САД

Есть сад, где туман, словно флейта, поет поутру,
где ночью сосна загорается тысячью окон.
где числа струятся по веткам и гложут кору
и листья грызут, и свивают затейливо кокон,

и звуки крылатые рвутся к соцветиям букв,
а буква неведомым словом округлиться рада.
Корнями свиваются дуб, эвкалипт и бамбук,
но кроны свободны, и нет между ними разлада.

В  изгибах ствола многоцветно мерцает смола,
слоны и медведи гордятся талантом и родом,
и Логос летит, словно стройного Смысла стрела,
и Лотос плывет, словно статная Лебедь, по водам.

И рыбы танцуют, и змеи костер развели,
и львиных клыков не страшится олень длиннорогий.
Есть Сад, но застлались, затмились, быльем поросли,
подернуты илом, трясиной просели дороги.

И только безумного сердца безудержный стук
доносит неверные вести из этого сада.
Но нет оправданья сомнительной ловкости рук,
но нет утешенья в спасительной легкости взгляда,

Но нет вожделения прежнего к странным плодам,
хоть все мы надеемся тайно, что родом оттуда,
когда искушение верности смертным садам
сменяется вечным, как мир, воплощением чуда.

1988


Рецензии
Неплохо, но точнее было бы:
«а буква неведомым словом беременеть рада»
(окуклиться?)
«И только безумного сердца безудержный стук
доносит далёкие вести из этого сада»

Последняя строфа скомкана и вне моего понимания:
Сосна, дуб, эвкалипт, бамбук…
Значит, странные плоды – жёлуди, да шишки?
Мы родом из шишек и желудей?
Я даже не надеюсь!
:о)))
И про чудо позволь анекдот:
Он падал с крыши, но чудом зацепился за ветку дерева. Чудо распухло и болело…
:о)))

Седой Г.К.   14.08.2004 11:01     Заявить о нарушении
Гена, эта тема может наводить на бессчетное множество вариаций, и каждый увидит по-своему.
Я уже написала выше, что этот поток прошел единым духом, когда в первый раз взяла в руки Библию (до этого никогда не читала). Осмысление позже. Увы, чтение текста было в тот раз не столь вдохновляющим, возможно, я не была далеко не готова к восприятию стоящих за этим трагедий.

И менять тут что-то бессмысленно. Все твои "изменения" - они твои.
"Безумное сердце" - для меня символ заблуждения, для тебя идеал, поэтому ты считаешь, что оно проникло во что-то далекое, а я - что ошиблось и очень даже. Мы уже обсуждали это длинно и скучно, повторяться смысла нет.
Буква не беременеет и не окукливается, потому что в ЭТОЙ метафоре она - цветок, опыленный числом-насекомым, но иной природы, в которой нет механической жесткости, а соки плавно перекают, и форма организма не предопределена... это качество перехода от детерминированной компьютерной модели мира к актуальной бесконечности... Ой, что это я, расфилософствовалась, как та Анастасия!;)
А насчет чуда - ну тоже все ясно. Раз все естественное - чудо, то может вполне распухнуть и болеть. Но лучше быть здоровым (в том числе и чем неправедно богатым).

Светлана Зобнина   14.08.2004 16:14   Заявить о нарушении
Я бы сильно удивился, если бы хоть одно моё замечание было бы принято автором к исправлению (и не только тобой!) Всяк видит так, а не иначе. У меня «безумное сердце» – сердце, ушедшее из плена ума, не идеал, и не проникло, а вспомнило. Буква – зёрнышко слова, генотип, который проявляется в фенотипе лишь тогда, когда рецессивные аллели находятся в гомозиготном состоянии, закон развития. Слово – дерево, новое мироздание.
Насчёт чуда всё ясно.
А насчёт невнятности последней строфы?...

Седой Г.К.   14.08.2004 17:20   Заявить о нарушении
Последней строфы... нет. Там фраза в шесть строк.

Если бы был простой ответ... Если бы можно было так взять и объяснить в комменте. То ничего не пришлось бы и объяснять. Мы бы уже жили так.

Когда есть кнопка, которую нажми - и все хорошо, то ее нажимают. А если нет, то не надо ее выдумывать. ПРИНЯТИЕ ВСЕГО КАК ЕСТЬ - важная сторона любви, даже важнее, чем способность к фантазиям.

Светлана Зобнина   15.08.2004 08:45   Заявить о нарушении
Во фразе из шести строк меня интересуют две строчки, которые мне не понятны – что это за странные плоды, и почему мы все тайно надеемся, что родом из этих плодов? Я не знаю, как ещё проще спросить!
У того кристалла, что сияет сквозь Ваши строчки, одна грань ещё не отшлифована.

Седой Г.К.   15.08.2004 18:37   Заявить о нарушении
Спасибо за "кристалл". А также с возвращением и с воскрешением.
Конечно, я всегда думала, что "оттуда" - это из того места, где эти плоды мирно растут рядом с остальными... пока их не попробуешь.
Но что мы сами из этих плодов, плоть их и кровь... это оригинальный оттенок мысли; может быть, действительно результат недошлифовки, но на вкус настолько непривычно и мясисто... что пожалуй, эта двусмысленность не очень пугает.

