О творчестве, 2

Творчество – не только большое счастье, но и страдание.
Творение проистекает из некоторого не удовлетворенья действительностью, а значит, сомнения. А уверенным надо быть в том, что ты хочешь принести своим творчеством добро миру. И проверять результаты творения внутренним согласием с данною верой.

Нет людей лишенных от природы способностей. Но, увы, многие обрывают в себе все побеги свободы; не позволяют расти собственному таланту и убивают его. Это намного проще. Жить с талантом – больнее.

Из твердого и мягкого, собственно, все и состоит в мире. А когда некоторое твердое соприкасается с неким конкретным мягким и входит в него, получается эффект необыкновенный! Приятный для твердого и для мягкого. И дающий иногда даже – творение, новое твердое или мягкое.

Творение вызревает в глубинах сердца и разума и рождается так же естественно и неизбежно, как ребенок вынашивается и рожается женщиной.
Погубить собственное творение - убить родное дитя. Не родить его - не дать жизни ребенку.
Кто же не любит детей собственных, кто о них не заботится, не хочет, чтобы они были здоровыми? - Только без сердца чудовища!
Конечно, надо стараться!
Лично я, чтобы добиться приемлемого для себя результата, некоторые стихи, написанные даже лет 30 назад, переделывал бесконечное количество раз и до сих пор переделываю.
И тебе того же желаю! Такого же упорства и любви к своим детищам.
Только вместе интуиция и труд рассеивают творческие сомнения.

Предродовое ощущение – самое волнующее во всем творческом процессе. Желаю благополучного разрешения!

Дерзость – крестная у таланта.

Начинается с заготовок. А потом – работа, работа. Работа! И только тогда… может быть…

Похоже, автор не подавляет свой внутренний голос, раскрепостился, и это радует.
Кто знает, кем мы сами станем когда-нибудь для других, если избавимся от ролей и станем самими собой?

И стихотворение несолидное. Так, написалось случайно…
А случайное иногда любопытным оказывается. Или – откровением даже.
Пусть будет все, что случается! Останется оно или нет – судить вовсе не автору.

Пророками становятся, услышав внутренний голос. И на первых словах надо не останавливаться… Не спугнуть. Не бояться!
Некоторые думают, гораздо лучше молчать всю свою жизнь или, если и говорить, то сплошными цитатами, чем отважиться на слово одно от себя. Это - неправильное суждение. В свободном мышлении, поиске, казалось бы, самого недалекого человека может сверкнуть искра божья таланта.

Известно, счастливая семейная жизнь не дает вдохновения. И наоборот… Любые нестандартные ситуации могут вызвать, неизвестно откуда, гениальное стихотворение. Иногда приходится искать или же создавать эти нестандартные ситуации, дабы напрочь не забыть дар, не вогнать Музу от скуки в спячку и не потушить искру Божью подушками благополучия.
Собственно, поэтому я и предлагал тебе как-нибудь попить пива.

Надо говорить то, что думаешь, что подсказывает сердце и разум. Каждый имеет на это право. Наши взлеты духовные соответствуют глубине наших падений. Не зная «ада» внутреннего, судить о рае – безнравственно.
Думаю, среди исторических личностей святых нет. У всех были свои достоинства и недостатки. Последние, как правило, отвечают мере достоинств, но не все о них знают. Время оставляет в памяти людей вещи значимые. Мне достаточно все равно, каким Лев Толстой был в личной жизни, не сомневаюсь, святым не был. Важно – что он оставил.

Каждый автор – индивидуален, неповторим. И не надо никого ни с кем сравнивать.

У стиха, на мой взгляд, есть большие резервы, как это часто у Вас случается. У большого таланта – большие резервы.
Неизвестно, сколько лет Вы еще будете писать и переписывать это стихотворение.

Это стихотворение тоже ведь «разное». Нет такого другого – по теме, ритму и настроению. Сам не знаю, как написалось… Так обычно и происходит. Удивляешься, открывая в себе новые стороны, неизвестное. Или создавая его.

Мое мнение – «объективное», потому что я его высказываю искренне, абсолютно. Без каких-либо эгоистических наслоений и без тщеславия.
Но есть и еще более объективное. Это мнение наших читателей.

Сложные мысли должны излагаться понятно, а не простые сложно. Как, перенапрягаясь, стремятся нагородить некоторые авторы, за душой не имеющие ни чувств, ни мыслей своих позитивных.

Для меня слишком сложные буквы. Если это чисто буквы письма, хотелось бы упростить. Но, может быть, в них кодируются цвета, звуки и запахи? Тогда дело другое… Но как расшифровывать?
Вообще, думаю, письменность отомрет скоро. Будет нечто совершенно иное на базе компьютерных технологий, непосредственно привязанных к мозгу. Ничего делать руками не надо будет…

Видно, вам симпатичная очень ошибка, раз вы ее столько раз повторяете…

Рейтинг - номер в очереди за лавровым веником в бане.

Талант, как и нервные клетки, не восстанавливается.

