Чз 32. стихи. ру - анне ахматовой к 115 годовщине со дня рождени

23 июня 2004г - 115 лет со дня рождения Анны Ахматовой.

В этом выпуске ЧЗ представлены стихи авторов сайта СТИХИ.РУ, посвящённые Анне АХМАТОВОЙ.
=========================================================
*********************************************************

АНДРЕЙ ШИРОГЛАЗОВ
http://www.stihi.ru/2003/03/27-316
 
АННА АХМАТОВА 
 
1.
Муж в кладбищенской земле,
сын - в Крестах или далече,
Пушкин выехал на речку,
а вернется ли - Бог весть.
Томик Блока на столе.
Входят гости: “Добрый вечер!
Не разжечь ли в доме печку,
да стихов ли не прочесть?”

Заходите, я вам рада,
с вами лучше, чем одной.
Нынче небо Петрограда
отливает белизной.
Белый саван над Сенатом.
Красок нынче нет иных.
И патологоанатом
пятый год без выходных.

Терпким запахом потерь
пропитался дом и вскоре
прозвучит на Черной Речке
выстрел. Пушкин упадет.
Кто-то снова стукнул в дверь.
Кто там? Гости или горе?
Не зажечь ли в доме печку
и не сжечь ли в ней блокнот?

На дворе - ХХ век,
а за дверью горбит спину
дьявол или человек -
все едино, все едино.
Раз назвал Иуду братом -
открывай и получай...
Пьет патологоанатом
за столом грузинский чай.

Тихо капает вода,
или это бьется сердце.
С фотографии старинной
смотрят Блок и Иванов.
А ко мне опять беда:
Пушкин с пулей иноверца.
Муж с неподанной повинной.
Сын в браслетах кандалов.

Заходите. Я вам рада.
С вами лучше, чем одной.
Вы ко мне сюда из ада,
или это вы за мной?
Белый саван над Сенатом...
Не порвать, не распороть...
Ждет патологоанатом
поэтическую плоть.

2.
Анна Андреевна входит в свою осень.
Анне Андреевне снится всю ночь Осип.
Хилые плечики, с горбинкой нос, уши:
“Я после смерти стихи написал. Слушай.”

Анна Андреевна тянет к нему руки.
Да уголовники бьют по рукам, суки.
Анна Андреевна хочет спросить: “Где ты?”
Но на общение Бог наложил вето.

Анна Андреевна курит табак флотский.
К Анне Андреевне ходит один Бродский.
Хилые плечики, прыгает, как мячик.
Анна Андреевна щурит глаза: “Мальчик...”

Анну Андреевну что-то грызет, гложет:
Вот и еще один сел не за что, Боже...
Впрочем, об этом не стоит грустить, Анна.
Он еще будет бургундское пить в Каннах.

Анна Андреевна входит в свою осень.
Анне Андреевне снится опять Осип.
Анна Андреевна тянет к нему руки,
да за стеною соседи шумят...

---------------------------------------------\
http://www.stihi.ru/2004/06/21-1225

АНДРЕЙ КОРОВИН
Бог, Анна и Амедео
 
…а Ты, чей грозен лик,
что делал Ты, когда
свеча в ночи едва
встречалась с тонким ликом
той, что была нага
и счастливо пьяна
художником одним,
парижским прощелыгой?

лишь имя да слова,
глаза и карандаш,
и гибкости её
завидовали руки,
объятая огнём
бикфордова строка
улики все сожжёт,
но сохранятся звуки

чтоб обмануть Его
чьи маски примерять
он заставлял тебя,
художник Модильяни?
но всё ж её черты
сквозь камень проступать
начнут чрез сотню лет
и отразятся в Анне

10 июня 2004 г.
------------------
http://www.stihi.ru/2004/06/21-1222
Андрей Коровин
Любовный треугольник (Гумилёв-Ахматова-Модильяни)
 
Как же вы жили,
грустные дети –
Коля и Аня?
Анино сердце –
через столетье –
всё модильянит.
Коля воюет –
с немцами, львами,
властью и болью…
Встретятся дети
где-то под сердцем
мудрого Бога.

Боженька старый
скажет: ну что ж вы,
дети, так жили?
Милостью Божьей,
честью и раем
не дорожили?
Аня заплачет,
Коля заплачет,
лишь Амедео
В гордом молчаньи
выйдет из рая –
в пропасть – налево.

