Дмитрий Артис***мандариновый сад откровенно оранжев

http://www.stihi.ru/2004/02/23-262

мандариновый сад откровенно оранжев...
Дмитрий Артис


***

мандариновый сад
откровенно оранжев,
виноградная кисть невозможно легка.
ты целуешь меня (целовала и раньше,
но чуть-чуть аккуратней,
чуть-чуть свысока).

розовеет на блюдце
лимонная долька,
а под рюмкой текилы желтеет весна.
ты опять влюблена
и как будто надолго,
ты как будто надолго
в меня влюблена.

оглянуться ли нам?
ты была здесь, я не был.
оглянусь, оглянись, отвлекусь, отвлекись.
только тянет глаза точно в тонкую небыль
виноградная грудь –
невозможная кисть.

всё банально обычно,
возвышенно просто.
у тебя, у меня так бывало не раз.
покатилась луна
как прыщавый подросток
с ледяного обрыва
на пыльный палас.

ты целуешь меня
(целовала и раньше,
но чуть-чуть аккуратней, чуть-чуть невпопад).
на коленях твоих откровенно оранжев
мандариновый сад,
мандариновый сад.
2004г.
 
Рецензия на мандариновый сад откровенно оранжев... (Дмитрий Артис)

Ох, давно я рыжей кошкой хожу вокруг этого сада! Еще в февральские метели забрела в него и заблудилась! Что-то своё даже примурлыкалось…))
Ах, какая розовая сметанка на блюдечке желтеет!…))
Да только кошке мяско есть надо!…)) Мышкино! А их ловить надо! Просто так в лапки не даются! Вот и попробуем поймать… в этом саду!

Сначала всех построим в ряд, вернее в столбик!

мандариновый сад
откровенно оранжев,
виноградная кисть
невозможно легка.
ты целуешь меня
(целовала и раньше,
но чуть-чуть аккуратней,
чуть-чуть свысока).

розовеет на блюдце
лимонная долька,
а под рюмкой текилы
желтеет весна.
ты опять влюблена
и как будто надолго,
ты как будто надолго
в меня влюблена.

оглянуться ли нам?
ты была здесь, я не был.
оглянусь, оглянись,
отвлекусь, отвлекись.
только тянет глаза,
точно в тонкую небыль,
виноградная грудь –
невозможная кисть.

всё банально, обычно,
возвышенно, просто.
у тебя, у меня
так бывало не раз.
покатилась луна
как прыщавый подросток
с ледяного обрыва
на пыльный палас.

ты целуешь меня
(целовала и раньше,
но чуть-чуть аккуратней,
чуть-чуть невпопад).
на коленях твоих
откровенно оранжев
мандариновый сад,
мандариновый сад.

Таким вот образом!
Было – 6,7,6,7,6! Красивый числовой ряд симметрично четно-нечетных чисел! Но с какими-то выпущенными коготочками, как из кошачьих лапок! 2,1,2,1,2 – это коготки!
В плане анализа наличия золотого сечения очень интересно! В строфах с четным количеством строк четное количество длинных строк. Соответственно – с нечетным – нечетное! Поразительно! Это сознательное построение?
Чувствуется, что да! У такого автора вряд ли может быть
по другому!
А мы взяли да и похозяйничали своими лапками.
И получили удручающую своей банальностью картину – 8,8,8,8,8!…))
Зато сплошные виноградные грозди получились, ведь правда? То есть не гроздья, а та самая метафора…. И мандарины тоже!…))
Кстати, изящное рифмование гораздо лучше стало прослеживаться.

оранжев – раньше
легка - свысока

долька - надолго
весна - влюблена

не был – небыль
отвлекись – кисть

просто – подросток
не раз – палас

раньше - оранжев
невпопад - сад

Ах, вот если бы пара «раньше-оранжев» легла последней в этом саду!
Тогда зрительное наслаждение было бы полным!

Но это так – нумерологические игры!…)) И при известном опыте даются без труда! Естественно, людям, имеющим способности!… Это я про автора, конечно!
Про его владение техникой стихосложения ( без всякой тени иронии).

Теперь погуляем между и в …

«Оранжевые мамы оранжевым ребятам оранжевые песни оранжево поют!»

Цвет! Это всегда очень украшает стихи и придает чувственность их восприятию!
Заданная в первых двух строфах оранжево-розово-желтая беспечность так и намекает на продолжение в том же духе. Но 3 и 4 строфы содержат чересчур реальное описание взаимоотношений героев и совершенно обесцвечены.
Простое зеркало! Даже эта неимоверно метафоричная луна-подросток рождает ощущение пыльного налёта на том же зеркале, которое в предыдущих строфах сверкало только что промытой поверхностью и отражало само Зазеркалье!

Чуть-чуть про рюмку, под которой весна. «Ты право, пьяное чудовище, ты право – истина в вине!» Здесь – о другом! О – светлом и радостном, без дальних аллегорий и вечных вопросов. Если на блюдце – долька, то почему «а» под рюмкой – весна?
Что-то в таком смысле – на блюдце долька и это дело обычное, а вот под рюмкой!!!
То есть, если этих рюмок уже через край выпито, то лишь тогда под ними обнаруживается весна?! Картинка в ресторане – изрядно нагруженный посетитель рассматривает дольку лимона на блюдце, думая, пожевать её или нет, переводит взгляд на рюмку, приподнимает её и – о, ужас! – обнаруживает какое-то подозрительное желтое пятнышко! Некто (нечто) успокаивающе шепчет ему на ушко – это весна, друг! Весна! … А может быть – глюки пришли от лишне принятого! И тогда оказывается, что всё не так уж и плохо! Именно сквозь пары текилы герою привиделось, что любовь снова вернулась!
А ведь здесь не о том! Лишь о том, что прекрасное вино только добавляет очарования в переживаниях! И это натворил такой простой предлог – «под».
Если бы «в рюмке текилы желтела весна», то оставалась бы надежда, что рюмка недопита, так как её содержимое так красиво золотится и лимонная долька не съедена, так как герой увлечен своей визави, а не процессом пития! Мда! Рыжая увлеклась антиалкогольной пропагандой!…))
Теперь, в свете того сценария (про рюмку и стол), 3-я строфа становится просто кадром из реальной жизни. И глаза тянет ТУДА – это точно! Потому что голова падает! А когда её подпираешь кулаками, то глаза обнаруживают напротив… все понимают что!…))

