ВерсииоМАБулгакове

1.

Экскурсия «Булгаков в Москве» начиналась майским утром на Патриарших прудах. Любители творчества Булгакова, человек примерно двадцать пять, дружно высыпали из автобуса и плотным кольцом окружили экскурсовода. Экскурсовод, невысокого роста, очень стройная блондинка средних лет, представилась Полиной и начала свой рассказ с истории Патриарших.
В то время (середина восьмидесятых), интерес к творчеству Булгакова был необычайно высок. Его книги просто невозможно было достать. Их перепечатывали, копировали; читали по очереди, передавая из рук в руки. Несмотря на такие сложности, практически у каждого из присутствующих оказались с собой перекопированные, а то и печатные издания.
Итак, все внимательно слушали рассказ Полины. Было совершенно ясно, что Полина не просто опытный экскурсовод и хорошо знает свой предмет, но и прекрасно владеет искусством рассказчика и очень трепетно относится ко всему, что связано с жизнью и творчеством Михаила Афанасьевича. К чести собравшихся здесь поклонников Булгакова следует сказать, что и они попали сюда не случайно, поскольку легко отвечали на все вопросы экскурсовода. Особенно убедительно звучали слова Полины о том, что Михаил Афанасьевич не случайно выбрал это место для своего романа.
Лично у меня совершенно не было сомнений в том, что Булгаков всё делал не случайно. Каждый его сюжет, образ, имя, название местности, происходящие действия были плодом серьёзного изучения и были подтверждены логикой и очень строгими историческими или литературными фактами. В то же время он мог иметь и свой собственный взгляд на самый сложный вопрос, что подтверждается, например, его версией истории Христа.
Наша группа расположилась посредине аллеи под тенью зеленеющих лип, между Малой Бронной с одной стороны и длинной стороной пруда с другой. Полина утверждала, что мы находимся как раз в том месте, где когда-то мог быть турникет, послуживший причиной гибели несчастного Берлиоза.
- А где же трамвай? – спросил кто-то.
- В середине двадцатых здесь действительно ходил трамвай, - ответила Полина, - но не пассажирский, а грузовой. Он проходил за памятником И. А. Крылову по Ермолаевскому переулку и поворачивал на Бронную улицу, которая сейчас называется Малой Бронной, и проходил мимо того места, где мы сейчас находимся.
Тот факт, что трамвай был грузовым, многим, в том числе и мне, был неизвестен.
Далее маршрут экскурсии в точности повторял тот, по которому Бездомный преследовал консультанта. Патриарший переулок, Спиридоновка, Никитские ворота, Арбатская площадь, и т.д. Конечным пунктом экскурсии была могила М. А. Булгакова на Новодевичьем кладбище.
По мере продвижения экскурсии разговор постепенно перешел на сюжетные особенности и противоречия романа «Мастер и Маргарита». Обсуждение проходило очень интересно. Были ли это сюжетные ошибки, вызванные тем, что Булгаков успел перед смертью внести правки только в первую часть романа, или он сделал это осознанно, оставляя место для фантазии читателей. Я был и остаюсь уверенным в том, что Мастер ничего не делал зря.
Наконец мне удалось задать вопрос, который меня очень интересовал: Что же все-таки стало с Мастером и Маргаритой?
Что стало, скажете Вы?
Они умерли и Воланд взял их с собой, чтобы дать им вечный покой!
Тут Полина начала листать роман и прочитала две выдержки из главы 30-ой. Пора! Пора! Первую о Маргарите:
«…Азазелло видел, как мрачная, дожидающаяся возвращения мужа женщина вышла из своей спальни, внезапно побледнела, схватилась за сердце и , крикнув беспомощно:
 - Наташа! Кто-нибудь…ко мне! – упала на пол в гостиной, не дойдя до кабинета. »
И вторую о Мастере:
« - Скончался сосед ваш сейчас, - прошептала Прасковья Федоровна…»
- - Так что никаких сомнений быть не может, - подытожила Полина. – Все так, все так, друзья мои, если бы не эпилог. Из эпилога же следует, что они вовсе не умирали, а просто исчезли.
Тут какая-то женщина тоже открыла книгу и прочитала из эпилога:
«…следствие пришло к заключению, что и хозяйка, и домработница были загипнотизированы, подобно многим другим, и в таком виде похищены бандой. Возникла и, вероятно, совершенно правильная мысль, что преступников привлекла красота обеих женщин.
Но вот что осталось совершенно неясным для следствия – это побуждение, заставившее шайку похитить душевнобольного, именующего себя Мастером, из психиатрической клиники. »
Мнения присутствующих разделились. Видно было, что и Полина не была готова к этому вопросу.
Где же все-таки «истина», о которой так горячо спорили Иешуа и Понтий Пилат.
Итак. Это сюжетная ошибка или сюжетный парадокс, задуманный Булгаковым. А может быть и того интереснее: может быть Булгаков хотел продолжить роман?
Ответ на этот вопрос теперь не сможет дать никто.
Что до меня, то я остаюсь при своем мнении, что Михаил Афанасьевич никогда не допускал случайностей. Предлагаю Вам самим решить для себя этот вопрос.

