Археология
роется в домах,
покинутых давно,
выкапывая прах
иных порядков жизни,
с которыми теперь
не хочет жить никто,
поскольку вряд ли сможет
понятно доказать,
что, так живя – удачлив.
У знания вполне
Свои быть могут цели,
но знания догадка
куда повеселее.
Мы точно знаем: каждый -
от страха ли, любви -
Христа изображает
на стеле у могилы,
в которой похоронят.
Что беды, катастрофы:
разбуженный вулкан,
речные беспределы,
и в том числе – толпа
в неровном ожидании
рабов или наград -
всегда доступна глазу,
и мы убеждены:
как только сотворят
дворцы, их тирания,
уставши от пиров,
лакейства, казней, секса,
позёвывать должна
в своих опочивальнях.
Но разве по ядру
зерна сказать мы можем,
что скоро будет голод?
Должны подозревать
мы разве катастрофу,
когда исчезнет серия монет?
Быть может. Может - нет.
Со статуй или фресок
мы видим проблеск тех
вещей, которым Древние
смиренно поклонялись,
но с них нельзя увидеть,
с чего им приходилось
плечами жать, краснеть.
Поэт нас научил
своим поверить мифам,
но сам с чего их взял?
Вопрос довольно трудный.
Когда наш предок норманн
грозу слыхал, ужели
он думал: «Это Тор
ударил молотком…»?
Нет, скажу вам, в мифы
не верили древляне,
всегда их принимая
за жанр Небылиц.
Скажу, что их заботой
всегда был только повод,
чтоб ритуал свершить,
ведь только в ритуалах
мы можем скинуть маски
и целостными быть.
Не всякий ритуал,
одобрен целиком
быть может: есть и те,
которые ужасны.
И более всего
Бог не приемлет битв,
затеянных в надежде
угомонить его.
Кода:
Из археологии
мы можем уяснить
одну, по крайней мере,
мораль: весь школьный курс
истории нам врёт.
Тому, что подают
нам в качестве неё,
похвастать нечем.
То,
что из всего дурного,
что есть в нас, создано:
лишь благодетель – вечна.
Август 1973
Свидетельство о публикации №106011001958