Зима по мотивам картин М. К. Чюрлениса
1.Картина первая
Потушен фитилек верхушки хрупкой ветки.
Свечою, вросшей в снег, в под-зимний слой земли
Еще горит ее счастливая соседка,
Холодною звездой, хрусталиком вдали.
Подсвеченных небес неярок и прозрачен
Замысловатый фон. Из ледяных глубин
Мерцание корней угадано. Задачей,
Загаданной в декабрь, фонарь зажжен. Один.
2. Картина вторая
Кто-то мечет, швыряет горстями
Звезды колкие, кружит пургу,
Небо серою мутью затянет,
И засвищет, пускаясь в разгул.
Загибает светильники долу,
Гасит свет ледяным колпаком,
А затихнет – и лепит узоры
По ночам на деревьях тайком.
3. Картина третья
Все застыло, залеплено. Снами
Заворожено и заморожено.
И с поднятыми кверху перстами
Застывают деревья восторженно,
На резные ажурные кромки,
Ловят снег, чуть заметным движением.
И послушные кисточке тонкой
Чуть дрожат. Стало быть, к потеплению.
4. Картина четвертая
Сплетено паутиною темною, синею,
Как полночною сказкой укутано, спрятано
Все вокруг. И ветрами закручено. Ватою
Перелеплено. Нитями связано длинными.
Все завьюжено, призрачно. Мрачными мыслями
Перепутано. В цепи ночные заковано,
Да недоброю силой лихой околдовано,
Да замазано желтыми грязными брызгами.
****
5. Картина седьмая
Из раскрАшенного
– свод.
Из раскрОшенного
– снег.
Из сверкающего льда
Небо
– сланец и слюда.
Будет замок - чистый лёд,
А весною - потечёт.
Но весну не угадал
Нерасчетливый стратег!
6. Картина восьмая
Но еще – монолиты весомые,
Утомленные, да высотные.
Словно трещины древнего зодчества
На их фоне кукожатся, корчатся
Силуэты деревьев калечные.
Перезрела зима долговечная.
Источится, растратится исподволь.
И исчезнет весною неистовой.
Свидетельство о публикации №105020101412
всю эту красоту чувствует - забыл сказать или посчитал неважным. ну если сам автор ничего не чувствует, то с какого такого бзика читатель проникнется хоть какой-то эмоцией?.. а что такое "калечные"? В русском языке нет такого слова.А источится - это что за зверь? Если от слова истекать, то надо объяснить - чем истечет - миррой или еще чем? и нет такого слова. Я видела картины Чурлениса - в них есть не только техника, но и присутствует автор, эмоции проявилились в живописи, это не просто фотографии или мертвые слепки с природы.
Может, я зря придираюсь, но когда не задеты чувства, то протестует и возмущается разум. Как там у Гете...выхожу один я на дорогу...
Чувствуете, есть тут автор? - или...я буду долго гнать велосипед...
или - мороз и солнце, день чудесный!...Можно долго продолжать.
Успехов Вам, настоящих, а не поддельных,
Елена Павлова Из Хайфы 11.01.2009 10:36 Заявить о нарушении
Выхожу один я на дорогу - это Лермонтов, разумеется. А я имела ввиду еще
и Гете в переводе того же Лермонтова:
Горные вершины
спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой,
Не пылит дорога,
Не дрожат листы,
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
Елена Павлова Из Хайфы 11.01.2009 13:25 Заявить о нарушении
Если Вы внимательно почитаете отклики, особенно возмущенные, то увидите, что многие авторы считают, что как раз описала я неправильно, и вовсе на картинах не то. Не кажется ли Вам, что это и есть мое личное восприятие - раз у других оно иное? За качество метафор не ручаюсь, моей задачей было как можно точнее отразить мои впечатления и настроение от картин, а не найти красивые и новые метафоры, может, в этом и слабость стихотворения. ЧТо касается слов "калечные" и "источится" - в русском языке они есть, кроме того, в поэзии всегда были разрешены и новые, авторские слова, если они точные. Иначе Вы и Мандельштама "закроете", и Маяковского... (не сравниваюсь, упаси БОже))))
Кстати, если будет любопытно, посмотрите, какие эмоции вызвало стихотворение у совершенно незнакомого мне человека, что он за один день сотворил такое чудо: http://www.playcast.ru/playcasts/view.php?card=775630&code=7a9e8004710aa73f690e2b446786c6051ecb7543
Это я к тому, что у всех разное восприятие, и я своего Вам совсем не навязыю, и мне очень жаль, что стих вызвал такие эмоции, что даже разум "протестует и возмущается" - не слишком ли высокопарно? Моя зарисовка не заслуживает такого пафоса, ну право же, я ведь никого не оскорбила... А на впечатления каждый имеет право.
Вам тоже успехов! Настоящих успехов в умении отличать настоящее от поддельного и воспринимать чужое не только через призму своей катеричности.
С симпатией,
Галя.
