Солнце русской поэзии

      
              СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ (библиотека)
Русская литература вышла на мировую арену довольно поздно.
Это можно объяснить многими причинами. И одна из них – некоторая замкнутость в своём развитии. Страна слишком долго оставалась в стороне от мировой дороги экономического и политического движения. Если во многих странах Европы уже господствовал капитализм, то у нас почти до конца ХУП в. не были изжиты феодальные отношения. Только после петровских реформ началось бурное развитие во всех частях экономики, а вместе с этим пошёл и рост культуры. Наши люди стали активно общаться с другими странами, перенимать их образ жизни, знакомиться с достижениями науки.
Мне могут возразить:. "А как же «Слово о полку Игоревом», «Задонщина» и многое другое?"
В моей библиотеке отдел древнерусской литературы состоит из девяти томов, но это всё произведения известные лишь в пределах России. Даже такой шедевр, как «Слово» был открыт случайно в ХУШ веке.
Писателей профессионалов у нас не было.
Первыми, официально признанными писателями, являлись   поэты-виршевики Феофан Прокопович и Симеон Полоцкий. Это были  священнослужители, значит, занятие литературой не было главным их делом.Как заметил ещё В.Белинский, литература наша была заёмная. Последним, наиболее талантливым поэтом этого направления - Антиох Кантемир, но и он являлся дипломатом.

Вирши, как вид силлабической поэзии, пришли к нам из Польши, и в России они сохранились до ХУШ века, но всё-таки весь этот век прошёл под знаменем силлабо-тонического стихосложения. Оно-то и вывело нашу поэзию на мировой уровень. Обычно начало русской литературы ведут от Ломоносова, но лишь с появлением «Россияды» М.Хераскова можно смело говорить, что русскую литературу узнала и Европа.

У истоков русской силлабо-тоники стояли три богатыря нашей литературы: Тредиаковский,
Ломоносов и Сумароков – это типичные поэты-классицисты,
да и весь ХУШ век – век классицизма в нашей литературе. Несмотря на всевозможные условности и ограничения стиля, классицизм взрастил таких выразителей народности в искусстве, как Фонвизин, Крылов и Карамзин. И, главное, этот век сделал всё возможное, чтобы в начале следующего, Х1Х века появился такой гигант русской литературы, как А.С.Пушкин.

Не зная литературы предшествовавших лет, невозможно в полной мере оценить тот подвиг, который в литературе и русской словесности совершил Пушкин!
Сейчас вряд ли кто, кроме студентов-филологов, читает поэзию ХУШ века, а ведь она не просто страничка в истории отечественной литературы, но и весьма занимательное чтение. Надо только относиться к ней без предубеждения. Через неё мы узнаём нравы и вкусы тогдашних читателей, их эстетический уровень.

Из видов литературы основное место тогда, как и в античное время, занимала поэзия: стихи, поэмы, басни, пьесы. Возьмите хотя бы Капниста – его комедия «Ябеда» чего стоит! Она и сейчас звучит очень современно. Вот, например, что поёт прокурор Хватайло:
Бери, большой тут нет науки;
Бери, что только можно взять.
На что ж привешаны нам руки,
Как не на то, чтоб брать?

Этот куплет был настоящим «шлягером» - в то время его повторяли и пели повсюду.
В своё время, путешествуя по Полтавской области, я специально из Миргорода поехал в село Обуховка взглянуть на родные места Василия Васильевича Капниста. Для каждого поэта особенно важно, чтобы не «распалась связь времён», чтобы он чувствовал себя не гостем в родной литературе, а её законным наследником. А достигается это только продолжением и развитием традиций предыдущих поколений авторов.

Замечательный ХУШ век дал нам и первого дворянского писателя и революционера-демократа А.Н.Радищева. Его книга «Путешествие из Петербурга в Москву» поистине явилась единственным справедливым приговором самодержавию.

Интересно, что эта же эпоха породила будущего поэта-революционера Рылеева.
«Я не поэт, а гражданин» - говорил поэт о себе.
Почитайте его Оды, Думы, стихи «Гражданское мужество» (1823), «Гражданин» (1824-1825) и вы убедитесь, что ПОЭТ – в понимании Рылеева – это борец за свободу своего народа.
Греметь грозою против зла
Он чтит святым себе законом,
С спокойной важностью чела
На эшафоте и пред троном;
Ему неведом низкий страх,
На смерть с презрением взирает,
И доблесть в молодых сердцах
Стихом свободным зажигает.

Слова поэта-гражданина и патриота Кондратия Рылеева не разошлись с делом…

И, наконец, «старик Державин», чьё высокое мнение о поэтическом даре юного Пушкина было воспринято им как благословение ещё в лицейские годы.

Вот, какие люди, какие идеи формировали мировоззрение нашего великого поэта!
Ведь он-то, конечно же, читал творения своих предшественников. Без знакомства с ними он не смог бы сделать то, что было ему предназначено самим Провидением.
Пушкин отталкивался от прошлого, не отвергая его традиций. Именно продолжая традиции связи литературы с жизнью страны, с жизнью народа (то, что позднее получило название критического реализма) и позволило ему вывести русскую литературу из узкой национальной замкнутости.
Это сейчас мы очень часто "повторяем пройденное" (модернизм "Серебряного века" и  постмодернизм), воскрешаем то, что следует давным-давно принять как данность и самим идти дальше. Это сейчас историки литературы помогают нам разобраться в непростой судьбе русской литературы.
Но Пушкин смотрел на такие вещи иначе. Ведь он не мог опереться на труды филологов, их тогда просто не было. Ему самому приходилось искать тот порог, дальше которого не смогли шагнуть предшественники, чтобы самому сделать следующий шаг и проложить дорогу следующим поколениям.
Замечательный русский критик Н.А.Добролюбов так писал о подобных людях:
 «Сильные умы именно и отличаются той внутренней силой, которая даёт возможность не поддаваться готовым воззрениям и системам и самим создавать свои взгляды и выводы на основании живых впечатлений. Они ничего не отвергают сначала, но ни на чём и не останавливаются, а только всё принимают к сведению и перерабатывают по-своему».

