Эзотеризм в поэтическом творчестве

ч.1 ( записки сумаздравствующего )

Памяти Гурджиева П.Г. и Скрябина А.Н. посвящается…….

В начале было Слово, и Слово было у Бога,
и слово было Бог.
Иоанн Гл.1 Ст.1.

Периодически перечитывая массу современных ( и не очень ) авторов у меня возникает недоумение, если не сказать изумление, по поводу их уверенности в собственной уникальности.Сутью этого утверждения является уверенность в якобы а б с о л ю т н о й независимости поэтического творчества от религиозно-философской составляющей. Наши поэты почему-то твердо убеждены, что не интересуясь философией и религией, они избавят свою “нетленку” от присутствия незримого Б о г а . Читая рецезии и лично общаясь с подобными людьми, всегда слышишь одни и те же слова, читаешь одни и те же фразы: “я не интересуюсь религией ( философией, эзотерикой…) , поэтому мои стихи…. “ - дальше следует перечень того, почему его творения избавлены от ненужного, на взгляд этого автора, религиозно-философского зерна. Вирус этого атеистического заболевания настолько распространен, что среди тысяч современных поэтов, едва ли найдется несколько десятков, не зараженных этой анти-религиозной заразой. Но тем не менее, говоря о внешней стороне вопроса, эти поэты не избавляют свои шедевры от содержания, которое безусловно вовсе не зависит от их человеческих потуг, а определяется персональной авторской с у т ь ю , произрастающей из индивидуального авторского мировоззрения и внутренней философии пишушего. Зерно религии, скрытое от посторонних глаз, незримо присутствует в к а ж д о м произведении л ю б о г о автора. Эти, казалось бы туманные, рассуждения обретают вполне конкретное содержание, если взглянуть на них под несколько неожиданным углом зрения. Обычно, анализируя плоды поэтического творчества, смотрят на размер, рифму, оригинальность, занимательность, игру слов и. т. д, то есть уделяя внимание опять таки лишь внешней стороне - ф о р м е. Некоторые читатели, обладая врожденной или благоприобретенной восприимчивостью, вкусом и чувством прекрасного, обращают внимание на то неуловимое, что исходит от стихов при их прочтении. Эти люди ощущают, что форма сама по себе не несет н и к а к о й существенной информации о КАЧЕСТВЕ литературного произведения. Они говорят о “ душе “ стиха, рассматривая его как единый “живой организм “, им видятся “незримые тени “,слышатся “волшебные звуки”… Но от обладающих “ тайновидением “ ничего кроме маловразумительных эпитетов мы не дождемся. И их не в чем упрекнуть, кроме как в отсутствии дОлжного механизма формализаци этих своихсверхчуственных ощущений . Тем не менее механизм этот существует давно. В начале XX века наш соотечественник Гурджиев создал теорию существования объективных законов искусства. Его концепция базировалась на двух постулатах.