Не лениться записывать – первое правило. «Кто знает, из какого сора…» рождается благодать.

Автор - внутри собственного произведения. И снаружи, одновременно.

 «Ляпы» ищет у других тот, кто сам не может ничего написать. Творцу некогда разбирать чужие ошибки.

Человек не только познает - создает новую информацию. Стихи, например, - разве были они, когда еще не было автора?
Других обвинять в собственной беспомощности – бесполезное дело. Легко не бывает! Жить вообще – больно. А творчество – самая активная жизнь. Значит, все с ним сопряженное доставляет нам наибольшие радости и страдания.

Кто знает, что подталкивает написать текст? Чем он лучше выходит, больше в нем жизни, тем не понятнее, как получается. Часто мы сами не можем объяснить, что хотели сказать, или понимаем лишь через годы… не до конца. На интуитивном уровне, вроде, понятно, а объяснить подробнее, доказать - невозможно. И не надо, наверное.

Мысли каждого человека имеют свое значение во Вселенной. Если вам представляется, что вы нашли нечто нужное миру, надо публиковать. Ошибка – не грех, а путь к истине.

Писать или же нет, решает сам человек. Записывать надо только тогда, когда не писать невозможно. Ничего не надо вымучивать.
Нет людей лишенных от природы способностей. Но, увы, многие обрывают в себе все побеги свободы, не позволяют расти собственному таланту и убивают его.
Терпения вам и удачи!

 «Краткость – сестра таланта». А гений – его старший брат.

У всех талантливых авторов произведения не равноценны. Одних только шедевров ни у кого нет. Талант разнопланов, экспериментирует… Только у серости все произведения на одном «техническом уровне».
Люди талантливые – самодостаточны и НИКОГДА не обсуждают достоинства и недостатки других. Тем более за глаза. Этим обычно занимаются посредственности, не состоявшиеся какавторы.

Изобретать форму искусственно – почти бесполезно. Всякое настоящее содержание находит форму свою неизбежно, естественным образом. Без усилий извне. Хотя и они могут помочь оформить… нечто, может, даже прекрасное, но только если прикладывающие усилия думают не о форме как таковой, а о соответствии внешнего внутреннему и произведении в целом – как зафиксированном фрагменте собственного сознания.

Я руководствуюсь голосом сердца и разума, через которые говорит Бог. Если внутренний голос молчит, мне сказать нечего.
Не потерять, не заглушить Слово Божье, Глас мира, который ты обретаешь где-то глубоко в подсознании, – главное в жизни каждого человека. Лишь такие Слова через нас услышат другие. Все прочее – не твое, повторение услышанного или бессмыслица, суета.
Что беспокоиться о «творческом кризисе»? Пустота в голове – вспаханное поле. Сеятель бросает зерна все время. Бесполезно сеять там, где уже что-то растет – место занято. Но чистое поле должно быть удобрено знаниями, тогда земля окажется плодородной.
Нужно снимать урожай и вспахивать заново. Не допуская, чтобы поле твое заросло сорной травой или в пыль пересохло, окаменело. Земля сознания должна работать и давать урожай.

Ничего не придумываю. Само пишется – когда возникает желание «вдруг» разобрать какой-то вопрос. Когда не согласен с каким-нибудь чужим мнением, собственный ответ сам напрашивается… Сажусь и пишу, тут же, по горячим следам. Вот и все.

Мы и являемся сегодня Богом-Творцом, иногда практически из ничего создаем что-нибудь удивительное. Стихи, например. Или компьютерные программы. Или из чего-нибудь простого совсем материального – нечто сложное очень. Ведь тот же компьютер состоит из обыкновенных химических элементов, атомов.
Может быть, «мир создан из ничего» и подразумевает, что он сотворен из чего-то весьма простого - элементарных частиц, атомов, которых глазом не видно? Это просто красивое иносказание…

Слава богу, ни сами мы и никто, никогда не достанет до дна души нашей… До омута, где черти водятся, края волшебного леса, не вычерпает колодца бездонного… не достигнет пределов неба, у которого нет твердых границ, но каждая птица поднимется в него – на свою высоту. Человек может - выше, но все равно никогда не найдет ничего окончательного, потому что предела - нет. Всегда остается тайна и недосказанность… и это – чудесно!

Меня от творческого кризиса спасают комментарии к стихам, стихи на стихи и мысли по поводу. Ну… а когда и это уже невозможно, тогда… да, из окошка надо выпрыгивать.

Иногда, а может быть, и всегда, свое творчество, именно что – свое, выдерживать тяжелее всего.

Художественное, не художественное… Могут быть разные мнения. А истину знает лишь Бог, не так ли?
Являются ли афоризмы художественным произведением? Или мысли, скажем, Паскаля, Василия Розанова? Дело, наверное, не в жанре, а в исполнении.