Вдруг действительно - сам человек для кого-то был - плодом с запретного древа. Тем, чего не следовало создавать?

Светлана Зобнина   20.08.2004 07:05   Заявить о нарушении
Когда я читаю Библию, то понимаю некоторые символы. Например, то, что речь идет о змее-искусителе Уме и отравленных им плодах познания. Человек не плод Ума, а его жертва…
Вы с Любомиром творите, как Ильф и Петров с одного компа?

Седой Г.К.   20.08.2004 22:59   Заявить о нарушении
Для тех, кто считает, что понимает эту историю в Библии, у меня есть вопрос: каким образом, если на Земле до этого эпизода не было смерти, а размножение "тварям" было предписано, удалось бы избежать перенаселения планеты всеми видами сразу?

О Любомире: обычно все-таки с разных компьютеров. Но в данном конкретном случае он писал на моем.

Светлана Зобнина   21.08.2004 04:41   Заявить о нарушении
Библия – одна из попыток передать в аллегорической форме истину о Мироздании. Все образы и действующие лица в Ней – знаки и символы. Притчи, которыми Иисус пытался рассказать о духовном мире человека – вынужденная мера, ибо темен человек и поныне. Если ты считаешь, что речь в Библии идёт о планете Земля, то тем самым признаёшь её центром Вселенной. Если ты считаешь, что Рай и Ад имели географические координаты, то тоже ошибаешься.
Нет, я не знаю всех ключей для понимания Библии! Но насчёт перенаселения могу успокоить – мир тонкий имеет очень большую ёмкость! Читай место о том, что люди одели кожаные одежды, так: тело стало одеждой для менее материальной разумной субстанции. Тебе, как язычнице, должно быть понятно и это место: Земля была безвидна и пуста. Сопоставь также такие моменты: «Дух Божий носился…» Моисея и «Вначале было Слово – Бог!» Иоанна.
Думай, или слушай Сердце!
:о)))

Седой Г.К.   22.08.2004 18:28   Заявить о нарушении
Да, конечно, если это повествование толковать аллегорически, то простора для толкования будет больше.
Надо при этом обязательно учесть, что сама легенда заимствована из древнего шумерского или ханаанского эпоса.

В этом случае изгнание из рая и все прочее могут быть проинтерпретированы еще и так: это никакое не наказание! Это - исполнение желания "познать добро и зло". Потому что зло никак нельзя познать иначе, чем испытав его на собственной шкуре. Со стороны это непонятно.

Светлана Зобнина   23.08.2004 05:16   Заявить о нарушении
Если я попытаюсь копнуть ещё глубже, то найду доказательства того, что шумерские тексты звучат на русском языке. Но я не хочу говорить о Гиперборейских истоках, исчезнувших расах и предстоящих изменениях, ибо ты опять навесишь на меня очередной ярлык (националиста, например).
Я попытаюсь аллегорически же показать Ум в процессе создания им понятий добра и зла. Представь, что Истина – это свет. Если на пути его прохождения поместить призму Ума, то на экране сознания появится семь цветов. Их можно свести к комбинации трёх цветов: красного, зелёного и синего. В алгебре логики (которой пользуется Ум) эти цвета обозначены так: И, ИЛИ, НЕ. Западный Ум не любит неопределённости ИЛИ и отбрасывает её в рассуждениях, оставив И и НЕ – добро и зло. В восточной же философии присутствуют все три элемента, поэтому так трудны в понимании нами, западниками, высказывания восточных мудрецов. Посему, старайся избегать понятий добра и зла в своих рассуждениях. Оставь только одно – познание, тогда и поймёшь, что это всегда свет. А тьма – это не отсутствие света, а переход света в следующую октаву (и тьма над бездною) или недоход света из предыдущей октавы. Опыт на собственной шкуре – не наказание, а предначертание. Посему и говорю – через ад быстрее, через рай – приятнее.

Седой Г.К.   23.08.2004 11:30   Заявить о нарушении
Я тут немного отвлекусь от темы: на сайте Мошкова открывается конкурс на тему "Ночное кладбище". Фраза "копнуть глубже" мне про это дело напомнила. Нет желания поучаствовать? Если есть, я ссылку пришлю. У меня уже появились идеи, но там одно из условий - анонимность и новые, неопубликованные тексты, так что поделиться не могу.

