 И он знает что все они похожи
 И сходство это не меряно.
 
 Но глины - лепит он из них
 Различны все и что-то взорвалось
 
 
 
 
 НАПЕВ
 
 Солдаты просили спичку, спичку просили.
 По сернистым дорогам деревянные ноги стучали.
 Картон о картон, дерево о дерево. И тут, в мгновение,
 Не-последний ученый рав зычно сказал установление:
 "Если ничто не изменится здесь, то опять
 Побежденные вернутся на фронт стрелять".
 
 
 
 
 АГАДА В ПРОДОЛЖЕНИЯХ
 
 1.
 Старый отец наш добрый отец
 В свете промокшем вышел наконец
 Деревья рубить
 Воду носить.
 И околдовали его деревья
 И научили что любить а что ненавидеть
 И как не рубить
 И как не носить
 Совсем одному в свете промокшем
 2.
 Старый отец наш добрый отец
 Околдовал тогда воду очаровал
 И рассказал ей безбрежный рассказ
 С поучением-моралью
 Без конца.
 3.
 Безрукое дерево желтое дерево
 Околдовало их обоих чарами
 И пело им песню сухую, в потеках
 Смолы белой и влажной,
 Что не отличает зла от добра.
 4.
 Старинные чары доброе волшебство
 Околдовало тогда себя самого
 И с тех пор оно любит добрую смерть
 Хорошую смерть у которой есть конец.
 И любит с тех пор оно добрую смерть
 Которой приходит конец.
 
 
 НЕПРИНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА
 Месяц опускался спускался приземлялся
 И был у него единственный спускокурс
 А все говорили что нет беспутнее его
 Под небесами
 Но он таился скрывался исчезал
 Совсем как в те еще дни когда
 Был больше и теплее
 Раза в два
 Но они хулили его клеймили осуждали
 И передачи его отделяли браковали
 И ответственно заявляли что не станут
 Преследовать за тягу к падению
 И поэтому он вернулся вернулся вернулся
 Быть как прежде чудилой странным
 Половина его невидна половина его холодна
 А весь он - одно воздыхание.
 
 
 
 
 ПРОЦЕСС
 
 Белые воды просили отсрочки
 Побыть более темными. И тогда
 Пробежал по земле невиданный трепет
 И что-то в миг изменилось,
 И все-таки осталось в рамках
 Всегда дозволенных изменений
 В которых есть этапы и ступени
 И хитренькая редакционная правда.
 
 
 
 
 СИЛА ВОЛИ
 
 Человек умеряет свой трепет дрожащей рукой.
 Очень трудно быть спокойным содрогаясь.
 А в передышке есть маленькое наследие - родина.
 И еще меньшее - свидетельство о рождении.
 А за ним - тьмутаракань,
 Бездна меж двух фосфористых пределов,
 И она страдает его слабостями. Или же
 Она вдруг обольщает все препоны,
 И он в мановение ока становится мужчиной
 И всплывает на поверхность памятью чуткой своей
 Как раз между линией начала и могилой,
 И там он переворачивается с боку на бок.
 
 
 
 
 УБЕДИТЕЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ
 
 Забудь меня.
 Если ты веришь солнцу,
 Доверяешь цветам,
 Полагаешься на ветры -
 Забудь меня.
 Я родился в слишком деловом мире,
 Погруженном в расчеты и несчетные долги.
 Если бы я родился на пятьдесят лет раньше -
 Вероятно познакомился бы с самим собой
 При обстоятельствах куда более праздничных
 С другим свидетельством о рождении
 На толстой бумаге
 С готическим шрифтом.
 Жаль.
 Но сейчас
 Я сам за себя. Сам по себе. Сам друг.
 Только издали я слушаю гул старых барабанов.
 И барабанная шкура с трудом их выносит.
 И барабанная шкура с трудом их издает.
 Звуки.
 Тени.
 Звоны.
 А потом - всё настежь,
 Как перед потопом.
 
 
 
 
 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЛЕКЦИЯ
 
 После конца света наступит конец
 Всех концов. Всех лет
 И все камни всплывут из озер
 И долина забудет как взорвалась Большая Гора
 Прямо над ней укрывая низкой и плотной хупой
 И с тех пор ее называют Долиной Забвения.
 
 После конца концов наступит конец
 Всем летам, всем озерам всем раскинутым
 Хупам и этому синему кошмару
 Который давил угнетал и нечаянно-вдруг разгладился
 И забыл и забылся и потерял себя
 Среди этих забытых умов помнящих его имя.
 
 После конца хупам наступит конец
 Всем истертым горам всем высотам
 Которые задаются и по правде сказать всегда выдаются
 Среди хмурых вершин и легковесной долины
 Которая вдруг омрачилась ведь гроза
 Никогда не сподобится своего конца.
 
 После конца долин задуют ветра
 Во все стороны во все края
 И только сила их будет иногда расти-ослабевать
 Покуда станет чистой как камень в прудах
 Благословенных готовых к действию получивших власть свободы
 И это будет видимо конец постоянству.
 
 
 
 
 САМОЕ ПОСЛЕДНЕЕ
 
 Так всегда ждали этой минуты. С той поры,
 Когда все складывалось, устаивалось. Только кое-что
 Было чуть менее стабильным, чуть более крепким,
 Родилось без голоса и потому скрипело.
 Как будто иссякло масло на земле,
 Как будто всего его съела тощая земля.
 А потом с тихим жужжанием провезли то,
 Что оставалось во мраке.
 
 
 
 
 
 КОМПРОМИССНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
 
 Длинным и деловитым пальцем
 Устроили суть. Но какая-то мелочишка
 С вершок а туда же уперлась вдруг -
 Не я это мол, не я.
 И вот все канет в туман
 Стройными рядами, бес-просветно.
 
 Муссируют текущий момент и потом
 Извлекают его мечтательным пальцем.
 А он не просил, он не хотел чтоб так.
 Он уже уступил, он пристроился.
 Не подхвачен он стадом,
 Да и не будет. Во второй раз
 Достают его издалека. А он забудет.
 
 Но наконец достигнут огни
 От разных далей, а тьма
 Враз начнет предпочитать черноты,
 Как будто что-то действительно
 Опечалилось. За границей определений
 Не сможет он не восторгаться.
 
 


Рецензии