Откровение Иоанна. Предварительный комментарий к первым трём гла

Вступление
Вторник, 7 сентября 2004 г. (07.09.2004). Спустя длительный промежуток времени вновь открыл Библию. Новый завет. Откровение Иоанна - апостола. Много раз читал Новый Завет, но это место в Новом Завете я ни разу доселе не смог прочитать. Прежде моё мнение о нём металось от одной крайности к другой. То Откровение покажется мне наполненным глубокого смысла, недоступного пока моему пониманию, то - сказками выжившего из ума старца в монастырской келье. И каждый раз, прочитав несколько стихов, я откладывал книгу ввиду полного своего непонимания её. Но, видимо, действительно есть своё время всякой вещи под небом. И всякому пониманию. В тот день моё сознание смогло охватить (хотя бы частично) смысл Откровения.
* * *

За последние 10 лет жизни у меня выработалось своеобразное отношение к подобным пророчествам: если я идентифицировал (определил) пророчество, как имеющее отношение ко мне, и если вижу в нём что-то непонятное для меня, это что-то в данной моей жизни просто ещё не произошло. И это что-то должно произойти в будущем. Кстати, в Откровении так и сказано - что должно произойти вскоре. Но это пророчество отличается от всех других тем, что в самом его начале говорится об условии, которое я должен выполнить. Это значит, что, если я не выполню поставленное условие, то никогда для меня не будет полностью раскрыт смыл этого пророчества. Очевидно, этот смысл будет полностью открыт другому человеку, находящемуся в другом месте, в которое будет перемещён светильник от меня.  Поэтому бесполезно мне сейчас пытаться понять и объяснить всё Откровение. Я просто скажу, что понятно мне сейчас в первых трёх главах, именно сейчас.
* * *

В качестве источника я взял самый последний ("восстановительный") вариант перевода Нового Завета с комментариями Уитнесс Ли ("Новый завет". Живой поток, Анахайм, 1998).
* * *

Главы 2 и 3 Откровения имеют смысловое единство, так как в них последовательно переданы слова Духа Господня, обращённые к семи церквям. Я ввёл для них дополнительную сквозную нумерацию римскими цифрами от I до VII. Придя к заключению, что в каждом из них Дух Господень обращается к одному человеку - "тому, кто побеждает", - я делаю к ним один общий комментарий.
* * *

Я далёк от мысли, что все мои логические рассуждения безупречны, поэтому буду рад конструктивной критике читателей.



Глава 1

1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы Он показал Своим рабам то, что должно произойти вскоре; и Он возвестил его знамениями, послав через Своего ангела Своему рабу Иоанну,
* * *
Сейчас мы можем с уверенностью сказать, что слово "вскоре" ("... то, что должно произойти вскоре") не означает ни одно время от написания Откровения вплоть до нашего времени. Однако мы должны принимать это слово так, как оно написано, - вскоре. Естественным будет предположить, что это время события, равного по значению событию, происшедшему в то время. Можем ли мы отнести его к нашему времени или должны обратить взор в ещё более отдалённое будущее?
* * *
Давая Иоанну откровение, Бог сопроводил его знамениями; в связи с этим у Иоанна нет сомнений в истинности сказанного в Откровении. Это значит, что мы должны также быть уверены в этом.

2 Который засвидетельствовал слово Божье и свидетельство Иисуса Христа - всё, что он увидел.
* * *
Здесь Иоанн сам выступает в качестве свидетеля, что в описываемом им Откровении информация исходит от самого Бога, и сообщает, что об этом свидетельствовал сам Учитель.

3 Блажен тот, кто читает, и те, что слышат слова этого пророчества и соблюдают написанное в нём, ибо время близко.
* * *
За время прошедшее от написания пророчества и до нашего времени много воды утекло. Не счесть людей, читавших это пророчество, но Иоанн пишет о читающем в единственном числе и настоящем времени. Очевидно, Иоанн имеет ввиду одного единственного читателя, для кого, собственно, и предназначено пророчество. Настоящее время должно быть настоящим для читающего. Иоанн говорит о слушающих читающего это пророчество. Давно известно, что прочитав одно и то же место, разные люди способны понять его по-разному. Вероятно, слушающие должны слушать не только и даже не столько текст пророчества, который могут в любое время прочитать сами, но и то, как понимает его читающий.
* * *
"Ибо время близко". Скорее всего, в пророчестве говорится о событиях, которые произойдут в ближайшее время после прочтения его читающим.
* * *
Данный  стих содержит прямое указание на то, что "читающий" должен раскрыть "слушающим" сокровенный смысл Откровения.

