Реальная картина мира. Памяти Огюста Конта
который мчится под уклон.
В вагоне холодно, темно.
И не остановить разгон...
Вам главный слышится вопрос
под неумолчный стук колес –
о смысле этого движенья,
стремленья вниз и под откос...
Не жгите спички понапрасну!
Ну, неужели вам не ясно,
что спички тусклый огонёк
мгновенно вспыхнет и погаснет...
Вам остаётся лишь одно:
открыть вагоннное окно.
Пусть солнца луч разгонит сумрак,
позволит осмотреться, но...
Каково же удивленье!
Увы, отказывает зренье.
Глаза привыкли к темноте,
и не унять слезотеченья.
Вагон несется всё быстрее.
В тоске и страхе цепенея,
вы озираетесь вокруг.
Страх душит, как петля на шее.
В вагоне – лишь ненужный хлам
и паутина по углам.
Недогоревших спичек груды
в последний раз напомнят вам
о всех бесчисленных попытках
рассеять мрак,
о вечных пытках
сожженья кожи на руках,
о невосполненных убытках
небеспредельных ваших сил.
Вы в ужасе бросаетесь к окну,
чтоб оказаться навсегда в плену
божественной картины мирозданья.
Произнести вы в силах фразу лишь одну:
"Какое счастье, что пришло прозренье!
Осознаю я всё: и бренность бытия, и ужас тленья!"
И в этот миг толчок...
Вагон слетает под откос.
Вот роковой удар,
и вечное забвенье.
Иллюстрация:
ИЗ «РАЯ» в РАЙ...
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
СЦЕНА ПЕРВАЯ
ЗВУЧИТ МУЗЫКА («Let it's snow», Ф. Синатра)
Сцена постепенно освещается
Спальная комната в большой, роскошной ньюйоркской квартире. За окном — рассвет. Слышен шум большого города. Стены комнаты прозрачные. Несколько больших зеркал - на стенах. Несколько картин с абстрактной живописью. Справа — роскошная кровать с кожаным изголовьем, слева — идентичные ей кресла с косметическим столиком. На кровати лежит женщина на спине, закинув руки за голову. Слева от кровати, у окна, спиной к залу стоит мужчина в шёлковых пижамных брюках с голым торсом (Типаж Максима Аверина). Мужчина закуривает, открывает форточку и говорит мечтательным голосом, не поворачивая головы:
- Когда здесь идёт снег, кажется, что ты в Москве... Жаль, что это бывает редко..
Женщина поворачивается набок, накрывает голову одеялом и выкрикивает:
- Закрой окно! Ты меня простудишь!..
Потом она откидывает резко одеяло и говорит:
- Эта твоя идиотская привычка превращает шикарную квартиру в московскую хрущёвку.
Мужчина закрывает окно, поворачивается и говорит:
- Знала бы ты цену этого табака!..
Женщина:
- Ну спасибо, что не «Беломор»! Слава Богу, что у тебя есть деньги и вкус! А то от тебя воняло бы, как от твоего отца! У него даже любимый белый кот пожелтел от табачного дыма! Не забывай, что твой папаша от табака и умер!..
Мужчина (сдеражано):
- Давай оставим мёртвых в покое.
Мужчина подходит к кровати, ложится рядом с женщиной, целует её в плечо, нежно
кусает за мочку уха. (Начало интимной сцены)
МУЗЫКА ПЕРЕСТАЁТ ЗВУЧАТЬ
Женщина резко отодвигается и говорит:
- Ну нет! Даже не думай! Я не участвую в комедиях! Тем более в роли персонажа, над которым смеются! Вечер ты проводишь со своей юной мулаткой, а утром бросаешь мне остатки трапезы?.. Я понимаю особенности твоего возраста. Уже пятьдесят. Не мальчик. Но причём здесь я?
Мужчина отодвигается, садится, начинает фразу:
- Могла бы...
Женщина перебивает его:
- Не могу, не хочу и не буду! Мы договорились, что каждый из нас живёт своей жизнью, а всё остальное — по обоюдному согласию! Ты — бизнесмен. Держи слово!
Мужчина:
- Какой же ты стала деловой!.. Всего лишь за двадцать лет!
Женщина:
- Не всего лишь, а за целых двадцать лет! У женщин — другое измерение времени! Они умнеют быстрее!
Мужчина:
- Хочешь сказать, что я не поумнел за эти двадцать лет? А на чьи деньги ты тогда живёшь? Это только в сказках деньги сами плывут дуракам в руки!
Женщина вздыхает, тянется, садится, говорит:
- Банальный упрёк, дешёвая сцена, как в плохом кино! А потом... Чем ты гордишься? Подсуетился. Наворовал в «девяностые». И упрекаешь меня в том, что я не испачкалась...
