Пусть было сыро...

                Осень.
                В небе   т р у д н о   плести
                Упругие проволоки вместо колец.
                (Катя Пожарова)


Пусть было сыро.
И капли падали – на нос,
                А, может, мимо,
И ветви были мокрыми от слёз,
                И от раскаянья о Лете.

Оно ушло
                В края, где нет зимы,
И глупо думать, что каким-то там ветвям
Под силу удержать его,
                Или стереть
                Следы его отметин, –
Ведь корни прочно держатся земли.

И держит их не память –
                Нет, не память.
Они, быть может, даже не слыхали
О гинкго и хвощах
                Окаменелых;
Но что-то ведь их держит,
                И не в силах
Они всё бросить
                И умчаться прочь –
За Летом.

Бессмысленны слова.
                Безумна тяжесть.
На миллиметр не сдвинуться растеньям.
Им, может быть, прийдётся вспоминать
Не только это,
                Но и это тоже: –

Уснувшие сверчки,
                Клочки бумажек,
Тупая боль, перехватившая дыханье…
А Лето – Лето больше не вернётся,
Хотя пройдёт ещё немало вёсен,
И снова наступающее Лето –
Напоминание о том,
                Что не вернётся.

И слёзы высохнут,
И западут глазницы,
И старая кора отшелушится,
И девочки, подпрыгивавшей, бантик,
И школьные тетрадки без обложек –
Всё это будет,
                Рано или поздно.

И спички, вальс меланхолический танцуя,
                Забудут всё.
Останется лишь тяжесть,
Да скользкие молоденькие ветки,
Поющие свою печаль без слов,
                Печаль без мыслей –
                По другому Лету.






стихи, написанные в 1982-1986 гг.


Рецензии
Знаете, Георг, к этому стихотворению невозможно даже подступиться с набором аналитических инструментов, настолько оно цельное.
Магическое какое-то стихотворение - давно таких не читала.

Звучание - необыкновенное, а главное, очень верно подобранное, погружающее в медитативное состояние. Рифмы интересные, мерцающие.
Но для того, чтобы поместить в стих слово "гинкго" нужна смелость - трудно произнести это "кг" даже в обычной речи :)

Есть один спорный момент, связанный с постановкой ударения, - предлог "на" обычно ведёт себя агрессивно и перетягивает на себя ударение - "нА нос". Но Ваш вариант мне нравится больше :)

Что-то античное есть в этом стихе. Может быть, Лето созвучно Лете, а может, строфика и ритмика напоминает Сапфо и Алкея. Тем не менее, осталось "греческое" послевкусие. Странно, правда?

Очарована.

Смарагда   13.09.2006 11:08     Заявить о нарушении
Ирочка, солнце мое, Вы даже не представляете себе, как мне интересно Ваши "разборы полетов" читать! Ужасно Вам всегда за них благодарен. Вы, обычно, стихи (мои и вообще) совсем с других позиций рассматриваете, чем я, и мне это вдвойне интересно.

А, при всем при этом, наши мнения, как правило, совпадают с поразительной точностью, - достаточно посмотреть на наши отзывы под чужими стихами на тех же Ежах, чтобы в этом совершенно убедиться.

Знаете, я могу только еще раз повторить: необычайно приятно мне, что я с Вами знаком и (если позволите) буду отныне считать Вас своим хорошим другом. Хотя, это уже, исторически, и так получилось... ;)

А, кстати, стихи Сапфо мне самому когда-то, помнится, очень нравились (хоть я их и давно не перечитывал). Даже переводы их не могут испортить, что со стихами, в принципе, редко бывает...

С нежностью,

Чёрный Георг   18.09.2006 19:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.