Крылья

Ради женщины,безмерно милой,
Ставшей путеводною звездой,
Сжег он крылья,редкостные крылья,
Что его вздымали над землей.

Ставшим безъязыким, словно аист,
Потерявший небо навсегда,
Он идет к ней,как больной, шатаясь
От необъяснимого стыда.

Но она мужчину успокоит.
Ей подскажет женское чутье
Как внушить,что горевать не стоит
О ночных полетах без нее.

Он привыкнет ездить в электричке,
Собственной машине станет рад,
Он забудет ,что имел привычку
Облаком, как мячиком,играть.

Он забудет как, паря над морем,
Тень свою бросал на корабли...
Долго проживут они не ссорясь,
Стянутые обручем любви.
 
Но однажды ,стоя у обрыва,
Он увидит в небе самолет
И, чему-то усмехнувшись криво,
Безудержно двинется вперед.

И ,взмахнув отчаянно руками
В яростной попытке полететь,
Упадет на скалы он, как камень,
С криком,обжигающим ,как плеть!


Рецензии
"Долго проживут они, не ссорясь,
Стянутые обручем любви". —

Как это обескураживающе звучит по отношению к любви... Так и хочется заменить это слово на какое-нибудь другое... ну, скажем, на "супружество". — Но благодаря этой неправильности в стихотворении — своё звучание, и то, что с ним хочется спорить, с этим стихотворением, как раз и говорит в пользу того, что оно получилось живым, живым (пусть в нём и яд жизни, столь хорошо нам знакомый).

Максим Печерник   02.10.2010 14:32     Заявить о нарушении
Спасибо, Максим, что заглянул. Я вообще очень люблю твои разборы и оценки стихов, с которыми часто встречаюсь на Васиной странице. У меня даже давно есть мысль зайти в данные тобой другим комментарии и побродить по ним. Уверен что, получу удовольствие и стану чуть богаче. Хороший умный комментарий часто бывает интересней, полезней и привлекательней н хороших стихов.
Этому моему стихотворению очень много лет. Еще в 1974 году я посылал его вместе с некоторыми другими стихами Льву Озерову в первом письме к ниму. А потом мы некоторое время обменивались письмами. Вы, конечно, знаете, что Озеров, который умер где-то лет пятнадцать назад, был довольно известным литературоведом и менее известным поэтом. У меня есть его книга "Мастерство и волшебство" (статьи о поэзии), которой уже чуть ли не 40 лет (вышла в 1972 году).По-моему, она больше не издавалась.
Я с момента написания стихов ничего не правил в них, хоть мне кое-что в них уже давно не нравится.))) Но обруч любви мне всегда ДА нравился, несмотря ни на что. Не думаю, что в моем случае обруч супружества мог бы держать героев этого стихотворения так долго вместе, как обруч любви. ))) Думаю, что тогда ЛГ и не погиб бы и не сжег бы крылья.)) Обруч супружества куда легче разорвать.)))
Рад что понравилось. Кстати, у меня на эту тему есть куда более свежие стихи, где герой не гибнет, но тяжеловато ему жить.

Кто мне скажет, что дороже,
Если выбрать должен ты -
Пляска в сердце Искры Божьей
Или сладкие мечты
Той, что сердце это грела
По утрам и по ночам,
Но твое святое дело
Ей уже не по плечам?

Кто мне скажет, что печальней
И к земле прижмет сильней -
Музы плач и взгляд прощальный
Или женщины твоей?

Ни один мудрец не скажет -
Только ты один решишь,
И твой выбор сажей ляжет
На оставшуюся жизнь.

Салют,Максим!

Зельвин Горн   02.10.2010 21:24   Заявить о нарушении
Салют, Зельвин! :)
Ох... И по поводу второго, более позднего стихотворения, есть мне что сказать!

"Кто мне скажет, что дороже,
Если выбрать должен ты -
Пляска в сердце Искры Божьей
Или сладкие мечты
Той, что сердце это грела
По утрам и по ночам,
Но твое святое дело
Ей уже не по плечам?"

На мой взгляд, выбор этот — странный... Во-первых, очень деликатную Вы нашли формулировку — "сладкие мечты той..." Очевидно, эти мечты лирическому герою стихотворения не вовсе чужды... и даже дОроги (ведь Вы это слово и употребили — "дороже"), дОроги, потому что дорогА она, эта женщина, с которой лирический герой узами любви связан. Но если сердце лирического героя способно на такую деликатность и, более того, эту деликатность проявляет, то, конечно, Бог будет к такому сердцу благ и перед столь щекотливым выбором, который Вы своему лирическому герою готовы предложить, — не поставит.

