Критика на номинированный стих Первоснег Натальи Малининой

ПЕРВОСНЕГ

Наталья Малинина

И были дни, и падал снег...
Д.Самойлов.


И падал снег под новый век.
Он не был цвета непогоды -
Белее белого был снег
Зимы двухтысячного года.

Тот снег - был князь.
Как он влетал!
Мы - были крепостные птицы.
Он дань любовную взимал
Ладонью в белой рукавице.

И мы летели вместе с ним
В белее белого постели.
Но уберечь для новых зим
тот первоснег - мы не сумели.

… Он всё же пал.
Весь белый - в грязь.
Так обновляется природа.
Сегодня снег. Но умер князь.
И нам не по плечу свобода




Если зачеркнуть строки банальные и строки, не несущие никакой полезной для читателя информации, то от стиха ничего не останется. То, что так много положительных отзывов – говорит только об одном, что уровень большинства читателей чрезвычайно низок, и главное, никто не читает внимательно, несколько раз.
Во-первых, стих весь построен на совершенно банальных рифмах:
Век-снег, погоды-года, грязь-князь, природа-свобода и т.д.
Сравнение «белее белого” полностью компрометирует стих – во-первых, потому, что это довольно избитый прием (на самом деле, не бывает белее белого – это же понятно – это сравнение избитое украшательство – от коего веет искусственностью, а не искусством), во-вторых, потому что это строка, неоднократно повторявшаяся в рекламах стирального порошка (относительно постели – так это точно тетя Ася приехала – реклама: простыни белее белого).
То, что снег не был цвета (если вообще возможно говорить о цвете касательно снега: цветной снег – это уже явная аномалия!) непогоды ни о чем не говорит – даже если предположить что непогода серая (хотя зимняя непогода – снегопад- все-таки, белая) – естественно, что снег белый. Стоит ли тратить две строки стиха ради того, чтоб сказать, что снег – белый? Впрочем, этот повтор не одинок - и «под новый век» и «зима 2000-го года» - повтор уже сказанного – так вся первая строфа сводится к одной мысли: зимой 2000 года падал снег (все остальное – это вода).
Особенно удачна строка:
Тот снег - был князь.
Как он влетал!
Оставляю автору полную свободу сравнивать снег с чем угодно – но сравнить снег и князя можно по какому угодно признаку – но только не по признаку полета – ведь князи, как известно, не летают. И сказать – что снег влетал как князь – а именно эта мысль следует из строки – мог только тот, кто совершенно не обдумывает свои строки, образы. 
Летал снег – как князь – а мы были крепостные птицы. Крепостные крестьяне были, птицы в неволе, в клетках есть – но «крепостные птицы» - ни о чем не говорит. И раз употребляется прошлое время – крепостными птицами мы были – значит теперь (может быть с нового века) крепостное право для птиц отменили?
Он дань любовную взимал
Ладонью в белой рукавице – опять возвращаемся к образу князя, который собирает некую любовную дань – о чем это – не очем – просто «красивая» строка.
И мы летели вместе с ним
В белее белого постели.
В этой строке автор говорит, что она вместе с князем падает на белую постель.
Но уберечь для новых зим
тот первоснег - мы не сумели.
Строка совершенно банальная и глупая – прошлогодний всегда был символом чего-то давно и заслуженно забытого: вспомнил прошлогодний снег (еще снег как символ чего-то дешевого, никчемного – зимой снега не допросишься)! То, что автор с такой тоской говорит об этом первоснеге (неологизм по образцу «Первомай»), что не смогла его сберечь вызывает только улыбку. Зачем новым зимам – прошлогодний снег? В чем смысл? Не сумели – значит пробовали? В холодильнике хранили? Соединение двух предложений при помощи «но» - их: мы падали – но не сумели – значит, это падание в постель должно было сохранить снег до следующих зим – глупость, но именно это следует из текста.
… Он всё же пал.
Весь белый - в грязь.
Все же пал – неужели, был иной вариант? Например: он не пал – а так и летает по небу? Вот, если бы он все же не пал – вот это было бы удивительно – а то, что он пал – совершенно естественно и «все же» - не к месту. Или вот эта строка: Весь белый - в грязь. А мог он быть «не весь», а частично белый? Сам образ белого снега падающего в грязь, кажется, встречается в стихах всех молодых авторов – он настолько избит, что за одно его применение уже стоило забраковать весь стих.
Так обновляется природа. – совсем бессмысленная строка – как так – когда падает снег в грязь (а потом тает)? В чем здесь обновление? А по моему, так природа замирает, умирает, если хотите – а обновляется она весной, когда именно снег тает окончательно.
Сегодня снег. Но умер князь. – ДО сих пор автор говорил о прошлом – и вдруг «сегодня» – откуда это. Предположим – что началась новая зима, и снег падает заново, а автор сидит и мечтает о прошлогоднем снеге. А нет – умер князь – Опять через «но». Т.е. сегодня опять падает снег – но это уже не тот снег – этот снег не князь – не такой белый?
И нам не по плечу свобода – свобода не по плечу – как так? Свобода – по своей сути не может быть по плечу – свобода – это бесконечность, безграничность, быть по плечу – это значит иметь определенные размеры. «Нам»- из стиха совершенно не понятно – кто такие «мы», кто такие «нам» - о ком речь. Если бы автор везде говорил о себе – я – то это было бы понятно – но множественное число ни чем не вызвано. Там, где мы с князем падали в постели – вроде бы ясно – но князь умер. Значит, был и кто-то третий, или это вообще – о народе всем – что нам свобода не по плечу (тогда стих приобретает иной – политический характер – и теперь понятно – «крепостные» и прочее…). 
Очень слабый стих. А то, что многим он кажется каким-то знакомым неудивительно – ведь он весь соткан из банальных рифм и из штампов: белее белого, взымать дань, снег-грязь, обновляется природа, не сберегли... Но есть и более глубокие ассоциации:
Мело, мело по всей земле…