Первый из них – р а с т в о р е н и е. Говоря современным языком – это абстрагирование от несущественных деталей окружающего мира, вхождение в некое новое состояние сродни состоянию медитации. Отсюда становятся ясны все разговоры о творческом “вдохновении “. экстазе , и т д …. Без этого создать стОящее произведение невозможно, все что будет написано, будет исходить “из головы “. Многие авторы, достигшие определенного уровня мастерства в работе с формой, не придают значения этому правилу и тяжко расплачиваются за это. Не отсутствием читателей, а тем , что раз ступив на путь оппортунизма, они впадают в дешевый искус псевдовыразительности, избавиться от которого весьма сложно. “Привычка – вторая натура” - таким образом начинают штамповаться стихи, ничего общего с искусством не имеющие ….Начинающие авторы, не искушенные в “играх с формой “, как правило более искренни и даже многочисленные корявости в написАнии не мешают восприятию с у т и их произведений, создавая дОлжное впечатление и заражая читателя эмоциями автора. В следующих частях этой статьи я приведу конкретные примеры стихотворений, сейчас же хочу сказать о
причинах частого увлечения формой, в ущерб первозданной с у т и. Тут прежде всего надо сказать о
мотивах, побуждающих автора к написанию того или иного произведения. Если поэт пишет стихи потому, что
ему н а д о написАть, он должен это сделать (по причине больного честолюбия, привычки, необходимости публикации или другим ), то это наихудший вариант. Родившееся “творение” едва ли проникнется “божьей искрой “, в лучшем случае оно просто будет содержать сиюминутное состояние автора, часто вполне патологическое.. Для написания талантливых произведений необходимо проникнуться сильной эмоцией и войдя в творческое состояние умело отразить его. Причем отразить так, чтобы читателю при прочтении п е р е д а л и с ь ощущения, эмоции автора, имевшие место в момент написания стихотворения. И чем более точно поэт
с м о д е л и р о в а л свой эмоциональный мир, чем сильнее сжал и передал свои чуства , тем выше ценность его произведения. В этом и заключается секрет успешности стихотворений, написанных на “одном дыхании “ , экспромтов. Подвергая свои произведения бесконечным “творческим “ правкам автор часто до того заигрывывается с формой, что под ней порой не разглядеть изначально заложенного зерна, ДУХА. Тесные, пестрые одежды регулярно напяливаемые усердными “работниками пера”, наносят огромный вред т е л у т в о р е н и я . Ленивый читатель едва ли станет докапываться до сомнительной с у т и , так тщательно скрываемой под пышными одеждами красивости. Увидя кричащий фасад и “словив кайф “ он стремительно побежит дальше к очередной красивой пустышке. Ему вовсе нет охоты заниматься тщательными “литературоведческими раскопками”. Так наши авторы становятся изяшными, модными портными, подмастерьями писательского конвейера, "на ура" выдавая литературный п р о д у к т доверчивой публике. А бедолага-читатель, уставший от бесконечных метаний между кричаще раскранных фасадов, постепенно проникается мыслью о “талантливости “ и безусловной н е о б х о д и м о с т и создания подобных “ шедевров “. Такой п о з о р н о н а ч и т а н н ы й индивидуум вскоре становится рьяным защитником искусства подобного рода и окончательно впитав все необходимые штампы и, утратив первозданное чуство правды жизни и всяческий художественный вкус, гордо встает в ряды “любителей прекрасного “. Хуже всего, если, нахватавшись верхушек, данный субъект становится профессиональным критиком. Но это тема отдельного нелицеприятного разговора…..

