Взгляд на суфизм

картина - фрагмент мандалы - Игорь Титченко

Взгляд каждого человека уникален, в этом смысл многообразия и красоты мира. Нельзя сказать, чей взгляд более правильный, поскольку все относительно.
Все зависит от того, кто смотрит и зачем...

Хотелось бы разъяснить немного мое миропонимание.
Мой мир – это мир суфия, влюбленного в наш цветастый поток времени, фейерверк временных событий и, одновременно, отдавшего свое сердце в блаженство безвремения огненного мира, Океана звездного света и тьмы мудрости веков. Дело в том, что я училась «Учиться как учиться» у суфийского шейха Идриса Шаха, книги которого хорошо известны по всему миру.


Я говорю про себя – суфий, но понимаю это слово несколько иначе, чем суфии традиционной школы. Поэтому и не принадлежу к какой-либо организации, ордену, или общине на внешнем плане видимой реальности. Хотя даже в Москве, где я живу, есть суфийский орден… У каждого из нас свой путь. Инициирована я была своим духовным Учителем. И беру я от каждой традиции, от каждого учения, и от каждого Автора все, что на мой взгляд лучшее для моего субъективного течения времени (работы мысли). Думаю, что все мы различаемся, прежде всего, качеством течения субъективного времени, т.е. восприятием реальности, иначе говоря, мысленными приоритетами, шкалой ценности.


Если каждый из нас выбирает то, что гармонично его собственным ощущениям и желанию души, то он находится в потоке своего устремления, то есть на своем пути. Менять направление пути не стоит, если только не встретился настоящий Учитель. На эту тему у суфиев есть замечательные притчи: «Как было заработано знание», «Путник, Странность и Торопливость» и многие другие. О своих самых старших Учителях я написала книгу "Учителям времен".


Как только некая мысль облечена в форму слова, она уже перестает быть истинной мыслью, становясь оформленной мыслью (мыслеобразом), которой уже можно манипулировать: воспринимать по-разному, усиливать, критиковать, отвергать, дифференцировать и интегрировать в иные мыслеобразы. А потому ценные книги, включая книги света, Библию, Коран, Талмуд, Каббалу и другие, хранятся и передаются в измененном переписчиками виде ограниченное количество веков, затем все созданное уходит в небытие. Даже хроники Акаши в тонких мирах не вечны. Поскольку все мы, созданные Творцом создания, мыслящие люди,  должны бы понимать, что смысл книг Знания лежит глубже записанных слов.



Поэтому суфии передают свое Знание главным образом притчами и сказками, воздействующими на подсознание человека, многослойными, сказочными сюжетами, облагораживающими душу человека. Такие сказки способны дать понимание при повторном обращении к ним в определенных обстоятельствах. Именно понимание целостности мира осуществляет трансформацию человека в творца. Любой творческий человек, как мне видится, любит сказки и фантазии. Но ведь не любой раскрывает в себе творческий потенциал…


Понимание не может быть равно знанию, хотя мы ищем именно знание, но ради обретения понимания. Смысл не может быть полностью передан посредством слов, знания ума, чувств человека и даже фантазии души. Тогда возникает вопрос, зачем же докапываться до смысла, писать новые труды и изучать старые? Да ведь смысл жизни как раз в этом и состоит. В вечном возрождении творения, в приближении и воспоминании исходного, прекрасного Мгновения Вечности. Разве словами, имеющими длительность времени, выразишь его? Да, но для этого нужно созреть… Смысл бытия описывают трактат «Чакра-Муни» и трактат «О пути и добродетели» (Дао-дэ-цзин), книги Гермеса и теогония Орфея, Учение Пифагора и «Экклесиаст» Соломона, древнейшие мифы и притчи народов мира, суфийские сказки (все вышеперечисленное переложено мною эхом на ритмичный язык стихов*). Смысл бытия пытаются отразить и современные труды философов, эзотериков. Понимание мира - вот искомый клад жизни, магический кристалл, волшебный эликсир, свет новых звезд. А конца и начала этому процессу нет, в этом красота и целесообразность, мудрость творения.

Звезды волшебным образом зажигаются, освещая миры, и нет им числа…


Что можно сказать о суфизме? Для понимания сути требуется много времени, то есть собственный путь, а для получения формальной информации можно посмотреть любые источники в Интернете. Их много. Но приведу свое, одно из сотен определение суфизма в широком его смысле:

Суфизм – это знание целого, данное человеку пути посредством его восприятия всего многообразия окружающего мира.
Суфий - сын мгновения.

Кто может знать - уже знает. Кто пробует – тот может узнать. Только собственный путь ведет к искомой вершине.


