Самый первый обзор номинаций

Удивительное дело, насколько мы плохо знаем даже самих себя.
На Стихах.ру я «живу» почти три года, чего только тут не было за это время. Со многими авторами знакома лично, явных врагов не имею. Когда мне предложили быть номинатором от Рукомоса, то даже мысли отказаться не было. Хотя друзья предупреждали! А я смело отвечала, что мою репутацию уже пора немного подпортить. Для полноты жизни. Вот живу – полно, уже практически целый месяц.

Итак, что удивительного произошло за этот месяц?
Оказалось, что простая процедура «номинирования на конкурс» как правило является подставой для автора стихотворения. Да, количество читателей увеливачивается иной раз в десятки, а то и в сотни раз – это понятно, читатель наш ленив, ему неохота ползать по бесконечной ленте контента и выискивать зерна, он экономит свое эфирное время (и деньги!), он щадит свое чувство прекрасного, потому что только тот, кто читал контент подряд, знает, что выжить после такой процедуры можно только с антидепрессантами. «Щелкнуть» по номинированной ссылке легко и просто.

Самое удивительное начинается после «щелчка». Читатель вдруг обнаруживает, что и номинированный стишок не вызывает в нем вожделенной волны удовольствия. Спросите меня – что тут удивительного? Стихи - вещь интимная, вкусы у всех разные, номинатор тоже субъективен и представляет свою и исключительно свою точку зрения. Спросите, пожалуйста, и я отвечу – понятия не имею! Я на самом деле наивно недоумеваю, когда иные, постоянные, кстати, критиканы, с упорством маньяков громят номинированных авторов. Далеко не всегда стихи – часто автора и заодно номитатора.

Итак, пару слов в защиту.

1.
[http://www.stihi.ru/2003/08/04-892]
Константин Прохоров

Плывешь втихаря между строк в наших титрах,
И ниш по столбцам для себя не столбишь,
Летучею мышкой вспорхнув и притихнув,
Как черная моль перепортив париж.

Наплавался так, что и бедность, и старость
Не по хую мне, а уже по плечу.
И жизнь удалась, – даже время осталось.
Я волен являться, когда захочу.

Из области знаний, доставшихся оптом,
(У нас невидимок размах не отнять).
Когда изживешь и наивность, и опыт,
Ты, если застанешь, увидишь меня.



Автор известный. Как оказалось, к сожалению, в узких кругах. Потому рискну.
Вы видели Костантина? Скромный, немного смущенный, очень молодо выглядящий, производящий впечатление мягкого интеллигента. Он и есть мягкий интеллигент – с глубоким пониманием жизни, не слабым жизненным опытом и стальным каркасом внутри. Костины стихи – очень крепкий концентрат мысли на единицу слова. Собственно, он специально их так пишет, «выпаривая» всю лишнюю воду. Пишет немного, редко. Читателю с ним не легко. Его стихи как спирт – если пить неправильно, то мгновенно заработаешь ожег гортани – то еще удовольствие! Но кто пьет спирт без подготовки, скажите мне? Самое простое – разбавить концентрат. Костины стихи надо читать с умом и душой, вкладывая в них часть себя – и тогда читатель ощутит радость от проделанной вместе с автором работы.

Честно говоря, выбирая стихотворение «плывешь втихаря…» номинатор (я то есть) поленился лишний подумать о читателе, и учитывая, что Константин Прохоров
абсолютно не тусовочный автор, выбрать не последнее по дате написания стихотворение, а более характерное, что ли. По этому поводу процитирую:
«полагаю, тебя будут номинировать подряд, как ты считаешь?
Но я бы начала с вводного, того самого, где:
"А стих, оказавшийся файлом
Под номером в ссылке, как зек"
:-))) Татьяна Конькова - 2003/10/03 18:20

Очень справедливое замечание. Прочтите, пожалуйста, это стихотворение. Потому что нет никакой возможности номинировать подряд, никаких квот не хватит.

К сожалению, дальнейшая дискусия под стихотворением закрутилась вокруг пресловутого слова из трех букв, которое как красная тряпка возбудила ханженскую часть читателей.
Мне печально объяснять, что слово само по себе – ничто, его надо понимать в контексте. И что русский язык замечателен своей игрой со словами, что мы можем соединить пространство и время одним армейским приказом «от забора и до вечера!», а также ощущение жизни с тем же течением времени:

А я все такой же, шучу и хочу,
И вырос неплохо я:
Ведь то, что мне было тогда по плечу,
Теперь стало по х@ю.
 
Андрей Орлов

Лично я не ругаюсь матом, я даже им не разговариваю – это жизненная позиция. Но тут как раз тот случай, когда из песни слова не выкинешь. Потому что если сказать «по детородный орган» или «по мужкой половой член», то исчезнет то, ради чего писался стих. Нет, не рифма и ритм, хотя и они тоже, а ощущение надпространственности что ли. Надо ли добавлять, что в стихотворении Константина Прохорова очевидно просматривается инверсия этой народной мудрости, что дает только дополнительный плюс автору.
 