9 июня 2004 г.
------------------------------------------

ВСТРЕЧИ С АХМАТОВОЙ
Инна Молчанова
http://www.stihi.ru/2004/01/27-717


* * *

Перебираю пыль – нелегкий труд…
Но кто-то ведь перебирает воздух,
а кто-то, может быть, пропустит звезды
сквозь пальцы: как алмазы в горсть берут.

А я перебираю просто пыль,
но знаю все достоинства крупинок,
и знаю, чей принес ее ботинок,
так сочиняя сказку или быль.

И тем дышу. И жизнь другой не вижу:
моя душа, моя любовь – в пыли,
ее сто тысяч дворников смели
в большую кучу, но… назвали ЖИЗНЬЮ...

* * *

Не позвоню. Пусть в сотый раз ко мне
приходит чье-то требованье свыше,
ослаблена пружина, и во сне
кукушка сторожит часы и дышит.

Я маятник качнула. Дал ответ,
чтоб не тревожила дремоту быта.
Вот, жду звонка, но нет его и нет:
пересеченье судеб – та же битва.

Я не сдаюсь. И голос будет твой
наградой за столетья ожиданья.
увлечены мы дикою игрой:
кто дольше сможет выдержать молчанье.

На то она и есть игра в любовь:
твой телефон молчит, и мой – немой...

* * *

Здесь скрученное время дремлет в чреве,
как счеты у китайца про запас,
и говорит на языке пещеры
гадального кострища мертвый глаз.

Отбросив философию до срока,
я вновь вхожу в свой обгоревший круг:
под паранджею плачет одиноко
сердечная капель... Унылый звук.

Вот мой сосуд. Еще до половины
рубином испытания горят,
и факелы, заплаканные синим,
покараульно выстроились в ряд.

Наверное, здесь жгли когда-то ведьму,
а, может быть, святого хоронили,
испещрены откосы знаком Ведов
под паутиною нездешней силы.

Сюда войти мои враги не смогут,
и для друзей преграды созданы
и я перевожу дыханье в шепот,
чтоб не нарушить этой тишины.

Храню ключи, и, в амфору обид
отщипываю капли свежей боли,
и отмываю душу от молитв
под колокольные набаты «упокоя»...


* * *

Может быть, мы уже расстались...
...плащ намека – легкая тень.
Может быть, мы уже встречались...
...но когда-то давно, не теперь.

Может, где-то под солнцем южным,
у подножия пирамид,
шла я вслед за тобой, за мужем,
средь наложниц и жен, чтоб выть?

Оттого-то и хочешь, видно,
на меня надеть паранджу
и сидишь с королевским видом,
когда в двери твои вхожу.

Глупый, встань! Изменились роли:
пирамиды не строят тут.
Ты тогда был рожден героем,
а меня вот – сегодня сожгут…

* * *

Черный кот – одна теперь отрада --
ластится в предчувствии беды,
я не сплю, я знаю: где-то рядом,
у ограды, или у воды…

Я кольцо, подаренное к счастью,
отдала, вернее, променяла.
Черный кот, он той коварной масти,
что прохожих по ночам пугает.

А ко мне, как перед расставаньем,
жмется и шершаво лижет руки.
Не боюсь. Мне слишком долго лгали,
что дороги – это не разлуки...

* * *

Напрасный труд. Напрасная обида.
Тебе легко подыгрывает жизнь,
и ты привык к покорности Аида,
к его ступеням, к восхожденью вниз.

Ты убивал. Ты разрушал, – не строил,
ты жег мосты, а реки все текли,
но где-то рядом скромные герои
с не меньшею отвагой крест несли…

... как муравьи. Они чинили башни
и возводили заново мосты,
под их руками зеленели пашни,
и мальчики смышлеными росли.

А ты – один, не утоливший жажды,
разбил сосуд, поскольку пуст и он,
но в эту реку не ступают дважды,
то – Лета, а за нею – долгий сон…

* * *

Окно погасло: там свечу задули,
а Пастернак твердит: «Она горела…»
Да нет, там просто омывали тело,
а душу перед этим оттолкнули.

И вот она, не узнанная, бродит,
стучит в окно другого Звонаря,
тот ищет рифму, и тогда приходит
талантом осененная «заря».