P.S. Что еще сказать кроме: раз такие стихи номинируют, значит, это кому-нибудь нужно…


Рецензии
Замечательная вещь интернет. Набираешь любую строку и он тебе мгновенно доказывает, что все уже было на этом свете, но почему-то так несладок повторенья миг.
Набираю понравившийся образ «крепостная птица»… и вот тебе:
Он часто посмеивался над ее волнениями, считая что из многих неприятностей можно выпутаться с помощью безрассудства: а на какие же безрассудства могла решиться она, крепостная птица на золотой цепочке?
Лариса ИСАРОВА
КРЕПОСТНАЯ ИДИЛИЯ
http://www.krsk.ru/din/arch/98_6/isarova1.htm

Но нужно отдать должное, образ этот не так избит. Куда хуже с рифмой снег – век. Привожу 10 (на самом-то деле, нет конца всем этим падал снег – новый век…) стихов с этой рифмой, как доказательство такой очевидной (правда, почему-то еще не для всех) мысли: банальная рифма влечет за собой банальную мысль. (плюс к снегу-веку очень часто идет – год, Новый год… в ожидании нового века – новый век, и, естественно, эпитет белый). Думаю, что это будет неплохим дополнением к стихам (приведенным раннее) на рифму «князь- грязь».

Стихи о снеге (снег – новый год – новые век)

1. Белый Снег

Разбитое стекло
Осколки на бульвар
И что нам принесет
Месяц январь
Прокурено пальто
И волосы сзади
Уходишь ты никто
Меня и не простив

БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ СНЕГ ИДЕТ
Заслоняет, падает, собой авто
НОВЫЙ, НОВЫЙ, НОВЫЙ, НОВЫЙ, ВЕК И СНЕГ
Провожает полуночное метро

БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ, СНЕГ ИДЕТ
Разрушает вееньем своим печаль
НОВЫЙ, НОВЫЙ, НОВЫЙ, НОВЫЙ, ВЕК И СНЕГ
Мы расстались с тобой, а жаль

Расстроены глаза
Бессонницей ночей

Позвонишь в шесть утра
Теперь уже ничей
Ну как дела, привет?
-Спасибо за духи
Ты скажешь мне в ответ
-Ко мне не приходи

Припев.

2. И ПАДАЛ СНЕГ с ночного неба,
И время замедляло бег...
И ПАДАЛ СНЕГ...
И в этом СНЕГЕ
Уже рождался НОВЫЙ ВЕК.
Как это было - мы не знаем,
Что это было - помолчим ...
Нам ...

3. Сергей Трубкин

НОВЫЙ ГОД

Помнишь тот НОВЫЙ ГОД?
О, это был и впрямь НОВЫЙ ГОД!
На синих стеклах плавился лед
И капал мед с желтых свечей.
Всю ночь ПАДАЛ СНЕГ.
О, ЭТО БЫЛ ТАКОЙ БЕЛЫЙ СНЕГ.
Как буд-то наступал НОВЫЙ ВЕК,
Сказочный ВЕК - еще ничей!
Плыл к небу твой смех.
О, как прозрачен был этот смех!
И мир не знал еще слова "грех",
Словно орех под скорлупой.
Мы пили вино.
Но превращалось в воду вино.
Только под утро стало темно
И в наше окно струился покой!