«Звук хороший :)
Не, я не прикалываюсь, действительно хороший»
Павел Самсонов - 2003/08/07 10:55

Да, звук замечательный – прочтите себе вслух!
 
«И жизнь удалась, – даже время осталось - Это, Костя, афоризм, причем, на века...»
Пал Викторыч - 2003/09/17 10:19

Согласна на все сто.

Далее под стихом развернулась длинная дискуссия, желающие могут почитать сами – она изобилует привычными на Стихире личными нападками, в которых можно – при желании – найти здравые мысли, но желания у меня лично нет.
Это был мой первый опыт номинации, и поскольку количество читателей именно этого стихотворения выросло в несколько раз за один день, то я довольна – опыт удался. Опять же, накал дискуссии тоже в пользу стиха. Хуже когда стих не цепляет ничем.

2.
[http://www.stihi.ru/2003/09/10-413]
Эклога

У числа - мышиная внешность.
А название - пирсинг писком.
Что за блажь в сентябре кромешном,
Мне в цифири как Марс неблизкой?
Но штурмую её нулями.
И пытаюсь её настроить,
Сокращая и округляя,
До понятной троицы-тройки.
Так вот Буонаротти мрамор
Рассекал, извлекая сущность.
Так вот некий мудак упрямый
Перевёл Онегина в суржик.
Я, Господь, не к тому, что сердит
Заумь цифры. А так…Поплакать…
Дай способность мозгу и сердцу
Отличить поцелуй от кляпа.

Позволю себе утомить досточтимую публику экскурсом в историей математики.
Иррациональные числа открыли в пифагорейской школе при попытке соизмерить диагональ квадрата с его стороной, но хранили это открытие в страшной тайне – как бы смуты не вышло! В это открытие посвящались только наиболее психически устойчивые и проверенные ученики, а истолковывалось оно как отвратительное явление, нарушающее гармонию мира. Но нужда и война заставили человечество учиться решать алгебраические уравнения не только первой степени с целыми коэффициентами. После Галилея снаряды стали летать по параболам, после Кеплера планеты полетели по эллипсам, механика и баллистика стали точными науками и везде нужно было решать и решать уравнения, корнями которых являлись иррациональные числа. Поэтому с существованием иррациональных корней алгебраических уравнений пришлось смириться, какими бы отвратительными они не казались.
Число не является числом ирраиональным. Оно еще хуже – оно трансцендентно, то есть – ау, филологи! – лежит вообще за пределами смысла (trans-sense). Не вне смысла, а выше.
Что тут скажешь? Транцендентность свойственна Татьяне. При этом ее транцендентность так же прочно сцеплена с простыми вещами, как число с длинной окружности, например. Меня лично с детства удивляло, что простая процедура измерения некой длины (возьми веревочку и измерь!) приводит к непонятностям и загадкам математики. Откуда берутся такие числа? Чего бы им не быть рациональными, черт побери? Точно так же меня удивляется то, как Эклога умудряется видеть совсем по-другому простые вещи, и даже обращать это видение в стихи. И так же меня удивляет, как люди, которым недоступно такое понимание вопроса, хватаются за первый попавшийся камень и стараются врезать от души. Впрочем, чего уж тут удивляться, право.
Это стихотворение не самое сложное в творчестве [author_login=1008]. Учитывая опыт первой номинации, я старалась щадить публику. Однако и в этом случае нашлись люди, неугомонные в желании пнуть побольнее. Ну и пусть их, это их проблемы.

3.
[http://www.stihi.ru/2003/08/15-453]
 Курица
Дай мне послушать музыку: скрипочки, скрипочки...
Ах, как тоскует сердце невесть о чем!
Лгать виртуозно умеешь, любить прилипчиво.
И отпираешься. В общем, любым ключом.

Время разбрасывать камни и травы скашивать.
Жди непогоды: здесь не климатит морям.
Меру Господней любви между нашими-вашими
Можно делить. Так считают цыплят в сентябрях.

Время разлуки сигналом шестым отпикало.
Верю. Гляжу в сентябрь поверх голов.
Дай мне дослушать музыку: лето-пикколо
Будет заглушено дробью дождя и слов.

К счастью, мелодичность стиха, его простая лексика – простая не в смысле простоватая, а в смысле доходчивая, понятная – уберегли это стихотворение и этого автора от нападок, и не диктуют мне необходимость делать дополнительный разбор и защищать обоих. От этого стихотворение не стало менее многоплановым и интересным. Оно просто прикрылось неким камуфляжем от критиканства.
Just enjoy!


