Норвежский кот в мешке

На концерт ансамбля современной музыки BIT20 было продано всего два билета.


 Меня разбудил ранний телефонный звонок. Взволнованный голос в трубке настойчиво приглашал в филармонию, чтобы послушать музыку современных норвежских композиторов. Я попыталась выяснить, чем обязана такой чести - быть приглашенной лично. Причина оказалась весьма печальной - "добровольно" посетить этот концерт оказалось слишком мало желающих. Поэтому получить новые музыкальные впечатления предлагалось всем, и совершенно бесплатно.
 В зале, за исключением нескольких незнакомых лиц, сидели студенты и преподаватели Ростовской Консерватории. До начала оставалось несколько минут, и я заглянула в программку. Норвежский ансамбль современной музыки будет выступать перед ростовской публикой впервые. Все музыканты - солисты Бергенского филармонического оркестра. Сфера деятельности этого коллектива широка - концерты, педагогические проекты, запись дисков, гастроли, мультимедийные и современные театральные постановки.
 Наконец ансамбль готов дарить свою музыку немногочисленной публике. На сцену вслед за исполнителями вышел молодой миниатюрный дирижер. Джонатана Стокхаммера отличала улыбка - яркая и добродушная, выделявшая его среди сухой и сдержаной северной мимики.
 Название произведения Рольфа Валлина "Воуl" переводится как "кипятиться". Сам композитор видит результат кипения во взаимодействии жидкого, холодного и мягкого принципа ртути и твердого, жгучего и господствующего принципа серы. На протяжении пьесы оба "вещества" обмениваются своими свойствами, и под конец оба расплавляются. Ну разве не интересно услышать то, что сейчас будет происходить на сцене? Музыка оказалась тонкой, космической, острой и непредсказуемой.
 Благодарные норвежцы жадно впитывали ростовские аплодисменты. Эти люди казались настолько увлеченными, что возможно исполняли бы произведения и лишь тем двум героям, которые все же приобрели билеты на этот концерт. Внешне строгие и холодные, музыканты обнажали через звуки истинные чувства, доступные и понятные русской душе.
 "Зимняя ночь" Ханса Абрахамсена поразила мечтательной поэтичностью. В музыке происходило несколько событий одновременно. Серебристо-ледовый зимний пейзаж сочетался с остроумной шутливостью, созерцательность поразительно уживалась с непрерывным движением.
 Следущее произведение было сопоставимо с оптическим устройством - музыку Магнуса Линдберга можно понять как ландшафт, обозреваемый с разного расстояния. Приближая его, обнаруживались новые детали. При удалении он звучал как часть более крупного контекста.
 В антракте я задумалась - чем было вызвано отсутствие интереса у ростовчан к этому яркому событию в культурной жизни города? Отсутствие рекламы? Малоизвестность коллектива? Непопулярность норвежской музыки? Непонятное чувство вины перед этими исполнителями все возростало. Но был ли кто-то действительно виновен в этой ситуации? Пожалуй, нет. Наверно, многие не хотели рисковать и получить "кота в мешке". Ведь никто не знал, что этот кот окажется благородным, интересным и незабываемым.
 Камерный концерт Дьердя Лигети отличала виртуозность - музыканты вновь продемонстрировали свое высокое мастерство. Эффект жужжания, яростного, неистового шепота завершил запланированную часть концерта.
 Нескольких робких возгласов "браво" оказалось достаточно, чтобы заслужить еще одно исполнение.
Кажется, норвежцы остались довольны концертом, хотя понять их было возможно лишь во время звучания музыки, - языка, не имеющего границ.

Опубликовано в "Вечернем Ростове" 30 апреля 2004


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.