Женщина вскакивает с кровати, подбегает к зеркалу. На ней — шикарный пеньюар. Она гладит свою талию, живот. (У неё — идеальные формы.) Приподнимает подол пеньюара чуть выше колен, смотрит на ноги, встряхивает пышные волосы, говорит:
- Ты не забывай, что тебе досталась красавица! А за это, дорогой, надо платить! И потом..., я никогда не забуду ночи наших первых лет с ящиком водки на кровати и пистолетом под подушкой! Не табаком и не дорогим парфюмом от тебя тогда несло... Так что ты со мной ещё не рассчитался, «малиновый пиджак»!
Мужчина вскакивает с кровати, шипит:
- Не смей меня так называть! Тоже мне «гениальная пианистка» с образованием музыкальной школы!.. Такое утро испортила!
Мужчина встаёт и пересаживается в кресло, повёрнутое к стене на которой висит огромный телевизор. Хватает дистанционник, включает телевизор, переключает каналы. При переключении слышны то стрельба, то женский смех, то голос Шварценеггера «I'll be back!»... Он останавливается «на новостях». Женщина в это время приводит себя в порядок перед косметическим столиком. Из динамиков слышится прогноз погоды на английском языке, а потом звучит срочное сообщение: «Полиция разыскивает мужчину, который привёз в Нью Йорк из России женщину с больной дочерью для пересадки почки. Сняв с карточки наличные, мужчина исчез, оставив женщину с больным ребёнком на улице. Этот авантюрист обманул так уже не одного человека. Такой криминальный бизнес заслуживает наказания. Вот его фотография. Опять звучит прогноз погоды. Женщина поворачивается к мужу и язвительным тоном говорит:
- Ты страдаешь от ностальгии. Вот они прелести нашей Родины. Авантюрист... Не авантюрист, а жулик! Привёз из России маму с больным ребёнком, обобрал и бросил. Как тебе наши соотечественники? Это по ним ты скучаешь?..
Мужчина:
- А причём тут Россия? У подлецов нет Родины!
Женщина:
- Ишь ты как заговорил! Воплощённое Христианство! А у самого «рыльце в пушку»! Ладно. Хватит «собачиться»! (Женщина встаёт и продолжает говорить.) Напоминаю В семь вечера будут гости. Твои гости! Для твоего бизнеса это важно! Так что не опаздывай... (С насмешкой.) Сегодня к любовнице ты не попадаешь...
Свет на сцене гаснет. Занавес опускается.
СЦЕНА ВТОРАЯ
ЗВУЧИТ МУЗЫКА (Очень медленный блюз)
Действие происходит в передней части сцены, перед закрытым занавесом.
Вечерние сумерки. Почти темно. За занавесом — свет фар проносящихся автомобилей. Падают редкие снежинки. Мужчина (герой первой сцены, Андрей) выходит на сцену слева. Он слегка освещён. Остальная часть сцены более тёмная. Он очень медленно идёт, смотрит вверх, потом по сторонам. На нём - длинное модное пальто с поднятым воротником. На лице — блаженная улыбка. Раздаётся звонок мобильного телефона. Он вынимает телефон из кармана. Слышен голос жены.
Жена:
- Алё! Ты где? Ты скоро?
Андрей:
- Да. Уже иду. Буду минут через пятнадцать.
Жена:
- Ты идёшь?! Ты что? Напился?
Андрей:
- Да не пил я! Просто решил ноги размять!
Жена:
- Какие ноги? У тебя сегодня что-то с головой не в порядке! Ты, ведь, уже лет пять, как из машины не вылезаешь! Ладно. Делай, что хочешь. Только не опаздывай! Гости уже здесь. Надо, чтобы всё выглядело прилично. Да! Смотри там себе под ноги внимательно! Ходить-то уже небось разучился! Там яму на тротуаре вырыли здоровущую, как могила! Если кто в неё упадёт — все кости переломает! Ну всё. Мы ждём.
Андрей продолжает идти. Перед ним появляется яма с очень низким ограждением (10 см), действительно похожая на свежевыротую могилу. Он подходит к краю ямы и смотрит в неё несколько секунд. Потом отходит от ямы, идёт вперёд. Звучит тревожная музыка. Он останавливается, сосредоточенно трёт лоб ладонью, как будто пытается что-то вспомнить; возвращается к яме, достаёт телефон, набирает номер, Говорит:
- Начинайте без меня. Я задержусь на час.
Жена:
- Что? Что ты сделаешь? Ты соображаешь, что ты говоришь?
Андрей:
- Мне нужно в церковь заехать.
Жена:
- Что ты там забыл?
Андрей:
- Ты права. Я забыл... Сегодня день смерти отца.
Жена: (Напряжённо, разделяя слова)
- День смерти отца пятнадцатого февраля!
Андрей: (С раздражением)
- Сегодня день смерти моего (!) отца!
