Мастер и Маргарита

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
Она «несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут… И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет!»
«Любовь выскочила перед нами, как выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!»
«Ну что же… они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну легкомысленны… Ну что ж… И милосердие иногда стучится в их сердца… Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…»
«У меня больше нет никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал… Он мне ненавистен, этот роман… я слишком много испытал из-за него».
«Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».


Не знаю, как Вы, а я под впечатлением от анонсов, посвящённых начинающемуся сегодня показу телесериала по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Если весь фильм будет таким, как показанные отрывки, то, очевидно, он станет главной сенсацией уходящего года. Хотелось бы верить, что после провального безруковского сериала о Есенине режиссёр Бортко спасёт репутацию российского телевидения.
Особое место, похоже, в фильме будет занимать музыкальная тема. Музыку к фильму писал И.Корнелюк. Судя по продемонстрированным отрывкам, к своей задаче он подошёл с душой и написал что-то очень значительное...

День первый
1 и 2 серии
В целом впечатление благоприятное. Добротная работа режиссёра и актёров и просто хорошая музыка Игоря Корнелюка. Тут без вопросов. Именно музыка погружает нас в мистический мир романа…
О героях…
Воланд-Басиашвили… пока не плох, но и не хорош. Трудно сформулировать более точно своё отношение к игре актёра. Гложет мысль, что всё-таки хотелось бы большего… короче, не знаю, как Вам, а мне не совсем таким представляется Воланд. Слишком напоминает простого смертного…
Свита… хороша… больше других понравился Кот-Бегемот, а его изобразить в фильме, наверно, было непросто…
Пилат-Лавров… игра на уровне… нравится.
Иешуа… Гоню от себя мысль, что Безруков в роли Иешуа… это своего рода компромисс, на который режиссёр вынужден был пойти, чтобы получить возможность снимать фильм по «Мастеру…»
Каифа… убедителен.
Берлиоз… также.
Поэт Бездомный… соглашусь с мнением, что тут 100% попадание! В первых эпизодах фильма… Массовая сцена в Доме Грибоедова лично меня не убедила… Законченный атеист со свечой в руках и образом на шее в фильме смотрится как-то неправдоподобно.

Конечно, поразило полное отсутствие рекламы… прям бальзам на душу!
Согласен с Михаилом Горбуновым и Лиссой Алиссой.

PS: Кто-нибудь ответит Маришечке?

День второй
3 серия
Серия без Безрукова... так что некого критиковать (шутка).
Впечатлений почему-то немного.
Как-то быстро всё закончилось. Только приготовился смотреть, и...

Лиходеев, Римский, Варенуха, Босой... хороши.
Воланд... терпимо.
Бездомный... почти "отлично".
Ключевая глава романа - "Чёрная магия и её разоблачение". В фильме она, на мой взгляд, смазана.
Не уверен, что эпизод в варьете следовало перебивать перенесением действия в клинику Стравинского и появлением мастера.
Тем не менее серия закончилась именно этим.
Подождём до завтра...

День третий
4 серия
Эта серия ознаменовалась:
1/ чудесным окончанием сцены в варьете;
2/ появлением героев, чьи имена вынесены автором в название своего произведения.
Я не оговорился… окончание рассказа о сеансе чёрной магии в театре Варьете замечательное. Сыграно и снято, по-моему, блестяще. С компьютерными спецэффектами и жестоким реализмом.
Этого не скажешь об игре ключевых персонажей московских глав. Моё отношение к мастеру-Галибину ещё не определилось. А вот Маргарита никакая. Бледная копия настоящей. Маргарита в романе – женщина яркая, сильная, волевая, решительная. Именно такой была Елена Сергеевна Шиловская, оставившая преуспевающего супруга, едва не оставшаяся без детей (Шиловский далеко не сразу смирился с потерей жены) и ушедшая к гонимому Булгакову, без которого, как впоследствии написала Е.С., «для меня не было бы ни смысла жизни, ни оправдания ее». Личность и характер последней жены, как известно, определили характер героини пр-я. А киношная Маргарита - бледная, сентиментальная и без «огонька» в глазах.
Может, исправится?!

День четвёртый
5 серия
Рубикон перейден.
Половина фильма позади.
Пора подвести предварительные итоги.

1. Фильм смотрит каждый второй россиянин в возрасте от 18 лет. И ещё бог знает сколько за пределами страны. Это настолько важный момент, который трудно переоценить. Следует ожидать всплеска читательского интереса к роману и ко всему творчеству Булгакова. Книгоиздатели, Вы готовы удовлетворить возросший многократно спрос?