Любовь и ум – вот караванщики пути.
Любовь ведет, а ум пытается вести.

К суфийским авторам я отношу не только тех, кого принято считать суфиями, например, блистательных мудрецов Аттара, волшебника духовного озарения Руми, великих духом Джами, Санайи, Хайяма, Сухраварди, Идриса Шаха и др., но и царя времен Соломона, но и великих посвященных: Пифагора, Лао-цзы, Будду, а из «современников» мудрецов Шекспира, Ницше, Гурджиева и др. То есть тех, кто обладал и обладает целостным видением мира. Кроме суфизма (как вне- или надрелигиозного явления) есть множество иных близких учений духовного пути. Волшебный суфизм, изложенный в моем понимании (нетрадиционном), можно увидеть на примере такой вот восточной притчи. Возможно, она даст лучшее объяснение.




СЕКРЕТ ЗАПЕРТОЙ КОМНАТЫ


Так случилось…
Однажды к монарху Газны,
Разрушителю идолов, раб был доставлен.
И монарх, не жалея сокровищ казны,
Из раба сделал друга, и он был оставлен


При дворе, как советник, мудрейший из всех.
Но придворные, меры не зная,
Очернить попытались завидный успех,
Чужака ниспровергнуть желая…

И однажды ревнивцы к Махмуду толпой:

- О, Монарх, знай, что мы неустанно
Наблюдали за дерзким, храня твой покой,
И разведали нечто… нежданно…

Каждый день, двор покинув, твой раб заходил
В недоступные каждому двери.
И, побыв там немного, тайком выходил.
Нет доверия - нет и потери.


Прогони от себя, берегись и беды,
Или заговора, вместо дружбы.
Среди нас нет рабов! Раб достоин хулы,
Проверяй приближенных до службы.


И Махмуд повелел подстеречь и узнать,
Что скрывает советник за дверью.
Когда тот выходил, вся придворная знать
Ворвалась в сокровенную келью…


И увидела…
нечто…

Ну, как вам сказать:
Ветхий плащ, старый посох и чашу…

Можно видеть, но смысл до конца не понять.
Напрягите подкорочку вашу.

На не праздный вопрос был ответ дан такой:

- О, Махмуд, сколько лет был я другом,
И рабом, и советником, верным слугой,
Ну, а прошлого память - за кругом…


Чтобы помнить о том, кем вначале я был,
Каждый день я входил в эти двери.
Я подвластен тебе, но и… ходу светил.
То, что здесь - мои вещи для цели…



Суфийский взгляд и практика в основе содержат целостное восприятие мира мгновением «сейчас». Универсум реализуется в каждом из нас соразмерно, в соответствии с целью жизни. Но для каждого дано свое время созревания… Не следует слишком торопить себя, но нельзя и останавливаться на пути или лениться мыслью, чувствами и телом.



МОРЕ СУФИ


Вот море суфия, которым я живу…
Его никак нельзя назвать традиционным,
Зато пловца зовут влеченным и влюбленным,
И в это плавание я вас с собой зову…


Вы не увидите здесь четкие границы…
Суфизм в широком смысле - это Океан,
А в Океане есть моря, и есть туман…
А над волной летят свободно мысли птицы…


Их траекторию вам не предугадать,
Ее вы сами сотворите в небесах,
Где нет традиций, нет и меры на весах.
В суфизме нет границ.

Учитесь же летать…


И в море суфия на крылиях вплывите,
В иное Время, где полет - Времен теченье,
И тут послушайте далекие реченья,
Что новой рифмою живут. И вы… живите…


Фрагмент мозаики, иль море Океана,
Из Бесконечного крупицы вспоминанья
О той стране, где сотворяют Мирозданье,
Вкусите капельку суфизма из тумана…


Что есть суфизм?
Все то, что сердце принимает.
Еще все то, что сердце миру отдает,
И Время истины, где сердце то живет,
Та бесконечность, где Любовь людей встречает.





((()))

Не могу я сказать тебе - Да…
Не могу я сказать тебе - Нет…
Ты же знаешь, любовь - это свет,
Ты уж понял, что жизнь, как вода…


И узнал, что слова гасят мысли,
Да на память воздействуют смело…
Речи - память, а мысль… улетела?
Что же ищешь ты в суетной жизни?


Не могу я совсем замолчать,
Память мысль возрождает снова!
Так творит и сияет Слово.
Ради этого стоит мечтать!



((()))

Изучаешь суфизм? - Погоди…
Для начала начни с себя…
И пойми, кто тебе родня
На духовном твоем пути.