Ну а свеча? Ее работа – плакать
по тем, кто не успел сгореть дотла,
она, как прежде, обливает скатерть,
бросая тень от скорбного пера…

* * *

5 марта 1966 года Анна Ахматова умерла…

****************************************************
"ОТСТУПНИК"
Александр Мельник
http://www.stihi.ru/2004/03/16-1256

Ты – отступник: за остров зелёный
Отдал, отдал родную страну,
Наши песни, и наши иконы,
И над озером тихим сосну.

А.Ахматова


Ты – отступник от истинной веры,
променявший снега на дожди.
Влажный воздух вдыхаешь без меры
до назойливой боли в груди.

Перед магией чистой страницы
ищешь ручку и склянку чернил.
Ты в стенах королевской столицы
идеалы свои сохранил.

Для оставшихся дома – преступник,
свой холодный покинувший край,
ты всего лишь мятежный отступник
от покорного шествия в рай.

Бельгия
-------------------------------------------------------

*** (А. Ахматовой)
Пиноколада
http://www.stihi.ru/2004/04/02-658


 Всё в этой жизни неспроста.
Судьбой доверенное счастье.
И та,
На белизне холста
С рукою тонкою в запястьи,
Чей взгляд случайный опалил
И грешной мыслию оплАвил
Свечу. И чту
Молитву палачу.
И о пощаде умоляю
Бездушность молчаливых стен.
И вен
Не вспоротых презренье.
------------------------------------------------------

23 ИЮНЯ (АННЕ АХМАТОВОЙ)
Глафира
http://www.stihi.ru/2004/06/19-1221

***
Я сегодня тебя вспоминала,
потому что нашла твой портрет
на атласной странице журнала:
там струился весёлый свет -
свет весёлый тех дней забытых,
где юна ты, как ива тонка.
И к стихам твоим потянулась
невольно моя рука. . .

. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .

И тебя вспоминали в поле
голубые огни васильков.
Как им сладко на воле
среди влажных июньских ветров!
Лишь в июне могла ты родиться,
когда свет побеждает тьму,
когда каждая птица стремится
в распростёртую синеву.
26.6.01г.
***
Небо – перевёрнутая чаша.
Облака – во все концы земли.
Этот день не спутать со вчерашним,
В этот день явилась миру ты.
Пряно пахли скошенные травы,
Безмятежно – яркие цветы.
В этом мире, сотканном из славы
И лучей небесной доброты.
25.6.02г.
***
Когда не можется, не пишется
Беру я в чёрной коже книжицу.
Чужих стихов дурманит аромат
И за руку ведёт в волшебный сад.

Там незнакомо всё, там всё иное.
Чужая жизнь летит волною.
Там ветер свеж и золотист песок,
Дыханье моря между строк.
3,4.9.97г.

ФОТОГРАФИЯ

В каком саду росли цветы,
Что в вазе весело пестреют?
Какою силой налиты
Те стебли, что так зеленеют?
В каком году их сорвала
Та, что нежней весны и птицы,
Та, что стихами бередит
Весёлый воздух и страницы?
Органа ёмче голос тот –
Ожог тоски, озноб простуды.
И что ей сплетни и смешки,
Чужие пересуды,
Когда в глухой полночный час
так сладок голос Музы?
30.8.99г.
--------------------------------------------------------
Алексей Сорокин
http://www.stihi.ru/2004/06/20-514

Анне Ахматовой

Вам бы знать, гордячке, « гумильвице »,
Петербургской « бражнице-блуднице »,
Как тяжел Ваш будет путь без провожатых :
Лишь стихи и боль всегдашним грузом,
Из знакомых— кто в Париже, Ницце,
Кого нет, и лишь одни страницы
Помнят тех, кто Вас любил когда-то ;
И остались Вы лишь только с музой.

Всех ушедших список длинный :
Пунин, Гумилёв, Марина.
Имя каждое— как будто в сердце стон.
Кто виновный был, а кто безвинный,
Уж неважно, но не выбить клином
Из души боль эту вон.

Вы же жили, жили и страдали.
Беды будто сами Вас искали,
Но страдалица сама чужое горе
Сколько раз пыталась излечить.
А излеченный запомнит Вас едва ли,
Помнят только те, кто проклинали
Но их всех забудут уже вскоре
—Вам и после смерти жить.

Нам, наверно, не понять, сколько страданий
Боли, горя и воспоминаний
Вы излили в всех своих стихах,
Как смогли Вы победить тот страх,
Непреклонность лет и расстояний,
И каких ценою испытаний
Вы живёте до сих пор в сердцах.

