Менестрели реквием

1
В кругу костров, с арен, с экранов теле,
Сжимает грудь, лишь станешь вспоминать.
Нам пели правду наши менестрели
В лицо, в глаза и в бога душу мать.
Права с рожденья получая птичьи,
Привычные к высокой правоте,
Мы были абсолютно симпатичны
В своей невыразимой наготе
2
Мы брали без спора на плечи
Отцами уроненный груз,
Но тесен был домик в заречье,
Наш адрес - Советский Союз!
Нас знали веселых и бешеных
И нами гордилась страна,
В песках, на таежных проплешинах
Гремели певцов имена.
И накрепко песне поверив,
Мы шли без приказа вперед,
До крайнего шага измерив,
Всю сетку высот и широт.
Не шлепали потными ластами,
Хвалебные оды трубя,
Дурные, смешные, горластые
Мы были чуть выше себя...
И жили надеждами сытые
С великой Эпохой на ты,
Но прокляли дети убитые
Наивные наши мечты.
3
Нам правду пели менестрели
Ветрам разбуженным в угон,
Но кто их слушал -- не при деле,
А кто не слушал - вознесен.
Сходя за круги беговые,
Смирись, судьбу не осудив --
Нас пригласили Всеблагие
Миров фиксировать разрыв.
4
Была доказана вина,
Ее при входе задержали
И огласили письмена -
Закона древнего скрижали.
С камнями сгрудился народ.
Их суд был страшен и поспешен,
И ОН сказал: "Пусть бросит тот,
Кто перед богом сам безгрешен"
И за секунды до беды
В толпе, ощеренной как стая,
Смутившись, дрогнули ряды,
Словам Всевышнего внимая.
И, просветленные, потом
Пошли лицо прикрыв руками,
И каждый шел своим путем,
И каждый нес свой грешный камень.
5
Внемли Писанию, поэт:
Искать ли лучшего примера?
Пусть сохранит тебя от бед
Не многомудрие но Вера
Былинка в поле жизнь твоя,
Тебе ль судить чужие трели --
Лишь ОН один всему судья,
Не знают правды менестрели


Рецензии
Сразу говорю, Владимир, - этот стих произвёл на меня очень сильное впечатление, ещё при первом прочтении. Впечатление усиливалось ещё и тем, что в нём мне слышалась безусловная перекличка с Вашей замечательной поэмой, посвящённой павшим на Великой Отечественной войне молодым прекрасным поэтам. По своему строю и этот Ваш "Реквием" во многом схож с предыдущим, ведь та Ваша поэма - это тоже замечательный и мощный реквием. Во многом, но не во всём.
Я с наслаждением и восторгом читал Ваши прекрасные, точные по смыслу, очень верные и экспрессивные строки в первой и второй главе Вашего второго реквиема. Как это сильно и пронзительно сказано у Вас: " И накрепко песне поверив,/ Мы шли без приказа вперёд,/ До крайнего шага измерив,/ Всю сетку высот и широт."; "Дурные, смешные, горластые/ Мы были чуть выше себя..." - душа просто радуется и дрожит в унисон с этими звенящими строчками! И, вдруг, в конце второй главы - такой резкий трагический обрыв: "Но прокляли дети убитые/ Наивные наши мечты." Видимо, здесь речь и скорбь о молодых ребятах, павших в Афганистане и на Кавказе?
В третьей главе Вы делаете горький и задумчивый переход ко второй(в общем . смысловом, по композиции, но не по значению) части и таким рубежным, знаковым словом является слово - "Всеблагие", предупреждающее, что дальше речь пойдёт о Вере и религии. Тут я должен прямо сказать: я человек совершенно не религиозный, да и не верующий, пожалуй. Считаю, что это - ни заслуга, ни вина, да и не беда моя - просто так сложилась моя жизнь. Но, несмотря на это, я с большим интересом прочитал Все четыре Евангелия(кое-что и не один раз) и все Деяния Иисуса Христа, при жизни Его, помню хорошо. Поэтому высоко оцениваю четвёртую главу Вашей поэмы: очень сильно, красиво поэтически и точно по сути!
Что же касается завершающей, пятой главы, то, к сожалению, не со всем в ней могу согласиться. Но отлично понимаю, что не могу оспаривать Ваши выводы, как автора этой очень сильной поэмы: не может быть спора между простым пониманием и Верой. Вера в таком случае всегда победит - иначе, наверное, и быть не может. Но сам я считаю, что не стоит винить наших замечательных менестрелей и, в первую очередь, Владимира Высоцкого и Булата Окуджаву, в каких-то их ошибках. Они писали и пели то, во что, безусловно верили. В этом была их честная правда, которая мне дорога до сих пор. А если они не знали всей Истины - кто из живущих, вообще, её знает, да и может ли знать?
Извините меня за такой длинный разбор Вашей прекрасной поэмы, которая так задела меня душевно, что иначе я не мог!
Желаю Вам новых больших поэтических удач!

С душевным теплом и большим уважением к Вам,
Герман

Герман Всегод   06.04.2019 11:59     Заявить о нарушении
Герман, благодарю за подробный разбор. Ваш отзыв полноценная рецензия, редко встречаемая на портале. Вы глубоко проникли в суть и тонко чувствуете авторский замысел. Действительно, это о наших молодых ребятах, погибших в Афганистане и на десятках других неизвестных полях сражений. Вопрос Веры исключительно личный и вы опять правы - так сложилась жизнь. Согласен, что "Всеблагие" можно трактовать как предупреждение о переходе к религиозному контенту, но для меня это прежде всего отсыл к строкам Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые! Его призвали Всеблагие как собеседника на пир.»
Вы имеете полное право не согласиться с мнением автора. Обоснованное и высказанное в позитивном ключе несогласие даёт намного больше пользы, чем проходная похвала, хотя доброе слово не только кошке приятно. И вы сами раскрываете суть противоречия моего поколения: Мы многого не знали, а если и знали, то не предавали знанию чрезмерного значения. Наша жизненная позиция определялась ВЕРОЙ. Не обязательно в её религиозном толковании. Мы принимали от отцов веру в их идеалы, в «светлое будущее», в великие цели, в возможность всеобщего счастья и ещё много во что. И верили нашим великим менестрелям , ярко и точно воплотившим наше коллективное МЫ. И тут вполне уместна цитата из Бродского: «Разве должно было быть иначе? Мы платили за всех, и не нужно сдачи.»
С уважением и теплом, Владимир.

Владимир Веров   06.04.2019 23:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.