Да, нашим предкам было очень нелегко, шли они на ощупь, инстинктивно, но внутреннее чутьё их не обманывало: когда само время требует коренных перемен, и когда нужны могучие таланты, то они – рождаются! Вспомните хотя бы ХУП век, когда России необходимо было встать в один ряд с другими странами Европы, на арену явился царь Пётр. 

Немало интересных, самобытных поэтов жило рядом с Ломоносовым.
Ничуть не меньше окружало и Пушкина. Ему было для кого творить и у кого искать совета, доброжелательной критики, моральной поддержки. Уже одно то, что его дядя, Василий Львович Пушкин, был далеко незаурядным поэтом (вспомним его поэму «Опасный сосед»), помогает понять многое в характере Александра Пушкина.

Нашего гениального поэта воспитывали три литературные стихии. С одной стороны, творчество литераторов-профессионалов, с другой – народное творчество, а с третьей литература европейская!  Эти три стихии слились в нём воедино и создали прекрасный букет, называемый поэзией Пушкина. Недаром же мы говорим: пушкинский век, поэты пушкинской поры. Пушкин как магнит притягивал к себе всё талантливое, всё передовое.

Тут нужно сделать одно небольшое замечание.
Пушкин очень многое совершил для того, чтобы сама отечественная поэзия стала глубоко русской, национальной. Но не он был первым в этом великом деле. Первым, кто заявил о праве быть истинно русским поэтом, оказался Жуковский, переведя и переработав английское кладбищенское стихотворение. Это довольно большое произведение, приведу лишь начало:
Уже бледнеет день, скрываясь за горою;
Шумящие стада толпятся над рекой;
Усталый селянин медлительной стопою
Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

Перед нами перевод английского стихотворения Грея. Но в нём столько своего, щемящего, чисто русского антуража и настроения, что оно стало оригинальным творением Жуковского.

Нам, потомкам Пушкина, необходимо чтить его не только как создателя новой литературы, но и как человека вообще. Недаром Гоголь в своё время говорил, что такие люди, как Пушкин, появятся не скоро!
Творения Пушкина необходимо читать очень внимательно, ибо в них мы найдём ответ на самые сложные, самые животрепещущие вопросы бытия. В своё время Белинский написал целую книгу, разбирая поэтическое наследие поэта. Сегодня мы снова должны заняться разбором творчества Пушкина. Не пересмотром, не ревизией взглядов Белинского, а задаться новым прочтением нашего великого соотечественника, рассмотрением его творчества с позиций сегодняшнего дня. Ведь многим и сегодня очень хотелось бы вернуть страну и всех нас в те ужасные времена, о которых писал поэт.
Не нужно искать оправдания тому, что Пушкин был декабристом, ненавидел царя и рабство. Надо воспринять это как факт, не подлежащий сомнению. Сейчас многие пытаются представить поэта очень набожным. И этого делать не нужно. Мы должны просто внимательно перечитать Пушкина и обдумать всё, им сказанное. Как и любой человек, Пушкин не был прямолинейным и однозначным. Его взгляды менялись. Да, он мог ненавидеть самодержавие, но мог и оправдать кое в чём царя:
Ура, наш царь! Так! выпьем за царя.
Он человек! Им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье;
Он взял Париж, он основал Лицей.

И вот его ответ на упрёки друзей:

Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.

Это его-то называли льстецом? А не он ли сказал царю прямо в глаза, что 25 декабря был бы с мятежниками на Сенатской площади!
За лесть не ссылают в Михайловское или на юг!

Пушкин умел видеть в человеке и плохое и хорошее. Он видел в человеке человека, а не должность или звание.

Так кто же он, человек, о котором говорят уже почти двести лет и будут говорить после? Мятежник или льстец, продолжатель или зачинатель русской литературы? Чтобы ответить на подобные вопросы, нам достаточно прочитать снова самого Пушкина. Он, как бы ожидая подобных вопросов, сам на них ответил в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
       И милость к падшим призывал.

Вдумайтесь в эти великолепные строки!
Здесь поэт стоит один на один со Смертью, с Вечностью и отвечает так, как бы отвечал на Страшном суде.
Ему не нужно оправдываться, хитрить, ловчить: он знает, что ЛЮБИТЬ ЕГО БУДУТ за то, что он рождал ДОБРЫЕ ЧУВСТВА в душах людей. Но главное – за то, что он восславил СВОБОДУ. Не зря же это слово им написано с заглавной буквы!
Именно поэтому Пушкина нельзя читать наспех, от нечего делать: так мы многого не заметим, упустим самое главное.

ЕГО необходимо читать, всматриваясь в написание каждого слова, каждой запятой! 
Только читатель внимательный, глубоко чувствующий, умеющий размышлять и сопоставлять прочитанное, может полностью понять, насладиться и полюбить нашего поэта.

Пушкин жил в переломную для литературы эпоху, когда кончался период классицизма и нарождался романтизм. Уже Карамзин начал вводить в русскую литературу, хотя и робко, народные типы. Он же начал преобразование и русского литературного языка.
Работа предстояла громадная. Необходимо было не только в теории, но и практически обосновать многие положения русской литературы. Конечно, Пушкин не мог всё это совершить с самого начала своего творческого пути. И его деятельность должна была, и  началась, с продолжения творчества корифеев ХУШ века, т. е. с романтизма.

Но уже и в этот период проявилась яркая творческая индивидуальность автора.
Романтиками были и Бестужев-Марлинский, и, конечно, Жуковский.
Романтизм пришёл к нам из Европы. Но наивысшего расцвета он достиг в творчестве Пушкина, а после него – в ранних произведениях Лермонтова, которого даже называли русским Байроном.