2. Фильм Бортко демонстрирует настолько бережное отношение к тексту романа, что вызывает невольное уважение и симпатию. СПАСИБО!!!

3. Да, режиссёр отходит от булгаковского текста в интерпретации Воланда и Пилата, а действие московских глав из 1929 года переносится в 1937. Но это – своеобразная изюминка фильма, режиссёрское прочтение событий и героев.
Соловки у Бортко заменяются на абстрактные «лагеря», вводится в повествование работающий на органы «человек во френче», Римский приказывает Варенухе отнести папку с документами в НКВД, в театре висит весьма приметный плакат с надписью «Пятилетку за 4 года» (первая пятилетка была объявлена в 1929 году, то есть в книге такого плаката быть не могло).

Пилат… у Булгакова «скалит жёлтые зубы», у него «мёртвые» глаза, он зло усмехается – ТИРАН, губитель. Булгаковский Пилат ищет во всём только выгоду и избавление от боли. А в фильме Пилат – человек, который бессознательно стремится к добру…

Воланд… у Булгакова герой лет сорока с небольшим, в сером костюме. Брюнет. Разные глаза. Одна бровь выше другой. У Бортко Воланд в чёрном костюме, на вид лет шестьдесят пять, седой…

День пятый
6-я серия
Всё большее разочарование – от приёма сепии, использованном в фильме. В фильме отсутствуют краски, свойственные роману, в котором символика цвета играет исключительную роль. То, что было хорошо для «Собачьего сердца», как мне представляется, только вредит «Мастеру». В фильме слишком много ассоциаций с эпохой, в которую создавалось пр-е, и эффект сепии это впечатление только подчёркивает. Стоило ли так много времени уделять разоблачению сталинизма и оставлять на заднем плане разговор о тех вечных проблемах, которые ставятся и решаются Булгаковым и благодаря постановке которых, собственно, «Мастер» и стал одной из лучших книг ХХ столетия?
Главное ведь – это разговор о ДУШЕ человека, какая она! Поддаётся ли преображению? О том, что наши понятия о Добре и Зле относительны и условны и что конечная ЦЕЛЬ – не уничтожение зла, а бесконечное движение по пути Великой Эволюции к Идеалу, который недостижим, но который вместе с тем является Абсолютным и Прекрасным? То, что играть героя, на примере которого Булгаков доказывал данную мысль, было поручено актёру, который изначально в восприятии зрителей ассоциируется с бандитом из нашумевшего боевика, конечно, делало решение этой задачи невозможным… Где глубина погружения в МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ глубины зла и показ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ изъянов души человека, свойственные роману? Зло в фильме какое-то НЕНАСТОЯЩЕЕ, совсем НЕ СТРАШНОЕ И НЕ ЗЛОЕ. Чего стоит одна лишь Гелла – в романе вампир, а у Бортко просто голая баба, и всё!
Я, конечно, могу ошибаться. Сколько людей, столько мнений. Но у меня по окончании 6 серии впечатление именно такое… Что мы в ней, этой серии, увидели?
Вначале – аресты, НКВД… сцены разоблачения нечистых на руку героев… Азазелло и Маргарита на фоне похоронной процессии. Азазелло, по-моему, был великолепен, чего не скажешь о Маргарите. Затем минут 10 Маргарита хохотала и ещё минут 10 громила квартиру критика Латунского… Да! Совсем забыл упомянуть о такой «важной» подробности, как её беседа в обнажённом виде с соседом. А вот действительно значимый момент романа (поступок горничной Наташи, последовавшей примеру хозяйки и воспользовавшейся кремом Азазелло и объяснившей свой поступок словами «Ведь и мы хотим жить и летать!», остался за кадром. По крайней мере, пока. А ведь Булгаков тем самым смещал акцент с представления о жертвенности как исходном мотиве поступка Маргариты на другое (продаёт-то она свою душу дьяволу не столько и не только потому, что хотела увидеть мастера, а потому что «любая женщина в мире мечтает об этом», в смысле, продать душу дьяволу (Азазелло)…)
Я, конечно, понимаю, что перед режиссёром стояла во многом неподъёмная задача, но всё-таки…

PS: Слова благодарности хочется сказать интересному поэту и просто доброму человеку Владиславу Сергееву, без участия которого в данном проекте обсуждение не стало бы таким широким и значимым. СПАСИБО!
Адрес его странички:
http://www.stihi.ru/author.html?vserg

День шестой
7 серия
Наташа всё-таки произнесла заветную фразу: «Ведь и мы хотим жить и летать!» Но от этого не легче. Гоню мысль: стал ли бы я смотреть этот фильм, если бы он не вызывал у меня ассоциаций с любимой книгой? (Шутка). Наверно, так говорить нельзя, режиссёр и актёры старались…
Поблагодарим Сергея Какова за историческую справку по поводу плаката «Пятилетку за 4 года».
Как всегда, остроумны и точны в своих суждениях Алегарф и Frank.
Очень хорошо о «попсовости» в Маргарите написал Скуратов Александр.