Андрей выключает и убирает телефон, поворачивается лицом к дороге (к занавесу). К нему подъезжает лимузин. Свет на сцене гаснет.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Мягко освещённое кафе. В нескольких местах на стенах — надписи «НОСТАЛЬГИЯ», портреты Тарковскго и Янковского и картина «Утро в сосновом бору». Это кафе для русских эмигрантов. В нём все говорят только на русском языке. Четыре столика. За тремя сидят пары. За четвёртым, ближайшим к залу сидит Андрей. На нём — дорогая рубашка с высоким воротником без галстука. На столике: бутылка водки, тарелка с солёными огурцами и другие закуски.
ТИХО ЗВУЧИТ ПЕСНЯ Владимира Преснякова «Странник».
Между столиками ходят официанты. Андрей наливает полстакана водки, выпивает залпом, не закусывая, и произносит вслух: «Батя, прости меня, родной! Не с кем мне тебя здесь помянуть... Земля тебе — пухом...» Несколько секунд ничего не происходит.
К гостям выходит метрдотель и говорит:
- Друзья! Спасибо, что пришли! Сегодня у нас в программе цыгане. Они будут в полночь, а через пять минут в жёлтой комнате — фильм «Кавказская пленница», в зелёной - «Зеркало» Тарковского. Приглашаем всех желающих. Убедительно прошу еду и напитки с собой не брать. Здесь вам не Америка.
Посетители дружно смеются и расходятся. Остаются только Андрей и мужчина за соседним столиком. Андрей наливает себе ещё полстакана водки, собираетя выпить. Внезапно в кафе (с правой стороны на сцену) заходит полицейский. Он ведёт под руку мужчину, который выглядит совершенно пьяным. Мужчина — высокий, худой еврей с мягкими чертами лица. На нём — модная, короткая, стёганая куртка. (Типаж Никиты Тарасова в к/ф «Битва за Севастополь»)
МУЗЫКА ПЕРЕСТАЁТ ЗВУЧАТЬ. ПОСЛЕ КОРОТКОЙ ПАУЗЫ ЗВУЧИТ ПЕСНЯ в исполнении ансамбля «Самоцветы» «Снег кружится...»
Полицейский:
- Мужики, нужна ваша помощь. Батюшка Отец Василий этого товарища мне с рук на руки передал, просил о нём позаботиться.
Андрей встаёт, подхватывает мужчину под руку и усаживает за свой столик.
Андрей: (Обращается к полицейскому)
- Где это он так набрался?
Полицейский:
- Он не пьяный. У него просто горе большое. Он неизвестно сколько у церковной ограды в снегу просидел, пока его священник не заметил.
Андрей:
- Я час назад в Церкви был. Что-то я его там не видел... Ладно, брат. Оставляй его. Я за ним присмотрю.
Полицейский уходит. Андрей подзывает официанта.
Андрей:
- Нам бы ещё один пузырёк.
Официант уходит и возвращается очень быстро. Он ставит на стол бутылку водки. Андрей наливает себе и незнакомцу по полстакана водки, подвигает стакан мужчине.
Андрей: (Твёрдым, повелительным тоном)
- Пей.
Незнакомец поднимает голову, пытается сосредоточиться и сконцентрировать взгляд на стакане.
Андрей:
- Пей.
Мужчина залпом выпивает содержимое стакана, передёргивается, оглядывается по сторонам, потом смотрит на Андрея и подвигает к нему пустой стакан.
Незнакомец:
- Ещё.
Андрей:
- О! Оттаял!
Андрей наливает незнакомцу ещё полстакана водки. Тот залпом опорожняет стакан и тянется рукой к бутылке. Андрей перехватывает его руку и отодвигает бутылку.
Андрей:
- Э, нет... Перерыв. Поговорим?
Незнакомец:
- Поговорим.
Андрей:
- Ну и кто же ты такой? Звать то тебя как?
Незнакомец:
- Иван.
Андрей:
- А по батюшке?
Незнакомец:
- Абрамович.
Андрей:
- О как... Вся история России... Кто ж ты такой?
Иван: (Постепенно оживляется. При этом, чувствуется влияние алкоголя.)
- Я врач, уролог.
Андрей:
- Ну! Так ты не бедный человек! Что же ты в сугробе-то, как бомж, отмораживался?..
Иван:
- У меня жена умерла.
Андрей:
- Беда... Так что же ты в церковь не зашёл?
Иван:
- Я на Него обиделся.
Андрей:
- На кого?
Иван показывает пальцем в небо.
Андрей:
- Нашёл на кого обижаться, дурак!.. Он-то тут при чём? (Далее ехидным голосом) В миру живём...
Иван опять опускает голову.
Иван:
- У меня кроме неё ничего в жизни не было. Она была мне другом, женой, матерью... и даже ребёнком... Детей-то у нас не было... Да что там! Я и в Америку-то приехал из-за неё. Когда мне здесь работу предложили, она так обрадовалась! Говорит: «Там так тепло! Два океана! Джаз играют на каждом углу! И правда... В Питере она так часто болела!.. Ты представляешь? Она никогда не ела мороженого!.. А сюда приехала — ни разу не простудилась! Весёлая была, бодрая!.. Такую жизнь мне организовала!.. Как в Раю!.. Я не думал, что бывает такое счастье...