Пушкин многому учился не только у своего учителя Жуковского, но и у Шекспира, Гёте, Байрона. При этом он читал не только по-русски, но и на других языках. Особенно хорошо он знал французский.
Его интересовала не только художественная литература, но научная и техническая. Ведь писал же он:
О, сколько нам открытий чудных 
Готовит просвещенья дух…

Я вспоминаю, какая огромная библиотека была у Пушкина в Петербурге на Мойке. Мне довелось увидеть её при посещении его квартиры-музея.
Он был не только поэтом, прозаиком и драматургом. Современники знали его и как журналиста, и как прекрасного критика, и как редактора. Однажды мне довелось прочесть у Пушкина статью о развитии артиллерии в России.

Читать и перечитывать Пушкина, не испытывая скуки или пресыщения, мы можем постоянно, из года в год. Почему? Да по одной очень простой причине: гений многогранен – с годами открываются всё новые и новые стороны его таланта. Да и сами мы растём и смотрим на Пушкина с новой, ранее не знакомой нам стороны, находим новые красоты, ощущаем новые глубины его мысли. Мелочи, которыми мы пренебрегали прежде, теперь получают иное освещение. Мы начинаем видеть, что в творчестве гения и мелочи порой очень значительны!

Белинский с полным основанием назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. Уверен, что всё творчество поэта можно назвать не только энциклопедией, но и историей жизни и культуры России того периода. Почитайте, на кого он писал эпиграммы, кому адресовал свои послания, и вы убедитесь в правоте моих слов.
Посмотрите, сколько талантливых людей окружало Пушкина. Мы и теперь говорим о них, как о поэтах пушкинской поры. Этот период с полным правом называют золотым веком русской словесности. Одно лишь перечисление имён поражает воображение. Вот прозаики – Лажечников, Бестужев-Марлинский, Соллогуб, Гоголь, Вонлярлярский, Загоскин, Павлов, Вельтман и другие; и поэты – Баратынский, Батюшков, Жуковский, Дельвиг, Тютчев, Грибоедов, Одоевский, Рылеев, Глинка, Катенин, Кюхельбекер, Раевский, Ершов, Кольцов и другие.  Таланты разной величины, но все –таланты!
Именно в таком окружении и мог родиться, окрепнуть и вызреть пушкинский гений!
И без такого созвездия талантов нам невозможно представить Пушкина и его время.
Вспомним, что в то же время жили и поэтессы: Бунина, Волкова, Растопчина, Готовцева, Теплова и, наконец, самая талантливая из них – Каролина Павлова. Вот одно из её стихотворений 1839 г.:
Да, много было нас, младенческих подруг;
На детском празднике сойдёмся мы, бывало.
И нашей радостью гремела долго зала,
И с звонким хохотом наш расставался круг.

И мы не верили ни грусти, ни бедАм,
Навстречу жизни шли толпою светлоокой;
Блистал пред нами мир роскошный и широкий,
И всё, что было в нём, принадлежало нам.

Да, много было нас,– и где тот светлый рой?
О, каждая из нас узнала жизни бремя,
И небылицею то называет время,
И помнит о себе, как будто о чужой.

Мне представляется что вблизи такого светлого гения, каким был Пушкин, наверное каждому хотелось стать лучше, талантливей. Пушкин невольно помогал росту поэтов и самим своим существованием, и своим творчеством и своими деловыми подсказками. Талант и сам полон мыслей и замыслов, и других ими одаряет. Разве это не он заставил актёра Щепкина сесть за мемуары? Буквально, взял лист бумаги и написал начальные строки… и актёр, долго откладывавший идею написания воспоминаний "на потом", продолжил начатое  Пушкиным повествование. А кто подарил Гоголю сюжет «Мёртвых душ»? 

В истории властвует не только предопределённость, но и свободная воля человека. Только сам человек способен полностью развить и реализовать свой потенциал или сделать вид, что не имеет такового. Время ещё не родило гения, равного или хотя бы близкого к Пушкину. Значит, сейчас не до литературы в целом и для поэзии в частности?
Давайте снова обратимся взором к Пушкину. Может быть там отыщутся точки, от которых мы сможем отправиться в будущее. Что значит «порвать с прошлым»?
Я имею в виду не разрыв в прямом смысле слова, не отказ от прошлого, как это предлагали футуристы. Моя мысль состоит в том, что поэт должен трезво оценить деятельность своих предшественников. Если они в своём развитии сделали в литературе всё, что только можно, на данный момент, закончили тот или иной путь творчества, то не стоит перепевать их направление (классицизм, сентиментализм или романтизм), необходимо кропотливо искать новых путей развития творчества. В литературе есть понятие – «художественный метод», вот его-то и  надо искать, разрабатывать, как это было из века в век.

В период  античности основным творческим методом был классицизм. Он продолжался чуть ли не до ХУП века! Потом наступило время сентиментализма и, наконец, пришла эпоха романтиков. Романтизм в России – это начало Х1Х века, хотя продолжали писать и в духе классицизма (Катенин). Борьба классицистов и романтиков была очень упорной. Не избежал её, конечно же, и Пушкин. Как я говорил выше, он стал продолжателем традиций Карамзина. Именно перед Пушкиным встала грандиозная проблема – каким путём пойдёт дальнейшее развитие русской литературы?

