Дитрих Букстехуде Dietrich Buxtehude

Город северных морей
ветру – на минуту.
Пеший странник у дверей
до бровей закутан.
Ясно, что не с этих мест
молодой южанин,
Пресвятой Марии крест
бережно лобзает.
И, воздав хвалу, спешит
в зал большой, где люди
слышат пение души
в фугах Букстехуде.
Вечер сизой пеленой
подступает к стенам.
Звуки хлынули волной,
словно кровь по венам.
Серебром поют, звеня
по резным оконцам,
а они, людей маня,
светят вместо солнца.
Звуки вдруг встают стеной,
просятся из зала, 
будто вешнею водой
накрывают скалы. 
Органист – как у руля,
рядом с чудесами.
И да здравствует земля
вместе с небесами!
Грянул гром! Орган звучит,
душу тронул пеньем...
Вольный Любек знаменит
этим представленьем.
Гендель был здесь, Маттесон.
Сколько ещё будет!
А южанин, словно сон,
видит Букстехуде,
слышит семь волшебных нот,
обращенных к Богу,
и зовёт его аккорд
в новую дорогу. 
 
 *В 1705 году, преодолев пешком огромный путь, двадцатилетний органист Иоганн Бах из  г. Армштадта прибыл в г. Любек, в церковь Святой Марии, чтобы поучиться искусству игры у Дитриха Букстехуде. Но вместо разрешённых руководством 4-х  недель И. С. Бах провёл в Любеке у знаменитого композитора 4 месяца, получив мощный импульс для своего творчества.
Есть мнение: не было бы Баха, органистом № 1 в мире считали бы Букстехуде.

 


Рецензии
Вспоминается и случай с Рейкеном: "...Будто угадывая тревожное состояние Баха, ещё в сентябре 1720 года его гамбургские доброжелатели прислали ему весть: в тамошней церкви св. Иакова освободилось место органиста. Может быть, и Ноймейстер, уже давно переехавший в Гамбург, либреттист Баха веймарских лет, способствовал делу. Иоганн Себастьян без промедления заявил о готовности занять эту должность в городе, который всегда казался ему примером уважения к музыкальному искусству.
Князь Леопольд дал согласие на путешествие в музыкальную столицу тогдашней Германии, хотя и не собирался отпускать со службы своего слугу-друга. Иоганн Себастьян пробыл в Гамбурге с конца ноября по первую половину декабря 1720 года. Он играл не только в церкви Иакова, но и на превосходном органе церкви Катарины, где в должности главного органиста продолжал оставаться доживавший свой век старейший музыкант и композитор Германии Иоганн Адам Рейнкен.

Его самозабвенно слушал Себастьян во времена ранней юности. Теперь Рейнкену было около ста лет. Он всегда слыл завистливым, в старости же был особенно ревнив и пристрастен к молодым.

Мастер старого стиля, Рейнкен предпочитал основательное, по-немецки солидное исполнение с импровизацией, но без всяких новых причуд и мелких украшений. Сам он гордился верностью старой гамбургской школе, уже давно ставшей школой его, Рейнкена.

С почтительностью сына и ученика Иоганн Себастьян пришёл к старцу в церковь св. Катарины. Старик, держась за выступы, сам провёл гостя по лабиринту органа, внутрь сооружения. Себастьян изумлён. Много раз он вспоминал и рассказывал потом при случае, как восхитило его прекрасное состояние, в каком держал свой испытанный временем инструмент столетний органист. Эта знаменательная встреча описана в разных биографиях.

Передадим слово Яношу Хаммершлагу; в его книге приведён довольно полный вариант рассказа об игре Себастьяна. Итак, Бах в присутствии всего муниципалитета и многих других высокопоставленных персон города в обстановке всеобщего изумления в течение двух часов играл на прекрасном органе церкви св. Катарины.

С особым наслаждением слушал игру Баха старый органист. Он прослушал хорал, начинавшийся словами "На реках Вавилонских", который Бах играл очень долго, почти в течение получаса, импровизируя и пользуясь различными методами, как это делали в старые времена знаменитые гамбургские органисты на субботних вечернях. Рейнкен сидел в известном ему одному месте церкви, откуда он лучше всего слышал орган. Себастьян кончил игру в сумерках ноябрьского дня.

Он спустился по лестнице к Рейнкену и подивился: на лице старика расправились глубокие морщины. Присутствующие тоже поразились этой перемене. Рейнкен поднялся со скамьи, сделал два-три шага навстречу Баху и сказал фразу, которой суждено уже больше двух столетий жить в истории музыки:
– Я думал, что это искусство уже давно умерло, но теперь я вижу, что оно живёт ещё в Вас.

И, как эпически гласит документ времени, "после этого Рейнкен пригласил его к себе и был с ним очень любезен".

Алексей Назаров 9   28.06.2014 10:20     Заявить о нарушении
С большим интересом прочёл.

Спасибо.

С уважением

Александр Кожейкин   28.06.2014 10:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.