Ежовые рукавицы. лига а

В чём отличие читателя-автора от читателя-читателя? Первый волей-неволей ставит себя на место читаемого автора, а то и вовсе бежит впереди паровоза, второй же идёт вслед за предлагаемыми автором обстоятельствами. Интересны оба взгляда, и тот и другой полезны для творчества, но если автор станет забывать о своей читательской половине, он рискует оказаться в изоляции, то бишь страшно далеко от народа, в каком-нибудь кафе «Вавилон» на Герцена.
Лига «А» – это моё читательское «я».


Ирина Молчанова


ЖУРАВЛИНЫЕ МИРАЖИ

Ну и что теперь с часами делать:
стрелки будто в вакуум вошли...
Говоришь, у вас с Москвой -- на девять
поворотов от Большой земли?
Что же там за даль, коль невозможно,
взять, прорваться в флейтовый эфир?..

День, а в ночь уходит осторожно
Арктики смущенный командир...

Шлю вдогонку телефонострочки,
расскажу, как треплется весна
с вЕтрами от северовосточки, --
где моя родная сторона...

Только, проходя попутным курсом,
там, у вас, летают корабли,
говоришь, – с лягушками не густо,
но зато курлычат журавли?
Ты, наверно, спутал крылья вьюги
с белыми посланниками грез?..

Журавли весной уходят к югу,
а у вас – метели и мороз...

Ой, не верю я воспоминаньям:
стрелки будто в вакуум вросли,
параллели и меридианы –
вот сегодня наши журавли...
 
Настроенческий стишок с какими-то перепевами, но и собственной интонацией, интересными сквозными образами журавлей, норд-ост (-очки) и Малой земли им. Р. Абрамовича. Облик мужественного капитана Татаринова, смутные очертания земли Санникова, полярная ночь(Арктики смущённый командир – замечательно), флейтовый эфир –
полный джентльменский (пардон, речь идёт о даме) набор наших куцых сведений о Крайнем Севере. Автор временами пытается уйти от принятых правил, обходясь минимумом морфологических средств, обозначив таким образом, видимо, насколько ограничена движением, по сравнению с привычной, далёкая ноосфера.
Вакуум, параллели, меридианы и т.п. остались красивыми словами, сумбур в пунктуации коченеть не заставил, но и выражение читательской физиономии не подсластил.

*

vitaly g.

БЕСПЕЧНО

Эрзац зимы в разливах луж,
И Рождество опять без стуж.
Мой город мокнет, неуклюж :
Дожди- завесой...

Закисшей брагой день залит .
Не греет обветшалый скит.
А цвет рябин огонь хранит,
Беспечно весел...

Мосты взметнулись на дыбы
В хитросплетениях судьбы.
Развеет "завтра", может быть,
Туман белесый...

Готов давно уже оброк,
Но бесом метит мне тавро
В недостающее ребро
Январь повеса...

Чтобы кто ни говорил, а сильный ритмичный стих вышел у Виталия, легко и уверенно он ляжет на незатейливую мелодию распущенной волосами бардессы и потечёт с одинаковым успехом и над какой-нибудь Вяткой, и над мутной Миссури. Вещица из тех, которые приятно ругать. Яркие образы при прочёсывании частым гребнем обязательно оставляют и яркие ляпы.
« Закисшей брагой» после некоторого колебания отнёс к «масляному маслу», « цвет рябин»… цвет хранит ягода, то есть рябина – ед.число, множественное уже относится к деревьям, деревья хранят цвет разве что листьев, но не ягод. 2:0 в мою пользу.
Последняя строфа требует расшифровки.
Готов давно уже оброк,
Но бесом метит мне тавро
В недостающее ребро
Январь повеса...

Оброк – одна из основных форм эксплуатации крестьян помещиками при крепостном праве, в результате которой помещик взимал с крестьянина натуральный или денежный сбор; тавро – клеймо, примета; недостающее ребро – ребро из которого Бог создал женщину;  январь повесу хорошо бы через дефис.
И что выходит? Ну скажем, январь-повеса со своей склонностью к весенним радостям жизни, обернувшись бесом, бьёт в ребро лиргероя. Какой там оброк при этом уготован? Может супружеские обязанности? Ай-яй-яй, не гоже уклоняться. Слава Богу, хотя бы климат заботится о недопущении преждевременного впадения в климакс. Не лишнее добавить, что при расшифровке оцарапался о тавро, как о рашпиль.

*

Катерина Большова

ТАМ ВОЗДУХ НАМОЛЕН СЕРЕБРЯННЫМ ВЕКОМ (ЦИКЛ)

здесь меня рисовал Модильяни бездельник
здесь с рязанским акцентом водитель такси
здесь ни дня не прожить без любви и без денег
здесь сто лет умирать мне от русской тоски

*

там воздух намолен серебряным веком
там море намолено нашей любовью
но прошлое в клочья разодрано болью
как парус как небо разодраны ветром

*

я небо себе положу в изголовье
я воздух согрею в ладонях дыханьем
я море наполню нашей любовью
и я научусь...


*

крюк в Елабуге
вздох в Елабуге
ох и всласть накричусь я в Елабуге
в лопухах за церковной оградой схоронена
Родина

Читательское резюме будет кратким, почти как и сам цикл.
Фантастически удачный образ «… воздух намолен серебряным веком»
плюс мило выбранная интонация обеспечили автору место в первой десятке… а хотелось за всем этим видеть большее. Красиво заявленная тема так и осталась темой, генералом без армии.

