Сказки старого Маконде
Резные фигуры и маски Маконде — уникальные абстрактные изделия, отражающие духовный мир и мифологию народа Маконде . Стиль Шетани возник в 1950-60х годах благодаря мастеру Самаки Линкакоа .
Отличительные черты стиля Шетани и некоторых других стилей резчиков Маконде— искаженные формы, асимметрия, фантастические детали. Фигурки и маски изображают духов природы, эмоциональные состояния и мифологических существ, символизируют связь между миром людей и миром духов. Статуэтки , маски Makonde воплощают связь с предками, духами и мифологией - это не просто предметы искусства , это проводники между мирами, сохраняющие древнюю мудрость и верования народа Маконде.
Автор работал в Мозамбике в 1998 - 2012 годах, часто посещал плато Маконде и общался с самыми искусными резчиками племени Маконде , подружился с некоторыми из них, став большим поклонником искусства Маконде, собирал коллекцию их наиболее интересных работ, в 2004 - 2010 гг. в Москве на основе этой коллекции действовала Галерея Африканского искусства.
Мне фантастически повезло осуществить свои детские мечты о дальних странах, путешествиях по джунглям и океанам , мне повезло вернуться в возрасте 30-ти лет в необыкновенную страну из моих детских сказок - да, друзья мои, чтобы из столицы Мозамбика, города Мапуту, расположенного на самом юге страны, попасть в самые глухие и интересные места на севере - например добраться до реки Замбези, столь знакомой по описаниям Ливингстона , сначала вы должны пересечь другую, значительно менее крупную реку... И если вы хоть чуть-чуть романтик, вас это обязательно заставит остановить автомобиль перед табличкой с названием этой речки: LIMPOPO . Вы выйдете из машины, спуститесь с дорожного полотна на берег реки , радостно повторяя вслух : "Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо..." , и долго будете сидеть на берегу , разглядывая крокодилов на другом берегу и бегемотов стоящих по брюхо в воде в середине русла. "А-ах крокодилы-бегемоты..."... А потом - потом вы повернете ключ зажигания и с замиранием сердца пересечете границу - не воображаемую, а настоящую, зримую границу , за которой будет ваше детство. И кто, как не ребенок, 11 лет проживший в Якутии, знающий что такое -61 , взахлеб читающий книги - любимые сказки, приключения, в комнате , в которой к Новому Году на окнах не снаружи, а внутри в верхней части были ледяные узоры, а в нижней слой льда толщиной с кулак, ну кто ещё сможет понять, какого чёрта этот русский остановил машину на середине моста, и еще полчаса глазел на речку и чему-то улыбался... Вообще-то улыбался он тому обстоятельству, что через один-два дня, проехав почти две тысячи километров вдоль побережья Индийского океана, там, за рекой Замбези, в самом сердце провинции Замбезия , он станет практически Волшебником Изумрудного Города... Во всяком случае, официальная бумага с официальной печатью Республики Мозамбик, украшенной изображением автомата Калашникова, на право распоряжения двумя изумрудными рудниками, вполне позволяла именовать себя Владельцем Изумрудных рудников Мозамбика , поскольку только два их и было в стране всего.
Я уже четверть века хочу написать о своей жизни и приключениях в Мозамбике, давайте попробую хотя бы начать...
Сказки старого Маконде.
"Иногда это может прийти из моих снов... иногда я вижу это днём в облаках или в дыме ночного костра , который растворяется в звёздном небе... ну что ты - улыбнулся старик Маконде, из Мпинго невозможно вырезать что-то злое или плохое, это дерево лечит нас, защищает от рассерженых духов убитых нами животных , и Мпинго понимает, что самое лучшее, что может случится с деревом - это попасть в руки резчика, только так дерево само может стать духом, я даю Мпинго новую жизнь, я отдаю часть меня - тепло моих рук, мои мысли, мои сны... Да, ты прав - я придумываю и изображаю сказки... Ты так хорошо понимаешь меня потому что ты ведь и сам Сказочник... и мне нравятся твои сказки. Особенно "Uchawi wingu"... , старик усмехнулся и покачал головой - первый раз вижу белого, который как и мы, Маконде, с детства разговаривает с облаками..."
Всё это старик из племени Маконде по имени Жоао, один из самых уважаемых резчиков Мпинго, говорил Димону , время от времени затягиваясь ароматным дымом из курительной трубки, также вырезанной из чёрного дерева. Жоао и белый сидели у ночного костра, старик жил в небольшой деревне из полсотни домов , располагавшейся в нескольких десятков километров от городка Муэда, на плато Маконде, названного лет 400 назад в честь племени, его населявшего.
Свидетельство о публикации №105102100093