Тут необходимо заметить, что русская литература никогда не стояла обособленно от политической и общественной жизни страны. Её связи с жизнью в отечестве были очень тесными. Вспомним хотя бы оды Ломоносова. Какие важные проблемы развития государства и науки затрагивались в них! Оды Державина как бы продолжили начатое Ломоносовым, но уже на новом историческом этапе. Вспомним названия некоторых из них: «Осень во время осады Очакова», «Властителям и судиям», «Фелица», «Вельможа».
Белинский любил приводить, как пример сатиры, такие строки Державина:
«Осёл останется ослом,
Хотя осыпь его звездами,
Где надо действовать умом,
Он только хлопает ушами».
                ("Вельможа")
Сатирами бичевал пороки дворянства ещё Антиох.Кантемир. Многие авторы воспевали и военные победы россиян. И всегда русская литература являлась не только средством развлечения, но и оружием в руках передовых людей. Прочитайте хотя бы знаменитое «Путешествие» Радищева, за которое он был сослан в Вилюйск. Одним словом, издавна  в русской литературе  были устойчивые патриотические традиции. Их надо было не рвать новому поколению поэтов и прозаиков, а развивать. Но каким образом?

Пушкин начал с того, что продолжил метод романтизма. Героями его романтических поэм были люди, порвавшие с обществом, к которому принадлежали. Это были люди, которые не стремились ни к чинам, ни к личной власти. Им нужна была свобода и любовь.
Разве нам сегодня судьбы этих людей абсолютно чужды?
Ведь в наше время, как и во времена Пушкина, есть те же пороки в обществе: жажда власти, стремление к наживе, полное обесценивание человеческой жизни. То есть, все пороки прошлого возрождаются и сейчас, в нашей с вами жизни. Человек становится рабом другого человека, общества, государства. Веками стремясь к свободе, человек так и не получил её!

Великий поэт именно в романтизме пытался найти пути выхода из такого положения. Но романтизм, к сожалению, был далёк от реальной жизни. Поэту приходилось создавать особые условия, где бы действовал его романтический герой. Это был либо непроходимый лес, в котором скрывались братья-разбойники; либо загадочный, тогда ещё, мало изученный Кавказ, куда попадает русский пленник; или Крым, куда хан Гирей привозит пленницу Марию; или, наконец Бесарабия, по степям которой кочует Алеко с цыганским табором. Все поэмы написаны очень ярким, красочным языком, но в них лишь богатая фантазия автора, а не реальная жизнь России. Можно ли назвать эту поэзию чудом, которое свершил Пушкин?
Может, она была подготовлена предшествующими поколениями и не только российскими? 

Говорят, что поэты ХУШ века в большинстве своём были бездарны. Не нам судить об этом. Важнее всего то, что свидетельствуют о них современники, наиболее авторитетные судьи. Почитайте Новикова, да и самих поэтов. Право, они стоят того. В те времена люди радовались тому, что наконец-то РУССКАЯ ПОЭЗИЯ ЗАГОВОРИЛА ХОРОШИМ РУССКИМ ЯЗЫКОМ. И это уже большая заслуга наших предков!
Скучно их читать сейчас? А античная литература не тяжела для многих?
С современных позиций нам и Пушкин уже не нужен, - читайте фантастику и детективы, а о прежней жизни вам расскажут наши политики, которые разукрашивают её во все цвета радуги, исходя из сиюминутных нужд. Им-то выгодно, чтобы мы на мир и на историю смотрели их глазами.
А Пушкин ведь не закрывал глаза на окружающую действительность и прямо говорил об этом своим современникам:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.

ИЛИ

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.

Это приговор окончательный и обжалованью не подлежит -ИСТОРИЯ сказала своё слово.
Пушкин самый справедливый судья по данному делу. Он знал царей лично, и только ему дано право объективно судить о том, как мы должны к ним относиться.

И о прошлой жизни НАШЕГО многонационального и многострадального народа надо судить не по сегодняшним байкам, а по стихам  Пушкина. Они не солгут!
Где ещё в Европе найдётся поэт, который бы так смело выступал в защиту униженных и оскорблённых?
Гению много даётся, но с него и спрос немалый. И Пушкин выполнил свой долг с лихвой, хотя и прожил всего лишь 37 лет…

Итак, перед ним стояла трудная задача: либо продолжать писать в духе романтизма и иметь всенародную славу, либо резко оборвать эту линию творческого развития и встать на путь РЕАЛИЗМА.
А что это обещало в дальнейшем?
Как мы знаем, непонимание большей частью публики и даже друзей, обвинение в том, что поэт исписался. Тяжело, не каждый способен вынести такое отношение к своему творчеству. Продолжать уже начатое, как его понимал сам автор, значило для него перепевать самого себя. Романтизм не давал возможности для плодотворного развития этого направления в литературе,
поскольку жизнь требовала иного.  Пушкин видел, что русская рифма (точная рифма) им полностью исчерпана. Переход к реализму позволил   расширить тематику произведений, вызвал бурное развитие литературного языка, обусловил появление новых рифм.
Ведь новое направление в литературе это не простая замена героев-дворян героями из народа. Это, прежде всего, революционное изменение языка, которым будет автор говорить о новом.

Во времена Пушкина к народному языку относились как к чему-то чужеродному, что искажает грамматические нормы произношения. Но поэт прямо заявил: учитесь русскому языку в московских просвирнях! Защищая отдельные выражения в поэме «Руслан и Людмила», которые считались тогдашними критиками грамматически неправильными, Пушкин прямо ссылается на образцы народной речи. Он понимает, что создателем и хранителем языка является народ, что народ говорит не только правильно, но и красиво.
При знакомстве с Кольцовым, Пушкин посоветовал ему собирать образцы народного творчества! Пушкин любил русский народ не вообще, не умозрительно. Он знал, ценил народное творчество и видел в нём образец для подражания. Иначе бы он никогда не смог создать такие прекрасные сказки, как «О золотой рыбке» или «О попе и его работнике Балде». Ведь вся сказка о Балде написана раёшным стихом! И это большая смелость для того времени! Так мог поступить только истинно народный поэт, взращённый русской действительностью, любящий и знающий подлинную народную речь. Тут не стилизация "под народ", как это можно увидеть у Карамзина. У Пушкина всё народное: и герои, и их быт, и, конечно же, речь.