 2.

Очень, очень много у нас говорится и пишется о борьбе с наркоманией. Когда я слушаю эти разговоры, мне всегда вспоминается рассказ М. А. Булгакова «Морфий». Наверное, это одно из наиболее сильных произведений «Мастера». И я просто уверен, что каждый здравомыслящий человек, прочитав этот рассказ, не прикоснется к наркотику.
Наверное, следовало бы включить этот рассказ в обязательную школьную программу.
Его сила заключается в том, что он написан « с натуры».
Да, Михаил Афанасьевич, будучи земским врачом, заразился дифтеритом и, испытывая сильнейшие боли, был вынужден прибегнуть к помощи морфия. Даже небольшое количество этого наркотика достаточно для того, чтобы стать обязательным элементом обмена веществ организма.
Невозможно физически преодолеть потребность в новой дозе, и в результате герой рассказа, доктор Поляков, погибает.
Самому Булгакову удается преодолеть этот недуг, хотя это и кажется нереальным.
Как ему это удалось, остается загадкой. Официальная же версия звучит так. Борьба с недугом не приносила результатов, и более года Булгаков оставался морфинистом. Наконец, лечением Булгакова занялся отец его первой жены, Лаппа Николай Николаевич. Он очень постепенно снижал количество морфия в дозах, разбавляя их дистиллированной водой до тех пор, пока дозы не были снижены до минимума. И потребность в морфии была преодолена окончательно.
Если бы это было так просто. Конечно, Булгаков знал, что ему дают разбавленный морфий. И только его нечеловеческие усилия смогли подавить зависимость от наркотика.
Очень, очень возможно, что ранняя смерть Булгакова вызвана тем, что он просто сломал свой организм, резко выключив из обмена веществ морфий. Но, еще более вероятно то, что если бы он не преодолел тягу к наркотику, то умер бы еще раньше.

 3.

Серьезные испытания, обрушившиеся на плечи Булгакова, и главным образом его морфинизм, не могла не сказаться на его творчестве. Невозможно представить романы, рассказы и пьесы «Мастера» без мистики. Непреодолимая и постоянная тяга к сверхъестественному и драматическая борьба между светом и тьмой. Тени прошлого и будущего. Нет, пожалуй, ни одного сюжета, за исключением ранних произведений, в которых не присутствовали бы элементы фантастики, мистики и потусторонних сил.
Конечно, это, прежде всего, «Мастер и Маргарита». А « Роковые яйца», «Собачье сердце», «Дьяволиада», «Похождение Чичикова», «Иван Васильевич…», «Багровый остров», даже «Белая гвардия». Список можно продолжать.
С большой долей достоверности можно предположить, что многие из этих сюжетов и героев возникали в сознании Булгакова после употребления морфия. Какие-то их них в состоянии эйфории, а какие-то в состоянии ломки.
Как бы могло сложиться творчество Булгакова, если бы не морфий?


Рецензии
Вопрос как Булгаков вылечился прост. Ответ всем очевиден - творчество. Самый сильный наркотик для умного человека это творческая деятельность.

Булгаков лечился написанием текста, который после многих правок стал для многих людей частью жизни и мировоззрения.

А тексты написанные через переживание и чувства - особенно правдивы.

Кандидат Против Всех   03.07.2022 06:38     Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.