Зима по мотивам картин М. К. Чюрлениса

(http://ciurlionis.licejus.lt/MKC_Tapyba.htm - картины М.К.Чюрлениса)

1.Картина первая

Потушен фитилек верхушки хрупкой ветки.
Свечою, вросшей в снег, в под-зимний слой земли
Еще горит ее  счастливая  соседка,
Холодною звездой, хрусталиком вдали.

Подсвеченных  небес неярок и прозрачен
Замысловатый фон. Из ледяных глубин
Мерцание корней угадано. Задачей,
Загаданной в декабрь, фонарь зажжен. Один.

2. Картина вторая

Кто-то мечет, швыряет горстями
Звезды колкие, кружит пургу,
Небо серою мутью затянет,
И засвищет, пускаясь в разгул.

Загибает светильники долу,
Гасит свет ледяным колпаком,
А затихнет – и лепит узоры
По ночам на деревьях тайком.

3. Картина третья

Все застыло, залеплено. Снами
Заворожено и заморожено.
И с поднятыми кверху перстами
Застывают деревья восторженно,

На резные ажурные кромки,
Ловят снег, чуть заметным  движением.
И послушные кисточке тонкой
Чуть дрожат. Стало быть, к потеплению.

4. Картина четвертая

Сплетено паутиною  темною, синею,
Как полночною сказкой укутано, спрятано
Все вокруг. И ветрами закручено. Ватою
Перелеплено.  Нитями связано длинными.

Все завьюжено, призрачно. Мрачными мыслями
Перепутано. В цепи ночные заковано,
Да  недоброю силой  лихой околдовано,
 Да замазано  желтыми  грязными брызгами.

****

5. Картина седьмая

Из раскрАшенного
                – свод.
Из раскрОшенного
                – снег.
Из сверкающего льда
Небо
         – сланец и слюда.
Будет замок  - чистый лёд,
А весною -  потечёт.
Но  весну не угадал
Нерасчетливый стратег!


6. Картина восьмая

Но еще  – монолиты весомые,
Утомленные, да  высотные.
Словно трещины древнего зодчества
На их фоне кукожатся, корчатся
Силуэты деревьев калечные.
Перезрела зима долговечная.
Источится, растратится исподволь.
И исчезнет весною неистовой.


Рецензии
Красивые картинки, только жаль, что не нашлось там места для самого автора, любое описание без восприятия человеком, не пропущенное через эмоции, настроение - скучно. Автор только все описал, сдобрил не ахти какими метафорами, а вот что он при взгляде на
всю эту красоту чувствует - забыл сказать или посчитал неважным. ну если сам автор ничего не чувствует, то с какого такого бзика читатель проникнется хоть какой-то эмоцией?.. а что такое "калечные"? В русском языке нет такого слова.А источится - это что за зверь? Если от слова истекать, то надо объяснить - чем истечет - миррой или еще чем? и нет такого слова. Я видела картины Чурлениса - в них есть не только техника, но и присутствует автор, эмоции проявилились в живописи, это не просто фотографии или мертвые слепки с природы.

Может, я зря придираюсь, но когда не задеты чувства, то протестует и возмущается разум. Как там у Гете...выхожу один я на дорогу...
Чувствуете, есть тут автор? - или...я буду долго гнать велосипед...
или - мороз и солнце, день чудесный!...Можно долго продолжать.

Успехов Вам, настоящих, а не поддельных,


Елена Павлова Из Хайфы   11.01.2009 10:36     Заявить о нарушении
Прошу прощения за невнимательность, которую тут же исправляю :
Выхожу один я на дорогу - это Лермонтов, разумеется. А я имела ввиду еще
и Гете в переводе того же Лермонтова:
Горные вершины
спят во тьме ночной,
Тихие долины
Полны свежей мглой,
Не пылит дорога,
Не дрожат листы,
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