*

Хельга Харен

ПАРИЖ

Ни слезы, ни слова за душой,
Ни улыбочки на черный день.
Этот город вовсе не большой,
Как перчатку ты его надень.

Нежным всхлипом ты его вдохни,
Невеселым странником побудь,
Сеющим бульварные огни
В Сены обмирающую ртуть.

Помни, этот город не про нас.
Хоть любезен, да неумолим.
То, что он подарит и продаст
Все равно останется за ним.

Бытие по-своему решай,
Только задержи в нем до поры
Ресторанчик Саши Финкельштайн,
Стариков, играющих в шары.

Пламя молодого божоле
Выпей с тем, кем ты не дорожишь,
И попросит шепотом: «Налей…»,
Кубок ночи протянув, Париж.

О, Париж! Пантеон, площадь Пегаль, сад Тюильри, Дворец Правосудия, Нотр-Дам… кстати, ничего особенного в «нотрдамдепари» и нет, видал я церквушки покруче, вот что значит волшебная сила литературы, кабы не ВиктОр… Хельга-Хельга, не знаю, чём вы думали, предлагая для мессы именно «Париж», но это зерно попало в благодатную почву. Вот таким Париж увидел впервые несколько лет назад и я, в холодное июльское утро, если не ошибаюсь, назавтра после Дня Независимости. И так он напомнил мой Киев ( а мне все симпатичные города напоминают Киев: и Варшава, и Будапешт, и даже Иерусалим), и такой был он  с виду не ёмкий, плывущий мимо. Ощущение, что я не просто турист, а житель чужой планеты, глядящий на всё из Зазеркалья, не покидало меня. Сбылась мечта идиота.
Стало грустно и неинтересно жить.
Некоторые шероховатости стиха и неубедившая меня концовка не помешали отправить его в первую десятку.

*

Вир Вариус
Весна, подвыпившая шельма...

Весна, подвыпившая шельма,
Гуляет снова по дворам
И пялит залитые бельма
На шумный уличный бедлам.

Смеётся солнце в поднебесье,
На ветках вербы зреет пух,
Полнеют города и веси,
И день, прибавившись, опух.

Весна пьяна отваром пряным
Из почек сосен и берёз,
Из многолетнего дурмана
И лепестков тепличных роз.

Шагает, сплёвывая слюни
Апрельских радужных дождей,
Играет на печальных струнах
Упругих стройных тополей.

И, как шальная малолетка,
Гоняет с ветром по полям,
Стреляет метко сигаретки
И вторит наглым воробьям.

Разноголосая нахалка,
Большой решимости полна,
Идёт-бредёт походкой валкой,
Вихляя бёдрами, весна!
Если романтик-хулиган Вир Вариус, он же Синдром Стендаля, он же Дико Доступная Доброта ( и ещё несколько известных персонажей, включая неразглашаемого мной участника «Ежовых рукавиц») станет утверждать, что творчество Саши Чёрного никоим образом не повлияло на столь бесшабашный и напористый стиль данного произведения, позволю себе усомниться. Достаточно перечитать:
«Фонари горят как бельма,
Липкий смрад навис кругом,
За рубашку ветер-шельма
Лезет острым холодком»

«Деревья ждут... Гниет вода,
И пьяных больше, чем всегда»

Те же нагло-симпатичный цинизм, юмор с чернецой, спелые метафоры и ёмкие сравнения. Кое в чём автор преуспел, нет надобности выделять удачи, уже то, что этот стих здесь, говорит за себя. Несколько гнилых томатов в огород отчаянного производителя всё-таки брошу.
«На ветках вербы зреет пух…», судя по дальнейшему действию, речь идёт об апреле, какой-такой пух в апреле? На мгновение осёкся, я ж привык к более южным вербам, а вдруг на Среднерусской возвышенности не те вербы? Нашёл у Анатолия Жигулина:

Еще февраль сгущает краски.
Еще под наледью трава.
Но близок день вселенской Пасхи,
Пора святого торжества.
И верба расцветает в банке
В лучах нежаркого тепла.

Смотри-ка, и у нас в феврале верба цвела в банке. Так что нет великой разницы. Зная неуступчивый характер ВВ (он же СС, он же ДДД), представляю, как он станет доказывать, что речь шла о весне вообще, а не только об апреле, но нет об этом в тексте ни слова. Сказано апрель – значит апрель! Мы, еврейские хохлы, народ тоже упёртый!
Что ещё? «Сплёвывает слюни дождей…» Неэстетично! Да и картинка малореалистична, хотя выписана вполне по-гликберговски.
«Стреляет метко сигаретки…», стрелять метко можно сигаретками, но никак не сигаретки! Концовка рискованная: весна-малолетка большой решимости полна, бредёт походкой валкой… Подзалетела, что ли?
Что бы то ни было, а и автор Вир Вариус подзалетел до верхушки второй пятёрки лиги «А»

В копилке «Ежовых рукавиц» стихи ещё пяти авторов:
Cassandra
ngsh
Stray Cat
Геннадий Нейман
Евгений Мишин

Интрига достигла своей высшей точки. Терпение, господа!


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.