Андрей:
- Да... Настоящая американка...
Иван:
- Нет! Нет! Ты не понял! Здесь она была самой русской на свете! Бегала по благотворительным фондам, русским выставкам... Даже щенка русского спаниеля у кого-то нашла! Этой породы в России почти не осталось!.. И знаешь как назвала? Костиком в честь Паустовского! Он - её любимый писатель...
Андрей:
- Ну прямо Марлен Дитрих!..
Иван:
- По Родине она очень тосковала... Но держала это при себе, виду не показывала... (Иван полминуты молчит, потом горестно вздыхает.) Как же я без неё жить-то буду?..
Андрей:
- Ну, ну!.. Ты не уходи в себя! Спроси что-нибудь обо мне для приличия!.. (Иван пристально смотрит Андрею в лицо. Андрей медленно протягивает ему руку.) Андрей... Ну, спрашивай! Спрашивай!...
Иван:
- А ты кто, Андрей?
Андрей:
- Ну слава Богу! Я бизнесмен. Жена у меня жива. И сын уже взрослый.
Иван:
- А где твой сын?
Андрей:
- Хороший вопрос!.. Сын у меня «молоток»!.. Сказал: «Достаточно, что ты в нашей семье бизнесом занимаешься. Деньги нужны для счастья!..» И укатил на Гоа. Живёт там в городке хиппи. В инстаграмме фотографии звёздного неба выкладывает.
Иван:
- И правда, молодец... Я тебе завидую...
Иван быстро наливает себе стакан водки и залпом выпивает.
Андрей:
- Э!.. Как же ты домой-то пойдёшь?..
Иван:
- А я и не пойду... Мне теперь там делать нечего... (Говорит пьяным голосом)
Андрей:
- Ну эту проблему мы решим.
Андрей встаёт, берёт совершенно опьяневшего Ивана под руку, достаёт мобильный телефон, набирает номер и говорит по-английски.
Андрей:
- Mikle, come here! Help me!
Андрей убирает мобильный телефон в карман и говорит Ивану голосом заботливой мамочки.
Андрей:
- Мой шофёр тебя отвезёт.
Андрей и Иван уходят со сцены.
ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
СЦЕНА ПЕРВАЯ
Сцена не освещена. Темнота. Звук бегущих собачьих лап. К нему присоединяется звук шумного собачьего дыхания, лёгкого поскуливания и облизывания собакой человеческого лица.
Иван:
- Машка, убери Костика! Я же не иду на работу! Маша! Спаси!.. Уйди! Уйди! На место, Костик!
Включается свет. Роскошная гостиная комната. На стене — телевизор. Посреди неё - диван, два кресла, пара шкафов, журнальный стол; тумбочка, на которой стоит аудиосистема. Три окна плотно завешены тяжёлыми занавесками. На полу — огромный ковёр. Иван сидит на диване, растерянно оглядывается по сторонам. (Как будто, не понимает где находится.) Он закрывает лицо руками, горестно вздыхает и говорит.
Иван:
- Машка, Машка! Что же ты наделала!.. Мне же как-то жить надо! Костик, вон, есть хочет... О, Господи!..
Иван встаёт идёт по направлению к боковой кулисе. Раздаётся скрип двери. Он останавливается и говорит.
Иван:
- Ну, иди, гуляй, несчастный... Потом покормлю... И мы с тобой поговорим...
Иван возвращается к дивану и на ходу говорит.
Иван:
- Больше-то не с кем...
Иван садится на диван, берёт ТВ-пульт, какое-то время вращает его пальцами, а потом отбрасывает в сторону. После этого он продолжает говорить.
Иван:
- Видеть никого не хочу.
Иван подходит к аудиосистеме и включает её.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА (Э. Артемьева из к/ф. «Свой среди чужих, чужой среди своих» (Концовка)).
Музыка приглушается и раздаётся голос диктора: «Вы слушаете «Русское радио». Для вас, дорогие бывшие соотечественники — коктейль из самых разных местных новостей. Хорошая новость: Агутин и Варум через месяц будут давать у нас в Нью Йорке несколько концертов. Это их новогодний подарок нам... А плохая заключается в том, что подлеца, обокравшего мать с больной девочкой, пока не нашли. Добрая Православная семья приютила их, а, вот, денег на обратный перелёт у них нет. Да и долетит ли девочка? Это тоже большой вопрос. Желающие оказать финансовую помощь, обращайтесь к хозяину русского клуба «Ностальгия». Он напрямую связан с мамой девочки без карточек и счетов. Как вы понимаете, это гарантия, что деньги дойдут до адресата.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА (Инструментальная, звучная).
Иван убавляет звук, берёт мобильный телефон, набирает номер.