Пушкин не приукрашивает народ, не идеализирует его. Он видит и его силу, и его слабости. Вспомните, как в повести «Дубровский» кузнец спасает котёнка из горящей избы, а запертые в ней пьяные судьи гибнут.
Народ у Пушкина – основной герой многих его произведений. А в драме «Борис Годунов» само молчание народа многократно усиливает драматичность ситуации.

Вспомним, что Пушкин впервые стал активно вводить в высокую поэзию прозаизмы.
Это сейчас описание ухабов на дорогах, внутреннего убранства крестьянской избы стало привычным явлением. Но научил нас видеть красоту во всём этом –  именно Пушкин. И сделал он это не механически, а проявив всю силу таланта, смелость творческой манеры!
Да, в то время на это нужна была отвага:
Иные нужны мне картины:
Люблю песчаный косогор,
Перед окошком две рябины
Да покосившийся забор,
На небе серенькие тучи,
Перед гумном соломы кучи–
Да пруд под сенью ив густых,
Раздолье уток молодых;
Теперь мила мне балалайка
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака.
Мой идеал теперь – хозяйка,
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.

Только вчитайтесь в эти великолепные строки! Они прообраз будущих стихов Некрасова, Кольцова, Никитина, Сурикова, а позднее – Есенина и поэтов новокрестьянской группы.
Кто, когда мог с такой смелостью и внутренней силой показать незатейливый быть русского человека? Да, конечно, это ещё первые робкие шаги, первая попытка расширить тематику поэзии, вывести её из узких рамок личных чувств и античных богов, чем так богаты стихи поэтов ХУШ и начала Х1Х столетия. Но этот шаг должен был сделать именно он, «солнце русской поэзии», как назвал его Жуковский.
Только авторитет Пушкина мог дать этим словам и темам убедительность и силу, ведь Пушкин был как бы эталоном для многих поэтов. Да и сейчас мы во многом советуемся с ним, перечитывая стихи, прозу или его статьи.

Часто говорят, что современных авторов нельзя сравнивать с Пушкиным, надо искать-де другую мерку. Неправда! Чем выше мера, тем скорее мы сможем вырастить талантливого автора. Пусть ты не дотягиваешься до Пушкина, но ты можешь расти, стараться быть ему подстать! Недаром же Маяковский говорил, что после смерти им стоять почти что рядом. И в этом я вижу хороший признак: не самомнение, а трезвую оценку собственного творчества. Кто же, как не ты сам, может почувствовать всю силу данного тебе поэтического дара? Кому же, как не тебе, держать ответ за свои успехи и промахи? И счастье, что в русской поэзии КЛАССИКИ ведут свой род от ПУШКИНА!

Итак, Пушкин не просто порвал с романтизмом. Он указал всей нашей литературе, не только поэзии, новый путь для дальнейшего развития и роста. И этот путь мы сейчас называем реализмом. Реализм не отрицает ни классицизм, ни сентиментализм, ни романтизм. Сюда могут входить сказки, легенды. Пушкин не только дал литературе этот широкий путь дальнейшего развития, но и сам применил его на практике – и в прозе, и в поэзии.
Широта кругозора – вот отличительная черта гения. Он думает не только о собственном совершенствовании, но и о творческом росте своих современников, о путях литературы в целом. И с его лёгкой руки наша литература вышла на мировую арену и заняла там одно из ведущих мест. Об этом можно сказать словами самого поэта
Все флаги будут в гости к нам,
И запируем на просторе.

Если до Пушкина наша литература училась у писателей Западной Европы, то после Пушкина "все флаги" пришли к нам с желанием поучиться. После Пушкина отечественным литераторам уже невозможно стало писать по меркам классицизма и романтизма. Пушкин привил свой тонкий вкус русской читающей публике. Он убедительно доказал, что высший уровень развития литературы не в её исключительной занимательности или нравоучительстве. Он прекрасно совместил обе эти особенности, добавив ещё и философичность.
Он дал нам примеры произведений самых разных направлений: тут и социальные повести («Повести Белкина»), и исторический роман («Капитанская дочка»). Те же темы мы находим в его поэзии и драматургии. Да, за прошедшее время наша литература сделала гигантские успехи и всем этим она в первую очередь обязана Пушкину. Пушкин научил нашу литературу создавать характеры, типичные образы, привил ей философский подход к осмыслению всех жизненных явлений. И, кроме того, привил ей бесстрашие в решении социальных и политических вопросов. И примеров тому много:

О чём шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? – волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.

Я только что выписал эти строки, и сам поразился им: до чего они актуальны именно сейчас, когда страны Балтии отделились от России. Им казалось, что начнётся чреда расцвета, а на самом деле пошёл в рост национализм, перерастающий в Латвии в открытый фашизм!
И такое сейчас происходит не только там, но и в некоторых республиках Средней Азии. Пушкин был большим интернационалистом. Помните, что он писал в своём «Памятнике»:   
Слух  обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и фин, и ныне дикой
       Тунгуз, и друг степей калмык.
Интернационализм Пушкина виден и в его подражании Корану, в стихах о  Турции:
Стамбул гяуры ныне славят,
А завтра конною пятой,
Как змея спящего, раздавят,
И прочь пойдут – и так оставят.
Стамбул заснул перед бедой.

В этой связи уместно вспомнить, с какой симпатией относился поэт к борьбе греков за свою независимость:

Восстань, о Греция, восстань.
Не даром напрягала силы,
Не даром потрясала брань
Олимп, и Пинд, и Фермопилы.

Поэт не закончил этих стихов. Но само обращение к подобной теме говорит нам о многом. Если поэты ХУШ века жили только в рамках границ России, то Пушкин смотрит на мир как бы с высокой горы. Тут невольно вспоминаешь его стихотворение «Кавказ»:

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орёл, с отдалённой поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.