«Почему сейчас нет гениальных писателей»?
Может быть, в различные эпохи Бог тиражирует и востребует таланты по-разному. С другой стороны, современники редко признают авторов гениями при жизни. В наше время понятие гениальности вообще мало употребляется.
Сочинителей все больше становится, общий уровень авторов повышается. А так как природа не терпит ни в чем осреднения и единообразия, надо ждать и в литературе явлений значительных.
На мой взгляд, и сегодня есть писатели по уровню художественного мастерства не уступающие классикам русской литературы. Может быть, они не дотягивают пока по гражданской и общественной значимости выдвигаемых и рассматриваемых вопросов… А может быть, и дотягивают – время рассудит.
Я бы назвал здесь Пелевина Виктора.

Для абстрактного читателя писать не получается. Не только мои стихи, но и тексты в прозе возникают в ответ на что-то прочитанное, услышанное или просто как возникшая вдруг откуда-то мысль, чувство. Никогда не садился за стол специально с целью чего-нибудь написать в соответствии с планом. Редактировать - да, а вот сочинять - нет.

Я глубоко верю, каждый человек в чем-то талантлив и рожден для своей особенной миссии, которую не может исполнить никто другой за него. Но надо найти свой талант, найти собственную Мечту. Бесполезно ее искать в подражаньях другому. Всматриваться в себя, доверять внутреннему голосу, делать то, что считаешь необходимым. Записывать что для тебя самого представляется важным, а не вымучивать что-то искусственно. Вот, на мой взгляд, верный путь.
Не могут все быть Достоевскими. Представьте себе миллион Достоевских, миллион одинаковых Ивановых…
Достоевский - один, именно в отличиях собственных. Так каждый человек в таланте своем - уникален, надо только не бояться его.
Потом, необходимо сообразить, чего ради Вы пишите? Чтобы привлечь к себе чье-то внимание? Или потому, что не можете не записывать то, что Вам представляется исключительно важным? Или так, как птицы песни поют… Пишут ведь для себя, чтобы себя выразить, а заинтересует ли написанное других будет зависеть от того, насколько вы искренни.
Я 30 лет сочинял практически в стол - стихи, прозу… И только недавно стал академиком. Что изменилось? Для меня ничего. По-прежнему пишу так, как пишется. Может быть, стал только более требователен к себе. Останется что-то или же не останется решится очень не скоро. Мне интересно то, что я делаю (и это тоже важная составляющая успеха). Коммерческого? Увы! Писательским трудом на жизнь нынче не заработаешь, а поэты за стихи вообще денег не получают! Так что и не мечтайте здесь заработать. А вот найти себя, получать радости откровений и вдохновения - сколько угодно. Это все внутри Вас. Дерзайте и не отчаивайтесь! Творческих Вам успехов!

Не скрою, удалось потворить немного для человечества. Все выходные редактировал свои тексты – ну, о-чень их много! А редактировать больше некому. Да я никому и не дам. Слишком жуткие прецеденты бывали. По молодости…
Вспомнил – аж передернуло!
Кое-чему, конечно, у редакторов научился… формальному. Но не дай бог, к живому формально применять правила! Оно этого не выдерживает. После чужого редактирования получается авторский труп. Мумия, манекен…
Лишь сам автор знает, что хотел он сказать, и может отыскать единственное волшебное сочетание слов, запечатлев картинку души. Если, конечно, это не глава из «учебника», иногда требующая, действительно, коллективного творчества.

Не вижу никаких причин противопоставлять талант сытости и сытость – таланту. В преимущество голодных талантов перед талантами сытыми я не верю.
Голод должен быть только духовным. Вот здесь сытость – недопустима!
Любой нормальный человек может, как минимум, себя одного обеспечивать. А всех материальных богатств - нам не нужно…

Человек пишет, чтобы выразить, запечатлеть и передать другим свой внутренний мир, отличие свое и быть понятым.
Хорошо или плохо написано? Определяет - ощущение от прочитанного. Через день, месяц, год; насколько совпала сделанная картинка с тем внутренним состоянием души, которое хотел ты запечатлеть. Совпадение – главное, причем его может определить только сам автор.
Дальше – техника. Здесь уже можно прислушиваться к советам, учиться.
Я свои стихи правлю, бывает, годами. Конечно же, с перерывами… Множество вариантов. Пока не найдешь для себя единственно верный и, одновременно, желательно не вызывающий ни у кого нареканий по технике.

В Поэзии нет Учителей и учеников. Учиться можно лишь ремеслу. Дар Поэзии дается избранным от рождения… или же не дается. Где ученики Пушкина или Лермонтова? У великих не бывает учеников, в лучшем случае - подражатели.
Прежде всего, надо самим собой стать, только тогда можно обнаружить в себе поэта, а не ремесленника, рифмующего по правилам.
Не обязательно называться чьим-то «учеником». Учиться нужно у всех, но по-своему.

Искренность некоторые называют наивностью, банальностью - жизненность. А искусственные всякие изыски – «искусством» или «современным искусством». Или «профессиональной поэзией». Жуткое сочетание!
Никогда с этим не соглашался.
То, что возникает внутри нас, бесполезно скрывать и не нужно придумывать, достаточно просто подарить людям. Тем, кто дано понимать, поймут.


Рецензии