4 Иоанн - семи церквям, которые в Азии: Благодать вам и мир от Того, кто есть, и кто был, и кто должен прийти, и от семи Духов, которые перед Его престолом,

5 И от Иисуса Христа, верного Свидетеля, первородного из мёртвых и Правителя земных царей. Тому, кто любит нас, и кто освободил нас от наших грехов в Своей крови,

6 И сделал нас царством, священниками Своему Богу и Отцу, - Ему слава и могущество во веки веков. Аминь
* * *
Эти три стиха (4, 5, 6) должны рассматриваться вместе, так как содержат одно обращение - обращение самого Иоанна к семи современным ему церквям в Азии. Стих 4 начинается словами "Иоанн - семи церквям", что недвусмысленно указывает, что здесь имеется обращение не Бога и не Иисуса Христа, и не Духа Господня, а именно Иоанна и что Иоанн обращается не к кому-то в будущем, а непосредственно к своим современникам.
* * *
В стихе четвёртом слова "...от Того, кто есть, и кто был, и кто должен прийти ..." следует рассматривать как перечисление троих, не одного. Бог есть всегда. Он не может прийти ("кто должен прийти"); не может уйти; нельзя говорить, что Бог был или будет, Он есть. Бог вне времени, Он есть всегда. Как Бог, он поставлен в перечислении на первое место. Если бы речь шла об одном, перечисление должно было бы звучать по-другому: кто был, есть, и будет.
Кто был, не является Богом, потому что к Богу не применимо понятие "был", Он есть всегда.
Кто должен прийти, не является Богом, потому что к Богу не применимо понятие "будет", Он есть всегда.
Кто должен прийти, не может быть тем, кто был. Если бы тот, кто должен прийти, был тем, кто был, было бы сказано, что он должен не прийти, а вернуться.
Если Бог вне тела и вне времени, то эти двое в теле и во времени, присущем воплощённому миру. Один - был, а значит, теперь (на время получения Откровения Иоанном) его нет, ушёл. Второй - должен прийти, значит на время получения Откровения Иоанном его ещё нет.
Словами "и от Иисуса Христа" в пятом стихе Иисус в этом перечислении упомянут четвёртым; Он не является ни тем, кто есть всегда, ни тем, кто был, ни тем, кто должен прийти. Если Иисус не тот, кто был, и не тот, кто должен прийти, значит, Он есть теперь (на время получения Откровения Иоанном), Он есть, хоть и не всегда.
* * *
Теперь одна цитата из Евангелия от Матфея: "Всё передано Мне Моим Отцом; и никто полностью не знает Сына, кроме Отца; и никто полностью не знает Отца, кроме Сына и того, кому Сын хочет открыть Его" (Мф. 11:27). В то время всё было передано Иисусу Богом, следовательно, для земли Он фактически стал Богом. То есть Бог явил себя в Иисусе. Тот, кто был - это тот, в котором был явлен Бог до Иисуса, и которого Иисус сменил, приняв в себя Духа Господня, когда пришло время Иисуса. Тот, кто должен прийти, - должен сменить Иисуса, когда настанет его время.
Таким образом Бог предстаёт перед нами, как сущий - вне времени и пространства, Бог-Отец; а также как явленный на земле в избранном Им человеке - Бог-Сын.
* * *
"...и от семи Духов, которые перед Его престолом..."
Пока мы видим раздельное перечисление Бога-Отца, Сына и Духа; триединство которых состоит в явлении Бога на земле в лице Мессии.
* * *

В пятом стихе Иисус назван "первородным из мёртвых", скорее всего потому, что это был первый зафиксированный в истории религиозных иудейских исканий случай самостоятельного воскресения из мёртвых. При этом Иисус после воскресения несколько раз являлся перед своими учениками во плоти (Деяния) и потом в течение всей своей жизни каждый из них ощущал Его присутствие рядом с собой. Иисус постоянно давал им знать, что Он не покинул их, и направлял их деятельность, являя им своё руководство посредством явлений и сновидений.
* * *
"Правитель земных царей" - обычно читающие понимают это, как символическое указание на превосходство над людьми, занимающими самое высокое положение в иерархической лестнице людей на земле. Некоторые эзотерики знают, что здесь может крыться феномен фактического влияния Христа на решения земных царей. Может быть, земные цари когда-нибудь расскажут нам о таком влиянии, которое они испытывают на себе.
* * *
"Тому, кто любит нас, и кто освободил нас от наших грехов в Своей крови" - здесь мне больше нравится буквальный перевод фразы, который я и привёл здесь, опираясь на примечание переводчика. Смысл получается несколько другой, нежели в официально принятом христианском толковании. Вчитайтесь, вслушайтесь: Иисус простил своих учеников за свою кровь и не более того. Да и как он может простить кого бы то ни было за грехи перед Богом? За грехи перед людьми мы должны держать ответ перед людьми, за грехи перед Богом - перед Богом; и даже Бог не станет решать вопрос прощения нас за грех перед Иисусом, здесь мы должны поклониться Иисусу, и только Он вправе дать нам за него прощение. Что Он и сделал.
* * *
Стих шестой говорит об основании христианской церкви. Первыми священниками новой Церкви стали ближайшие ученики Христа, прежде бывшие мирянами и принадлежавшие к различным слоям иудейского общества.