ч.2 ( ИГРА В БИСЕР )

Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься .

Матф. гл.7 ст. 37

Сартру Ж.П. и толпе его многочисленных последователей посвящается…

Наш современный поэт, не смотря на весь его атеизм и периодически не
к месту выпячиваемый материализм, в душе своей настоящий иезуит и мистик.
Если бы он только мог заглянуть в глубины собственного подсознания, он увидел бы там ( кроме стандартного набора человеческих иллюзий ) попытки поиска собственного Я, бесконечные метания по дебрям человеческих страстей, постоянные войны света и тьмы.
Но если в древности поэты и мистики были всецело заняты своим духом,
наш отягощенный надуманными делами и вечно спешаний в никуда современник забросил и свое тело.Он слишком слаб и чересчур занят для того чтобы одержать победу над раздирающими его душу бесами и неспособен подниматься к новым творческим вершинам .
Да и куда ему, он еле-еле успевает в погоне за мнимыми ценностями, вбитыми
ему в голову образованием, воспитанием и общественным мнением, растрачивая
на это последние остатки своих скромных сил…

Слабосилие плохой проводник и еще более худший двигатель, но …..

Но зато он свято уверен в своей способности “создавать”.
Презрев своих предшественников и гордо махнув рукой на весь
многовековой опыт человеческой деятельности он, впадая в классический нигилизм, за редким исключением, повторяет печальный опыт своих,так успешно забытых им предков. Уверенный в собственном поступательном движении, он на самом деле топчется на одном месте, находясь при этом не выше, а значительно ниже своих презренных предшественников.
Наш вечно занятый, нервный, в массе своей малообразованный совре-
менник и в подметки не годится дворянским аристократам прошлого. Апологеты
литературы 18-19 веков помимо дворянского происхождения, регулярного
дохода и великолепного образования имели ДОСУГ, бесусловно необходимый
для создания сколь нибудь стОящих вещей. Они , будучи материально обеспеченными людьми творили , исходя исключительно из внутренней потребности,
часто уходя для этого от мирской суеты или ведя нелегкую отшельническую
жизнь …. Несмотря на свое высокое положение в обществе эти люди часто
были готовы на всяческие лишения и даже гонения за свои убеждения. Многие
из них будучи искренне верующими людьми , незаметно, но неуклонно несли своим читателям свою здоровую мировоззренческую тенденцию.

Экзистенционализм – бесконечное самопережевывание – вот подлинное
занятие большинства современных поэтов.Не имея сил, времени и желания на
необходимое самосовершенствование и не видя новых путей своего развития, они
идут проторенными путями пессимистов начала двадцатого века, играя в бисер с
самими собой , вываливая на читателя осколки собственной, как правило больной самости, заражая окружающих унылым мировосприятием и воспитывая дурной вкус .
При этом наносится безусловный вред психике читающего, но до этого
ли нашим творцам ? В бесконечной погоне за созданием псевдо-новых творений они потеряли всяческую ответственность не только перед Богом, но и перед самими собой …
Участвуя в бессмысленной гонке, творцы современной “нетленки “ окончательно утратили всяческое видение и зациклились на своем внутреннем мире, малочисленные куски которого они еще как-то способны отразить, но в бесконечном разнообразии которого не в состоянии разобраться.
Вечные темы их не интересуют – тернистому пути на вершину они предпочитают монотонное трепыхание в унылой трясине повседневной банальности.Просто прекрасное их уже не трогает, им подавай вычурные образы, взятые из уродливо нарисованных больным воображением искусственных миров. О цельности созданных ими картин говорить естественно не приходится – они скорее напоминают обрывки шизофренического бреда или миражи накурившегося анашой “гуру”, желающего познать неведомое, а вместо этого опустившегося в нижний астрал собственных плотских переживаний….
Вибрации их творчества настолько грубы, что у тонкого и не готового к грубости ценителя вполне способны вызвать очень неприятные ощущения раздробленности и дисгармонии или хуже того направленной агресии….
Обществу уже давно пара задуматься над воздействием литературного творчества на массовое подсознание людей и оградить их самой жесткой психо-патологической цензурой. Но общество не созрело для этого – оно скорее будет защищать капиталовложения и политические интересы государства,чем психическое здоровье своих граждан…

Лучшие представители “поэтического экзистенционализма “ максимально очистив свои творения от “шумовых эффектов “ диссонирующих эмоций и слегка поднявшись над среднем уровнем низкоэнергетических стихов, избавляют читателя от патологеских ощущений, но едва ли пригодны для “удобоворимого” потребления. Тем не менее эти произведения, являющиеся лучшими из худшего - признаются шедеврами и безусловными образцами современной поэзии, претендующими на звание “современной классики “.

Впрочем все это скорее слепки массового подсознания, формирующегося в условиях анархии царящей в Росии после краха коммунистического режима. Люди впитывают мироззрение безсистемного шатания , формируемое кучкой олигархических групп, преследующих собственные клановые цели .
Бегство в экзистенционалистский индивидуализм – страусиная
реакция на окружающее. Это путь без конца и цели – дорога в
наркотический мир. Но не надо забывать, что другие страны столетие назад прошли через такие же массовые настроения, мы же сегодня лишь повторяем их печальный опыт.