СУФИИ


Все суфии известны как искатели
Реальности, что истиной зовут.
А я бы назвала - изобретатели,
Влекомые к Источнику минут.

Где Время свой отсчет берет, они,
Как в доме у Отца и пребывают,
Творя, изобретая для Земли
События, что Истину являют!

Мои переложения древних трактатов в электронных книгах
http:///pubhtml5.com/bookcase/lsbj




Рецензии
Уважаемая Руми. Прочитал Ваш труд и даже был озадачен. Никак не ожидал на этом сайте встретить такое. У меня родилось несколько мыслей по поводу, если позволите...

Суфизм, как Вы совершенно правильно сказали, не относится ни к религии, ни к какому-либо его течению и т.д. Но тем не менее, мне кажется, что он неотделим от Ислама, ибо зародился в исламском мире. Моя любимая суфийская притча в кратце выглядит так:

Жил был молодой человек, обуреваемый только одной страстью, познанием Истины. И вот он пришел к мудрому суфию и стал его учеником. Много читал и слушал мудрецов. Однако Учитель долго не позволял ему принять участие в Сема. А только понукал его, заставляя выполнять тяжелую работу. И вот однажды Учитель сказал ученику. Сегодня ты примешь участие в Сема и там я шепну тебе магическое слово, которое откроет тебе всю истину. И вот наступило время Сема. И в самом разгаре песнопений Учитель подошел к ученику и шепнул ему на ухо: "Ля Илаха илль Аллах" ("Нет Бога кроме Бога"). Именно эта мысль ключевая в Коране, я думаю. Ибо служит пониманием многого из того, что невозможно осознать без полного принятия это мысли. Эта мысль первая ступень к убиению "я", которое и влечет человека за страстями. Помните у Ницше: "Если Бог есть - почему я не Бог"? Может за это и отнял Господь его разум?.. Кто знает... Но мне кажется, что этот комплекс, я называю его "синдром Ницше", и не позволяет человеку мыслью перейти тот рубеж, за которым стоит чистая мысль, без проекции ее на бытье субъекта?

Мне кажется в понимании "Нет Бога, кроме Бога" именно спрятан ключ к суфийского понимания мира. В основе их отношения к миру лежит вселенская, неутешная тоска по Всевышнему. Невозможность слияния с Ним будучи Его частью. Безысходность физического существования, влекущего за собой постоянную борьбу с плотью и злом. И конечно, безграничная любовь к Богу. Именно эта любовь делает их поэзию такой пронзительно печальной. Попробую здесь экспромтом перевести Эмре, которого помню:

Не ищи меня во мне
Мой облик без меня в миру блуждает...

Это, на мой взгляд, говорит о невыносимости ожидания мгновения слияния с Всевышним, что является высшим стремлением суфия. Ибо даже рай, обещанный Богом, не может утолить их тоску о Боге и их любовь к Богу. Только полное слияние с Ним, становление Его частью означает совершенство и абсолюное счастье суфия. Вот мое, в сущности, дилетантское видение этого.

Но у меня есть и небольшое замечание. Коран, и это признано всеми, даже его противниками, волей Всевышнего, не подвергся никакой редакции за все это время. Он абсолютно неизменен с того дня, как записан со слов пророка Мухаммада, на протяжении многих веков.

Простите, что тнял у Вас столько времени. Спасибо Вам за Ваши труды. Читаю с удовольствием.

Эльшан Ахмадов   16.07.2006 15:28     Заявить о нарушении
Эльшан, я благодарна за внимание к этому моему размышлению о суфизме. Оно возникло как попытка понять себя, свои корни духовного родства... вне времени...

Да, конечно, есть разные духовные школы и направления в исламском суфизме, и есть Нечто общее для всех течений духовного развития человечества, и есть так называемый доисламский суфизм... духовное течение, которое никогда не было датировано.

Все зависит от взгляда на мир, а не от слов, которыми привычно нам обозначать то или иное понимание Бога и мира, себя в мире и Любви.

Неутешная тоска по Всевышнему одних не исключает и состояния опьяненности счастьем присутствия в Нем других... Каждый человек уникален, каждый - вселенная!

Вы говорите, что Коран не подвергся никакой редакции... Да, но как насчет многочисленных переводов и толкований? Я читала только на русском языке, но и перекладывала на русские рифмы коранические суры и некоторые сюжеты сказок... Это происходит помимо моей воли.

Все меняется во времени, и Восприятие Неизменного тоже:)
Мое эхо суфийской мудрости далеко от совершенства, но и запретить себе любить и выражать свою любовь... я не могу...

Спасибо за теплый отклик,
с любовью,

Эхо Руми   16.07.2006 18:28   Заявить о нарушении