7 Вот, Он приходит с облаками, и увидит Его всякий глаз, даже те, что пронзили Его; и будут скорбеть о Нём все колена земли. Да, аминь.
* * *
Интересный стих, официально принятое в христианской теологии толкование его такое: Иисус Христос придёт к нам с небес (где он сейчас находится), спустившись на облаке. Да и как же иначе можно прийти на землю с небес? В других местах Нового Завета прямо так и сформулировано: "на небесных облаках" (Мф. 24:30). Между тем там же у Матфея в стихе 24:30 (приведу тот стих полностью) сказано: "И тогда явится на небе знамение Сына Человеческого, и тогда будут скорбеть все колена земли и увидят Сына Человеческого, приходящего на небесных облаках с силой и великой славой".
Речь в стихе Матфея идёт всего лишь о знамении в дни скорби на земле, когда всё человечество увидит, наконец, предел, к которому ведёт упадок веры на земле, пренебрежение Заветом Христа. О знамении, пришедшем с облаками. Причём у Матфея говорится, что знамение будет от Сына Человеческого, и нет никаких оснований быть уверенным, что этим Сыном Человеческим должен быть обязательно Иисус Христос. Замечу, что в Ветхом Завете "Сынами человеческими" называются пророки из числа людей. В этом смысле Иисус является Сыном Человеческим, но в данном стихе речь может быть и о другом пророке.
Кроме того, форма глагола "приходит" применяется для обозначения не разового действия в будущем (или прошлом), а действия повторяющегося - о том, что знамения приходили, приходят и будут приходить с облаками.
В связи с этим напомню: несколько лет назад в российской прессе сообщалось об одном таком знамении на территории России, когда женщина, выйдя на балкон, чтобы посмотреть на надвигающийся облачный грозовой фронт, увидела в этих облаках лицо Сына Человеческого, а грозовой фронт через некоторое время рассеялся, так и не пролив ни капли дождя.

8 Я есть альфа и омега, - говорит Господь Бог, Тот, кто есть, и кто был, и кто должен прийти, всемогущий.
* * *
Здесь Господь ещё раз напоминает Иоанну и всем нам, что Он - начало и конец всему в этом мире (альфа и омега), что Он - вне времени и является людям через избранных Им пророков (кто есть, и кто был, и кто должен прийти) и что Он имеет истинную власть над всем в этом мире.

9 Я, Иоанн, ваш брат и сопричастник в скорби, и царстве, и терпении в Иисусе, был на острове, называемом Патмос, из-за слова Божьего и свидетельства Иисуса.
* * *
Здесь Иоанн опять делает отступление от повествования об открытом ему Откровении. В начале повествования Иоанн в несколько торжественной форме сообщил о себе и источнике Откровения, здесь его повтор звучит в более простой форме. Кроме того, он называет себя братом, близким по духу людям, которым сообщает об Откровении, как современникам, так и будущим. И сообщает о жизненных обстоятельствах, в которых было дано ему Откровение.

10 Я был в духе в день Господень и услышал позади себя громкий голос, подобный трубе,
* * *
"Быть в духе" - медитативное состояние, в котором возможно восприятие информации свыше.

11 Говорящий: То, что видишь, напиши в свиток и пошли его семи церквям: в Эфес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сарды, и в Филадельфию, и в Лаодикию.
* * *
Прямое указание дающего Откровение, как следует Иоанну распорядиться полученной информацией - не хранить в себе, а поведать практически всем, уверовавшим в Христа. Семь дней охватывают всё наше время, ибо за седьмым днём снова наступает день первый; как семь дней символизируют всё время, так семь церквей символизируют всё пространство на земле, весь мир.