Для утверждения самих себя во всеобщем хаосе “индивидуалисты от искусства” бегут в толпы себе подобных, образуя творческие союзы, объединения и клубы…Из за этого царство современной поэзии окончательно разбилось на кучку мелких княжеств , живущих своей жизнью и периодически совершающих грабительские набеги на своих более слабых соседей.
Участвуя в богемных тусовках, наши творцы приобщаются к “новым течениям”, успешно забытым когда-то, но ловко вытащенным на свет божий и слегка отреставрированным для нужд cовременности самыми любопытными и пронырливыми из них.
Окончательно замкнувшись в узкой, искусственно созданной ими самими среде, наши поэты прячутся от яркого Света божественности во мраке созданных ими самими надуманных чуств , переживаний , страдая и мечась по многочисленным кочкам человеческих иллюзий многоликого людского болота,

Со временем экзистенционалистское самопережевывание человеческого постепенно перерастает в мазохистское самоуничножение. Не утратившие минимальное чуство самосохранения, пытаются спастись предпринимая вялые безуспешные попытки самовытаскивания из затянувшей их трясины.
“Но спасения нет “– проходит время и, убедившись в бессмысленности бесконечной гонки за миражами и воспевании человеческого, некоторые из них все же на время останавливаются для того чтобы передохнуть от трудов “ праведных” и хоть как-то осмыслить происходящее.
Отказавшись от от привычной “игры в бисер”и удалившись от высасывающей последние силы толпы, поднабравшиеся сил “творцы” оказываются в творческом тупике. Дальнейшие игры наскучили , свежих идей и тем нет, а накопившаяся энергия и жажда новых “свершений” требуют выхода.

ч.3 ( МИСТИЦИЗМ КЛАССИКОВ -I )

Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!

Александр Блок.


Русские поэты-классики XX века, в отличие от современников, обладали совершенно определенным сознательным мистическим мировоззрением. Известно о причастности Пушкина к российской масонской ложе,
хотя распространяться об этом, впрочем, как и об увлечении Лермонтова эзотерическими учениями обычно
не принято. Да и могли ли наши критики,воспитанные в духе дремучего марксизма-ленинизма, говорить
о столь "еретических"увлечениях великих ?
Cовременные же литературоведы по инерции, свойственной этому клану, тоже замалчивают этот вопрос,
погрязая в разработанных ими привычных "анализах".
О важности авторского мировоззрения я уже говорил, и не желая идти по стандартному пути биения целого
на части, попытаюсь найти то общее, что объединяло поэтов России.

Хуже всего пришлось Александру Блоку. Будучи вполне сознательным мистиком
он был вынужден всячески маскироваться от советской цензуры, прибегая к
эзоповому языку и практически никогда не высказываться до конца.Спасала
лишь женитьба на дочери химика Менделеева и работа в учреждениях культпросвета.
Но в своих стихах Блок высказался вполне однозначно.

Избыток юношеских сил пробивается в неистребимом желании обобщить и познать неведомое:

О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить !

Блок внимательно прислушивается к людским настроениям, пытаясь в ранних стихах неосознанно
рассуждать о невидимых силах связывающих все явления:



Есть лучше и хуже меня,
И много людей и богов,
И в каждом метанье огня
И в каждом печаль облаков

И каждый другого зажжет
И снова потушит костер,
И каждый печально вздохнет,
Взглянувши другому во взор …

Со временем поэт точнее направляет ход своих мыслей:

Я вам поведал неземное
Я все сковал в воздушной мгле
В ладье – топор.В мечте – герои
Так я причаливал к земле
……………………………
Я вижу: ваши девы cлепы,
У юношей безогнен взор
Назад! Во мглу! В глухие склепы!
Вам нужен бич, а не топор!

И скоро я расстанусь с вами,
И вы увидите меня
Вон там, за дымными горами,
Летящим в облаке огня!

Поэт довольно скоро перестает верить в зыбкое человеческое, нестабильное и преходящее:

И вновь порывы юных лет,
И взрывы сил, и крайность мнений …
Но счастья не было - и нет,
Хоть в этом больше нет сомнений!

Пройди опасные года
Тебя подстерегают всюду
Но если выйдешь цел – тогда
Ты, наконец поверишь чуду,

И наконец увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на полжизни не хватило

Что через край перелилась
Восторга творческого чаша,
И все уж не мое, а наше,
И с миром утвердилась связь,-

И только с нежною улыбкой
Порою будешь вспоминать
О детской той мечте, о зыбкой,
Что счастием привыкли звать!