Вот именно с такой вершины и видит мир наш великий поэт. Пушкину-гражданину есть дело не только до России, но и до других стран. И всмотритесь в строки стиха, поэт стоит один, только орёл парит с ним наравне! Не ОН поднялся до уровня орла, а орёл до него. Это очень характерные строки! Среди всех своих друзей он был удивительно одинок! Что поделать, таков удел гения. Он видит дальше всех, чувствует глубже всех и страдает сильнее всех. Ибо не каждый современник может полностью его понять и по достоинству оценить.  Это конечно так.  Именно поэтому Пушкин чувствует себя одиноким. Не в жизни - в литературе.

Надо отметить, что русская литература довольно быстро прошла период ученичества. Всего за одно столетие она смогла родить такого титана мысли и чувства, каким являлся Пушкин. Это произошло только благодаря тому, что подготовительный этап был совершён Европой задолго до появления литературы в России. Ибо Россия многому училась у Европы, но делала это не слепо, а применительно к нравам и обычаям своего отечества, к своему русскому характеру и языку. Пушкин не просто продолжил традиции своих предшественников, но и создал новые традиции. И одна из них – стоять за идеалы добра и справедливости!
После него литература перестала замыкаться сама в себе, она не просто вышла на мировую арену, но стала одной из передовых литератур мира. Я уже говорил об этом, но стоит сказать ещё раз, ибо сегодняшняя литература опять замкнулась сама в себе, утратила свои богатейшие воспитательные традиции и гражданственность.
Пушкин смело говорил обо всём, чем был взволнован. Он не скрывал своих симпатий и антипатий. Вспомните знаменитое «Послание в Сибирь»:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадёт ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Я только напоминаю вам сюжет. Вчитайтесь, вдумайтесь.
Не к покорности или раскаянию в содеянном призывает поэт. Нет, он призывает к терпению, вселяет в своих друзей надежду. А через несколько лет явится другое, не менее известное стихотворение «Арион», где поэт с новой силой говорит о своих друзьях и о себе:

Я гимны прежниё пою
И ризу влажную свою
Сушу на солнце под скалою.

Пушкин верил в справедливость дела ДЕКАБРИСТОВ и подтверждал это своим творчеством. Сейчас нас пытаются убедить в том, что революция 1917 г. была роковой ошибкой для страны. Но Пушкин не соглашается с мнением сегодняшних ораторов. Он прямо говорит своему товарищу Чаадаеву:

Товарищ, верь: взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Это замечательные пророческие строки. Только человек, глубоко убеждённый в правильности своих идей мог написать это! 

Так кому же мы сейчас должны верить? Людям, которые получают выгоду от страданий и тягот народных, или Пушкину, призывавшему к борьбе с самодержавием?
Его Онегин, хотя и явился прообразом будущих лишних людей, хотя и является образцом лондонского денди, но человек далеко не беспринципный. Он носит шляпу боливар, «удел он барщины жестокой оброком лёгким заменил, и раб судьбу благословил».
Разве мало этого? Пушкин оказался ярким демократом. Декабристы, понимая значение такого поэта и человека для России тогдашней и будущей, сумели спасти его от Сибири.  И поэт оправдал полностью их надежды. Он первый поднял роль поэта и значение литературы на недосягаемую высоту.

О гении надо судить только по меркам того времени, в которое он жил.
Можно сказать смело, что сейчас никто не станет восхищаться поэмами Гомера. Но это ничуть не умаляет его роли в истории литературы и в истории древней Греции. Он продолжает оставаться гением. Влияние Пушкина и его поэзии ощущали не только современники, но и последующие поколения поэтов. Вспомните хотя бы стихи Лермонтова «Смерть поэта». Такие стихи могли родиться только от утраты великого человека!
Но Пушкин имеет большое значение не только для нашей литературы, но и для дальнейшего развития всей мировой литературы. Замечательный негритянский певец Поль Робсон не просто любил Пушкина, но читал его на русском языке. Пушкина переводили в Китае. Знаменитый казахский просветитель Х1Х века Абай переводил письмо Татьяны на казахский язык.

А скольких авторов перевёл сам Пушкин? Тут и Ориосто «Неистовый Роланд», и Песни западных славян», есть у него перевод с португальского «Там звезда зари взошла», Делал он переводы и из "Фауста" и Данте, несколько переводов из Анакреона, перевод с польского. И это ещё не всё.
Читал же он очень много: Шиллер и Гёте, Кант и Байрон, Гомер и Феокрит, Апулей и Смит – и это далеко не полный перечень всего прочитанного. Я перечислил только часть.
Конечно же, он хорошо знал русскую литературу ХУШ века.
Но Пушкин знал не только европейскую, но и азиатскую поэзию. У него есть подражание арабскому, подражание Корану. Многие ли современные авторы могут похвастаться подобными знаниями? А наш поэт считал это нормальным для поэта. Он понимал, что каждый поэт – это не только создатель стихов, но и хранитель литературы. Поэтому много читать, стоять на уровне культуры своего времени, уважающий себя литератор просто обязан, чтобы читателю было интересно с ним общаться, а самому поэту было, что сказать своему читателю. Но и читатель должен быть на одном уровне с поэтом, чтобы правильно воспринимать его мысли.

Я не ставил перед собой задачу, написать биографию Пушкина. Мне просто хотелось высказать свои мысли о поэте и его связи с нашим временем, показать его отношение к жизни. гражданскую политику. Пушкин очень необычный поэт во всей нашей, а, может быть, и во всей мировой литературе. Он один из тех литераторов, который заставил читателей уважать литературу и труд писателя.
Вот интересное стихотворение «Чернь», в котором поэт говорит с чернью о целях и задачах поэзии. Чернь требует, чтобы поэзия приносила ей реальную пользу.
И толковала чернь тупая:
«Зачем так звучно он поёт?
Напрасно ухо поражая,
К какой он цели нас ведёт?
О чём бренчит? Чему нас учит?
Зачем сердца волнует, мучит.
Как своенравный чародей?
Как ветер песнь его свободна,
Зато как ветер и бесплодна:
Какая польза нам от ней?»