19.06-20.06.2004
------------------------------------------------------
Евгеша Ш
http://www.stihi.ru/2004/06/20-78

Памяти Анны Ахматовой.

Рожденная одесскими дворами
Воспитанная в Царском, в глубине
Поэзией пропитана годами
Воспела ты Россию в серебре.

Твой путь сплетен в тугую косу
Переплетен с историей людей
Которые не заслонили розу
Стихов , и свет твоих огней.

Прочту тебя - не выйду равнодушным,
Пойму тебя по письмам и стихам
Оставлю образ в памяти воздушный
И розы возложу к твоим ногам.


19.06.04
-----------------------------------------------
http://rifma.ru/rifma.php?curr_node=10&post=97180%20-
Белавина Екатерина
Ахматова – всего лишь повод   
 

На донышке сумочки из бирюзовой замши –
Маленький камушек, взятый из Комарово –
Память холодная о нашей встрече вчерашней.
Анна Ахматова – это всего лишь повод

Для разговоров, обид, примирений и чаек,
Сосен… прибережённых друг другу страничек…
Если ты слушаешь сердцем – то мир отвечает.
Если ты слушаешь сердцем – свет безграничен.

Лицо запрокинь - и осыплет жасмин над калиткой
Нежной пыльцой, позолотой такой нестойкой…

Кто вам внушил, что изящество купится пыткой?
И кто вам сказал , что нужно распятий столько?

---------------------------------------------------
http://stihi.ru/2002/03/21-615
ДОМ АХМАТОВОЙ
X-nick

 
                «Я не была здесь лет семьсот,
                и ничего не изменилось.»
                (Ахматова. Ташкент, 1943)

…А через триста лет иль около того
поклонник спросит с безнадежностью унылой
про дом и – что осталось от него…
«Дом цел – ответит гид, - там всё, как было!»

Всё так же – дом, и так же – сад, и – всё-всё-всё…
Плюс – два поджарых, два бессмертных аксакала:
«Мы тыщу лет уже не видели Её…
Но мы следим, чтоб всё, как прежде оставалось!»

Январь 2002

----------------------------------------------------------
Была гостьей на нашей планете.
И больше всего на свете
Любила стихи писать
И Музу ночами ждать.
И Муза с небес слетала.
Волшебные строки шептала.
И ничего мне не надо на свете,
Когда читаю я строки эти...

<Фаина Мухамадеева

--------------------------------------------------------
http://www.stihi.ru/2003/06/10-289

Д.И.
ДОРОГА

Памяти А. Ахматовой

В лесах, в тишине первозданной,
мирской суматохе чужда,
манит белизной несказанной
дорога не знаю куда.

Здесь властвует хвойная снежность,
и долги пути января,
но белых ночей неизбежность
уже предвещает заря.

И самою белой из белых
незримо звезда упадёт,
меж сосен и мхов поседелых,
как прежде, царица пройдёт,

как прежде, услышит в прохладном
полёте балтийских ветров
молчанье мостов Ленинграда
и сны Царскосельских садов,

о Родине горькой и чудной
прошепчет слова, и тогда
покажется снова нетрудной
дорога не знаю куда.

…Оставит земные тревоги
и звёздный продолжит свой путь,
в заветную тайну дороги
не дав никому заглянуть.

1995

---------------------------------------------------
http://www.stihi.ru/2000/05/11-15
Анна Жданова

Вольная перефразировка А. Ахматовой
 
Ты ко мне явился в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Скушал все мое варенье,
Опрокинул табуретку,

И, по-моему, сломал.
Над лохматым сизым дымом
Солнце алое слепило
Молчаливую меня.

У тебя глаза такие,
Что запомнить невозможно,
Ты все время их отводишь,
Чтобы прямо не глядеть.

В доме том, многоквартирном,
Скоротали воскресенье,
Ни о чем не забывая,
В понедельник устремясь.