* Отметим. Что автор пишет: О, ЭТО БЫЛ ТАКОЙ БЕЛЫЙ СНЕГ…

4. Философ спит, окно открыто. Холодно.
Ночь. Не мигая, светят фонари…
Сибирь ему приснится или Вологда-
Какая разница... Закончились бои…
Философ спит. В шкафу пылятся книжицы,
И ржавый чайник, мёрзнет на столе…
А вдруг, материя вторична и не движется,
Всё – суета, и истина – в вине?
Философ спит. Но через три мгновения
Наступит день, и БУДЕТ ПАДАТЬ СНЕГ…
Как лист бумаги, просит вдохновения –
Так воплощенья, просит НОВЫЙ ВЕК…
20.11.02г

5. Автор произведения: Luna_Neko

БЕЛЫЙ, БЕЛЫЙ леписток,
ПАДАЛ ПЕРВЫЙ СНЕГ.
Календарь открыл листок,
Здравствую НОВЫЙ ВЕК.
На душе еще тепло,
Во дворе метель.
И стучиться к нам в окно
Гномов канитель.
На окошке у меня
Тапочки стоят.
Пусть порадуют сестру
И других ребят.
Бабу снежну во дворе
Выстроим с утра
И поможем детворе -
Снежная война.
А когда к нам Дед Мороз
Будет в дом стучать
Ноги шире, выше нос,
Незачем скучать.
И заснуть под НОВЫЙ ГОД,
Опуститься в сон.
Завтра НОВАЙ день придет
Светлым будет он.
31.12.1999

6. Запах хвои, легкий мороз,
Тихо-тихо ПАДАЕТ СНЕГ...
Словно в сказку нас перенес
НОВЫЙ ГОД.. А ЗА НИМ - НОВЫЙ ВЕК...

7. ***
Мне нравится, когда ПАДАЕТ СНЕГ,
Что тает, чуть касаясь лица,
Мне нравишься ты, человек,
Что любит всем сердцем Творца.
Мне нравится верить и жить,
Мне нравится, когда ПАДАЕТ СНЕГ,
Мне хочется всех вас любить,
И с этой любовью шагнуть в НОВЫЙ ВЕК.

8. НОВЫЙ ГОД НАСТАЁТ, НОВЫЙ ВЕК
Встанем рядом, как прежде мечталось,
Позабыв про печаль и усталость,
Молча глядя, как ПАДАЕТ СНЕГ.
НОВОЙ радости мне и тебе!
Всё недоброе в прах разлетится,
Что потеряно - вновь возвратится,
То, что длится - продлится в судьбе!

9. Век

И ПАДАЛ поздний СНЕГ
Из ВЕКА моего,
Из ВЕКА серых нег
В начало твоего
Погас на кухне свет
Из ВЕКА темноты,
Воскреснула звезда
Из ВЕКА красоты,
Из ВЕКА перспектив
Нам светит луч наверх
И черный негатив
Рисует мысли сверх;
В Миллениума час
Пора зажечь огни,
Чтоб снежный бог прекрас
Воскликнул: «Вот они»,
Пора про все забыть,
Пора начать прощать,
Чтоб в новый век заплыть
«Спасибо вам» крича

10. Они летали вдвоем по городу,
А с небес ПАДАЛ теплый СНЕГ.
Их любовь сотворила многое,
Повернув время вспять НА ВЕК.
Беззаботность и вера в новое
Дали крылья и силу ЛЕТЕТЬ.
Они ЛЕТАЛИ вдвоем по городу,
Боясь облака ненароком задеть.

* В этом стихе появился полет. Отдельно снег и полет не исследовался по очевидной причине – снег идет, падает или летит.

Правда Горькая   20.12.2004 01:16     Заявить о нарушении
Правда, проверьте новые ссылки, что я добавил Вам к старому постингу. Туда же буду добавлять с течением времени и другие линки .

Гайдачук Виталий   20.12.2004 03:04   Заявить о нарушении
Правда, да Вы не поняли разве, что стихи на сайте СТИХИ.РУ мало кого интересуют?

Когда я только появилась на сайте, мне стала писать рецензии одна из наиболее популярных и читаемых здесь авторов, при этом являлась она ко мне под двумя именами, т.е. в сопровождении своего клона. Позднее она созналась в своей проделке. И уже тогда, в мае 2003 г., она объяснила мне, что на Стихирке читают не стихи, а автора. И это понимают все, не потерявшие голову от восторгов и похвал, т.е. вменяемые.
Кстати, сегодня меня вынудили изменить своим принципам и внести в черный список одного рецензента, чьи замечания касались исключительно моих личных качеств, проявившихся в данной дискуссии. Так как реплики данного рецензента никакого отношения к стихам не имели, а давали оценку исключительно моим неблаговидным поступкам, то я сочла возможным изменить своим правилам, о чем ставлю в известность заинтересованных лиц.