12 И я обернулся, чтобы видеть голос, который говорил со мной; и, обернувшись, увидел семь золотых светильников,
* * *
Забегу вперёд и процитирую здесь стих 5 главы 2 Откровения: "Итак, помни, откуда ты пал, и покайся, и совершай первые дела; а если нет, то Я прихожу к тебе и удалю твой светильник с его места, если не покаешься".
Подробное рассмотрение этого стиха впереди, здесь я только замечу, что если бы светильник означал церковь, то как бы можно было говорить об удалении церкви от согрешившего? Скорее уж об изгнании согрешившего из церкви. Следовательно, под светильником в Откровении подразумевается не церковь.
Для понимания значения слова "светильник" обратим внимание на слово "твой", в сочетании с которым применено здесь слово "светильник". "Твой светильник" - то, что является принадлежностью того, к кому обращается Бог, и делает того тем, чем он является и что делает его достойным того, чтобы Бог обращал к нему своё Слово. Придерживаясь терминологии, принятой в современном христианстве, это, скорее всего, Дух, обитающий в том, к кому обращается Бог.
Теперь вернёмся к стиху 11 главы 1 Откровения. Если там семь дней - всё время, семь церквей - весь мир, то здесь семь светильников - вся сила Господа, являемая нам Духом Господним. То есть, передавший Иоанну Откровенье Господне, "подобный Сыну Человеческому" предстал пред ним во всей силе Господней.
* * *
Впрочем, в комментарии Уитнеса Ли к этому стиху приведено несколько примеров из других мест в Библии, из которых следует тот же самый вывод - светильник это Дух Господень; когда Дух Господень сияет, как семь лампад, то это Дух Господень, явленный в Христе.

13 А посреди светильников - Подобного Сыну Человеческому, одетого в одеяние до ног и опоясанного на груди золотым поясом.
* * *
Я предполагаю, что если бы Иоанн увидел Иисуса, он так бы и написал в Откровении подобного Иисусу Христу; если он написал "Подобный сыну Человеческому", то он видел в сиянии семи светильников не обязательно Иисуса, а возможно, другого Сына Человеческого. Предлагаю опять посмотреть мой комментарий к стиху 7 главы 1.

14 И Его голова и волосы - белые, как белая шерсть, как снег; и Его глаза - как пламя огня;
* * *
Белый цвет волос - признак возраста Сына человеческого, образ которого принял Дух Божий, представ перед Иоанном. Это ещё раз указывает на то, что Дух Божий, говоривший Иоанну, скорее всего, имел вид не Иисуса, а "того, кто должен прийти".
* * *
 "Глаза - как пламя", предполагаю, не цветом, а сиянием - сиянием всепроникающей мудрости.

15 И Его ноги подобны сияющей бронзе, как бы обожжённые в печи; и Его голос - как звук многих вод.

16 И в правой руке Он имел семь звёзд; и из Его уст исходил острый меч с двумя лезвиями; и Его лицо сияло, как солнце сияет в своей силе.
* * *
Обоюдоострый меч, исходящий из уст - это язык способный одним словом поразить одних, а других воскресить в Духе своём.

17 И когда я увидел Его, я упал к Его ногам как мёртвый; и он положил на меня Свою правую руку и сказал: Не бойся; Я есть Первый и Последний

18 И живой; и Я стал мёртвым, и вот, Я жив во веки веков; и я имею ключи от смерти и ада.

19 И так, напиши то, что ты увидел, и то, что есть, и то, чему предстоит произойти после этого.

20 Тайна семи звёзд, которые ты видел в моей правой руке, и семи золотых светильников: семь звёзд - это вестники семи церквей, а семь светильников - это семь церквей.
* * *
Семь раз, обращаясь к Иоанну, Дух Святой говорит: "Вестнику... скажи". Если семь церквей символизируют весь наш подлунный мир, то естественно предположить, что все вестники, которым адресованы слова Откровения, являются одним лицом, о чём я уже упомянул в самом начале.



ОТКРОВЕНИЕ

Глава 2

(I)
1 Вестнику церкви в Эфесе напиши: "Так говорит Тот, кто держит семь звёзд в Своей правой руке, Тот, кто ходит посреди семи золотых светильников:

2 Знаю твои дела, и твой труд, и твоё терпение, и что ты не можешь сносить злых; и ты испытал тех, что называют себя апостолами, а они не апостолы, и нашёл, что они ложны;

3 И имеешь терпение, и вынес всё благодаря Моему имени, и не изнемог.

4 Но имею одно против тебя: что ты оставил свою первую любовь.

5 И так, помни, откуда ты пал, и покайся, и совершай первые дела; а если нет, то Я прихожу к тебе и удалю твой светильник с его места, если не покаешься.

6 Но есть у тебя то, что ты ненавидишь дела николаитов, которые и Я ненавижу.