Иван: (Говорит по телефону)
- Альбина, привет У вас всё в порядке? Жорка на работе? Да, да. У меня тоже всё нормально. Скажи. Ты новости слышала. Да. Я о них. Что там за проблема-то у ребёнка?.. Понятно. Понятно. То есть технически возможно. (Его отвлекает от разговора собачий лай за дверью.) Альбиночка, спасибо за информацию! Извини! У меня собака тут за дверью революцию устраивает. Надо её покормить. Ага... Целую. Пока.
Иван идёт к боковой кулисе. Слышится шум открывающейся двери, звук бегущих собачьих лап. А в комнату входит Андрей (!).
Иван: (Ошарашенно)
- Ты откуда?.. Ты как узнал... где я живу?..
Андрей:
- Ну ты и набрался вчера, «Ватсон»!.. Мой же шофёр тебя отвозил! Вот я и решил проверить цел ты или нет... Я человек свободный... Деньги сами на меня работают...
Иван пятится и резко садится (шлёпается) в кресло. Андрей по-барски, не спеша, усаживается на диване.
Андрей:
- Неплохо живёшь... Прямо, семейное гнездо... Чувствуется женская рука... Ох! Извини! Я — на больной мозоль!..
Иван встаёт, достаёт из шкафа бутылку виски и два тамблера, ставит всё это на журнальный стол. Андрей тянется к ТВ-пульту.
Иван:
- Не включай! Ничего хорошего не услышишь! Пожар, потоп... Или, вообще, Конец Света...
Андрей включает телевизор.
Андрей:
- О чём тогда говорить будем? О болезнях я не хочу! О бабах... Извини! Опять оплошал!.. Ты не можешь... А тут сразу тема для разговора появится... Вот, моя любимая передача из Москвы, где мужики стоят в студии друг против друга, брызгают слюной и называют себя политиками.
Иван:
- Это та, где Россию всё время «бензоколонкой» обзывают?..
Андрей:
- Ага! Попался!.. Ничто человеческое докторам не чуждо...
Иван:
- Да. Смотрели иногда с Машкой для смеха..., поражались, как историю переписывают... Страдали, правда, очень от того, что нашу страну в грязь втаптывают..
Андрей: (Издевательски)
- А ты под «нашей» какую страну подразумеваешь?
Иван: (Смотрит на Андрея пристально)
- Действительно идиотизм... Сами загнали себя в эту раздвоенность... Живём здесь сыто и богато, а душа-то там... Она же русская...
Из телевизора доносятся крики пытающихся перекричать друг друга мужчин.
Иван: (Уже азартно)
- Вот, сейчас. Смотри. Вот, сейчас снова обзовут «бензоколонкой»!
Андрей хватает ТВ-пульт и выключает телевизор.
Андрей:
- Ты прав. Смотреть тут нечего. Ведь, правда в том, что каждая страна мира мечтает стать «бензоколонкой». Они нам просто завидуют!
Иван:
- Ты знаешь, Андрей? Вот, я русский еврей...
Андрей: (Перебивает)
- Ты — человек мира!
Иван:
- Нет. Я — русский еврей. Хочу сказать...
Андрей:
- Если ты такой русский — давай-ка выпьем! Хватит трепаться.
Оба встают, держа в руках тамблеры с виски.
Андрей:
- Давай-ка помянем твою жену. Хорошая была женщина, если ты таким сохранился.
Иван:
- Каким?
Андрей:
- Не тронутым тлением капиталистического мира! (С сарказмом в голосе) Но я сейчас — не о тебе. Я — о ней. Земля ей — пухом. Царствие ей небесное.
Оба выпивают до дна и садятся.
Иван:
- Эх, если бы она жива была!.. Что бы было сейчас на этом столе!.. Ведь, она готовила лучше, чем в ресторане. (Иван замолкает и опускает голову.)
Андрей:
- Ну-ну! Ты давай, не хандри! У тебя такое утешение есть!
Иван: (Поднимает голову)
- Это какое же?
Андрей:
- Твоя работа.
Иван: (Саркастически хохочет)
- Надо ещё выпить.
Андрей:
- Э, нет. Притормози. Когда тебе на работу?
Иван:
- Не знаю. Когда захочу.
Андрей:
- Я бы на твоём месте завтра бы и вышел. Не понимаешь ты своего счастья! У людей — болезни, а ты их лечишь, а они тебе благодарны... Эх, жаль я с высшим образованием не дружил. Был бы сейчас на твоём месте.
Иван:
- И не был бы миллионером.
Андрей:
- А кому эти халявные деньги нужны? Жене, чтобы шоколадные обёртывания делать и лицо подтягивать? Ни на что путное они не идут.
Иван:
- Эх, мне бы такие деньги!.
Андрей:
- Тебе-то они зачем? Тебе и так хватает.
Иван:
- Хватает, да не на всё... Я бы, к примеру, эту московскую девчонку прооперировал.
Андрей:
- Это ту, что в новостях? Хочешь сказать: правдивая история?