На этот упрёк поэт даёт не двусмысленный ответ:

Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.

А вот, что говорит поэт о своих задачах в стихотворении «Герой»:

Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман…

Вот ещё строки из стихотворения «Поэту» (1830 г.):
Поэт! не дорожи любовию народной:
Восторженных похвал пройдёт минутный шум,
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм.
 
Эти строки говорят не о пренебрежении мнением читателей, совсем нет. Пушкин просто хочет предостеречь талантливого автора от слепого следования вкусам общества, он предостерегает от потакания желаниям читателей.
И сам он, когда чувствует необходимость, меняет тематику своего творчества, даже рискуя быть не понятым не только читателями, но и друзьями-поэтами! Творец должен свято выполнять долг, который дан ему природой, судьбой. Сам же поэт отлично понимал свой долг и перед читателями, и перед собственной совестью, и перед литературой.
Пушкин стал подлинно народным поэтом не потому, что в его стихах много говорится о русском народе. Народность его состоит в том, что в его стихах мы видим не описание природы вообще, а описание русской природы, в его стихах звучит русская тема, русская душа. Он мыслит не вообще, а именно по-русски.
По его стихам мы можем изучать русскую жизнь, русскую историю начала девятнадцатого столетия. Он не просто дал образцы высокой поэзии, нет, – он расширил её тематику, а ,следовательно, и расширил язык литературы.

Многие критики того времени искали в его стихах ошибки против грамматики. Но к гению нельзя подходить с такой меркой. Грамматика создаётся на много лет вперёд и не поспевает за развитием языка, разговорной речи. Гений сам творит свою грамматику, сам создаёт законы языка, вершит словотворчество. Он это чувствует инстинктивно. Таков был Державин, таким стал впоследствии Маяковский. Нам надо лишь понять законы, по которым творит каждый автор и, как сказал Белинский, по этим законам судить о его творчестве.

Поэзию настоящего автора невозможно понять, не зная его биографии и времени, в которое он жил. Кроме того, необходимо знать, как развивалась в то время литература и язык, кто были его друзья и враги, какие цели были поставлены перед ним судьбой и им самим. Гений – фигура не однозначная, она изменяется во времени. Ей дано чувствовать те изменения в обществе и литературе, которые могут произойти через несколько лет. Иными словами, гению дан дар провиденья. И в то же время, гений – человек не своевольный, он не может делать всё, что заблагорассудится. Недаром же Пушкин сказал об этом словами Моцарта: «Гений и злодейство/ Две вещи не совместные». Эти слова также современны!


Вернусь опять в начало нашего разговра.
В русской литературе существовало несколько школ. Одна из них – Ломоносовская, другая державинская, а третья – Карамзинская. Я не буду говорить об их различиях. Важно то, что карамзинская школа оказалась наиболее передовой. Именно из неё вышли писатели романтического направления, и Пушкин оказался наиболее последовательным её сторонником. Если Карамзин ещё довольно робко вводил крестьян в свою литературу и говорили они на языке, не свойственном им, то у Пушкина это подлинные представители русского народа. Они и говорят на обычном простонародном языке.
Пушкин начал полностью освобождать литературу от многого, что мешало её развитию. И начал он с языка. В его стихах очень мало усечённых слов, свойственных литературе ХУШ в. Вот небольшой пример:

Ярившийся Борей разверз свой буйный зев,
И дхнул он хладностью на те места прекрасны,
Где Флора, истощив свои труды ужасны,
Пустила по лугам гулять прелестных дев.

Это начало стихотворения Поповского «Начало зимы». Здесь мы найдём такие усечённые слова, как «прекрасны» вместо прекрасные, и «ужасны» вместо ужасные.

Кроме того, Пушкин стал меньше использовать античную мифологию. А в приведённом отрывке вы видите сразу двух богов – Борея и Флору.

Пушкин также мало употребляет и церковно-славянские слова.
Раньше героини носили имена Серпана, Ниреноя или Клариса. У Пушкина все героини носят русские имена.

Пушкин одним из первых возвысил искусство прозы. Он научил писателей строить психологические образы, писать романы.
Если мы чтим Ломоносова, как зачинателя русской литературы, давшего ей классические примеры и теорию, то Пушкина мы должны чтить как талантливого реформатора. Если писатели прошлого старались писать только так, как предписывали им правила, то Пушкин впервые стал поступать так, как советовал Сенека: «Давайте говорить то, что думаем и думать то, что говорим; пусть слова будут в согласии с жизнью». И этому правилу Пушкин был верен всю жизнь!
Он сам создавал правила литературного творчества и для себя и для писателей будущего. Пушкин  научил писателей преступать правила, если они мешают свободе творчества.
А свободу он сам ценил выше всего: в стихотворении «Весёлый пир» он писал:

Я люблю вечерний пир,
Где веселье председатель,
А свобода, мой кумир,
За столом законодатель…

А в стихотворении «Узник» есть такие строки:

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Тула, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!

Вдумайтесь в эти строки: орёл сидит в темнице!
Это же не просто стихи,– это аллегория, поэт говорит о себе.

У него есть и другие не менее пронзительные строки:

Давно усталый раб, задумал я побег
В обитель чудную трудов и тихих нег…

И эти стихи тоже нам говорят о тяжёлой участи поэта в царской России. Разве они не современны?
Читать Пушкина просто для развлечения, для времяпрепровождения невозможно! Он, помимо воли, возвращает нас к окружающей действительности, ставит нас с ней лицом к лицу и  властно требует:

Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы…

А как надо понимать эти строки?
Только как призыв к борьбе за счастье и своё, и своего народа! Уж что может быть современнее! Условия меняются, а цель у человека одна – прожить жизнь по-человечески СЧАСТЛИВО.

