Мастерство и Вдохновение о пис. Эрих Мария Ремарк

...Творчество одного из видных представителей немецкой прогрессивной литературы Эриха Марии Ремарк развивалось в период сложнейших исторических условий. Первый роман замечательного писателя был опубликован в 1929 году. В этот исторический период времени Гитлер готовился к победе над миром.

...В основу книг Э.М. Ремарка легли периоды нескольких десятилетий мировой истории, включая первую мировую войну, приход к власти фашистов в Германии, послевоенные события. Роман "На Западном фронте без перемен" был опубликован в 1929 году. Эта прекрасная книга была сожжена на костре гитлеровской инквизиции под шум геббельсовского лозунга: "За литературную измену солдат мировой войны!" (По материалам книг и газет). Самого Ремарка нацисты лишили прав немецкого гражданства. С 1931 года писатель живёт в эмиграции, в поисках пристанища исколесив немало стран: Швейцарию, США, Францию и вновь Швейцарию.

...Ремарка преследовали нацисты гитлеровской Германии, травила реакционная пресса ФРГ за его писательскую деятельность. За сорок лет своего творчества писателем были созданы романы: "На Западном фронте без перемен", "Время жить и время умирать", "Три товарища", "Возвращение", "Триумфальная арка", "Чёрный обелиск", "Жизнь взаймы", "Ночь в Лиссабоне", "Тени в раю". Ремарк возненавидел милитаризм, он потерял уверенность в завтрашнем дне, радость жизни; его герои одиноки, не устроены в жизни, но могут любить и любят, не имея при этом ни права, ни условий завести семью, и, тем более, детей. Характеры, нарисованные Ремарком, хорошие, но очень разобщенные люди, отдающиеся скепсису, признав своё одиночество и моральную опустошенность. Однако, ни один главный персонаж Ремарка не становится на путь предательства, потери человеческого достоинства, или самоубийства. Все его герои готовы прийти на помощь страдающим людям, несмотря на личную опасность. Все они ненавидят фашизм, сопротивляются ему, любят жизнь и пытаются защитить её. Герой Ремарка отверг отрицательное в обществе, но не увидел положительных сил, приняв лишь страдания индивида, который делится своими мыслями только с очень близкими людьми.
 
...Так возник в литературе термин *ремаркизм*, означающий горькое одиночество. Главный персонаж романа "На Западном фронте без перемен" Пауль почувствовал на войне девальвацию идеалов, проповедуемых прессой, церковью, ощутил отвращение к фальшивым лозунгам и громким фразам, понял бессмысленность смерти юношей в окопах, но не вышел из состояния внутренней оппозиции на путь борьбы. Он бесцельно погибает в один из тех дней, когда верховное командование сообщило:"На западном фронте бес перемен!". Роман Ремарка - открытое обличение войны, хотя в эпиграфе писатель пишет: " Эта книга - не обвинение и не исповедь. Это только попытка рассказать о поколении, которое война уничтожила, о тех, кто стал жертвой, даже когда избежал пуль" (По материалам книг и газет).

...Герои Ремарка могли бы быть опорой нации, но вынуждены брести по жизни, одолеваемые тоской, безнадёжностью, скептицизмом и нищетой. Они не приняли фашизм, но не оказали сопротивления ему. Их путь - это путь обособленной личности, которая не мешает ни милитаризму страны, ни экономическому кризису, ни всеобщей инфляции денег и духа. Ремарк-гуманист не мог погрешить против силы художественной правды. От лица "потерянного поколения" он пишет: "Мы хотели бы воевать против всего, что определило наше прошлое, - против лжи и себялюбия, корысти и бессердечия; мы ожесточились и не доверяли никому, кроме таких, никогда нас не обманывавших сил, как небо, табак, деревья, хлеб и земля. Но что же из этого получилось? Все рушилось, фальсифицировалось и забывалось. А тому, кто не умел забывать, оставалось только бессилие, отчаяние, безразличие и водка. Прошло время великих мечтаний. Торжествовали дельцы, продажность, нищета" (По материалам книг и газет).

...Э.М. Ремарк раскрыл трагедию немецкой молодёжи. В последних своих романах Ремарк показывает героев, которые начинают оказывать сопротивление фашизму, но часто и они действуют как одиночки ("Триумфальная арка", 1946, "Время жить и время умирать", 1954, "Чёрный обелиск", 1956). Сам писатель к концу войны пришёл к выводу, что борьба необходима: "За всё, что случилось, я чувствую в какой-то мере и личную ответственность. Ведь я тоже немец. Я должен был что-то сделать" (По материалам книг и газет).

По материалам книг, журналов, газет.
На основании статей Е.А. Быкова, Л.К. Оляндэр,
Л.П. Смольянова, Е.Г. Сухомлина, В.Н. Лапенко,
С.П. Лупия в литературоведческих изданиях 80-х годов.

Дополнительные материалы:

1. Харитонова М. Герой Ремарка в поисках опоры// Ремарк Э.М. Триумфальная арка.- Москва., 1982

2. Венгеров Л.М. Зарубежная литература. 1871 - 1973 : Взгляды и портреты. - Киев., 1974


Рецензии