два года на стихире... хайбун

...странно, что когда исполнилось два года с моего появления на стихире, меня терзало настойчивое желание закрыть свою страницу и навсегда покинуть эти благословенные места. Почему? Причин было несколько. Отчасти – общая. Все хайдзыны рано или поздно покидают стихиру. Насколько я понимаю теперь – у них два основных мотива: во-первых становится неинтересно, а во-вторых, кончается тот куражливый период, что вполне – по аналогии с периодами творчества Пикассо – можно назвать розовым. Это определение не имеет ничего общего с современными представлениями об ориентации, но происходит от выражения «розовые очки» (пояснение на всякий случай, для тех кто забыл). Итак розовый период. Как там поется у Юнны Мориц? «Когда мы были молодые, И чушь прекрасную несли – Фонтаны били голубые, И розы  красные росли». Когда (как кажется) приходят красивые, удивительные, новые стихи… Когда происходит освоение новой территории под названием… ммм… ну, скажем, «твердая форма». Период голубого фонтанирования идей и создания (опять же – как кажется) удивительных шЫдевров словесной говорильности или говорильной словесности. Который конечно же не может быть вечным. Другими словами – творческий подъем закономерно сменяется творческим спадом и … вот тут и начинается второй период. Черный – опять же по аналогии с Пикассо. Душа еще принимает стихи, но перо уже отказывается что-либо рисовать. Все раздражает – образы кажутся неестественными, нежизненными, плоскими… Почему-то исчезают не только друзья, приятели и (особенно) все кто так тебе дорог, но и враги. Настоящие такие, идейные. Которые, как оказывается впоследствии, тоже тебе дороги. Остаются чужие люди, которым почему-то совсем нет до тебя дела и которые косо смотрят на твое т.н. «творчество», с трудом понимая (в лучшем случае) о какой новой истине ты хочешь поведать миру. Появляется масса новичков, которые понятия не имеют (опять же по твоему убеждению) что такое твердая форма вообще и хайку в частности. Которые несут какую-то чушь, которая (как это ни странно) имеет отклик у таких же, пришедших сюда же. В общем им хорошо, в их совместном розовом периоде, а тебе (умудренному опытом и пониманием не только основных законов, но уже и множества тонкостей жанра) плохо. Вот так (или примерно так) выглядит эволюция поэта (не только хайдзына разумеется) на стихире. Вот потому-то люди, которые пишут удивительные, тонкие и своеобразные стихи, в конце концов покидают это место, которое наверное вполне сравнимо с колыбелью начинающих поэтов, и уходят в иные места. Рыба ищет где глубже… Наверное, это правильно. Похоже, став хайдзыном, нельзя избежать и этой традиции. В древней Японии часто случалось, что мастер, достигнув высот в одной местности или у одного хозяина, без объяснения причин бросал все, менял имя, стиль творчества, образ жизни, и начинал свой путь восхождения к вершинам мастерства сначала. Таков был Хокусай. Таковы были другие мастера. Все, что с нами происходит – нам лишь кажется. Иными словами – релятивизмов в этой жизни избежать невозможно. Вся наша жизнь и есть сплошной релятивизм. И приближение к истине – это всего лишь типичный самообман. Если кому-то ты кажешься мастером – это не значит, что это так. Важно – кем ты кажешься самому себе. Поскольку кроме тебя никто по этому пути не идет.

крылья бабочек
как прихотливо бегут
волны вселенной


Рецензии
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.