Хотя во времена Пушкина друзей у него было много, всё же он ощущал себя очень одиноким. Помните стихи о Кавказе,
Он один взошёл на эту высоту, рядом с ним только орёл. Таким же одиноким будет ощущать себя и другой гений – Лермонтов!
Пушкин чувствует, что его плохо понимают современники, что ему в отличие от Державина, некому передать эстафету. Ведь даже такой умный человек и поэт, каким являлся Баратынский, только после смерти Пушкина, перебирая его архивы, понял, что в стихах Пушкина бездна мыслей.
Белинский в статье о Пушкине писал: «Есть два рода деятелей на всяком поприще: одни  своими делами творят новую эпоху, действуют на будущее; другие действуют в настоящем и для настоящего». Так кто же был Пушкин в свете этих слов?
И то, и другое. Своим существованием и трудами он работал, безусловно, на  настоящее, но мыслями, заложенными в его творениях, он прокладывал дорогу в будущее. Если современники могли променять его на Бенедиктова, то будущие поколения поставили ему памятник, символ России.
Ведь Пушкин был и страстный борец с крепостничеством, и страстный любовник, и глубокий критик, и вдумчивый историк. С кем его можно сравнить? В настоящем – ни с кем, а в прошедшем только с Ломоносовым, так обширна творческая палитра автора. И это тем более удивительно, что прожил он всего 37 лет!

Пушкин – водораздел между двух эпох: классицизма и романтизма. Но сам он явился и зачинателем третьего направления – реализма. А ведь в задачу литератора, как я уже не раз говорил, входит чтение, размышление, путешествия и, наконец, сам процесс творчества. И это не моя выдумка. Я только привёл свои наблюдения в определённый порядок. Всё перечисленное приложимо к личности Пушкина. Стихи о донских казаках или калмычке льют на нас аромат степной травы, стихи о Кавказе открывают нам широкие пейзажи, такие стихи, как «Вакхическая песнь» звучат прекрасной музыкой.

Недаром же на стихи поэта создано столько романсов. А разве вам не слышен звон бахчисарайского фонтана? Слушайте его внимательно, – в нём живой голос самого поэта. А сколько юного задора, лихости, юмора звучит стихах «Подъезжая под Ижоры»! Надо быть слепым и глухим, чтобы не чувствовать всего этого! Наш поэт умел управлять чувствами своего читателя и делал это не механически, а с большим искусством и тонкостью! Посмотрите, как меняется интонация в каждом стихотворении. Даже создавая несколько стихов на одну и ту же тему, он находит для каждого свой ритм, своё настроение. Вот стихотворение «19 октября»:

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто по неволе,
И скроется за край окружных гор.

А теперь сравните этот отрывок с другим из стихотворения «Осень»:

Октябрь уж наступид – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога замерзает –
Журча ещё бежит за мельницей ручей,
Но пруд уже застыл…

Прежде всего бросается в глаза то, что размер у этих стихов разный: в первом случае ямб четырёхстопный, а во втором – пятистопный. А отсюда и разное настроение. Первое стихотворение посвящено юбилею лицея, оно мажорное. Пушкин радостно вспоминает свою юность.
Второе стихотворение создаёт грустное настроение, не зря же оно полностью посвящено осени. А осень хотя и очей очарованье, но всё же унылая пора.

«Всякое произведение есть всегда зеркало своего творца, и замаскировать в нём свою натуру ни один не может» (В.Стасов).
Читая Пушкина, мы соприкасаемся с живым родником русской народной речи и как родник, ставший полноводной рекой,  Пушкин говорит нам:
НЕТ, весь я не умру...


В заключение мне хочется сказать несколько своих замечаний по поводу кончины поэта. Возможно, что кого-то мои размышления возмутят, а кое-кто задумается.

У Пушкина было несколько моментов в жизни, когда судьба его как бы висела на волоске. Узнав о происходящих волнениях в Петербурге в декабре 1825 года, поэт решил примкнуть к восставшим, для чего выехал из Михайловского. Но по дороге путь ему перебежал заяц, и он, человек суеверный, вернулся обратно.
Вскоре после восстания поэт был спрошен царём: с кем бы ты был 25 декабря 1825 года? И Пушкин ответил прямо, что был бы на Сенатской площади с декабристами.

Два случая, которые могли повлечь за собой гибель поэта. Но тогда Провидение сохранило его.
А вот в 1837 году рукой Дантеса Провидение взяло Пушкина в мир иной, словно давая понять всем, что поэт исполнил своё земное предназначение...
К славе Пушкина-поэта прибавился ещё и ореол мученика, увеличив тем его земную славу.
Возможно,  что и гибель Лермонтова можно объяснить также.

Так это или нет, я не знаю, но что-то мне подсказывает, что истина где-то здесь...
Два эти имени для РОССИИ бессмертны.

Прошло двести лет со дня рождения Пушкина.
Статьи Белинского о Пушкине появились в печати в 1843 году. Многого тогда он не смог сказать по причинам цензурного характера, то есть просто не видел текстов поэта в авторской транскрипции.
 
За 200 лет во многом изменилось не только само общество, но и наше отношение к творчеству поэта. Именно потому сейчас нужны новые статьи, где бы литературовед также скрупулёзно, как Белинский, разобрал творческое наследие Пушкина.
А через несколько лет потребуются новые статьи – время требует, чтобы творчество поэта было заново осмысленно и оценено ибо  Пушкин всегда нов, для каждого нового поколения читателей!
Ещё Гейне говорил:
«КАЖДЫЙ ВЕК, ПРИОБРЕТАЯ НОВЫЕ ИДЕИ, ПРИОБРЕТАЕТ И НОВЫЕ ГЛАЗА».
 



 Лето 2004 г., Москва.


Рецензии
Владимир!Очень благодарна за литературную достоверность. С ув.к автору.

Фаина Крейсман 1   21.02.2022 08:39     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.