7 Кто имеет ухо, пусть услышит, что Дух говорит церквям. Тому, кто побеждает, - ему Я дам есть от дерева жизни, которое в раю Божьем".

(II)
8 И вестнику церкви в Смирне напиши: "Так говорит Первый и Последний, который стал мёртвым и ожил:

9 Знаю твою скорбь и нищету (но ты богат) и клевету от тех, что называют себя иудеями, а они не иудеи, а синагога Сатаны.

10 Не бойся того, что тебе предстоит претерпеть. Вот, дьявол намерен бросить некоторых из вас в тюрьму, чтобы вы были испытаны, и будете иметь скорбь десять дней. Будь верен до смерти, и Я дам тебе венок жизни.

11 Кто имеет ухо, пусть услышит, что Дух говорит церквям. Тот, кто побеждает, ни в коем случае не пострадает от второй смерти".

(III)
12 И вестнику церкви в Пергаме напиши: "Так говорит Тот, кто имеет острый меч с двумя лезвиями:

13 Знаю, где ты обитаешь: там, где престол Сатаны; и ты удерживаешь Моё имя и не отрёкся от Моей веры даже в дни Антипы, Моего свидетеля, Моего верного, который был убит у вас - там, где обитает Сатана.

14 Но имею немного против тебя: что есть у тебя там такие, кто держатся учения Валаама, который учил Валака ставить преткновение перед сыновьями Израиля, чтобы они ели идольские жертвы и совершали блуд.

15 Так и у тебя есть такие, кто подобным образом держится учения николаитов.

16 И так, покайся; а если нет, то скоро Я прихожу к тебе и буду воевать с ними мечом Моих уст.

17 Кто имеет ухо, пусть услышит, что Дух говорит церквям. Тому, кто побеждает, - ему Я дам скрытой манны и ему Я дам белый камень и на камне - написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает его".

(IV)
18 И вестнику церкви в Фиатире напиши: "Так говорит Сын Божий, Тот, у кого глаза - как пламя огня, и его ноги подобны сияющей бронзе:

19 Знаю твои дела, и любовь, и веру, и служение, и твоё терпение, и что последних твоих дел больше, чем первых.

20 Но имею кое-что против тебя: что ты попустительствуешь женщине Иезавели, которая называет себя пророчицей, и учит, и вводит в заблуждение Моих рабов, чтобы они совершали блуд и ели идольские жертвы.

21 И я дал ей время, чтобы она покаялась, а она не хочет покаяться в своём блуде.

22 Вот, Я бросаю её в постель, и тех, кто прелюбодействует с ней, - в великую скорбь, если они не покаются  в её делах;

23 И её детей Я убью смертью; и узнают все церкви, что Я есть Тот, кто исследует внутренности и сердца; и дам каждому из вас согласно вашим делам.

24 Но вам говорю - остальным в Фиатире, всем тем, которые не имеют этого учения, которые не узнали глубин Сатаны, как они говорят: не возлагаю на вас другого бремени;

25 Однако то, что имеете, удержите, пока Я не приду.

26 А тот, кто побеждает, и тот, кто соблюдает Мои дела до конца, - ему Я дам власть над народами;

27 И он будет пасти их железным жезлом, как разбиваются глиняные сосуды, и как Я получил от Моего Отца;

28 И ему Я дам утреннюю звезду.

29 Кто имеет ухо, пусть услышит, что Дух говорит церквям".


ОТКРОВЕНИЕ

Глава 3

(V)
1 Вестнику церкви в Сардах напиши: "Так говорит Тот, кто имеет семь Духов Божьих и семь звёзд: Знаю твои дела - что ты имеешь имя, что ты жив, однако ты мёртв.

2 Стань бодрствующим и утверди остающееся, что было готово умереть; ибо Я не нашёл твои дела завершёнными перед Моим Богом.

3 Итак, помни, как ты получил и услышал это, и храни, и покайся. Итак, если не будешь бодрствовать, Я приду, как вор, и ты ни в коем случае не узнаешь, в какой час Я приду на тебя.

4 Но есть у тебя несколько имён в Сардах, которые не осквернили свою одежду, и они будут ходить со Мной в белом, потому что они достойны.

5 Тот, кто побеждает, будет одет так, в белую одежду, и Я ни в коем случае не сотру его имя из книги жизни, и Я исповедую его имя перед Моим Отцом и перед Его ангелами.

6 Кто имеет ухо, пусть услышит, что Дух говорит церквям".