4.
[http://www.stihi.ru/2003/10/21-602]
Ербол Жумагулов

Пустая площадь. Бронзовый А.С.
Сентябрь. Прохладно. Угольное небо
не многоглазо. Месяца надрез
плюется тусклым светом, ибо невод

сезонных туч свеченье свел на нет.
Безлюдно. Лишь слегка ссутулив плечи,
уныло курит юноша - поэт,
что крови не сумел противоречить.

А что - поэт? Шельмец и полубог,
ловец иллюзий голыми руками…
Как на духу: нашел казах на камень,
иной дорогой, видимо, не мог:

и занемог - купился на басах,
сорвался на глухой (не фистуле ли?),
теперь он сумасшедший, в самом деле,
и слышит неземные голоса…

Его тревожит только чернота
предутреннего, вязкого мгновенья,
знать, истина, похоже, где-то там -
в пространстве между сном и пробужденьем.

Теперь он раб случившегося до,
поскольку память жизни не короче -
и стелется под влажную ладонь
конвертных тюрем пробовавший почерк.

И он поет с упорством дурака
о том, что будет время золотое,
и капающих звуков с языка
уже не испугаешь немотою…

Густые звуки падают на лист
суглинком кириллического чуда,
сквозящим, непосредственно, оттуда,
где нас придумать некогда взялись…

И он стоит на площади один,
а жизнь трещит по швам аппендицитным
его судьбы, которой он был сыт, но
пустая клетка много позади…

И он стоит, мусоля словари,
над ним застыло птичье безголосье,
и все, что есть - способность говорить,
выкашливая душу в эту осень;

строчить, не поднимая головы,
о том, что нынче (выспаться бы надо)
сотрудничество грифеля с бумагой
приводит к слову - мертвому, увы…

18.09.03, полночь, Пушкинская площадь

Это стихотворение не вызвало многочисленных откликов читателей, хотя число их, как это обычно бывает с номированными на конкурс стихами, перевалило за восемь сотен. Наверное, по той же причине, что и предыдущая номинация – лексика Ербола прозрачна до хрустальности, картинка очевидна, разве что аппендицитные швы судьбы могли напрячь досужего критика. Читатель невольно отождествляет самого себя с лирическим героем, а чем плохо быть молодым, талантливым, немного замерзшим, но явно с перспективами отогреться в славе, поэтом? Просто рука не поднимается сказать гадость. Ну разве что keydach что-то скажет. Но так, лениво... Хотя порядка двадцати рецензий маловато для этого стихотворения.

5.
[http://www.stihi.ru/2003/10/02-253]
Барри Вершов

Хочешь лакомое блюдо –
Душу в яблоках навынос?!

...Уподобившись верблюду,
Одолел иголки минус.

Записал нездешним мелом
На манжетах зазеркалья
Подноготную пробела
Между той и этой далью.

И танцуя в ритме пульса,
Вновь на койке обнаружась, —
Я вернулся? Я вернулся!..

Я — вернулся, вот в чем ужас.


Расслабленная в целом положительной реакцией на две предыдущее номинации, я решилась выдвинуть на конкурс стихотворение автора, который не является членом ЛитО «Рука Москвы». Формально, будучи номинатором от Рукомоса, я имею такое право, но – замечание для страждущих – злоупотреблять им не собираюсь. В этот раз так получилось, что никакая «цеховая патриотичность» не помогла в поиске действительно достойного стихотворения для закрытия октябрьской квоты (прошу прощения за бюрократизм), а вот за рамками ЛитО претенденты были. Стихотворение Барри Вершова показалось мне практически идеальным – по своему метафорическому ряду, по краткости и ёмкости содержания, по эмоциональному накалу. В этих двенадцати строчках есть все – и подоплека повествования, и само действие, и развязка, и отношение автора...
Каково же было мое удивление, когда нашлись читатели по совместительству критики, которые даже не дали себе труда подумать – о чем вообще этот стих? Товарищ А. Котельников давно является моим лично оппонентом во взглядах на поэзию вообще, и на конкретных авторов в частности, но нельзя же личную неприязнь доводить до такой степени абсурда! Неудобно просто – называя это стихотворение бредовым Вы выставляете себя, как верно заметил Барри, крайне недалеким человеком.
Я, пожалуй, не стану объяснять какая мысль «проходит красной нитью» в этом произведении – слава богу, это не урок по соц. реализму в советской школе. Я рискну попросить еще раз перечитать стихотворение, перечитать не спеша и подумать, если такое действо еще возможно.

Мне хочется сказать традиционное «спасибо» всем номинированным авторам, пожелать им успехов в конкурсе, ведь номинация – это всего лишь преставление к нему! И извиниться, если в какой-то мере мое внимание стало причиной неприятных моментов.

Всем всего доброго. До встречи в следующем месяце. А это уже завтра!


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.