Иван:
- Правдивая. Я узнавал. Там беда такая! У неё от рождения только одна почка работала. И, вот, теперь и она отказывает. Донора нашли в Америке. Денег у них нет, так они через интернет и благотворительные фонды собирали. По интернету и жулика-провожатого нашли. Сюда прилетели. Он деньги обналичил и в Израиль с ними улетел. А они с носом остались. И сколько таких историй!.. Мне бы деньги! Стольким помочь можно!.. (Иван после короткой паузы, с азартом в голосе) А ещё!.. Я бы столько приютов для бездомных животных понаоткрывал! Для кошек, собак...
Андрей: (Перебивает)
- Ты подожди с собаками! Что? Девчонке действительно помочь можно?
Иван:
- Конечно, если донору заплатить!.. Да я бы сам операцию сделал!
Андрей встаёт и начинает ходить по комнате, потом останавливается, поворачивается к Ивану и говорит.
Андрей:
- Я денег дам. Делай.
Иван: (Растерянно)
- Сумма-то там большая! Я тебе её никогда не верну.
Андрей: (Хохочет)
- Может, для тебя и большая... Так где эту мамашу найти?
Иван:
- В «Ностальгии», во вчерашнем клубе.
Андрей:
- Пойдём.
Иван: (Показывает на бутылку)
- А повторить?
Андрей: (С усмешкой)
- Смотри-ка. Действительно, русский! Пойдём. Там выпьем.
СЦЕНА ВТОРАЯ
Действие происходит в передней части сцены, перед опущенным занавесом. Свет слегка приглушен. В центре стоит молодая женщина (лет тридцати пяти). На ней - джинсы, рубашка мужского типа. На плечи накинут одноразовый медицинский халат. У женщины — длинные русые волосы, собранные в пучок. За занавесом движутся тени людей в медицинской одежде. Женщина нервничает, ломает пальцы, ходит из стороны в сторону.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА (Фортепьяно. Редкие ноты)
Слышатся приближающиеся шаги. На сцене появляется Иван в хирургическом костюме. Он снимает маску. Женщина бросается к нему.
Женщина:
- Что, доктор? Что?!..
Иван: (Улыбается)
- Всё хорошо! Всё пока хорошо! Успокойтесь! Всё сделали. Остаётся только ждать и надеяться. Мы будем надеяться и этим будем ей помогать. Я побуду здесь ещё часа два, а вы отправляйтесь домой.
Женщина: (Со слезами в голосе)
- Иван Абрамович! Как я могу вас отблагодарить?.. (Она пытается поцеловать ему руки)
Иван:
- Вы с ума сошли! Не смейте! Успокойтесь!.. А если хотите сделать мне приятное, то... Её, ведь, через пять дней выпишут. К тем людям, у который вы остановились, нельзя с больным ребёнком. Так, что переезжайте-ка вы ко мне.
Женщина возмущённо трясёт головой, пытается что-то сказать. Иван берёт её за обе руки и говорит.
Иван:
- Нет, нет! Не волнуйтесь! Вы никого не стесните! Я один в огромном доме. В нём четыре спальни, две гостиные. К тому же вы таким образом дадите мне возможность наблюдать за результатами моего труда.
Женщина опять пытается возразить. Иван говорит ей с укором.
Иван:
- Ведь, вы же сами хотели меня отблагодарить. Не думайте-ка вы сейчас ни о чём, а идите спать.
Женщина:
- Нет, нет! Я здесь! Я подожду! Я не уйду никуда!
Иван:
- Ну что ж. Тогда будем знакомиться ближе. Пойдёмте-ка со мной и выпьем по чашечке очень неплохого кофе.
Иван берёт женщину под руку и уводит её.
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
Кафе «Ностальгия». Заняты только два столика, за одним из которых сидит мать больной девочки. Она — в той же одежде. Только волосы распущены и слегка завиты. Женщина явно нервничает, гладит ладонью скатерть, периодически поправляет воротник блузки.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА (Фаусто Папетти. Эта музыка звучала в СССР в телевизионной программе «Время»)
В кафе входит Андрей, и, не раздеваясь, садится за столик, напротив женщины.
Андрей:
- Привет, Анна!
Анна:
- Здравствуйте, Андрей. Спасибо, что пришли.
Андрей жестом подзывает официанта.
Андрей:
- Мне — рюмку «Хеннеси», даме - «Бейлис».
Официант уходит.
Андрей:
- Здесь днём можно заказать всё, что душе угодно: и западное, и восточное... Любую еду и выпивку. А вечером — чистый «совок».
Анна:
- Спасибо. Мне ничего не нужно.
Андрей:
- Да что вы всё: «Спасибо да спасибо...»? Давайте, по-дружески, без витиеватостей!
Анна:
- Спасибо вам, Андрей...
Андрей: (Разводит руками)
- Ну, вот, опять...
Анна:
- Нет, нет! Это — за разрешение «по-дружески»!..
Официант приносит заказ.
