Кто правее люди или буквы?

Эта заметка навеяна длинным и бестолковым спором на сайте «Стихи.ру», завязавшимся сперва из обсуждения этических и психологических вопросов, но затем – не по моей, в общем-то, инициативе – перетекший в эзотерическую плоскость. Моя скорее проходная и ясная заметка-рецензия об одной из возможных мотиваций при общении, постепенно переросла в обширный диспут о том, какие энергии управляют миром, и кто из великих учителей точнее и лучше дает объяснения и предписания на этот счет.

Вообще-то я не люблю споров на эти темы, нахожу их по большей части не нужными – и из дальнейшего объяснения станет ясно, почему.
И все же этот спор, который вначале вызывал у меня большое недоумение, а затянувшись, уже и стал раздражать – привел к пониманию чрезвычайно важной разницы между двумя внешне похожими, но в чем-то, при ближайшем рассмотрении, и противоположными подходами к разнообразию духовных учений.

На грани XIX – XX веков в России и в других странах приобрело известность учение, более всего известное нам по трудам Рерихов и Блаватской. Суть его профанировать сжатым изложением не стану, обращу внимание лишь на один из его популярных тезисов: все религии и духовные учения в мире истинны; все Великие Учителя учили одному и тому же. Но потом менее великие последователи искажали правильное учение и начинали верить и делать совершенно не так, вот и получалось ужасное безобразие. Достаточно все правильно понять (а для этого надо пойти на обучение тем великим учителям, которые доступны в настоящее время, или недавно умерли и оставили достоверно принадлежащие им тексты), и мы получим идеальное учение и можем ринуться к вершинам духа просто с ошеломительной скоростью и полной гарантией.
По сей день это учение имеет множество поклонников, и они весьма активны и разнообразны. Однако в нем есть свои слабые стороны, и к примеру, только что изложенная идея не настолько безупречна, как может показаться с первого взгляда.

Несколько отвлекаясь, вспомню рекомендацию, услышанную некогда на одном из курсов по практической психологии. Разрешение тяжкой семейной ссоры рекомендовалось начинать с признания: «Мы оба не правы!» Один из студентов воскликнул: «А может быть, лучше решить, что мы оба по-своему правы?» Но, каким бы привлекательным это ни казалось, преподаватель объяснил: в этом случае просто каждый останется при своем, и не будет найдено решения практической проблемы – а она всегда стоит за такой ссорой, иной раз не одна. Признание каждым своей неправоты подталкивает к поиску новых, необычных выходов, дает шанс на исправление отношений в будущем.

Увы, с означенным эзотерическим учением случилась похожая история. Признание им «правоты всех религий» вовсе не порадовало подавляющее большинство их служителей и верующих. Они не признали «новой всемирной истины». Просто образовалось новое движение, как и все остальные, взявшее на себя монопольное право на «правильное толкование всего», от устройства мироздания, спасения души и нравственных законов, до известных священных книг. А «согласие и мир со всеми» переросло в критику и осуждение (почти) всех, конечно же, не без взаимности. Всемирного братства и любви из этого не выходит, а выходит так, что одни других считают тупыми догматиками, а те этих – сатанистами. Стоило ли стараться?

Плохо дается и примирение непримиримого. Эзотерики «всемирья» часто второпях объявляют «частями целого» логически явно противоречащие друг другу учения. Находя любые вопиющие противоречия, они притом нимало не стесняются, а делают чрезвычайно умный вид, намекая, что это просто наш недоразвитый ум видит противоречия, а на самом деле их вовсе и нету. Но увы, принятие множества противоречащих одно другому утверждений склоняет человека к той или иной степени душевного заболевания. Чем больше люди читают возвышенных писаний, тем большая каша образуется в голове, и расхлебать ее никто уже не в силах. Если в одном сочинении написано, что соль – страшный яд, то в другом объясняется, насколько она необходима в достаточно приличных количествах. В Писании рассказывается, как великий пророк и учитель давал указания убивать пленных женщин и детей, а апологеты рискуют утверждать, что это идеальная книга для воспитания терпеливых, как овечки, ангелов во плоти. У кого-то Бог один, у кого-то много, третьи сочинения отвергают существование «богов как класса», четвертые говорят, что нам нет никакого дела, есть они или нет, это их собственные проблемы, всяких там богов…

Эта ситуация может навести на занятную мысль: а может быть, сделать все наоборот, как в ситуации с «семейной ссорой»? Честно так признать, что все имеющиеся в наличии учения составлены не всеведущими богами или непогрешимыми пророками, а людьми с ограниченными способностями; и потому все эти учения, до одного, неточны или несовершенны: наряду с прекрасным и идеями и практическими образцами содержат ошибки, плохие советы, безнравственные мотивы?
Да, но зачем они тогда нужны – спросите вы? Сама такая постановка вопроса говорит о нашей привычке думать, что «если уж учение, то непогрешимое»? А собственно, почему? Требуете ли вы от машины, чтобы она ездила по любой дороге и с неограниченной скоростью? Требуем ли мы от врача, чтобы он всегда исцелял от всех болезней, и мгновенно? Чего же мы хотим от религии, философии, магии? Берите любое учение, или несколько, и ищите в них «зерна истины», просеивайте «плевела», ищите недостающее в других источниках, как отправляетесь на базар за необходимыми приправами к супу. Это ваше человеческое дело.