"Кто мне скажет, что печальней
И к земле прижмет сильней -
Музы плач и взгляд прощальный
Или женщины твоей?"

А это четверостишие, вернее, вся его грустная подоплёка, — необходимое следствие того неблагого выбора, который Вы своему лирическому герою предложили... Вы его запутали в этом ненастном выборе — и теперь он страдает...

"Ни один мудрец не скажет -
Только ты один решишь,
И твой выбор сажей ляжет
На оставшуюся жизнь". —

Абсолютно логически и лирически выстроенное стихотворение! Именно — "сажей ляжет"! Если дилемма по самому духу неблагая, ненастная, то и ни одно из предлагаемых ею решений благим быть не может. По сути Ваше стихотворение служит чисто лирическим доказательством того, что противопоставлять человеческое божественному в сердце своём человек не имеет права.
...Вот так мне это Ваше стихотворение слышится.
...Самому мне кажется, чисто по-человечески, что надо всякий раз просто играть по слуху: в каком-то случае уступить тем, кого любишь, а в каком-то — попросить, чтобы уступили тебе; это бесконечная тактика, требующая постоянного развития сердечной деликатности, тактика, вытекающая из стратегии несталкивания божественного с человеческим. однако что-то я увлёкся в своих рассуждениях :)), люблю иной раз порассуждать :))), пора и остановиться...

Максим Печерник   02.10.2010 21:51   Заявить о нарушении
Ох, прошу пардону — перешёл по старинке на "Вы".
Со мной это бывает...
Вчера вот тоже к старой знакомой на Вы обратился. ;) Слава Богу, не осерчала на меня за это... ;)

Максим Печерник   02.10.2010 21:59   Заявить о нарушении
Большое спасибо за твой разбор приведенных мною стихов. Я прямо-таки в восторге от таких разборов.)))
Но сейчас у меня нет возможности ответить тебе на этот твой дополнительный комментарий по делу. Отложу на другой раз, но обязательно вернусь к нему.

Что касается "Вы" и "ты", то я никогда не обращаю на это никакого внимания.Ко мне нередко девочки пятнадцати лет обращаются ко мне в интернете и на Стихире в первый же раз нак "ты" -я только улыбаюсь про себя.)))А бывает наоборот. Мне попадались в интернете собеседники, которые прямо -таки требовали, чтоб я сразу перешел на "ты"! Они утверждали, что "Вы" в виртуале им мешает.)))
Салют!

Зельвин Горн   02.10.2010 22:42   Заявить о нарушении
Я вернулся. Был сутки страшно занят.)))
Ты находишь выбор, который стоит перед героем, странным. Я его таким не вижу в ситуации, которую подразумеваю.
Во-первых, я вкладываю в "сладкие мечты" все-таки другой смысл. Я не подразумеваю, что сладкие мечты женщины близки ЛГ сами по себе. Подразумевается вариант, при котором герой глубоко и страстно любит свою Женщину и понимает ее запросы и желания, которые ему самому могут да быть чужды .Но он уважает их, потому что способен увидеть их ее глазами и почувствовать их как бы ее сердцем. Когда человек по- настоящему любит - у него должны быть способность и умение сделать это. А вот измениться - это уже из другой оперы.)))
Только, чтоб быть уверенным, что понят до конца...
Например, женщина хочет путешествовать, любит танцевать, встречаться с друзьями, любит вечеринки, мечтает улучшить жлищные условия, завести детей, но не в бедности, в которой оба живут... Но страстно любит и ЕГО, своего Мужчину, ради которого она годы жертвует всеми вещами, что перечислил выше. Понятно, что перчисленные вещи могли быть другими. И она, может,уже отдала ему лучшие годы своей жизни.

А он -Творец, которому само по себе это или чуждо или это не имеет для него значения. Потому что, когда он отдается творчеству, ничего другого для него не существует, как это часто бывает .Это все по поводу того, что ее мечты не обязательно должны быть ему близки сами по себе. Он просто понимает ее сладкие мечты.
Во-вторых, и это главное.
Абсолютно все, что ты написал о взаимных уступках, очень дельно и поэтично, конечно же, правильно и в во многих, а может и в большинстве случаев, так это и происходит в таких случаях, хоть всегда одна сторона жертвует, возможно, больше. Но это не из случаев, при которых можно сравнивать вещи. То, что одному кажется больше, другому может казаться меньше.)))
В таких случаев проблемы нет, она разрешима. Так наши герои жили до сих пор. Уступали друг другу, пусть в разной степени.
Но что-то произошло. И вдруг женщина чувствует, что она больше так не может. Годы проходят, она начинает стараеть, а наш непризнанный гений почти всегда у мольберта или письменного стола в объятьях соперницы- музы. И она хочет изменить правила игры. Или-или. Что -то типа ультиматума.