Юлия Вольт   20.12.2004 03:05   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виталий. Все Ваши ссылки я читаю с огромным интересом, из них можно составить отдельную очень полезную статью. Хотя я уже почти год на сайте, но, по сути, только Ваши ссылки дали мне хоть какое-то представление, где я, и что такое этот сайт. Оказывается, жизнь движется по кругу, и, что бы я не придумывала, это уже было на стихи.ру.
Здравствуйте, Юля, а я уже испугалась, что мое очередное начинание, Вас чем-то обидело. Простите, если это так. Прочитав, множество рецензий И.Глейзера, я поняла, что Вам было очень тяжело разобраться в его личности, ведь он очень ловко применяет политику кнута и пряника (одних почти всегда хвалит, других смешивает с грязью, и находясь в списке хвалимых, очень тяжело осознать правду тех, кто заслужил «быдло», «жлобье», «бездарь» и т.д.). Безусловно, этот труд неполный (однобокий) и обязательно нужно показать и другую сторону медали – его восторженные отзывы избранным (а так же его восторженные отзывы о самом себе). Я вовсе не хочу начинать заново травлю и требовать его изгнания. Как неудивительно, но многие авторы нуждаются именно в Глейзере, ведь без его восторженных отзывов они не будут так ярко чувствовать свой гений и избранность (на фоне бездарей и «дешёвого товара для невежд»). Гораздо опаснее, что Геростратова слава – так заразительна… Но поэтический талант Имануила выше среднего стихи.рушного. А вот когда по его примеру начинают делать себе имя авторы, лишенные таланта…
Полностью доверяю Вам, как человеку опытному, что на этом сайте читают не стихи, а поэтов (имена), что кажется вполне естественным. Даже заходя в книжный магазин, мы крайне редко берем книги совершенно незнакомых авторов. Что-то должно нас подтолкнуть к выбору: «что-то я о нем слышала, какой-то скандал был»… Увы, увы и еще раз увы, скандал остается самым простым способом заявить о себе. Даже Пушкин писал: «А достаточно ли я пошумел, чтоб продать Руслана и Людмилу»? - цитата неточная, но суть ее, думаю, я не переврала. Так было всегда (другое дело, что кто-то ради этой славы готов пойти на любые сделки с совестью). Во всяком случае, Глейзер – личность известная в сетевой литературе, и это бесспорно. Автор, даже с талантом выше среднего, не пробьется, если у него не будет этой коммерческой жилки (для этого во всем цивилизованном мире рядом с творцом всегда стоит продюсер). Стихи – это товар (как ни больно мне это произносить), а методы продаж любого товара достаточно хорошо изучены. Когда Бродского подвергли гонениям, Ахматова сказала: какую судьбу парню сделали (я опять, к сожалению, привожу неточную цитату, надеясь не переврать суть высказывания). О его стихах того времени многие его ровесники и друзья отзывались, как о средних, и вдруг: судьба. Гонения, опала, скандал – реклама – слава (часто купленная очень дорогой ценой)… Все это позволяет вырваться из толпы себе подобных (посмотрите, кто из русских литераторов стал Нобелевским лауреатом – все, кроме одного, гонимые и изгнанные). Поэтому нужно работать на имя (брэнд – как говорят теперь, если я правильно понимаю это слово). Или остается одно – писать в стол, надеясь на «мировую справедливость» и то, что «рукописи не горят».

Правда Горькая   20.12.2004 13:19   Заявить о нарушении
Вы меня, конечно, не обидели ничем, просто у меня не так уж много времени, чтобы в таких затяжных спорах принимать участие. Пока речь шла о стихотворении, так или иначе обсуждались проблемы литературы, я считала своим долгом поддерживать Вас, т.к. мне близка Ваша точка зрения и Вы симпатичны.
Но проблемы клонов и кланов меня совершенно не интересуют, поэтому мне жаль было, что Вы провоцируете новые нападки в Ваш адрес.
Вы же видите, какие сумбурные реплики я пишу, не всегда предложения до конца дописываю, потом перечитываю - самой стыдно, но все это из-за поспешности.
Вот поэтому я и попросила Вас удалить ту статью про клонов, а не потому что меня что-то обидело.
Насчет того, что читают, как правило, автора, а не стихи... За пределами Стихиры это верно, в целом, но в отношении меня, например, неверно. Я Марину Цветаеву выбрала в "ДНЕ ПОЭЗИИ" совершенно самостоятельно, еще ничего не зная о ней. Давно это было:)))

Юлия Вольт   20.12.2004 22:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.