(VI)
7 И вестнику церкви в Филадельфии напиши: "Так говорит Святой, истинный, Тот, кто имеет ключ Давида, Тот, кто открывает - и никто не запрёт, и кто запирает - и никто не открывает:

8 Знаю твои дела; вот, Я держу перед тобой открытую дверь, которую никто не может запереть, потому что ты имеешь немного силы, и соблюдал Моё слово, и не отрёкся от Моего имени.

9 Вот, Я заставлю тех, что из синагоги Сатаны, тех, что называют себя иудеями, а они не иудеи - они лгут, - вот, Я сделаю так, что они придут и падут ниц перед твоими ногами и узнают, что Я возлюбил тебя.

10 Так как ты сохранил слово Моего терпения, то и Я сохраню тебя от часа испытания, который должен наступить на всей обитаемой земле, чтобы испытать живущих на земле.

11 Я прихожу скоро; удерживай то, что имеешь, чтобы никто не взял твой венок.

12. Тот, кто побеждает, - его я сделаю столпом в храме Моего Бога, и он уже ни в коем случае не выйдет вон, и Я напишу на нём имя Моего Бога и имя города Моего Бога, Нового Иерусалима, который сходит с неба от Моего Бога, и Моё новое имя.

13 Кто имеет ухо, пусть услышит, что Дух говорит церквям".

(VII)
14 И вестнику церкви в Лаодикии напиши: "Так говорит Аминь, верный и истинный Свидетель, начало творения Божьего:

15 Знаю твои дела - что ты и не холодный, и не горячий; желал бы Я, чтобы ты был холодным или горячим.

16 Так что поскольку ты тепловатый, а не горячий, и не холодный, Я готов извергуть тебя из Моих уст.

17 Поскольку ты говоришь: "Я богат, и разбогател, и ни в чём не имею нужды" - и не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг,

18 Я советую тебе купить у Меня золота, очищенного огнём, чтобы тебе быть богатым, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не был явлен позор твоей наготы, и глазной мази - помазать твои глаза, чтобы ты видел.

19 Всех тех, кого Я люблю, я упрекаю и наказываю; итак, будь ревностен и покайся.

20 Вот, Я стою у двери и стучусь; если кто-нибудь услышит Мой голос и откроет дверь, тогда Я войду к нему и буду обедать с ним, и он - со Мной.

21 Тот, кто побеждает, - ему Я дам сесть со мной на Моём престоле, как и Я победил и сел с Моим Отцом на Его престоле.

22 Кто имеет ухо, пусть услышит, что Дух говорит церквям".




Как я уже сообщил, я считаю, что во всех семи случаях обращения Духа Господня к вестникам церкви Он обращался к одному человеку. Вот с этой точки зрения сейчас и попробуем рассмотреть и понять эти обращения. В этих обращениях Дух Господень говорит о делах того человека то в прошедшем времени, то в настоящем, то в будущем. Смею предположить, что так и надо понимать Его слова - о делах прошлых, настоящих и будущих на тот день, когда их прочтёт читающий.

(I)
2:2 "Испытал тех, что называют себя апостолами".
* * *
В Новом Завете апостолы - основатели новой (в то время) церкви. За прошедшие два года можно с уверенностью сказать, что я испытал основателей русского "академического" буддизма (основанного на академической науке). Можно догадываться, зачем им нужно было создавать свой особый "русский" буддизм, когда все буддийские общины в России (кроме русской) признают преимущество бурятской сангхи. И почему они не стали доводить задуманное до конца. Особняком в русском буддизме стоит Петербургская сангха, в которой один (как минимум) или даже несколько членов имеют шансы завершить пребывание в сансаре уже в этой жизни. Однако и их "Гаруда", как и "Буддизм", ответила молчанием на мою попытку поделиться с их читателями своим опытом. Их, конечно, можно понять: что я могу предложить им взамен риска, кроме обещания уже в этой жизни пресечь сансарный круговорот, если среди них почти никто не верит в реинкарнацию?
*
Среди христиан сейчас никого невозможно считать претендующими на роль апостолов новой веры, так как русские христиане слишком ортодоксальны, чтобы решиться на раскол церкви даже по формальному поводу. А фактически они решительно пресекают всякие попытки раскола в своей среде, вспомните Александра Меня. Несомненно, они должны знать о моей публикации в интэрнэте "Иуда, тайная вечеря и причастие", но я не увидел от них никакой реакции.
*
Стоит сказать ещё о русских индуистах. Их руководитель чутко среагировал на ситуацию и от роли "апостола" фактически отказался. С приверженцами других религий контактов у меня почти не было.