Светлана Зобнина   24.08.2004 05:41   Заявить о нарушении
Для меня копнуть глубже – найти клад, сокровища. Подсознание – вещь не управляемая… Ночное кладбище… Нет, желания нет! Почему?...
Ладно, расскажу о себе ещё немного!
В своих опытах ВТП (внетелесных переживаний) я помог нескольким умершим (шахтёрам и спелеологам) осознать, что они умерли, и помог добраться до «места сбора»… Я был очень горд собой! А потом я побывал на кладбище и от умерших, которых «не правильно» похоронили, узнал, что они испытывают, когда не имеют возможности уйти оттуда… И вот тут я уже ничем помочь не мог! Это не только место скорби, памяти, последнее пристанище, но и своеобразный реактор душ… Иисус мог воскрешать мёртвых, сейчас Григорий Грабовой может это делать… А я не могу отойти от шока! Я испугался! Видно, меня щадят в тонком мире, и я пока не выполняю таких деликатных поручений…
Если возникнет желание прислать письмо, то лучше по адресу:
igk@selena.kherson.ua
Всего хорошего!

Седой Г.К.   24.08.2004 06:53   Заявить о нарушении
Ну вот тем более если у тебя есть опыт, то и написал бы. Не все же в рецах гнать пургу и книжки в рифму пересказывать. Можно написать от третьего лица и как бы лирический сюжет, тогда не будет так опасно что-то переврать, все-таки это будут воспринимать как художественный вымысел. Литературно сильная вещь более воспринимается как свидетельство реальных переживаний, чем, извини, кто из со-перников сильнее пернет. Конечно, это тоже не доказательство, но хоть люди охотнее читают.
А конкурс - он здесь
http://zhurnal.lib.ru/a/administracija_k/rules.shtml
Только сразу обрати внимание на требование анонимности и не-опубликованности. Оценка - самими авторами взаимно.

Светлана Зобнина   24.08.2004 11:22   Заявить о нарушении
«в рецах гнать пургу и книжки в рифму пересказывать…»
Бодаться любишь?... :о)))
Пойми, я учусь делу!
А конкурсы – лапша для дураков!

Седой Г.К.   24.08.2004 11:50   Заявить о нарушении
Я передумал!
Какая разница, где учиться?
Спешить, правда, не буду, но покумекаю!
Может, ты подскажешь, как системно подойти к победе в конкурсе?
Только не засоряй страничку, пиши на мыло, ежели что…

Седой Г.К.   24.08.2004 17:39   Заявить о нарушении
Как ни странно, мой ответ не будет офтопиком, по отношению к ведущим темам прошедших бесед.
Я проиграла несколько поэтических конкурсов, в которых участвовала. В одном могла выиграть, если бы не дурацкое обстоятельство: в моем стихе, написанном до общей "либерализации", использовалось слово "голубое" в традиционном возвышенном смысле. Увы, за несколько лет его контекст успел круто измениться. И так каждый раз мешали те или иные обстоятельства.
Тот единственный конкурс, который я вчистую выиграла - ты можешь прочесть о нем подробно по ссылке внизу моей титульной страницы (на Кастель2004) - там было много фишек, об одной не написала, но для тебя это по идее тоже должно быть существенным.
Уже во время работы жюри, слегка подкачивая энергетику, я сконцентрировалась на мысли, что результат должен быть - не для меня, а для той игры, которую ведут со мной совместно духи. Это ли подействовало, или все остальное - не знаю. Но вообще-то я уверена, что все или почти все удачи или неудачи связаны с борьбой не только явной, но и в других плоскостях. Поэтому, хотя и не стоит бороться с обычным игровым азартом, без которого какая же игра, стоит также и не забывать мысль о том, что важнее условной победы - не сбиться со своего основного пути, и сделать максимум именно для него, а не по конкретным очкам и фишкам.
Ну и еще про этот конкретный конкурс: я напишу о нем еще нескольким людям на этом сайте, но не буду ни вступать в заговор по раскрытию анонимности и поддержке знакомых, ни подставлять кого-то намеками на личность, и к тебе естественно то же пожелание: не заниматься ни публично, ни в частной переписке "гаданием", где чей текст. Мы и так более или менее надежно способны знакомых авторов опознать по стилю, а точно знать не обязательно.
Вообще о конкурсах, системно, постараюсь действительно написать по мейлу. Только сейчас я в И-кафе, так что - несколько позже, когда буду у себя.

С регардами.

Светлана Зобнина   24.08.2004 19:25   Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана!
То, что ты написала, очень ценно! Я интуитивно мыслил в этом же направлении…
Я ни разу осознанно не участвовал в конкурсах потому, что внутри не ощущал такой потребности. Был у нас на сайте момент, когда в знак протеста было решено создать альтернативный лазерный диск. Но это дело заглохло.
Меня смутила вначале тема – кладбище! Кому нужно это? Какие цели преследуются? Но потом я подумал, что не тема делает человека, а человек может в теме дать волю своим творческим способностям. Но, если ставить цель – победить, то тогда нужно знать – как? Если ты поделишься ещё какими-то соображениями в этом направлении, то я буду очень признателен!
Конечно, я за честную конкуренцию!
Сейчас обязательно схожу по ссылке!
(А я, кстати, мог поехать в Кастель – рядом почти, но Москвичок мой забарахлил, нужно было к приезду дочери и внука из Германии его привести в порядок. О конкурсе в честь М.Волошина подумал было, но… не хочу профанировать такого поэта!)
Жду!

Седой Г.К.   24.08.2004 20:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.