Анна:
- Дело в том, что я не знаю, как начать. Мне стыдно просить, но... вы были так добры ко мне!
Андрей:
- Не ходите вокруг да около.
Анна:
- Хорошо. Вы обещали, когда предлагали свою помощь, купить нам обратные билеты домой. Так вот. Купите их, пожалуйста, на самый ближайший рейс!
Андрей: (С ошарашенным видом откидывается на спинку стула)
- Вот так поворот! Не ожидал. Это требует объяснения. Чем же это мы вам не угодили?
Анна: (Начинает плакать)
- Да угодили вы, угодили! Всё как раз наоборот.
Андрей: (Достаёт салфетку из салфетницы и протягивает Анне)
- Да не реви ты! А просто объясни!
Анна:
- Мне это очень трудно произнести. Но Иван Абрамыч крадёт у меня ребёнка. С тех пор, как мы к нему переехали, он не отходит от моей дочери. Всё своё свободное время он проводит с ней. Они всё время о чём-то говорят, смотрят телевизор, играют и уже гуляют с собакой! Вы представляете? Он в её комнате даже свою кровать поставил! Я вынуждена жить в соседней спальне. И каждый раз, когда я ночью заглядываю, чтобы посмотреть, как она, я вижу, что он либо поправляет её одеяло, либо гладит по голове и что-то напевает. (Анна опять начинает всхлипывать)
Андрей: (Шутливо)
- Ну, напугала! Я уж подумал: он на тебе одеяло поправляет...
Анна: (Перестаёт всхлипывать и сердито говорит)
- Ну как вы можете?.. Я вам — как другу, а вы..., а вы... (Опять начинает плакать)
Андрей:
- Ну извини... Я просто не вижу причины для такого моря слёз.
Анна: (Перестаёт плакать)
- Всё это совершенно не смешно... Со мной он тоже необычайно ласков... Нет! Это не то, о чём вы подумали!.. Но... Каждый день покупает мне или цветы, или коробочку конфет, суетится на кухне, рассказывает мне какие-то медицинские истории...
Андрей:
- Ну и что же тут страшного? Глупенькая... Даже если ты ему нравишься... Что ж в этом плохого?
Анна: (С укором)
- Ну как вы можете? У человека всего два месяца назад умерла жена!
Андрей:
- Ну и что? Каждый имеет право мечтать о счастье!
Анна: (Качает головой)
- Нет. Я так не могу.
Андрей: (Вопросительно)
- Я не понял. Ты что, замужем?
Анна: (Отрицательно трясёт головой)
Андрей:: (Утвердительно)
- Он тебе противен.
Анна: (Возмущённо)
- Да вы что?
Андрей: (С нажимом)
- Так что ж тогда?
Анна: (Глубоко вздыхает)
- Всё-таки есть нормы морали. Я через них никогда не перешагну. Прошу вас! Я хочу, чтобы эта история скорее закончилась! Прошу вас! Отправьте нас домой, как можно скорее, и ничего не говорите Ивану Абрамычу, пока мы не уедем! Я оставлю ему записку. Он поймёт и простит. Я защищаю свою дочь! Если она проживёт с ним ещё хотя бы месяц, то привяжется к нему, как к отцу! (Анна умоляюще смотрит на Андрея)
Андрей: (Несколько секунд молчит, качает головой)
- Да... Лабиринты судьбы... Нечасто увидишь людей, убегающих от счастья. Ну хорошо, моралистка ты моя... Куплю я вам билеты и Ванюше ничего не скажу... (Андрей встаёт и говорит) Не прощаюсь. Скоро позвоню. (Андрей идёт по сцене и говорит сам с собой) Везёт же Абрамычу...
СЦЕНА ЧЕТВЁРТАЯ
Действие происходит в передней части сцены, перед опущенным полупрозрачным занавесом. Занавес слегка затемнён. Слышен шум аэропорта. За занавесом — движущиеся тени людей с багажом. На сцену выходят Андрей и Анна. У неё небольшой чемодан на колёсиках.
Анна:
- Ой, я всё-таки волнуюсь... Как она там?..
Андрей:
- Чего волноваться-то? Она с медсестрой. За ней присмотрят. В самолёте будет раньше всех. Вам ещё часов десять вместе лететь. Успеете надоесть друг другу. Пусть ребёнок от тебя пока отдохнёт.
Анна поворачивается к Андрею. Они стоят лицом друг к другу.
Анна:
- Ну что... Давайте прощаться... То есть, давай. Спасибо тебе, Андрей! Ты вернул мне жизнь! Не знаю, как бы я жила без неё!..
Андрей:
- Ну хватит, хватит... Не надо о грустном! Всё (Слава Богу!) хорошо!.. Не люблю, когда меня благодарят... Ты же знаешь... (Он озирается по сторонам, как будто ищет кого-то взглядом)
Анна:
- Ты что, кого-то ищешь?..
Андрей:
- Нет. Смотрю, где бы воды купить...