2:4 "Но имею одно против тебя..."
* * *
Юношеская любовь в шестнадцать лет... Не один десяток лет бессонница по весне... Однако если так, то следовало бы вспомнить действительно про первую любовь - в пятилетнем возрасте. Скорее всего, речь всё же не об этом.
*
1974 год. Молодой специалист после институтской скамьи приехал в другой город, чтобы начать самостоятельную жизнь. Работа в престижной тогда наладочной организации, связанная с длительными командировками. Притчей во языцех является "командировочная жизнь", в которой женщины, порой, ведут себя более свободно, чем даже мужчины. Я спешил, чтобы узнать жизнь так, как её знают другие.
*
У неё, видимо, были причины, чтоб родить.
Она обещала дать мне свободу тогда, когда она будет мне нужна.
Она обещала давать мне свободу тогда, когда она будет мне нужна.
Я не искал свободу.
Моё сердце было несвободно, но я был свободен и искал несвободу.
Я искал женщину, которая будет согласна быть несвободной.
*
Молодёжь не поймёт, вопросов не избежать. Лучше сразу дать небольшое объяснение.
В то время у свободной женщины могли быть всего три причины, чтоб родить (я тогда причину выяснять не стал):
1. Врачи отказались помочь в прерывании беременности (этому тоже могли быть различные причины).
2. Желание "захомутать" парня - ну, понравился очень, что тут поделаешь.
3. Желание "завести" ребёнка для себя, чтобы к концу жизни не остаться в одиночестве.
*
Потом приобретённый жизненный опыт убедил меня, что наши дети не те, кого мы родили, а те, кого воспитали. Оставлять их можно только тогда, когда научишь их самостоятельно мыслить.
* * *
2:6 Николаиты - религиозное течение христианского толка, допускающее беспорядочные сексуальные контакты при совершении некоторых религиозных обрядов. Как правило, такое свободное отношение к внебрачным сексуальным связям, "освящённое" религией, переносится и на бытовую жизнь.

(II)
 2:9 "Знаю твою скорбь и нищету (но ты богат) и клевету от тех, что называют себя иудеями, а они не иудеи, а синагога Сатаны".
* * *
Всё, что я имею, всё, на что я имею право собственности, это то, что я написал. Собственность защищённая законом об авторском праве. Это действительно богатство, если издать в виде книг.
* * *
Под словом "иудеи" здесь надо понимать преданных Богу. "Синагога" - церковь, как общество единоверцев. "Сатана" в переводе на современный русский язык - Противник.

2:10 "И будете иметь скорбь десять дней"
* * *
"Что должно произойти вскоре". Кажется, некоторые уже начали подвергаться испытанию. И скорбь десять дней тоже "вскоре" - соберитесь с духом.
* * *

2:11 "Тот, кто побеждает, ни в коем случае не пострадает от второй смерти".
* * *
Предполагаю, что Противник постарался сделать так, чтобы факт его первой смерти был чётко зафиксирован и документально подтверждён. Я же, читая это, вспоминаю, как в двенадцатилетнем возрасте упал навзничь на бетонный пол. Я услышал треск затылочных костей и моментально оказался вне тела. Почему-то я, ничуть не смутившись необычным своим состоянием, спокойно пошёл прочь от лежащего на полу тела, но затем, посмотрев на стоящих вокруг людей, сменил решение, устранил несовместимое с жизнью повреждение и вернулся в тело. Все, присутствовавшие при этом, наверное, подумали, что кое-что им просто показалось. И я тогда не понял, что произошло, хотя всё чётко зафиксировалось в моей памяти.

(III)
 2:13 "Знаю, где ты обитаешь: там, где престол Сатаны; и ты удерживаешь Моё имя и не отрёкся от Моей веры даже в дни Антипы, Моего свидетеля, Моего верного, который был убит у вас - там, где обитает Сатана".
* * *
Антипа, как историческое лицо - последователь Иисуса Христа, священник, убитый за стойкость в вере. Там, где престол Сатаны - в России; там, где обитает Сатана, - в Москве; "Антипа" - полагаю, Александр Мень.
Думаю, это не царь Николай II, убитый почти сто лет назад в Екатеринбурге, так как он символизировал собой светскую власть, а не духовную.

2:15 "Так и у тебя есть такие, кто подобным образом держится учения николаитов. И так, покайся; а если нет, то скоро Я прихожу к тебе и буду воевать с ними мечом Моих уст".
* * *
Покаяться должен читающий - ведь к нему обращается Дух Господень. А речь о разврате, бытующем в жизни жителей целой страны. Что это значит? Это значит, читающему вменяется в обязанность обратиться к людям страны: покайтесь. Не покаетесь, будет гораздо хуже, если кто-то другой раскроет ваш блуд. А это будет. Сам Господь будет говорить устами обличителей, и будет это каждый раз весьма некстати.