Елена Павлова Из Хайфы   11.01.2009 13:25   Заявить о нарушении
Елена, спасибо Вам за Ваши эмоции и искреннее мнение. С которым, я, правда, вовсе не собираюсь соглашаться. Автор в этих стихах есть, и совершенно необязательно, выражая свои эмоции, снабжать стихотворение местоимением "я" и глаголом" чувствую"))) Надеюсь, Вы пошутили, приводя свои примеры - иначе я в недоумении)))) Особенно про велосипед))))) рядом с Лермонтовым))))
Если Вы внимательно почитаете отклики, особенно возмущенные, то увидите, что многие авторы считают, что как раз описала я неправильно, и вовсе на картинах не то. Не кажется ли Вам, что это и есть мое личное восприятие - раз у других оно иное? За качество метафор не ручаюсь, моей задачей было как можно точнее отразить мои впечатления и настроение от картин, а не найти красивые и новые метафоры, может, в этом и слабость стихотворения. ЧТо касается слов "калечные" и "источится" - в русском языке они есть, кроме того, в поэзии всегда были разрешены и новые, авторские слова, если они точные. Иначе Вы и Мандельштама "закроете", и Маяковского... (не сравниваюсь, упаси БОже))))
Кстати, если будет любопытно, посмотрите, какие эмоции вызвало стихотворение у совершенно незнакомого мне человека, что он за один день сотворил такое чудо: http://www.playcast.ru/playcasts/view.php?card=775630&code=7a9e8004710aa73f690e2b446786c6051ecb7543
Это я к тому, что у всех разное восприятие, и я своего Вам совсем не навязыю, и мне очень жаль, что стих вызвал такие эмоции, что даже разум "протестует и возмущается" - не слишком ли высокопарно? Моя зарисовка не заслуживает такого пафоса, ну право же, я ведь никого не оскорбила... А на впечатления каждый имеет право.
Вам тоже успехов! Настоящих успехов в умении отличать настоящее от поддельного и воспринимать чужое не только через призму своей катеричности.
С симпатией,
Галя.

Галина Мальцева Маркус   11.01.2009 21:18   Заявить о нарушении
Замечательно, Галина, извините, когда человек так уверен, что он сотворил что-то великое, что даже не желает прислушаться к мнению простого читателя и просто ответить на его простой вопрос: Где ВЫ в этих стихах, где Ваши чувства, ради чего Вы все это описали, не ради же красивых слов? - и вместо ответа начинаете выискивать в читателе какие-то смертные грехи, то о чем можно говорить с таким автором? Прочитайте еще раз Ваши стихи и ответьте самой себе на вопрос, уже не мне, бог со мной, мне уже и так все ясно: в какой фразе или, хотя бы, в одном словечке, присутствуют Ваши чувства? сопереживание той картины, которую Вы так мастерски описали? Умиление всякими свечечками и снежинками - это еще не чувства. Чувства - это грусть, печаль, радость,боль,трепет, восторг, удивление, сомнение, любовь, ненависть, и т.д...ну и поэтическая мысль, разумеется, - анализ,сопоставление,воспминание,обобщение и т.д. и т.д.
Простой вопрос, а почему-то так сложно на него ответить! Зачем ссылаться на кого-то? Не обязательно вводить местоимение! Во фразе "Чуден Днепр при тихой погоде" нет местоимения, а автор и его чувство есть. - "Чуден"! Мороз и солнце - день ЧУДЕСНЫЙ. И сравнение-то самое обычное, без накруток, а чувство - вот оно, конкретное, ясное , ощутимое, живое, человеческое. А у Вас одна техника. Много метафор, а в цель они не бъют. Холостой выстрел. А виновата в этом злодейка Павлова!
Поздравляю! Ну не хочет она пустых и техничных фраз, чувства ей какие-то подавай, и чего пристала? Бывают очень тонкие чувства, полутона, намеки. подтекст, ассоциация, может Вы найдете для меня какой-нибудь пример этого? Может, я что-то не заметила? читала невнимательно?
А не слабо? - конкретный, живой пример из текста, цитату - вот оно, ЧУВСТВО! Настоящие стихи не боятся анализа и нисколько от этого не проигрывают.Мы же с Вами проанализировали ряд классических примеров и классики не обиделись.Впрочем, если Вы затрудняетесь, то можете не отвечать, я перетерплю как-нибудь.
C уважением,

Елена Павлова Из Хайфы   12.01.2009 01:10   Заявить о нарушении
Кстати, Рубцов - замечательный поэт и его стихи вполне достойны стоять рядом с Лермонтовым. Зря Вы его так!И надо мной зря посмеялись.

