В гостях у Белбога

"Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки…"

"… Переняв чужой язык, хлеб свой потеряли…"

Антиох Кантемир "Сатира I на хулящих учение"



Матерь Сва! Матерь Сва! О, Священная птица!
Для чего мне позволено было родиться?
Для чего я бреду между Явью и Навью?
И насытюсь когда-нибудь досыта Правью?
Горний мир возлюбил меня, дав в жены Долю;
Я теперь вместе с ней дольний мир этот строю.
Я скитаюсь по свету, беру в руки краски,
Для того, чтоб найти и вернуть миру сказки
Во первичном значенье; вернуть прежний цвет всем
Так загаженным знаньям. Иду по местам тем,
Где под временем оным творилась планета.
Я в надежде живу, что найду все ответы
На тернистом пути от темницы к свободе.
Я сейчас пожелал находиться в-при-Роде.

До Вечерней Зари я с сестрицей родною
Белогривых коней приводил к водопою.
И сказала Заря, та, что Утренней звалась:
"Нынче в доме Даждьбога великая радость;
Вновь у Живы-жены народился сын Орей,
Значит кончилось, странник, вселенское горе".
И я с новостью той по заветному краю
Прибежал к Ра-реке, - к вновь открытому раю.
С моим другом, собратом, творцом Белобогом
Мы три дня посвятили Твореньям, Истокам.
Он привел меня в дом, где стрела Зороастра
Указала нам цель. Уходящим в пространство
Важен был этот знак. Он давал направленье.
И мы шли по нему, отвергая сомненья.

Молодильные яблоки зелены были,
Сады Ирия их в этот год не родили.
Гладил кудри земли я несмелой рукою,
Пропитался насквозь первозданной тоскою.
И об этом беседы я вел с Белобогом,
Был свидетелем Велес, а ливни – итогом.
Видно бился Даждьбог с неуёмным Кощеем.
В мире что-то не так. Нас никто не жалеет,
Будь то Явь или Навь… Я прощался печально.
Я играл своим сердцем, как костью игральной.
Посмотрю в поднебесье, - там ворон кружится.
Муравьи под землей. В городах абиссинцы.
И от них я бегу. Где же эта дорога,
Что позволит прийти мне к законам Сварога?


*Терминология и пояснения:

1. Белобог - в славянской мифологии хранитель и податель удачи, воплощающий Вселенские Силы Неизменности и Сохранения, громитель туч, низводящий на землю дождевые потоки и просветляющий солнце. В данном контексте – человек, обладающий качествами, присущими Белобогу.
2. Матерь Сва – священная вещая птица, покровительница Руси.
3. Явь – светлые Силы, сохраняющая Мир в Неизменности, сам этот светлый Мир, “белый свет”. Навь – темные Силы Изменения, “тот свет”. В другой интерпретации – духовный невидимый мир.
4. Правь – всеобщий Закон, по которому существует Вселенная, одно из основных понятий славянской философии.
5. Горний мир - небесный мир
6. Доля – богиня удачи, ткущая счастливую судьбу и не любящая ленивых и нерадивых.
7. Дольний мир – реальный, явленный мир.
8. Находиться в-при-Роде. Род – Всеединый Бог, Начало и Беспричинная Причина всего сущего, Всепроникающая Сила Всемирья, Творец-Родитель Вселенной, главное божество славянского пантеона. Так как Род породил все, что мы видим вокруг, - все, что при Роде, - мы зовем Природой.
9.Утренняя и Вечерняя Заря – сестры Даждьбога, предшествуют его появлению на небе. Утренняя Заря выводит на небосвод его белых коней, а Вечерняя Заря заводит коней на конюшню, после того, как Даждьбог окончит свой объезд.
10. Даждьбог (Дажьбог) – бог этого Мира, носитель солнечного света, создающий условия жизни на Земле, податель небесной влаги и урожая.
11. Жива – богиня жизни, весны, плодородия и любви, воплощает жизненную силу, третья супруга Даждьбога.
12. Орей (Арий) – сын Даждьбога и Живы. Легендарный отец-прародитель славян-ариев.
13. Ра-река – по одной из версий река Волга. Различают Ра-реку, текущую по Земле, и небесную Ра-реку, отделяющую Явь от небесного царства.
14. Три дня. Три – сакральное число, напоминающее о том, что человек одновременно принадлежит трем мирам: небесному, земному и подземному.
15. Зороастр – древнегреческое имя пророка и реформатора древнеиранской религии Заратуштры. Жил в восточном Иране ориентировочно между X и первой половиной VI в. до н.э. Основатель зороастризма. Был известен у славянских народов под именем Лазаря Залазаревича.
В своей книге "Так говорил Заратустра" Ф. Ницше пишет: "Мое стремление к мудрости так кричало и смеялось во мне, поистине, она рождена на горах, моя дикая мудрость! - моя великая, шумящая крыльями тоска.
И часто уносило оно меня вдаль, в высоту, среди смеха; тогда летел я, содрогаясь, как стрела, чрез опьяненный солнцем восторг:
- туда, в далекое будущее, которого не видала еще ни одна мечта, на юг более жаркий, чем когда-либо мечтали художники: туда, где боги, танцуя, стыдятся всяких одежд, - - так говорю я в символах и, подобно поэтам, запинаюсь и бормочу: и поистине, я стыжусь, что еще должен быть поэтом!…"
16. Молодильные яблоки растут в Садах Ирия, славянском ведическом рае и обладают разными волшебными свойствами.
17. Гладить кудри земли ( или волосы земли) - в славянской мифологии – травы, цветы, кусты, деревья.
18. Был свидетелем Велес – в данном контексте имеется ввиду одна из ипостасей Велеса, как бога мудрости, музыки и поэзии.
19.Видно Бился Даждьбог с неуёмным Кощеем - по легенде Даждьбог боролся с Кощеем и вызвал Всемирный Потоп. В данном контексте имеются ввиду затяжные проливные дожди.
20. В славянской мифологии: вороны – чернота в небе. Муравьи – чернота под землей, абиссинцы – чернота на земле. Таким образом Черный бог руководит чернотой во всех пространствах.
21. Сварог – мужская половина, ипостась Рода, бог-Творец и отец богов. Сварог населил Землю, создал первых людей и дал им законы.
 
http://www.stihi.ru/2003/08/25-348


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.