3. Разноголосица

3.Разноголосица

3-й венок короны сонетов из книги "Гирлянда"

Multi sunt vocati, pauci vero
electi (лат.)
Много званных, но мало избранных.
(Евангелие от Матфея)


1

На поддоны и вымост подовый,
на стальные листы и кирпич
положу, как коренья и дичь,
как крутую замеску для плова,

заготовку в большой и махровый
нашпигованный рифмами спич.
Пусть смакуют москвич и томич,
и омич, и шофёр из Тамбова.

Перепутавши красный с зелёным,
я с автобусным местным талоном
влез под венчик троллейбусных дуг

и столкнулся с тамбовским законом.
Вот, припомнив тот давний испуг,
насыпаю сырьё — первозвук.


2

Насыпаю сырьё — первозвук
и боюсь изначальной ошибки,
а достанет ли к этой посыпке
однозвучных стыкующих клюк.

Строчка строчку потянет, и вдруг
лексикон скособочится в хлипкий,
уж никак не от сказочной рыбки,
а до дна опустелый сундук.

И, однако, усядусь под липкой,
порифмую, в сердцах и с улыбкой,
про себя и бубня, как индюк.

А взглянул: под любым эвкалиптом
жмутся кучки подобных пичуг
и у множества тиглей вокруг.


3

И у множества тиглей вокруг,
у каминного пламени в холле,
у костров на опушках и в поле
греют кисти старательных рук

громогласный поэт — политрук,
петушок в политической школе,
и горлан романтической воли,
и усердный келейный клобук.

Самой тёплой выходит консоль
у нежадных на сласти и соль
комплиментщиков жёнам и вдовам.

Те и девичий знают пароль.
А у топок, у самого зёва
держат жар псалмопевцы — Шишковы.


4

Держат жар псалмопевцы — Шишковы.
Ставят опыты, кто и верней
и понятней для новых ушей
извлечёт несуетное слово

из античной и средневековой
оболочки. Из груды костей
трансформаторы древних идей
экстрагируют гены живого.

Сумароковский с братией спор
и державинский пыл и напор
воскрешаются снова и снова.

Оживляется древний узор.
Но не любят манеры дедовой
Безыменские и Щипачёвы.


5

Безыменские и Щипачёвы
то бабахают около бухт,
то лелеют неопытный слух
возведением в образ святого

сострясателя старой основы.
Уж не знаю, в котором из двух
ярче виден лирический дух
партбюро и рабочей столовой.

На торговом дворе Безыменских
созерцал я поэта в степенстве
пиджака и непродранных брюк.

Знал его комсофлотские песни,
да не знал, под какой они стук
ублажают вождей и подруг.


6

Ублажают вождей и подруг!
Из немалого списка кумиров
в пестроте изобильного мира
их избрали акын и ашуг.

Безразлично, что север, что юг,
пёстрый запад, восточная лира —
воспевают короны, мундиры
и пыхтят от любовных потуг.

Восхваление страсти и власти
обещает реальное счастье
и страхует от лишних докук.

Набивается всяческой масти
(разделить августейший досуг)
легион Аполлоновых слуг.


7

Легион Аполлоновых слуг
осаждает Парнасские склоны,
врассыпную и общей колонной,
напрямую и делая крюк.

Тут Сократы словесных наук,
но в героях среди легиона,
лишь не шедшие общим прогоном,
отыскавшие собственный звук.

Прожурчав в унисон соловьям,
рядовое сливается в шлам.
Пышет вздутое вихрем суровым.

Жгла Цветаева, жёг Мандельштам.
Маяковский вдвоём с Гумилёвым
состязаются как сердцеловы.


8

Состязаются как сердцеловы
вдохновенный и смелый порыв —
и пустой плотоядный позыв,
вызов смерти — и всхлип пустяковый,

лик героя, достойный Кановы:
Прометей, Ильмаринен, Сизиф —
и изнеженный в холе калиф,
оратория - и босанова.

Повороты словесной игры
прихотливы, случайны, пестры.
Не ковчег. Не тесно. Не по паре.