У Блока, тонко чувствующего свой жизненный путь, ирония постепенно переходит в мистическое
осознание своей причастности к вечному единому целому, идущему на смену конечному человеческому :

Все на земле умрет – и мать, и младость,
Жена изменит, и покинет друг
Но ты учись вкушать иную сладость,
Глядясь в холодный и полярный круг
………………………………………………
И к вздрагиваньям медленного хлада
Усталую ты душу приучи,
Чтоб было здесь ей ничего не надо,
Когда оттуда ринутся лучи


Взрослея, великий мистик уже сознательно становится индикатором и проводником людских душ,
отчетливо осознавая свое предназначение:


Есть игра : осторожно войти,
Чтоб вниманье людей усыпить;
И глазами добычу найти;
И за ней незаметно следить.

Как бы ни был нечуток и груб
Человек за которым следят,-
Он почуствует пристальный взгляд
Хоть в углах еле дрогнувших губ.

…………………………………….

Тем и страшен невидимый взгляд,
Что его невозможно поймать ;
Чуешь ты, но не можешь понять,
Чьи глаза за тобою следят.

Не корысть, не влюбленность, не месть;
Так – игра, как игра у детей;
И в собрание каждом людей
Эти тайные сыщики есть.

……………………………………..

Есть дурной и хороший есть глаз,
Только лучше и ничей не следил;
Слишком много есть в каждом из нас
Неизвестных, играющих сил …..

……Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души:
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши …

А пока – в неизвестном живем
И не ведаем сил мы своих,
И как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других …

Тщательно скрывая свое истинное мировоззрение, поэт все же иногда проговаривался.
Так в речи, посвященной 84 летию со дня смерти Пушкина, Блока прорвало, и он
раскрыл свой подлинный взгляд на мир, к счастью не замеченный “растерявшимися” цензорами:
"На бездонных глубинах духа, где человек перестает быть человеком, на глубинах, недоступных
для государства и общества, созданных цивилизацией, - катятся волны, подобные волнам эфира,
объемлющим вселенную;
там идут ритмические колебания, подобные процессам, образующим горы, ветры, морские течения,

растительныйи животный мир. Вскрытие духовной глубины так же трудно как и акт рождения.
К морю и в лес потому, что только там можно в одиночестве собрать все силы и приобщиться к
родимому хаосу,к безначальной стихии, катящей свои волны."

Блок рассматривал все явления окружающей действительности как процесс взаимоперехода порядка
в хаос и наоборот. В этом, по мнению поэта заключается гармония развития мира.

"Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил,
порядок мировой жизни.Порядок – космос, в противоположность беспорядку – хаосу. Из хаоса
рождается космос…Мировая жизнь состоит в непрестанном созидании новых видов...
Их баюкает безначальный хаос;
гармония дает им образы и формы, которые вновь расплываются в безначальный туман.
Смысл этого нам непонятен; сущность темна; мы утешаемся мыслью, что новая порода лучше старой;
но ветер гасит эту маленькую свечку, которой мы стараемся осветить мировую ночь..."

Продолжение следует …

© Copyright: Konst, 2004
http://stihi.ru/author.html?vedov


Рецензии
Ритмы управляют вселенной. Как только Человек хоть чуть-чутб начинает творить в пока неведомых ему областях Слова, но с так хорошо знакомым ему чувством ритма сердебиения, ритма дыхания, и других менее заметных ритмов, он просто сбрасывает с себя оковы прозаического и не ритмическоо описания жизни. Только у кого-то эти оковы сняты не полностью, вот и получается порой серо-зеленая масса слов, а у кого-то их уже и вовсе нет, да еще и крылья вдруг появились - и Икар взмывает к небу... Только вот как бы не

Людмила 31   08.12.2010 14:34     Заявить о нарушении
не обжечься при приближении к Солнцу, к свету Ра - Ра-с- свету...

Людмила 31   08.12.2010 14:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.