Анна:
- Ну всё... Мне пора на посадку... (Она несколько секунд мнётся в нерешительности, потом говорит) Андрей... А можно я вас обниму?..
Андрей раскрывает объятия. Анна крепко прижимается к нему и шепчет.
Анна:
- Спасибо! Спасибо! Спасибо!..
В этот момент на сцену со стороны спины Андрея выбегает шикарно одетая женщина (его жена). В руках у неё — маленькая сумочка. Она подбегает к Андрею и начинает бить его сумочкой по голове и плечам (в истерике).
Жена:
- Сволочь! Сволочь!..
Андрей поворачивается к жене. Анна отскакивает в сторону. Жена пытается его ударить сумочкой по лицу. Он сопротивляется, хватает её за руки.
Жена:
- Сколько лет вместе! Разве я это заслужила?.. У тебя их было — не сосчитать! Молодых, красивых, разноцветных... А бросаешь ты меня из-за облезлой нищей русской, да ещё с больным ребёнком!.. (Жена тычет пальцем в сторону Анны) Ты посмотри, посмотри на неё! Ей - три копейки цена! Что ты в ней нашёл?..
В этот момент с той же стороны сцены, откуда выскочила жена Андрея, появляется Иван с огромным чемоданом и сумкой. Он застывает. Анна увидела его и смотрит только на него, больше не обращая внимания на семейную сцену.
Жена: (Андрею)
- Ты же никогда гнездо не вил! Что? Состарился?.. Проблемы с потенцией?.. Деньги уже не помогают?.. Спрятать её хотел? Будешь жить теперь месяц здесь, месяц в России?.. Не выйдет! (Она резко толкает Андрея в грудь обеими руками) Не выйдет! (Она поворачивается к Андрею спиной, отходит на несколько шагов, поправляет растрёпанные волосы и «бросает» ему через плечо)
Жена:
- Вернёшься..., если самолёт не шлёпнется..., поговорим... (Уходит)
Иван: (Медленно приближается к Андрею и Анне и недоумённо спрашивает у Андрея)
- Что это было?
Андрей: (Отвечает, находясь в прострации)
- Это ваше возможное будущее... (Андрей смотрит на Анну, выходит из состояния прострации и добавляет) Нет. Не ваше.
Анна: (Глядя на Андрея и показывая на чемодан Ивана)
- Что это (!) значит?
Андрей: (Широко улыбаясь)
- Я сдержал слово, ничего ему не говорил... Я просто ему написал. Его появление и для меня — неожиданность. (Обращается к обоим) Ну, дорогие мои! У вас всё просто. Это арифметика, а не алгебра... Он нравится тебе. Ты нравишься ему. И, вот, результат. (Он движением головы указывает на чемодан) Я думаю, вы разберётесь без меня. Я вас оставлю на минутку. Мне надо кое о чём подумать.
Андрей отходит от Ивана и Анны, подходит вплотную к занавесу, стоит спиной к залу, уперев руки в бока.
Иван:
- Я принял решение. Вы догадываетесь, какое.
Анна:
- Я даже не знаю, что вам сказать.
Иван:
- Слова придут со времени.
Анна:
- А как же ваша работа?
Иван:
- Для меня работа найдётся везде.
Андрей возвращается к Ивану и Анне и говорит.
Андрей:
- Что? Много глупостей друг другу наговорили, дети неразумные?
Иван:
- Это мы-то дети неразумные? Скажи лучше, что с тобой будет, когда домой, к жене приедешь?
Андрей: (Кривляясь)
- А я домой не поеду. Здесь у меня дома нет. (После короткой паузы многозначительно, с расстановкой добавляет) Я домой полечу... (!!!)
Анна:
- О, Господи!..
Иван:
- Что ты сделаешь?
Андрей: (Произносит по слогам)
- По-ле-чу. Не могу же я бросить вас в такой ответственный момент!.. Разбежитесь ещё... Так что сейчас я пойду, куплю себе билет и буду надоедать вам в ближайшие десять часов, а потом в ближайшие десять лет и, может быть, даже до конца жизни... Ну что? Пошли?.. Да... Перевернул ты мою жизнь, Ванька...
Андрей встаёт между Иваном и Анной, обнимает их обоих и пытается увести со сцены.
Иван:
- Ты авантюрист!..
Андрей:
- Угу...
Иван:
- Разве можно купить билет на самолёт за полтора часа до вылета?
Андрей: (Назидательным тоном)
- Ваня... С деньгами всё можно...
Они втроём медленно уходят со сцены. При этом, Андрей продолжает обнимать Ивана и Анну.
Андрей:
- Кстати. Там медсестра, которая с девчонкой... Такая хорошенькая!..
Иван и Анна переглядываются и хохочут. Группа окончательно покидает сцену. Раздаётся звук взлетающего самолёта.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА («Captain Jack», гармонично переходящая в песню «Бурановских бабушек» «Кострома»)
Свидетельство о публикации №105013001546