Крест и лошадь

Рецензия на стихотворение Лены Воробей "Во кресте ли мне..."
    
 Итак, для начала приведём авторский текст:

                Лена Воробей
                Во кресте ли мне...
               
Да и так порицали. «Из чьих ты тест!?»
Всё тобою давишься. Невозможно есть
А я с церкви сбил обветшалый крест
Посулился Богу его принесть…
Я хотел чисто… да вышло так!
Извини, Господи… Не успелось мне
Возле церкви той – потоптал дурак
И упал Твой крест в серый снег…
Я молил лошадь стерпеть кнут
Ведь ссадил крестом тем ее хребет
А по полю собаки меня лгут
Да распятья край, чертит рваный след
И пальнут сволочи, по саням косым
Поспешат, руганью заводясь, и не
Преминут мать вспомнить – «Сукин сын!»
Да давно ли уписывал красный снег?!
И отец, кубарем, по свому крыльцу
Распотевший, гнЕвится, до багровых щек
Протянул вожжами меня по лицу:
«Да исхочется ли тебе еще!?»
Он и лошадь мою отрядил под нож
С ее порванных губ кропило грязь
А по мне только - одна дрожь
Обещание Богу вручал вчерась…
И на шее пальцы, ажуром свить
Мой затылок выдержит, правда, бать?!
Слишком девственный, чтоб его брить
Молодой еще…слышишь, чтоб стрелять…
 
     Попробуем теперь, совладав с эмоциями, прочесть текст буквально, и попытаемся понять, что кроется за этими будоражащими чувства образами.
     Итак, имеется некий герой (от чьего имени, собственно, и ведётся повествование).При первом прочтении он весьма симпатичен: герой-страдалец! Все против него: собаки, родной отец и неперсонифицированные "сволочи"...В-общем, все, кроме лошади, но о ней - разговор особый. За что же так они ополчились на несчастного персонажа? Ответ - в первых же строчках: герой, сбив с христианского храма крест (насколько мне известно, храмы других религий крестами не увенчивались) хочет принести его богу. Здесь я намеренно написал "бог" с маленькой буквы, потому что предстоит ещё выяснить, какому богу нужен крест, сорванный с храма. Попутно замечу, что символика стихотворения не случайна и совсем не абстрактна: не думаю, что кого-нибудь затронули бы строчки о том, как некто сковырнул с параллелепипеда шар и уволок его в пирамиду. Значит, всё-таки крест...И, поскольку автор вряд ли ставила себе сознательную цель описать в стихотворной форме сон самозваного патриарха Филарета, остаётся предположить, что герой произведения движим не идеей раскола внутри христианской Церкви (умыкнуть крест с чужого храма, чтобы поставить на свой), а неосознанно (но яростно!) бунтует против традиционной для его культурного пространства религии. В этом контексте крест предстаёт в качестве охотничьего или военного трофея, наподобие медвежьей шкуры или вражеского скальпа. Итак, куда же направляется со своей добычей наш страдалец? Пришла пора поговорить о лошади.
     Каковы же отношения главного героя и его непарнокопытного друга? Оказывается, сей человек обращается к лошади с мольбой (молитвой!). Так вот где собака, простите, лошадь зарыта! Воображение рисует мрачное языческое капище в виде пещеры, наполненной конскими черепами, куда и направляется наш герой совершать зловещий обряд. Мальчонка-то, оказывается, адепт новой (на деле, плохо забытой старой) веры: он поклоняется стихиям природы, сила и мощь которой для него персонифицируются в образе лошади. Правда, образ немного жалок: на этом создании не почувствовал бы себя на коне ни один уважающий себя апокалиптический всадник. Ну что ж, лошадь тоже страдает. За идею. Идею своего хозяина и поклонника. К слову, могу предложить и научное название для "конепоклонничества" - "ипполатрия" (от "иппос" - лошадь и "латрия" - почитание).
     Вот такие мысли навеяло одно небольшое стихотворение. На объективность не претендую. А в затылок стрелять всегда жалко - на то он и затылок...
     Примечание: болельщики ЦСКА к конепоклонникам не относятся...

<17-18 июля 2004 г.>


Рецензии
Просто лошадь

Конечно, герой влеком своими малозначительными приверженностями к религии. Хотя обещание Богу ( намеренно пишу с большой буквы, ибо всё таки этими тремя буквами могу назвать только Его, как единственного. Заметим, что не Бог требовал сбитого креста, а всё же герой – дал своё опрометчивое обещание) было дано… А герой, в соавторстве с автором не может не выполнить обещание. И даже наперекор отцу, не говоря уже о «сволочах» /чего они лезли то, не в своё/ готов выполнить его… Единственное – след саднит на щеке от вожжей, но да отцу помилует он, ровно как и отец не запамятовает…
Заметна слишком, исконно русская привычка – гнать по полю. Устраивать эдакую травлю, традиционно повинного человека и истинно невиновного по-человечески… Хотя обещанного три года – бедолажная лошадь не дождалась. Лучше б на поле сломала свой хребет, и то – был бы подвиг. А так, в мрачном сарайчике, зацепившись пегим, кучерявым боком за крюк… За что?! За чужой крест…
Да и герой самонадеян. Рванул, ишь! В поле… думал, что близко до горизонта… Ему бы и огородами не свезло. Так что заранее всё предрешено было. Такая себе безумная жертва. А лошадь он не то, чтобы почитал… втянул ее в это безнадежное дело, надеялся на «подельника»…не вышло
И лежу я – застреленная кобыла. Нос в потолок. Овес недоеденный в кровище моей. И окна КРЕСТ на КРЕСТ заколочены в прихалабке моего сарая. На кой мне было нужно его обещание?! Хрумала бы, принесенный «сволочами» комбикорм, да не хворала…
Вот такие мысли. А на затылке – мишень «крестиком»
Примечание : Заметелившие гол «купянскому Осколу» - больше не участвуют в скачках ))

А от ЛенКи Воробей – спасибо Борису, за точный расклад!!!

С ув.ЛенКа

Лена Воробей   19.07.2004 01:26     Заявить о нарушении