И вот что у нас получается. Все религии у нас становятся «неправыми». Что-то в них верно, а что-то – ерунда. Значит, выяснять нам по этому поводу между собой нечего. А как же наши личные взгляды и подходы? А это как с супом – у одной хозяйки он вышел один, а у другой – совсем иной, и трудно сказать, который вкуснее. Мы можем обмениваться взглядами и методиками, как кулинарными рецептами, и при случае «пробовать новенькое», а когда нужно не ошибиться – следовать «верному и испытанному». А в критические моменты, когда испытанные средства не помогают, делать усилия для постижения новых истин и способов преодоления кризиса.

Этот вывод и положил для меня лично конец разгоревшемуся спору. Ведь я давно уже практически стою именно на этой позиции. Все люди для меня более или менее правы в своих духовных поисках: ведь они ищут в такой сфере, где не могут иметь полного и точного знания, и поэтому вынуждены рисковать, ошибаться, неточно передавать свои знания и ощущения. А вот получившиеся в результате такого поиска учения – книги, организационные структуры – конфессии, «магические рецепты» – все они несовершенны и «погрешимы».

И потому мы всегда несем личную, особую ответственность за каждый свой шаг – в жизни, в вере, в «переходе в мир иной» – никакой учитель не может быть настолько совершеннее вас самих, чтобы взять на себя ваш выбор и ваш собственный поиск, принимать за вас решения или давать готовый ответ на встающие перед вами по жизни особые задачи.

Жизнь невозможна без опасностей лишений, риска. Но – «Кто весел – тот смеется, кто хочет – тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет!»


Рецензии
В настоящем споре рождается истина, а победа достигается в соперничестве. Знание и сила вещи разные. Наличие раздражения сигнализирует о переходе спора в ссору. Самооправдание симптом самообороны, взаимопонимание – поиска. Если ваша цель узнать чужое мнение, то это спор – а если доказать свою правоту, то это агрессия.
Что в дискуссию посеешь, то и пожнёшь. Мы вновь открыли велосипед – свободу совести. )))

Петрович   24.08.2004 02:12     Заявить о нарушении
Петрович, у меня ощущение, что ты ответил скорее на другую тему (Роди мне Дракона
http://www.stihi.ru/2004/08/22-271 )

Да и первый спор начался с формулировки ТРЕХ мотивов общения: 1) всех слить 2) победить по очкам, доказать свое превосходство 3) решить совместно какую-то задачу.
В точном соответствии с этим мы и продолжаем усердно "копошиться" наподобие трех муравьев разной породы: Гена распространяет волны Великих и Ужасных Учений (все будут грузить люминий, а умники чугуний), ты, едва явившись, произнес "победа" и "соперничество", а я все пытаюсь "родить истину".
Если не поленишься пройти по ссылке, то увидишь, что там уже оговорено, что признавший свою неправоту одержал, возможно, большую победу, чем усердствующий в своей крутизне, не глядя на реальность.

А что не нова тема - а куда ты денешься, это можно сравнить с тем, что, хотя мы живем не первый день, но каждый следующий день вовсе не дается нам автоматически только потому, что не умерли вчера.

"Лишь тот достин жизни и свободы, кто каждый день на них идет на бой."
А как не будешь достоин, так стало быть помрешь. Или затопчут. Но ведь люди борются не только за СВОЮ СОБСТВЕННУЮ свободу или жизнь? Не всегда за то, чтобы кого-то ПОДАВИТЬ, УНИЧТОЖИТЬ, ПОРАБОТИТЬ? Вот еще один случай, когда победа НЕ В СОПЕРНИЧЕСТВЕ.

Светлана Зобнина   24.08.2004 04:48   Заявить о нарушении
Духовно побеждает – дающий, а материально побеждает – берущий.
Берущий – умный, а дающий – мудрый.
Ума мы уже набрались, а о путях к мудрости спорим – значит, спор не соперничество, а обмен мнениями.
Оба твоих текста – суть одного вопроса, только с другого бока.

Петрович   26.08.2004 01:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.