(IV)
2:20  "Но имею кое-что против тебя: что ты попустительствуешь женщине Иезавели".
* * *
Я предлагаю вам самим решить, кто эта "Иезавель" - пророчащая о будущем, и ведущая себя нецеломудренно.
"Брошена в постель", значит, будет долго и мучительно болеть; и дети умрут раньше неё
* * *
Однако Бог милостив. Там же в стихе 2:22 Он обещает искупление чистосердечно раскаявшимся.
* * *
Бог милостив. В стихе 2:23 Он обещает искупление ошибшимся, но чистым сердцем. ("Я есть Тот, кто исследует внутренности и сердца; и дам каждому из вас согласно вашим делам").
* * *
А также неведение Он не вменяет в вину тех, "которые не узнали глубин Сатаны" (стих 2:24).

(V)
3:1 "... что ты имеешь имя, что ты жив, однако ты мёртв".
* * *
Действительно, имя есть, громкое имя. Живой, но фактически мёртв, пока почти никто меня не слышит.

3:2 "Стань бодрствующим и утверди остающееся, что было готово умереть".
* * *
Это значит: пора. И это значит: те немногие, которые имеют веру в своём сердце должны обрести уверенность - вместе со мной. Я прежде старался избегать решительных высказываний, смягчая свои слова неуверенным "возможно". Об этом в стихе 3:3.

3:4 " Но есть у тебя несколько имён ...".
* * *
Человек должен быть достоин имени, которое носит.

(VI)
3:8
* * *
Дверь открыта, и никто не сможет её закрыть. Никто не сможет воспрепятствовать тому, что должно произойти.
* * *
Много, мало - понятия относительные. Если я сейчас удивляюсь той "немногой" силе, которую имею, то какова же сила будет соответствовать определению "достаточно" или "много"?

(VII)
3:15 "Знаю твои дела - что ты и не холодный, и не горячий".
* * *
Говоря по-русски, ни рыба ни мясо. Это - требование определиться со своим местом в жизни, отставив неуверенность и колебания.

3:18 "Я советую тебе..."
* * *
Комментарии излишни.

Все семь обращений Духа Господня к семи церквям начинаются со слов "вестнику церкви... напиши" и с характеристики говорящего - так говорит тот, кто... В каждом из семи обращений дана своя характеристика говорящего, характеристики не повторяются. Все семь обращений заканчиваются словами "Кто имеет ухо, пусть услышит, что Дух говорит церквям" и сообщением, что будет дано одному лицу - "тому, кто побеждает". Естественно предположить, что и вестник церкви в каждом из семи обращений - одно и то же лицо, кому адресовано Откровение.

Послесловие

На этом я должен сейчас остановиться.

Ну вот, я раскрыл здесь смысл начальной части Откровения, всё без утайки. Что недосказал, может догадаться любой читающий самостоятельно. Остальное для меня пока во многом неопределённо. Из сказанного ясно, что если я не смогу оправдать возложенные на меня надежды, Господь переложит груз ответственности за данное дело на другие плечи (переместит светильник в другое место). Я опять вспоминаю восточную мудрость, что хороший хозяин не складывает все яйца в одну корзину. Очевидный вывод: даже если Противник одержит победу в противостоянии мне, он не сможет победить Бога. Чему быть, того не миновать.
* * *

Иоанн, видимо, был очень скромным человеком. Иоанн был самым младшим среди апостолов; его законное место было всегда в конце стола.
Интересно, спустя 2000 лет, смотреть на дела апостолов. Уже при их жизни первым среди них стал Павел - "самозваный" апостол - при сохранении официального главенства Петра. Сейчас, ввиду того, что Откровение явилось мостом, перекинутым через 2000 лет в наше время, первым становится Иоанн. Однако это для нас - людей; как оно там, узнаем, когда сами там будем. Среди них.

29.09.2004


Рецензии
Ошалелость – другим словом не назвать то состояние восторга, торжества и растерянности одновременно.

Прошло время, эмоции улеглись. Попробовал читать Откровение дальше – не идёт. Не читается, не воспринимается. Как раньше не читалось всё Откровение, так сейчас не читаются следующие главы, начиная с четвёртой. Видать, не время. А может, не для меня; такое тоже может быть.

Что дальше?
Практикую пранаяму с новым усердием. В Откровении прана названа скрытой манной (2:17).
_________
Хьюмэйн

Магическая Страница   08.11.2004 09:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.