На подъёмах Парнасской горы
предостаточно всяческой твари.
Стихотворная снедь — на базаре.


9

Стихотворная снедь на базаре —
нет дороже. Милей не найдёшь.
Нет дешевле — бери ни за грош.
Сто загадок в словесном товаре.

Разжужжался летучий комарик.
Расшумелась высокая рожь.
Ненароком и сам запоёшь
и товарищу песню подаришь.

Где бы ни был, куда бы ни шёл,
в детстве, в зрелости, весел и зол,
песня — в помощь, взбодрит, не состарит,

награждает гудением пчёл,
мощным ливнем в душевном пожаре,
мелочёвкой в расписанной таре.


10

Мелочёвкой в расписанной таре
обернулась вся масса словес,
поступивших в разлив и развес
на раздачу в постбрежневской сваре.

Носорогом навстречу сафари,
сокруша догматический пресс,
разыгрался горячий протест
и, стреножен, смирился в амбаре.

Монотонность предписанных гимнов
сметена пестротою старинных
и новейших хоралов и слав.

Был гвоздичник. Запахло жасмином.
И посыпались вдруг, замелькав,
леденцы на шарап для раззяв.


11

Леденцы на шарап для раззяв —
вольный выбор, обильная гласность.
поглощай анекдоты и басни.
окружайся эскортом шалав.

Наделённые массою прав,
мы сквозь пальцы глядим на опасность:
разбухая, до площади Красной
дотянулся нацистский анклав.

Так, глядишь, и под бодренький марш
обратим демократию в шарж,
запалим и удушим в пожаре.

Вот и слушаю песенный фарш
в непроцеженном репертуаре,
сам в певучем ударе-угаре.


12

Сам в певучем ударе-угаре
в продолжение строгих времён
монотонным хорам в унисон
препослушно бряцал на кифаре,

регулировал гриф на гитаре,
подправлял неестественный тон,
ретушировал взвизги и стон
и сомненьем себя не мытарил.

Пел да пел, а другие хористы
из прославленных, видных и истых,
капельмейстерский кризис прознав,

замышляли шампанистый выстрел
для финала: струю в архитрав
и в сумбур беззаботных забав.


13

И в сумбур беззаботных забав,
как рефрен, залетают гранаты.
Жал Хуссейн. Расширяется НАТО
и готовят ракетный пиф-паф

предводители тёмных орав.
Вот сиди, подводи результаты:
девальвация, кражи, растраты,
а всеобщий достаток дыряв.

А виновник утруски-усушки,
как всегда, не иначе как Пушкин,
длиннонос, рыжеват, кучеряв.

Идеологов ловят за ушки.
Так и я в уличающий тяв
добавляю звенящий состав.


14

Добавляю звенящий состав
прямо в шихту для будущей плавки.
В картотеке готовы заявки.
О заказах гудит телеграф.

В куче лома кайло и бурав,
кулачки, торсионы, оправки.
Погоди, побежит по канавке
всё, что ныне пошло в переплав.

По весне с пробуждением верб
обновляются гимны и герб,
а поэтому кто ж застрахован:

всё там ляжет: и молот, и серп,
и воскресший орёл двухголовый —
на поддоны и вымост подовый.


15

На поддоны и вымост подовый
насыпаю сырьё — первозвук.
И у множества тиглей вокруг
держат жар псалмопевцы — Шишковы.

Безыменские и Щипачёвы
ублажают вождей и подруг.
Легион Аполлоновых слуг
состязаются как сердцеловы.

Стихотворная снедь на базаре
Мелочёвкой в расписанной таре,
леденцы на шарап для раззяв.

Сам в певучем ударе-угаре
и в сумбур беззаботных забав
добавляю звенящий состав.

1999-2000 гг.


Рецензии
Привет, Владимир, ещё раз благодарю Вас за замечательную работу – мастер-класс!

«Стихотворство — защитное средство
не от козней дурного соседства,
не управа на чей-либо нрав —

способ выбраться, взмыть, оглядеться,
свой же собственный пыл отстояв
от циничных духовных потрав». 7-й Венок из Вашей работы.