Галина Мальцева Маркус 11.01.2009 21:18 Заявить о нарушении
Простой вопрос, а почему-то так сложно на него ответить! Зачем ссылаться на кого-то? Не обязательно вводить местоимение! Во фразе "Чуден Днепр при тихой погоде" нет местоимения, а автор и его чувство есть. - "Чуден"! Мороз и солнце - день ЧУДЕСНЫЙ. И сравнение-то самое обычное, без накруток, а чувство - вот оно, конкретное, ясное , ощутимое, живое, человеческое. А у Вас одна техника. Много метафор, а в цель они не бъют. Холостой выстрел. А виновата в этом злодейка Павлова!
Поздравляю! Ну не хочет она пустых и техничных фраз, чувства ей какие-то подавай, и чего пристала? Бывают очень тонкие чувства, полутона, намеки. подтекст, ассоциация, может Вы найдете для меня какой-нибудь пример этого? Может, я что-то не заметила? читала невнимательно?
А не слабо? - конкретный, живой пример из текста, цитату - вот оно, ЧУВСТВО! Настоящие стихи не боятся анализа и нисколько от этого не проигрывают.Мы же с Вами проанализировали ряд классических примеров и классики не обиделись.Впрочем, если Вы затрудняетесь, то можете не отвечать, я перетерплю как-нибудь.
C уважением,
Елена Павлова Из Хайфы 12.01.2009 01:10 Заявить о нарушении
Елена Павлова Из Хайфы 12.01.2009 01:56 Заявить о нарушении
И вовсе я не смеюсь над Вами. Ну не очень я люблю Рубцова – ничего?
Теперь по сути, если мы немного успокоились)
Я вот тут подумала... Собственно, да, стих более описательный, чем восторженный. Но за красивостью я не гналась... Мне хотелось как можно точнее описать картину, понимаете? И в этом и есть ее восприятие, впечатление... Потому что Чюрленис у каждого свой, и наверняка кто-то совсем иначе увидит его.
Может, Вы и правы, что нет личной эмоциональности - она осталась за кадром и внутри. Но почему бы и нет? У меня много других более эмоциональных стихов.
Знаете, наверное, Вы не очень поняли задачу, которую я ставила. Смотрите - идея всей жизни Чюрлениса - это синтез искусств. Картинам его соответствует его же музыка, с тем же названием. И мне захотелось продолжить идею - на своем весьма слабеньком уровне дополнить картину еще и стихами. У меня еще есть цикл по картинам Чюрлениса - он Вам тоже покажется описательным, наверное. Хотите, покажу? Там такая же задача поставлена - синтез искусств. Слишком нагло, конечно, поставлена... Мне было бы интересно Ваше мнение
Предлагаю остановиться на следующем – Вам стих не понравился, это Ваше полное право как читателя. Вы свое мнение искренне и откровенно высказали. Я Вам благодарна, но не согласна – имею право, верно? И не будем больше кружиться на одном месте – можем почитать другие стихи друг друга и обсудить – это же намного интереснее. А доказывать мне ничего не хочется – это ведь бесполезно, верно? Вы уже видите то, что видите.
Теперь насчет техники – у меня она очень еще слабая, поверьте, и это спустя столько лет, как я начала писать. Есть люди, которым дается от рождения, мне приходилось трудиться над ней и учиться. Не стоит отказываться от таких замечаний или обижаться на них. Я, правда, тоже сначала обижалась и расстраивалась. А потом стала учиться и замечания эти учитывать. И сейчас всем моим критикам злым очень благодарна – они мои учителя.
А техника очень важна, Вы это еще поймете. Чем грамотнее и технически правильнее сделано стихотворение, тем сильнее его эмоциональное воздействие - потому что читатель ни на что не отвлекается, оно доходит прямо до сердца).
Галина Мальцева Маркус 12.01.2009 19:34 Заявить о нарушении
совершенно иначе,действительно, тут дело в синтезе.И мне близко Ваше отношение к работе над стихами и к критике.Я начала писать стихи слишком поздно, что-то, конечно, упущено безвозвратно, я себе находила филологов,критиков, выслушивала такое! но они мне помогли стать более менее профессиональной, требовательной к себе.Поэзия сейчас очень трансформируется, такой идет поиск нового, уже за гранью человеческого,
очень усложнена. Я долго была оторвана от всего. Сейчас наверстываю.
Спасибо за диалог,когда чувствуешь, что тебя кто-то понимает, вырастают крылья.
С теплом. Лена.
Елена Павлова Из Хайфы 14.01.2009 12:32 Заявить о нарушении
совершенно иначе,действительно, тут дело в синтезе.И мне близко Ваше отношение к работе над стихами и к критике.Я начала писать стихи слишком поздно, что-то, конечно, упущено безвозвратно, я себе находила филологов,критиков, выслушивала такое! но они мне помогли стать более менее профессиональной, требовательной к себе.Поэзия сейчас очень трансформируется, такой идет поиск нового, уже за гранью человеческого,
очень усложнена. Я долго была оторвана от всего. Сейчас наверстываю.
Спасибо за диалог,когда чувствуешь, что тебя кто-то понимает, вырастают крылья.
С теплом. Лена.
Елена Павлова Из Хайфы 14.01.2009 12:32 Заявить о нарушении