Зачем была нужна аллегория?

(краткий анализ стихотворения «Закатная элегия»)
ГЛУБИНА
http://www.stihi.ru/2004/05/01-25

Ну, вот, пожалуйста, – ничего не надо выдумывать, «выкручивать наизнанку мозги», чтобы и читателю, и себе было понятно: Природа сама в состоянии себя раскрашивать, и это просто нужно уметь видеть. Так и в произведениях Глубины – все отточено, верно, вложено в нужный футляр, все метафорически представимо, вкуснО и запоминаемо...

Тезис произведения – «Закатная элегия» – скажу сразу (так как прочитала уже не менее 5 раз) полностью соответствует приведенной Автором аргументации, т.е. находится в соответствии с раскрываемой темой.

Но почему именно -- элегия?

Я не впервые уже сталкиваюсь с работами данного Автора и, смею заметить, с превеликим удовольствием, хотя у нас были и споры. Удивительно, что у Глубины не только превосходное поэтическое чутье, но и сопряженное с ним музыкальное мышление. Это позволяет ей достаточно уверенно плыть по глади музыкальных вод, с филигранной точностью опуская весла-метры своих стихов.

Элегия – лирически-грустное стихотворение ИЛИ задумчивая музыкальная пьеса (иногда скорбного характера). Посмотрим, насколько состоялось произведение в рамках этого жанра.

Стихотворение состоит из 4-х семистиший с перекрестной рифмой. По долготе этого вполне достаточно для музыкального композиционного решения. Каждое из семистиший – на первый взгляд -- реальная «картинка» пейзажно-бытового плана. Героиня приглашает предполагаемого лирического героя возвратиться в определенный жизненный момент – в один из совместно проведенных дней. Перед нами – внутренний монолог Лиргероини. Психологический этюд, целью которого для Автора стало желание передать душевные переживания Лирической героини через описательность окружающего ее внешнего мира в прошедшем времени.

Итак, главной экспрессивной атрибутикой данного произведения должна стать грусть воспоминаний. С помощью каких же изобразительных средств Автор добивается этого эффекта? «А помнишь?» – главное побудительное обращение (звучащее рефреном и в 3-м семистишии) приглашает читателя в какой-то конкретный мир. Придыхательные союзы «А» и «И» здесь – лейтмотивны (протянуты вдоль ткани всего произведения), затактны. И это не случайно – это происходит в результате сильного волнения лирической героини, которая в своем обращении к любимому старается увлечь его своим рассказом, не дать отвлечься, дослушать... Не удивлюсь, если повествование Лиргероини происходит со слезами на глазах... (да, плачет она, короче!;-))))... А, если так, -- то элегия, как было выше сказано, носит здесь слегка «скорбный» оттенок, потому что этот монолог – из серии прощальных... (((((

Сквозь метафорически насыщенную описательность струится целый ряд олицетворений («шкаф», оживший языком эсперанто, «мамин реглан», «ковыль», даже «кастрюля»). Цепочка «говорящих» предметов, которые для героини стали, по-видимому, еще дороже, так как являются немыми свидетелями ее любви и счастливых минут, проведенных здесь в этом месте (наверное, на даче). Автор настойчиво указывает читателю на точное время, привязывая событийный ряд к конкретному месяцу года и даже его периоду, – пора сирени и вишни. Читатель может вычислить этот период, сопоставить его со своим внутренним вИдением, найти параллели в своей жизни...

Нельзя не заметить, что произведение переполнено нежностью. Воспоминания трогательны, а экспрессия говорит об одном – произведение содержит в себе признаки «эротески». Об этом во втором семистишьи свидетельствуют и сон, и последующее пробуждение, постоянное напоминание о наступающем вечере, образ «паука-белошвейника» (кстати, какая находка!), наконец наступивший «красногубый закат»...

Итак:

Идея произведения (что?) – рассказать об ушедшей любви.
Задача (как?) – путем создания музыкально-поэтического, аллегорически насыщенного произведения. Признаки романтизма здесь присутствуют, но, в общем, произведение выполнено в реалистическом ключе...

Задача – поделиться, рассказать,

Сверхзадача – добиться, чтобы услышали))))))

Сверх-сверх задача – «Вернись!» – отсюда упоминаемые «придыхательные» союзы;-)))))

В связи с вышесказанным, посмею себе предположить, что именно аллегория стала основным художественным приемом, позволившим Автору осуществить свой замысел.

Так что, уважаемый читатель, не ищи здесь кастрюль!)))))) Это все – о любви, и, возможно, еще не потерянной.

Поэтому желаю Глубине именно любви!)))))))))))) 

С симпатией и уважением,


Рецензии
"По долготе этого вполне достаточно для музыкального композиционного решения" - довольно сомнительное утверждение, никаких эталонов "долготы" в музыке, к счастью, не существует и не может существовать.

В остальном вдумчивая и интересная рецензия, равно как и сама "Закатная элегия" мне весьма и весьма понравилась.

С симпатией и уважением,

Роман Измайлов   18.05.2004 14:34     Заявить о нарушении
Ромушка! Какой эталон? Речь о такте!!!)))) то есть, необходимой для выражения жаноровой музыкальной темы длительности и размера. Для элегии -- достаточно "тактично", поверьте, как музыканту. Вопрос здесь в другом (хитренько улыбаюсь), но ЭТО -- тайна, которую Автор рецензии так и не раскрыл (чисто по женски))))))

С теплом,

Инна Молчанова   18.05.2004 14:38   Заявить о нарушении
Вот я про то как раз и говорю - путано изъясняетесь, плохо формулируете. В данном конкретном случае. Уж и вы мне поверьте, потому что аргумент у меня такой же железный как и у вас - я тоже музыкант, если уж на то пошло.

Да, и вот еще что: у вас ашипка! Нада так: "чистА пА женски"! :-))) Так гораздо поэтичнее, разве вы сами не видите?

Роман Измайлов   18.05.2004 17:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.