Вчера выставил после вторичной правки свою Корону венков сонетов, присвоив ей новое название «От Менделеева до Кюри». Убедился в своей правоте: «Я имею право писать отзыв на чужую работу, лишь создав что-то аналогичное!». Ваша работа не вызывает досады неизбежными для венков повторами, наоборот, её «вкусно» читать!
**
Что хочется отметить в Вашей Короне?
Удачные сюжетные цепочки в венках;
Богатство словарного запаса;
Практически полное отсутствие глагольных рифм;
Обилие исторических образов.

Сергей

Сергей Таллако   05.06.2023 16:49     Заявить о нарушении
Сергею Таллако
Дорогой Сергей ! Большое спасибо за Ваше письмо. Я очень рад, что вижу в Вашем
лице настоящего достойного соратника. Вы завершили большое нелёгкое дело, которое надолго останется предметом внимания и общей памяти. Я постараюсь познакомиться с Вашей работой при первой же возможности. А пока - несколько слов о моих делах. Дожил до девяноста, но на ногах и продолжаю заиматься стихами, в основном перевожу с английского. "Корона" у меня одна, но вместе с ней всего набирается около полусотни сонетных венков. Коллекционер и ценитель этой поэтической формы Сергей Александрович Луговцев непременно будет рад приобщить Ваш труд к своему собранию. Сославшись на его редактуру и использовав его иллюстрации, почти все мои венки - без моего ведома - сейчас рекламирует и продаёт американское издательство Lulu.com ( ? - Barnes & Nobles), что стало для меня полной неожиданностью. Издание небрежное, вызывающее досаду, но - с другой стороны - это новый выход на международный книжный рынок. Так что даже не хочется протестовать. И очень любопытно, как это вышло, зачем и по чьей инициативе и подаче получилось. Так что мы с Вами, пожалуй, занимаемся совсем не мелким незаметным делом. Хороший стимул не стареть и не унываать. С уважением и блодарностью за Ваше внимание. ВК

Владимир Корман   05.06.2023 19:34   Заявить о нарушении
Владимир, добрый день, благодарю за отзыв! Очень признателен, что Вы обнаружили потерянные мною три строки в восьмом сонете первого стартового венка (исправил). Это верный признак, что работу читал мастер, а не верхогляд!
Позвольте добавить несколько строк к своему Вам ответу! Вы пишете мне: «В отличие от Вашего деда мои родители были простыми рабочими людьми без существенного образования и никакой политикой не занимались». Могу согласиться – моя мать и мой отец тоже сделали себя сами. Не рабоче-крестьянское происхождение моих дедушек и бабушек лишило возможности получить высшее образование их детям. Отец даже выработал своеобразную манеру почерка, где нельзя было отличить буквы «а» и «о». чтобы избежать упрека его в безграмотности. Плюс – война, опять не до интегралов было.

Меня удивило Ваше упоминание Луговцева и американской фирмы:
«Сославшись на его редактуру и использовав его иллюстрации, почти все мои венки - без моего ведома - сейчас рекламирует и продаёт американское издательство Lulu.com ( ? - Barnes & Nobles), что стало для меня полной неожиданностью. Издание небрежное, вызывающее досаду, но - с другой стороны — это новый выход на международный книжный рынок.»
Что это за «небрежная американская лавочка»? Луговцев в обмен на мой адрес предлагает мне «электронную книжку-листалку»? Он имеет (как мы с Вами) представление о трудоёмкости создания Короны? Он имеет полномочия от американцев на заключение авторского договора в России, или это чистой воды лохотрон? США – Украина – Россия? Где будут искать концы наши с Вами наследники, если что?
С симпатией
Сергей

