О фотографиях души

Стихи – фотографии души автора. Для того, чтобы они состоялись, во-первых, должна быть душа; во-вторых, фотоаппарат надо открыть, т.е. снять с души все чехлы, раздеться от тела; и только в-третьих, требуется некоторое мастерство, чтобы снимок получился хорошего качества.

Образов оригинальных не нашел – это хорошо; рифм не заметил, самые обыкновенные, – тоже хорошо. Но фотография не четкая получилась, хотя душа явно открылась, но… видимо, за мутным стеклом. Надо чистить!

Ищите единственно правильные слова, если хочется оставить себя, фотографию души, а не штамповку «профессиональную». Кроме автора их никто не найдет.
Я лично слова, бывает, ищу 10, 20, иногда даже и 30 лет. Не все нашел до сих пор. Страшно даже представить себе, что все слова уже найдены.

Поэзия бывает простой, а бывает и непонятной. Главное, чтобы – нравилось, передавалась картинка, фото души. А доказать в поэзии, в отличии от математического анализа, ничего невозможно!

В стихотворении можно сфотографировать не только свою душу, но и чужую. Причем, даже со смещением времени… А это уже – кино о судьбе!

Стихи не выбрасывайте, ни в коем случае! Возвращайтесь к ним время от времени и подрабатывайте, пока не почувствуете, что хороши. Они - фотографии вашей души, память, может быть, все, что останется…

Одним одни стихи нравятся, другим же – другие. Это связано с тем, думаю, что стихотворение – фотография души автора. Фото должно быть особенным и, в то же время, может быть узнаваемым или нет. Состояния души понятны лишь тем, кто переживал нечто похожее. Если, например, не было трагедии расставания с человеком, которого вы долго любили - лет десять, вам не понять стихотворения, фотография кажется мертвой. А для меня этот стиш очень живой, один из любимых. В нем есть особая музыка. И настоящая мука.

Критерии? Настоящими стихами я считаю фотографии души, когда автор поэтическими средствами фиксирует свой внутренний мир - самовыражается. А «ненастоящими» - «искусство», когда «профессионал» искусственно вымучивает из себя что-нибудь зарифмованное по нескольким правилам, преследуя при этом конкретные цели – заработать деньги, прославиться и т.д.
Вы пишите здесь о наболевшем, том, что глубоко прочувствовали, причем на уровне подсознания, фотографируете свой внутренний мир, поэтому и стихотворение это – настоящее.

Стихи редактируются непрерывно. Так что, уже и не знаю, какие тридцать лет назад написал, какие недавно.
Перелистываю, ретуширую фотографии души и выпадаю из настоящего времени…

Картинка или, как я говорю иногда, фотография души была схвачена в первом четверостишии. Дальше – раскрытие темы, оно может произойти и через много лет. По сути, лично для меня достаточно и первого четверостишия, чтобы вспомнить те ощущения… где и как ЭТО было. Но вот не уверен, что читателям тоже только его достаточно…

Самовыражение, фиксирование себя, фотографирование состояний души и состояний всех членов своего организма – истинная задача художника.
Искусство – искусственное. Самовыражение – подлинное, настоящее.
В этом смысле могу понять желание не исправлять ошибки орфографии, синтаксиса и оставлять написанный текст в первоначальном своем варианте.
Однако, с другой стороны, выявление слов, знаков и букв, передающих истинное состояние мгновения жизни души может занимать и длительное время. Тогда идет процесс как бы проявления или ретуширования фотографии, которая по каким-то причинам сразу была сделана плохо – смазана, испачкана, порвана.
Критерием, надо ли переделывать, исправлять может служить только внутреннее ощущение автора. Если он видит, что сразу состояние души зафиксировалось как надо, - исправлять нечего. А когда остается ощущение неудовлетворенности от творения, надо работать – до полного соответствия внутреннего состояния души отображению во внешнем, т.е. в стихотворении.

В творчестве правила – хороши и, в то же время, чудовищны. Форма нужна, но когда она не довлеет над сутью. Ничего не нужно делать искусственно. Все искусственное – абсурд. Вот оно, определенье абсурда!
Мысль должна быть естественной, без нагромождений и искажений. Лучше, когда она изложена афористично – красивым языком, музыкально и емко, лишнее (банальности, мусор) отброшено. За этим надо следить. Записывать – да, все подряд, не напрягаясь и не вымучивая. Но после написания текста – править, отбрасывая все лишнее.
Наше «я» (посредник между внешним миром и подсознанием) – инструмент еще не достаточно прозрачный и совершенный. По пути оно подхватывает шумы и неточности. Их-то и надо вылавливать и отбрасывать – тому же самому «я», сверяя внешнее с внутренним.