Елена Павлова Из Хайфы   12.01.2009 01:56   Заявить о нарушении
Елена, дорогая, ну что Вы так горячитесь? Ну зачем говорите такие глупости – я совсем не хотела Вас обидеть. И написала, что мне интересно Ваше мнение, как читателя. Ну не согласна я с ним. Я не только не уверена, что сотворила что-то великое (Бог с Вами), я вообще очень мало в чем в этой жизни уверена)))) И уж совсем не выискиваю никаких грехов в Вас – зачем Вы переводите разговор на такие эмоциональные ноты? Я тоже легко завожусь, но, уверяю Вас, сейчас совершенно спокойна – потому что испытываю к Вам очень дружественные чувства и какую-то необъяснимую симпатию – с первого же прочтения Ваших слов и Ваших стихов, кстати. У меня уже есть одна замечательная и очень категоричная подруга из Хайфы -я ее очень люблю и вижу в Вас ее черты. Началось наше общение примерно с такой же перепалки на главной странице – она доказывала мне, что мандарины бывают не только желтые, но и зеленые)))
И вовсе я не смеюсь над Вами. Ну не очень я люблю Рубцова – ничего?
Теперь по сути, если мы немного успокоились)
Я вот тут подумала... Собственно, да, стих более описательный, чем восторженный. Но за красивостью я не гналась... Мне хотелось как можно точнее описать картину, понимаете? И в этом и есть ее восприятие, впечатление... Потому что Чюрленис у каждого свой, и наверняка кто-то совсем иначе увидит его.
Может, Вы и правы, что нет личной эмоциональности - она осталась за кадром и внутри. Но почему бы и нет? У меня много других более эмоциональных стихов.
Знаете, наверное, Вы не очень поняли задачу, которую я ставила. Смотрите - идея всей жизни Чюрлениса - это синтез искусств. Картинам его соответствует его же музыка, с тем же названием. И мне захотелось продолжить идею - на своем весьма слабеньком уровне дополнить картину еще и стихами. У меня еще есть цикл по картинам Чюрлениса - он Вам тоже покажется описательным, наверное. Хотите, покажу? Там такая же задача поставлена - синтез искусств. Слишком нагло, конечно, поставлена... Мне было бы интересно Ваше мнение
Предлагаю остановиться на следующем – Вам стих не понравился, это Ваше полное право как читателя. Вы свое мнение искренне и откровенно высказали. Я Вам благодарна, но не согласна – имею право, верно? И не будем больше кружиться на одном месте – можем почитать другие стихи друг друга и обсудить – это же намного интереснее. А доказывать мне ничего не хочется – это ведь бесполезно, верно? Вы уже видите то, что видите.
Теперь насчет техники – у меня она очень еще слабая, поверьте, и это спустя столько лет, как я начала писать. Есть люди, которым дается от рождения, мне приходилось трудиться над ней и учиться. Не стоит отказываться от таких замечаний или обижаться на них. Я, правда, тоже сначала обижалась и расстраивалась. А потом стала учиться и замечания эти учитывать. И сейчас всем моим критикам злым очень благодарна – они мои учителя.
А техника очень важна, Вы это еще поймете. Чем грамотнее и технически правильнее сделано стихотворение, тем сильнее его эмоциональное воздействие - потому что читатель ни на что не отвлекается, оно доходит прямо до сердца).

Галина Мальцева Маркус   12.01.2009 19:34   Заявить о нарушении
Здравствуйте Галина, хорошо, что вы умеете отстаивать точку зрения, да и вообще, предмет спора уже как-то уходит на задний план и выясняется, что у нас много похожих взглядов, это видно и из стихов, которые я уже успела прочесть, кстати, с этими иллюстрациями ваш стих воспринимается
совершенно иначе,действительно, тут дело в синтезе.И мне близко Ваше отношение к работе над стихами и к критике.Я начала писать стихи слишком поздно, что-то, конечно, упущено безвозвратно, я себе находила филологов,критиков, выслушивала такое! но они мне помогли стать более менее профессиональной, требовательной к себе.Поэзия сейчас очень трансформируется, такой идет поиск нового, уже за гранью человеческого,
очень усложнена. Я долго была оторвана от всего. Сейчас наверстываю.
Спасибо за диалог,когда чувствуешь, что тебя кто-то понимает, вырастают крылья.
С теплом. Лена.

Елена Павлова Из Хайфы   14.01.2009 12:32   Заявить о нарушении
Здравствуйте Галина, хорошо, что вы умеете отстаивать точку зрения, да и вообще, предмет спора уже как-то уходит на задний план и выясняется, что у нас много похожих взглядов, это видно и из стихов, которые я уже успела прочесть, кстати, с этими иллюстрациями ваш стих воспринимается
совершенно иначе,действительно, тут дело в синтезе.И мне близко Ваше отношение к работе над стихами и к критике.Я начала писать стихи слишком поздно, что-то, конечно, упущено безвозвратно, я себе находила филологов,критиков, выслушивала такое! но они мне помогли стать более менее профессиональной, требовательной к себе.Поэзия сейчас очень трансформируется, такой идет поиск нового, уже за гранью человеческого,
очень усложнена. Я долго была оторвана от всего. Сейчас наверстываю.
Спасибо за диалог,когда чувствуешь, что тебя кто-то понимает, вырастают крылья.
С теплом. Лена.

Елена Павлова Из Хайфы   14.01.2009 12:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.