Эссетехника и чувства стихотворения

Cпор о технике исполнения стихотворения, с одной стороны, и чувствах, эмоциях, переживаниях, с другой, считаю бесполезным и непродуктивным. Поскольку в стихотворении все должно быть гармонично.

Cравним с песней. Возьмем за технику аранжировку, а за чувственную сторону и эмоциональную, сам текст, который в большей части несет душу, как бы более ее раскрывает для понимания, нежели музыка, поэтому и выбираем такое разбиение. А теперь… берем текст песни «руки вверх» - любой, - накладываем на мотив романса. Что получается? Правильно – диссонанс восприятия: примитив с одной стороны и гармоничное звучание - с другой. Техника сильная, а содержание – увы. А теперь возьмем текст романса, желательно признанного шедевром искусства, чаще это мелодичные стихи известных поэтов. Наложим этот текст-чувства, на аранжировку-технику поп-культуры: басы вроде «дыц-дыц» и «бац-бац». Привлекательно? Да! Но для кого и надолго ли. Постоянное прослушивание этого утомляет нервную систему, вместо того чтобы способствовать ее равновесию – гармонии.

Поэтому истинные – классические - сбалансированные размеры, метрики, формы нельзя называть рамками, в которые втискиваются чувства, эмоции, смысл, содержание и тп. Скорее это устоявшиеся, традиционные и общепризнанные модели восприятия заложенных чувств и эмоций, Но, выбирая «модель», нужно руководствоваться не технической ее стороной, а чувственной – какие чувства, мысли, эмоции лучше всего передаются читателю через такую «модель».

Так вот, лично я считаю, исходя изложенному выше, что поэт – это такой человек, который интуитивно выбирает оптимальную, гармоничную и подходящую «чувственную модель» для выражения своих мыслей через стих. А изучение технических аспектов, правил стихосложения – это некая форма настройки этой самой интуиции. Для тех, у кого такая интуиция от природы, не нужно долго вникать в технические стороны стиха, у них это заложено на подсознательном уровне – они понимают, как нужно и можно сделать лучше, не влезая в дебри теории и не дробя стих по строфам, строкам, рифмовкам, слогам и вплоть до фонем.

Вопрос только вот в чем. А многие ли так чувствуют ритмы стиха подсознательно - от природы? Когда мне говорят «Я так чувствую, и плевать на метрику и размеры, эмоции не стиснуть рамками техники». Извините! Сразу вот он – диссонанс. Где гармония? А раз не можете гармонично, настраивайте «интуицию», подсознание, собственные «чувственные модели» - поизучайте технику, попишите в разных классических, общепризнанных «моделях»-рамках, комбинируйте их. А потом, изведя груду бумаги и повычеркивая множество бездарных строк, поймете, что ваши прошлые стихи были негармоничны. И тут вам карты в руки – вы прозрели!


Рецензии
С большим интересом прочла Вашу статью, Дмитрий. Даже перечитала дважды. Очень интересные мысли Вы высказываете. Очень. И они весьма созвучны моим. Спасибо.

Елена Малмыгина   23.04.2006 21:35     Заявить о нарушении
Спасибо и вам =))

Дмитрий Нартуб   02.07.2006 14:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.