Сергей Таллако   08.06.2023 11:27   Заявить о нарушении
Cергею Таллако.
Сергей ! Сожалею, что только сейчас, не сразу, а больше чем через месяц прочёл
Ваши замечания об американском издании моих "венков". Я уже успокоился и махнул
рукой на этот казус. На несколько моих недоуменных вопросов я пока не получил в
ответ ни слова. О чём-то спорить бесполезно. Средств, чтобы привлечь адвокатов у
меня нет. Лишние хлопоты в моём возрасте обременительны и бесполезны. Наследники - сын и дочь - не считают это небрежное издание настоящей книгой. По их мнению это простая распечатка попавшегося текста. Сергей Александрович Луговцев - ответственный добросовестный человек и настоящий подвижник в деле изучения и популяризации сонетных венков как особой поэтической формы. Думаю, что никакой
связи с американскими издательствами у него нет. Мне он сообщил, что сам будет
разбираться - по возможности - с обстоятельствами дела. Со мной за истекший месяц он в связь не вступал. Вряд ли и для него будет не просто что-либо распутать. Кстати, хочу сказать, что автор я - не профссиональный и никогда никаких материальных выгод за свои издания не получал. Так что мне и в этом случае лучше сохранить спокойствие и, если так пошло, порадоваться по случаю
полученной рекламы. От души желаю Вам во всём доброго успеха и здоровья. ВК

Владимир Корман   08.07.2023 02:18   Заявить о нарушении
Сергею Таллако: Вряд ли и для него это будет просто. Исправляю ошибку... ВК

Владимир Корман   08.07.2023 02:24   Заявить о нарушении
В Википедии пишут, в частности: «Камаринская — одночастная увертюра Михаила Ивановича Глинки, написанная в 1848 году в Варшаве. Тоскуя по родным краям, Глинка начал вспоминать русские народные мотивы». Заметим, не потрудившись сослаться на имена их авторов. Во времена Глинки Сергей Луговцев назывался бы собирателем русской народной мелодистики (или фольклора), ибо, в самом деле авторы мелодий или текстов оставались безымянными. Но заимствование в наши дни у живых авторов вызывают вопросы об авторском праве. Например, при составлении альманахов. Публикация работ без ведома автора, да ещё и в стране, мягко говоря, не дружественной родине автора, говорит, что Сергей Луговцев на своей машине времени заехал не в ту историческую эпоху и плохо ориентируется. 200 сонетов, упакованных в корону венков, за книжку-листалку??! Ну-ну!
Дело ясное, что дело тёмное.
Сергей

Сергей Таллако   08.07.2023 07:01   Заявить о нарушении
Cергею Таллако
Сергей Илларирнович ! Ваше доброе внимание, интерес и сочувствие мне очень дороги, и спасибо за Вашу вдохновенную и трудолюбивую поэтичкскую работу. И спасибо за Ваши сочуственные письма. Но сейчас хочу ещё раз сказать, что я Сергея Александровича Луговцева ни в чём не подозреваю. Это очень симпатичный серьёзый и заслуженный человек. Всё то, что он делает - это квалифицированное и доброе дело. А в случившемся неудачном издательском казусе он неповинен. Откуда тут ноги растут, я покамест не знаю. Больше того, я не склонен подозревать в чём-то враждебном даже и американцев. У них был какой-то совсем другой, может быть, коммерческий расчёт. Моя фантазия пока мне ничего не подсказывает. Может быть, просто заинтересовались стихами, на которые не хотят обратить внимание российские книгоиздатели. ( ? ? ? ). Какое-то пока не разгаданное чудо. ВК

Владимир Корман   08.07.2023 21:16   Заявить о нарушении
Владимир, мы с Вами – понятные друг другу авторы и читатели, и Ваши, и мои работы – на виду. Посмотрите оглавление Луговцева: как составить мнение о нём как авторе? Я дал на его страницу список линков на ряд моих венков. С его страницы они исчезли без комментариев, дальнейшая реакция своеобразная: «Не забудьте скинуть мне ваш адрес, когда окончите корону! Я вам вышлю книгу-листалку». Я продолжаю выставлять главы, Луговцев безмолвно появляется и исчезает на моей странице. Возникаете Вы и заверяете меня, что Луговцев – достойный внимания и похвалы человек. Не спорю, но я «не люблю, когда меня держат за болванчика в польском преферансе», - говоря языком Штирлица из «17 мгновений весны».
Сергей

Сергей Таллако   08.07.2023 22:26   Заявить о нарушении