Серия эта, собственно, была посвящена подготовке бала и самому балу.
Она напомнила мне языческие игрища на празднике Ивана Купалы и знаменитый телепроект, в котором звёзды тусуются на необитаемом острове. Тоже романтическая обстановка, ночь, костёр… И Леонид Ярмольник в качестве ведущего.
Может, ему и стоило предложить сыграть роль Воланда?!

День седьмой
8-я серия
Фрида прощена.
Магарыч наказан.
Варенуха перестал быть вампиром.
Мастер и Маргарита воссоединились.
«Никогда и ничего не просите у тех, кто сильнее Вас. Сами придут и сами всё дадут!»
«Рукописи не горят!»
Иуду зарезали, а тридцать иудиных сребреников подбросили Каифе.
Афраний говорит в фильме голосом Воланда-Басилашвили, а мастер – Безрукова-Иешуа.

PS:Берия (Человек во френче) в квартире № 50 никого не обнаружил.
Наверно, плохо искал!
Чтоб Берия, да не нашёл…

День восьмой
9-я серия
Мне понравилась.
Стал до конца понятен замысел режиссёра в использовании приёма сепии.
Как утверждает один из крупнейших исследователей творчества М.Булгакова, автор книг «Булгаков.Энциклопедия», «Три жизни Михаила Булгакова» и др., В.Соколов, в интерпретации автора «МиМ» современный мир – лишь жалкая пародия на происходившее на заре становления современной цивилизации.
И это действительно так…
Мастер, через 1900 лет после казни Иешуа восстанавливающий правду о его учении, жизни и смерти, не дотягивает по силе Духа до последнего, так как оказался несостоятелен как борец и даже «не заслужил света». Никто из людей не вправе осудить мастера за слабость, проявленную в отстаивании истины, но это всё же была капитуляция, которая немыслима для Иешуа.
У Иешуа, хоть один, хоть и Левий Матвей, но был ученик, у мастера последователей нет. В древнем Ершалаиме прокуратора Иудеи Понтия Пилата – всесильного правителя – терзает чувство вины вследствие того, что послал на смерть невиновного, и он говорит «и ночью при луне мне нет покоя» - спустя 1900 лет эти же слова в советской Москве произносит душевнобольной…

Так вот, приём сепии и позволяет режиссёру выразить эту очень важную мысль. Сцены, происходящие в Ершалаиме, показаны в цвете, а действие в «московских» главах обесцвечено: надеждам на счастливое будущее человечества не суждено было сбыться…

Афраний выбросил кольцо – презент Понтия Пилата, Иуду он убивал тоже из идейных, а не меркантильных побуждений.
Сцены диалога между Пилатом и Левием Матвеем, по-моему, выписаны мастерски…
Лишним выглядит эпизод с приземлением самолёта и арестом Лиходеева.
Убедительны эпизоды погромов, учинённых Коровьевым и Бегемотом в торгсине и Доме Грибоедова.
Хороша также сцена разговора Воланда и Левия Матвея: всё, как у Булгакова!
В конце серии Азазелло поручено устроить мастера в соответствии с распоряжением Иешуа.
Ждём развязки!

День девятый
10 серия
Перевёрнута последняя страница...
В последней серии получили своё освобождение Пилат и мастер.
Мастер и Маргарита, убитые, но не умершие, как и положено, обрели покой. Только про "колпак" - "надевши свой засаленный и вечный колпак", - по-моему, не было сказано ни слова. Или я пропустил?
В эпилоге - ничего про укол из жидкости густого чайного цвета, который в каждое полнолуние делала Маргарита Иванушке Бездомному, превратившемуся в профессора Ивана Николаевича Понырёва - последнего она "избавляет" от угрызений совести одним поцелуем...


Рецензии
Да фильма Кары фильму Бортко ох как далеко! При всём моём уважении к Бортко, я, которая читала роман не менее 8-10 раз, не смогла смотреть эту 10-серийную галиматью.Воланд-Басилашвили просто никакой по сравнению с Воландом-Гафтом. ...Хотя отдельные моменты вышли неплохо, их так мало!

Татьяна Чернавина   28.06.2009 02:35     Заявить о нарушении
На это произведение написано 77 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.