Достаточно гастрономическое сравнение груди с виноградной кистью не слишком радует! Вкус груди сравнить со вкусом винограда – да, похвально!
Но вид груди! Два момента всплывают! «Звездные войны» и сцена в баре, где собираются представители различных разумных существ. Помните там девушку легкого поведения? С тремя молочными железами? А если представить, что их, ну, скажем, семь? В виде виноградной грозди? Насколько эстетична такая гроздь грудей?
Второй момент! Огорчу автора, но, в связи со всеобщей грамотностью и регулярными выходами программы «Здоровье», мы знаем о таком заболевании как киста молочной железы. И вот эта самая неприятная киста часто имеет вид виноградной грозди. К сожалению, но это так, и многие женщины знают об этом.
Понимаю, что столь дотошное рассматривание метафор многие из них может свести на нет, но эта гроздь меня царапнула ещё при первом прочтении, почему я и не откликнулась тогда.

Отвлечемся от грустного медицинского аспекта и послушаем дальше.
Первые три строфы ввели нас в сугубо чувственный мир отношений героев.
Цветной, ароматный, розовеющий и чуть горчащий – сплошной сад из ранних юношеских снов в дымке белоснежного тумана цветущих мандариновых деревьев с теми неопределенными «да» и «нет», когда чувство ещё только зарождается, только угадывается, или возрождается заново... всё так хрупко и так волнующе… так где-то не здесь… в сказке… в мечтах…
И вот нам прямо-таки пыльным мешком по голове! Да за что ж такое?!
Возвышенно просто – действительно очень хорошее сравнение.
Банально обычно? Ну, если через запятую, то ещё согласимся.
Насчет «бывало не раз»… А зачем нам знать, что герои уже несколько потасканы жизнью? Или это их 20-ое примирение? И точно! До того уже всё стало неромантично и банально, что в луне увиделся надоевший прыщавый подросток (каким видимо и был герой в пору своих первых юношеских эротических фантазий). А почему небо ледяное? Мы же в мандариновом благоухающем саду?
К тому же почему-то представилось, что в разгар жаркого дня. И трава в этом саду зелена и свежа, как и возродившаяся любовь героев. Оказывается – «всё вы врёте мне назло!» Ледяной обрыв неба, пыльный палас земли, между – вечная ночь, где исчезла луна, покатившись (хочется совсем сгустить краски!) обколовшимся прыщавым подростком! Абсолютно чужеродно присутствие этой строфы в таком немного мелодраматичном, оранжево-мармеладном стихотворении. Или автор сам почувствовал излишнюю слащавость своих МЕЧТ и решил нам показать, что он вполне в курсе несовершенства окружающего мира?

Остается закрыть глаза и попробовать забыть этот ужас беззвездной и жестокой ночи, уткнувшись в родные мандариновые колени! Мне, кстати очень понравилось это –«чуть-чуть аккуратней, чуть-чуть невпопад»! Очень точное психологическое наблюдение! Когда женщина старается сделать вид, что она влюблена и очень внимательно целуется (то есть боится забыть целовать), то как раз это и происходит невпопад – она ведь не чувствует партнера, а только играет заученную роль, потому и реплики (поцелуи) получаются невпопад. Но сейчас ты целуешь меня по-другому, не так, как раньше, значит – искреннее? Или это мне только кажется?
И здесь заставляет задуматься вот это самое – «на коленях твоих откровенно оранжев» … Хм, а не о горечи ли прозрения здесь речь? Откровенно оранжев? Откровенно? Слишком нарочито, чтобы быть естетственным?
НА коленях, не в коленях, не между коленей, НА…
Я сижу, открыв свои колени, так как знаю, что всё равно ЭТИМ кончится… сад только НА… я не впускаю тебя В свой сад…ты можешь взять то, что снаружи и понять, как оно горько – как кожура мандарина…
И, видимо, действительно не случайна была 4 строфа.
И стих перестает быть слащавым джемом.
И рюмка текилы становится символом одиночества.
И долька лимона розовеет не случайно… и без неё кисло…
И весна – желтая, потому что бумажная….
А ведь автор объяснял в своих отзывах под рецензиями, что всё не так.
Не доказательство ли это того, что мы только записываем то, что нам диктуется свыше? И что взгляд того, кто там, гораздо проницательнее нашего?

А может быть данный читатель был не в том настроении?
Да вроде бы и нет!
Перечтя снова стих, говорю честно и просто! Мне – нравится!
Именно мелодраматичностью и оранжевостью.


<А Стервочка Ли Я> - 2004/05/20 21:45   • 

 ЗАМЕЧАНИЯ: (добавить)

Интересная рецензия. С удовольствием прочитал. Заставляет задуматься.
Спасибо!

<Дмитрий Артис> - 2004/05/21 11:10 


Рецензии
Хорошая работа.
Вам букет :http://www.stihi.ru/2004/11/07-10

Евгений Бунин   07.11.2004 08:49     Заявить о нарушении
спасибо за букет...;-))

А Стервочка Ли Я   08.11.2004 03:02   Заявить о нарушении