Андрей Коровин***чувствую оттепель марта***

http://www.stihi.ru/2004/04/27-709

чувствую: оттепель (марта)
Андрей Коровин

чувствую: оттепель чувствую: реки текут
рыбы идут косяком в направленьи Бермуд
в небе медведица носит под сердцем звезду
чувствую: я нараспашку Неглинкой иду

чувствую: просится каждое слово к земле
ель-наркоманка сидит на смолистой игле
груди берёз набухают от долгого сна
слышишь ли марта как лесом гуляет сосна

милая марта нарциссовый мой ассистент
нет ли безумств в распродаже влюблённостей нет
у Боттичелли небес акварелевый зуд
за руки взявшись заблудим в весеннем лесу

течь монотонная чёрный вороний зрачок
марта моргает чего ж ты хотел дурачок
оттепель сердца текучие реки волос
мартовский вырез прожёг эту землю насквозь

22-25 марта 2004 г.
 
Рецензия на чувствую: оттепель (марта) (Андрей Коровин)

Весна, авитаминоз, «бессонница, Гомер, тугие паруса» и, может быть поэтому наблюдается некоторое излишнее волнение в некоторых частях организмов, живущих в поэтических заоблачных далях! Так проявим внимание и уважение к высоким чувствам и соответственно штилям, которыми эти чувства имеют честь быть выраженными.

Помня про план образцовых рецензий, начнем с задач и целей предлагаемого к рассмотрению произведения. Просьба учесть отсутствие каких-либо претензий на истину в последней инстанции. И, по возможности, не терять чувства юмора!

Цифра 1.
Итак, задача. Видимо выразить состояние природы, человека и практически всей Вселенной в переходный период между зимней спячкой в теплых берложках (когда мысли сонны и задумчивы, как осенние мухи) и летним изныванием от жары (когда они же устремляются косяком в сторону прохладительных напитков и тенистых опушек и совсем теряют флёр томности и распускающейся свежести).
Цель – поразить шумно и бестолково кочующие по стихирным просторам племена графо-плетов и стихо-манов выразительностью и оригинальностью взгляда художника.
Результат – достигнут. Упомянутые кочующие отдельными оторвавшимися группками, потерявши дар речи и способность к продолжению своего броуновского движения, затихли, устремивши недоумённые взгляды в направлении Бермуд.
Ох, «и бермудно им на душе» видимо стало!

Цифра 2.
Художественный ряд образов и методы его (ряда) организации.

Любимое многими поэтами (и определенно связанное с весенней астенией) НЕиспользование заглавных букв в начале предложений (очевидно, в ослабленном весенней маетой состоянии тексты набиваются одним пальцем) придаёт особое очарование череде наплывающих образов. Несколько нарушают убаюкивающий речетатив Бермуды и Неглинка, и полюбившийся нашим мастерам Боттичелли. Почему Марту обошли уважением, непонятно. Видно не дорос ещё нарциссовый ассистент до имени собственного.
Следует отметить оригинальнейшее использование единственного знака препинания – двоеточия – просто какой-то матрёшечный стиль вырисовывается при его использовании! Предложения вкладываются одно в другое. Впрочем, в этом есть свой определенный шарм.

чувствую: оттепель чувствую: реки текут
рыбы идут косяком в направленьи Бермуд
в небе медведица носит под сердцем звезду
чувствую: я нараспашку Неглинкой иду

Если смириться с тем, что всё происходящее снится герою после вечерней прогулки по родному городу в преждевременно расстегнутом верхнем платье, то картинка вполне романтична и полна дыхания весенних оттепельных преобразований.
И не стоит так уж придираться к самотождествлению героя с улицей.
Ведь когда мы проходим проспектами или улицами родного города, никто не обвиняет нас, что мы возомнили себя этими же самыми градообразующими составляющими?
Да и медведица вполне может звезду вынашивать. Разве автор настаивает, что это созвездие именно Большой или Малой Медведицы? Почему не может быть в глубинах Вселенной такого скопления звезд? Может! Верим!