И тогда у него появляется необходимость выбора. В моих старых стихах герой выбрал Женщину. Что из этого вышло - мы уже знаем.
А в этих стихах он еще не выбрал. Может выбрать как первый герой. Оттолкнуть музу и остаться с женщиной .И не исключено, что кончит плохо, потому что когда-то поймет, что угробил жизнь, талант, потушил навсегда Божью Искру,

А в другом из вариантов он останется без Женщины, которая тоже была послана ему Богом один единственный раз в жизи и другой такой ему уже не найти НИКОГДА.
Вот мой случай.
Вот отрывок из других моих стихов, где Творец,в данном случае поэт, расстался с Музой навсегда.Уже без участия женщины. Я специально не один рзборку. Просто еще один вариант жизни того,кто жжег крылья.
.......
.......
Умерли Вы только как поэты,
А как люди продолжали жить,
Продолжали радоваться лету,
Новой жизни строить этажи.

А стихи, почувствовав измену,
Вычеркнули адрес Ваш навек,
И пришла большая перемена -
Кончился тот сумасшедший бег.

Не было в помине интернета,
Не подохли подлые вожди,
Сколько душ ,что есть лишь у Поэтов,
Потушили страшные дожди.

В Петербурге, В Киеве, в Рязани
Бродят тени умерших комет...

Юноши с алмазными глазами,
Кто же вам поставит монумент?
А порассуждать как видишь, и я не против. И тоже остановлюсь.)))
Салют Максим!

Зельвин Горн   05.10.2010 00:45   Заявить о нарушении
У меня исчез кусочек.
=======
Я специально (умышленно)не даю ссылку на эти стихи, чтоб не подумали, что напрашиваюсь на еще один разбор.))) рзборку. Просто еще один вариант жизни того, кто жжег крылья.

Зельвин Горн   05.10.2010 00:51   Заявить о нарушении
Зельвин, отвечу непременно завтра или послезавтра... День этот был какой-то суматошный на работе и "разборочный" на сайте — подустал я, а текст у тебя большой и — уже вижу — требует сосредоточенности. Так что пока говорю "салют"...

Максим Печерник   05.10.2010 22:40   Заявить о нарушении
Зельвин, прочитал вот только сегодня в покое Ваш ответ и Ваше стихотворение. Конечно, Вы правы. У меня установка — на конструктив (может быть, потому, что внутренне меня как раз многое и очень многое разъедает), а потому я пишу по возможности отклики, носящий характер конструктивный... Но Вы правы — когда внутреннее разногласие вовремя не услышано двумя вступившими в союз любви сторонами, оно может тихо разрастаться и однажды превратиться в трудную для обоих проблему, решаемую, как правило, лишь ультимативно — если вообще решаемую...
...Третье это Ваше стихотворение, с большей силой лирического обобщения, чем предыдущие два, прозрачно и даже не просит комментариев (они все слышны в нём самом)...

Максим Печерник   07.10.2010 23:37   Заявить о нарушении
Очень доволен нашей конструктивной беседой и тем, что мы хорошо понимаем друг друга.
Что касается последних стихов, то это, как отметил, был только конец стихов.
И последняие строки

"Юноши с алмазными глазами,
Кто же вам поставит монумент?"

понятнее, если все - таки знать название стиха "Без вести пропавшие поэты" и дойти до этого конца с начала.
Вот все-таки ссылка. Но не потому, что напрашиваюсь на комментарий.

"Без вести пропавшие поэты".
http://www.stihi.ru/2005/06/12-940

Чувствуйте себя всегда абсолютно свободным в вопросе, писать или не писать комментарий. Отмечаю это ,потому что понял, что вы очень обязательный человек.

А вот еще стихи на похожую тему.

"Я поэт Неизвестнов..."

http://www.stihi.ru/2008/10/09/3251

Конец из "Без вести пропавшие поэты" -является там эпиграфом.
Эта тема очень близка мне, так как касается лично.

Зельвин Горн   09.10.2010 14:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.