-----------------------------------------------
http://www.stihi.ru/2002/06/21-755

ТАЙНА АННЫ АХМАТОВОЙ. РАЗГАДКА
eldar

РАЗГАДКА

О чем идет речь в произведении? О том, что «мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне…» А что совершалось? Геноцид государства против своего народа. Именно поэтому Анна Андреевна говорит о «часе мужества», который пробил на часах. Кому требовалось это мужество? Тем женщинам, которые ходят к тюрьмам каждый день, которые помнят об узниках тюрем и лагерей, подобных Мандельштаму.
«Не страшно под пулями мертвыми лечь…» - чекистские суды-тройки отправляли под пули цвет нации - интеллигенцию, офицерство, духовенство… «Не горько остаться без крова…» - прямая ассоциация с судьбой и мытарствами бездомного Мандельштама, которого именно власть лишила крова над головой.
Последующие две строки – клятва мужества, клятва сберечь слово. А, как известно, поэты сродни пророкам, а пророки – есть Слово. А Слово – есть власть, о чем Мандельштам говорил Ахматовой когда-то в Воронеже. Мы уже упоминали об этом факте.
Десятки лет нам морочили головы, утверждая не то, что есть и было на самом деле в отношении стихотворения Ахматовой. Я уверен, что и ныне множество людей не разобрались с действительной, реальной судьбой этого прекрасного произведения Анны Андреевны.
Если попытаться вспомнить о том, какие драконовские времена царили тогда в стране, то становится ясным, что именно мужество требовалось тому, кто написал бы впрямую об этом. О великой дружбе и верности ей двух русских поэтов в самые страшные годы репрессий говорят нам два стихотворения. Это – как пароль и отклик.
В завершении своего небольшого повествования прошу каждого, кто прочтет его до конца, вспомнить хотя бы ради памяти Ахматовой и Мандельштама о тех, среди своих родных и близких, кто не сможет вернуться уже никогда…
Вечная им память…
*****************************
ВОРОНЕЖ
http://www.stihi.ru/2002/06/21-750

О злоключениях и тяготах Осипа Эмильевича Анна Андреевна знала не понаслышке. Они дружили много лет. В 1934 году Ахматова была в гостях у семьи Мандельштамов. У неё на глазах в доме произвели обыск, а в четыре часа утра Осипа Эмильевича увели. С утра она отправилась просить за поэта к Енукидзе.
Л.В.Горнунг в своих воспоминаниях пишет: «В 1936 году, когда я гостил на даче у Шервинских, я застал там и Ахматову. Она не раз вспоминала о Мандельштаме. Её очень беспокоила его судьба. При первой же возможности она поехала к нему в Воронеж ( поэт находился там в ссылке; Э.А.)
Второй раз Мандельштама арестовали в Саматихе, на этот раз окончательно. Где-то на краю света, в декабре 1938 г. закончилась его беспокойная, многострадальная, трагическая жизнь…
Когда Мандельштама уже не было в живых, Анна Ахматова во время очередной встречи сказала: « Какую роскошную фотографию молодого Мандельштама мне подарили в Литературном музее» Это был Осип Эмильевич, снятый по пояс в белой рубашке с отложным воротником «апаш».
Дружба между двумя поэтами не угасала несмотря ни на какие внешние события в их жизни. С 5 по 11 февраля 1936 года Анна Андреевна посетила Воронеж, потому что именно туда поначалу сослали опального поэта. Осип Эмильевич был несказанно рад появлению Ахматовой в его квартире (которую ему сдавал сотрудник НКВД! О, это неусыпное око!..) в двухэтажном доме на углу проспекта Революции и улицы 25 Октября.
Именно здесь, в Воронеже, как пишет В.Л.Гордин в своих мемуарах «Мандельштамовский Воронеж», Осип Эмильевич сказал Анне Андреевне знаменательные слова: «Поэзия – это власть, раз за неё убивают, ей воздают должный почет и уважение, значит, её боятся, значит, она власть…»
Известно, что после той поездки Ахматова посвятила Мандельштаму стихотворение «Воронеж», которое заканчивается словами:

«А в комнате опального поэта
Дежурят страх и муза в свой черёд.
И ночь идёт,
Которая не ведает рассвета.»
--------------------------------------------------------
=========================================================

Очень надеюсь, что это далеко не всё, что посвящено на сайте
Анне Ахматовой.

С благодарностью за внимание и с надеждой на продолжение -
Имануил

23 июня 2004.г. 


Рецензии
***
А Ахматову читать не решусь,
Ни тебе, ни маме,
Перехватит горло и задохнусь,
Захлебнусь стихами.

Простудилась я в наготе
Петербургских весен,
Заблудилась я в правоте
Комаровских сосен.

----
http://www.stihi.ru/2004/10/07-73

Мария Перцова   07.10.2004 00:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.