чувствую: просится каждое слово к земле
ель-наркоманка сидит на смолистой игле
груди берёз набухают от долгого сна
слышишь ли марта как лесом гуляет сосна

Здесь, видимо, у героя наступает фаза быстрого сна и видения приобретают несколько сюрреалистический характер. Слово просится к земле? Только в мартовские кануны? А во все последующие – летит к небу или тонет в воде? Ель-наркоманка… хм-хм…. Ну, возможно, что воздействие запаха свежей смолы и можно приравнять по испытываемому кайфу к последствиям применения легких наркотиков. Но сидеть ели на своей собственной игле? Какое-то просто самоопыление в мире растений. А груди берёз набухают от сна или все-таки от пробуждения? Сок начинает двигаться под воздействием солнца именно ПОСЛЕ долгого сна.
Хотя, может быть сны были настолько эротичны, что и солнце не понадобилось.
«Слышишь ли марта» - а «апреля» не слышит и «мая» тоже обиженная стоит, а ведь не отказались бы послушать, как сосна гуляет по лесу. Видимо шумно гуляет, коль можно услышать, а не увидеть. То, что было передан шум колеблющихся верхушек сосен, мы поняли, но стоило ли так изощряться в поисках свежих метафор?

милая марта нарциссовый мой ассистент
нет ли безумств в распродаже влюблённостей нет
у Боттичелли небес акварелевый зуд
за руки взявшись заблудим в весеннем лесу

«нет ли безумств в распродаже влюблённостей нет»
Непонятно, это сама марта соглашается, что нет безумств в продаже самой себя (раз она нарциссовый ассистент) у метро, или же герой уговаривает её почаще выходить на панель?

У небес зуд. Ладно, бывает, если долго не мылись, в смысле дождика давно не было.
Почему небеса Боттичеллевские? И наши художники не хуже их раскрашивали!
Мы ж не в Италии вроде бы? Акварелевый зуд? А Боттичелли какую технику использовал? Вроде бы уж никак не акварельную.

Заблудим…. За-блудим…. Хорошее дело блудом не назовут….;))

течь монотонная чёрный вороний зрачок
марта моргает чего ж ты хотел дурачок
оттепель сердца текучие реки волос
мартовский вырез прожёг эту землю насквозь

течь монотонная…. После блуда? Ох, и грустные ассоциации напрашиваются.
Предложенную ситуацию каждый понимает в меру своей неиспорченности, вот и мы, читатели, переживаем за мокрые ноги героев, заблудившихся между обколотых елей и подгулявших сосен!
То, что зрачок - чёрный, мы вроде помним из школьного курса биологии (и у ворон, и у соловьёв, да и у всякой живности вообще), а вот то, что он ещё и моргает! Чего ж ты хотел дурачок? После прогулок с такими развеселыми попутчиками?

И сердце: оттаявшее под Боттичеллевскими небесами: по капле вытекает из груди: впадая в текучие реки волос: которые в свою очередь впадают в весьма нескромный вырез марты: которая неосторожно наклоняется за еще нераспроданными нарциссами: а земля настолько потрясена увиденным; что просто вспыхивает от восхищения и стремительно обрушивается насквозь сама в себя!

Цифра 3.
Попытка выводов.
Как скучен и зол городской человек, отвыкший от вечных чудес природы и заглядывающий по любому поводу и без оного в толстые тома энциклопедий! Как трудно убедить его в том, что весна всё-таки приходит на эту землю, и март, вместе с первыми скромными подснежниками, будоражит душу, навевает сны золотые и на вороньи зрачки, и на ресницы елей и сосен, и волнует не только груди белоствольных красавиц, но и поэтов-романтиков. Только романтизм этот какой-то слишком механистический и прижимающий слова к земле. Видимо, слова эти слишком тяжелы для крылатого коника и перенасыщены образностью, которая иногда вредит и губит самые благие намерения. К сожалению.

<А Стервочка Ли Я> - 2004/05/05 21:53   •


Рецензии