Все, о чем говорится в каждом написанном стихотворении – важно. Иногда - на всю жизнь. Иногда – не только свою…

Читая автора, мы вживаемся в его внутренний мир, как бы влезаем в сознание. Не удивительно ли, что таким образом можно посмотреть на мир чужими глазами? Стихи, фотографии души, для этого подходят лучше всего.

Важно ОСТАВИТЬ СЕБЯ, а не какое-то там «искусство». Личность, душу свою… Это и есть – самовыражение. Оставь себя – и останешься.
А что-то чужое оставлять практически бесполезно. Искусство же - чужое копирует, тиражирует, делает это хорошо или плохо и - все, ничего нового оно не дает.

Когда я пишу, о методе вовсе не думаю. Просто стараюсь сформулировать как можно точнее то, что у меня в голове.
Единственно, что нужно, по сути, для «первотолчка» – чтобы тема была интересной и захотелось бы высказаться. Форма сама приходит откуда-то. Видимо, она соответствует содержанию. Надеюсь на это…
Как только я начинаю думать о «методе», возникает нечто искусственное, в смысле – «искусство».

Стихи, на мой взгляд, - фотографии нашей души, запечатленные мгновенья ее. А душа – часть мировой гармонии, бесконечной, вечной и непрерывной, но как бы в определенной мере зациклившейся, сумевшей обрести собственные внутренние законы и, поэтому, условно самостоятельной.
Мы вместе с нашей душой – активные сущности этой гармонии, сознательно или же бессознательно запечатлевающие мгновения вечности. А иногда, их и создающие.
Совершенно правильно сказано о взаимосвязи материального и идеального через активное. Это неразрывная троица, одно без другого развиваться не может. Все, что создается в нашем сознании, должно проверяться в реальности и лучшее – воплощаться. Этим и занимаются наши «я».

Каждый поэт – летописец состояний души.

Был бы стих, к какой форме его причислить – не главное. Так, зарисовка состоянья души…

Стихотворение - фотография души. Мгновенная. Или небольшой фильм. Душа, может быть, и одинаковая, одна то есть, но состояния у нее – разные, непрерывно.

Честно сказать, не сильное стихотворение, но трогательное. По-моему, отличная заготовка, из которой со временем можно сделать настоящий бриллиант. И мысль есть, и чувство, но техника, исполнение - подкачали.
Сразу не получилось – значит, сбой был какой-то в приеме сигнала души, записи его на бумагу. В линию связи попали помехи. Их надо выявить и убрать.
Ничего страшного. Можно было и не снимать, послушать критику, конкретные замечания. Иногда со стороны виднее ошибки чисто технические. А дух, идея, картинка стиха – привилегия чисто автора.

Всю жизнь было проблемой - суметь сказать то, что хочется. Правда…
Фотография, может быть, смутная иногда, - в душе, в голове, а выплеснешь на бумагу - не то… Но когда чувствуешь, что получилось, - нет большей радости!

Не ценим счастье, когда оно есть. А потом, когда потеряем, пытаемся фотографировать то, чего уже нет.

Форма должна быть так же естественна, как содержание. Я просто ничего не придумываю, а записываю приходящие мысли, строчки, четверостишия… Потом правлю, конечно. Критерий один – полное совпадение текста с внутреннею картинкой, ощущением, состоянием. Я называю сочинения фотографиями души и стараюсь, чтобы они были качественными. Бывает, сразу не получается – объектив плохо настроен или сбит фокус, тогда приходится подрабатывать, иногда – годы.

Сбился канал, расстроился фокус. Фотография души не получилась, стихотворение никакое… Я это воспринимаю так.

Спасибо! Ну, тут, думаю, дело авторского почерка, внутреннего поэтического дыхания, ощущения стихотворения…
Сколько авторов, столько может быть вариантов. Я к этому так отношусь. И, как написано, так и чувствую конкретно это стихотворение. Впрочем, как и любое свое.
Чужие стихи, честно сказать, мне тоже иногда хочется править. Стараюсь удерживаться…
На мой взгляд, автор может и должен (обязан!) принимать только конкретные замечания – по очевидным погрешностям рифмы, размера, русского языка, стилистики, смысловые и другие ошибки…
Стихотворение – картинка души. Авторская! Двух душ одинаковых не бывает, с этим надо мириться… «Идеальных» надличностных произведений не существует и быть не может.
Еще раз большое спасибо за проработку! Всегда интересно посмотреть на собственное творение чужими глазами.


Рецензии