Попытка ответить на вечные вопросы о назначении поэта по вопроса

Здравствуйте. Попытаюсь ответить по очереди на все вопросы - кроме вопросов вечных - сами понимаете: столько умов разбились об эти вопросы, что мне логичнее и не браться за них.
 
-----Я могу просто задать Вам ряд вопросов.--------
Задавайте, но не забывайте, что "я знаю только то, что ничего не знаю...". Можете присылать их вперемешку, без системы.
 
-----Самое главное - верен ли принцип определения понятия -  <истинный поэт - тот, кто НЕ МОЖЕТ не писать>? Чем это отличается от графоманства?---------
Нет. Сразу скажу: нет, - этот принцип неверный. Тот, кто не может не писать – не всегда – поэт, который может и не писать стихи. Парадоксально? Приведу Вам строку из молодого понравившегося мне поэта:
Поэты пишут жизнь и иногда - стихи...
По моему мнению, главный труд поэта - это его жизнь. Возьмите жизнь любого из ставшего "классическим" поэта - она уже сама по себе произведение. Не буду приводить примеры - они известны. Практически нет поэтов, проживших скучную однообразную жизнь. Другое дело, что не все прожившие - написавшие свою жизнь - ярко, стали писать стихи. Но чтоб описать их жизнь понадобились поэты.
Поэт - это особый взгляд - мировоззрение. Поэт - это стремление ЗА – пределы известного – поэт – это первооткрыватель духовного мира. Поэт - это  тот, кто ищет ответы - вечный ребенок, вечный сомневающийся. Большинство его труда так и остается незамеченным, то, что мы видим - стихи - это всего лишь вершина айсберга. Все великие русские поэты - были людьми мудрыми. Нельзя привести ни одного - и сказать: глупый. Это я к тому, что написание стихов требует, чтоб у автора был опыт, неповторимый взгляд и голос, внутренний мир. В поисках компромисса между материалистами и идеалистами - в вопросе о душе - я пришла к выводу, что вечная душа есть - но не у всех (истина как всегда – по середине!). Душу - нужно вырастить - трудом, мыслью, любовью, верой. Чтоб душа появилось, нужно, чтоб в человеке появился внутренний мир - и чем он больше - тем скорее будет расти душа...  Извините, увлеклась... Но, по-моему, поэт - это человек с душой, а графоман - не всегда. Графоман - это тот, кто пишет, для того, чтоб поделиться своими открытиями, чувствами... - такими банальными, неоригинальными. Про любовь в основном, и, в основном, про несчастную. Он не понимает, что то, что он сейчас чувствует - чувствуют почти все, ему кажется, что его любовь самая большая, что его боль самая невыносимая. Это от отсутствия мудрости. И, как правило, пишется все "понятными" словами - это от отсутствия личного, оригинального, неповторимого взгляда на мир. Такие стихи находят отклик среди таких же, как он сам. Главный критерий: понятно и это то, что «я тоже чувствовал». Но в силу своего узкого кругозора он считает, что то, что он сейчас написал: шедевр. Поэт - использует стих, язык - как инструмент для поиска - он не делится уже открытыми истинами - в процессе написания он сам - порой неожиданно для себя находит: Эврика! Или: Ай, да Пушкин… Написание стиха - это своеобразная медитация. Поэт совершенно не знает, чем закончится его стих: поэта далеко заводит речь...   
Это я уже подошла к Вашим следующим вопросам:
-----Зачем пишет поэт? Отчего? Зачем в человеческой голове рождается ритм?----------
Зачем пишет? Однозначно нельзя ответить на этот вопрос. Может, он просто решил денег заработать? Поэту ведь тоже нужны деньги. Но если брать менее прагматичные интересы, – по-моему, поэт таким способом сам ищет ответы. Он просто идет – за ритмом, за словом, за буквой, за рифмой – и что интересно! – находит то, что искал – но чего сам не знал. Поэтому он использует этот инструмент и в дальнейшем. Объяснение, что поэт пишет для самореализации или «чтоб выговориться» – меня не устраивает – это, скорее, свойственно графоману. Почему рождается ритм? Все в природе имеет ритм. Но ритм, также как и рифма – это «хитрая» приманка – для мысли. Прозаик не задумывается над каждым словом. Поэт должен подобрать точное слово, да еще так, чтоб оно попало в метр. А еще и рифма. Вот и приходится ему перебрать сотню комбинаций, слов – чтоб найти – о, чудо! Слово становится на свое место – и теперь его уже из песни не выбросишь! А из прозы – выбросишь. У прозы в отличии большая избыточность, – т.е. практически всегда можно угадать следующее слово или выбросить половину слов и не потерять смысл – точнее, он останется понятным.
-------Что такое поэтическое дарование? Оно врожденное или приобретается обучением? Можно ли действительно научить писать стихи, как можно научить играть на музыкальных инструментах?--------
Дарование явление не такое уж редкое. Наверно – поэзия (в широком смысле) – заложена в человеке генетически. Ведь в более широком понимании: поэзия – это стремление к прекрасному (мне, старухе, кажется, что и животные не лишены некоторого эстетического чувства). Если мы говорим, например, об Айвазовском – разве он не поэт? А Моцарт? Для выражения своих мыслей они избрали другой материал – краски, музыку – но что бы были все их произведения без поэзии? В более узком понимании – именно – написание стихов – я бы разбила на несколько частей.
Во-первых, как я уже писала – поэзия исходит из внутреннего мира, из души, которая есть не у всех. Т.е., чтоб вырастить поэта мы должны для начала создать условия для рождения этого мира. В ком-то уже в детстве проглядывают эти черты: задумчивость, оригинальность, какая-то сила, тяга к творчеству. В ком-то этого нет. Виноваты ли гены, или  какие-то прежние жизни – не знаю. Готова поверить во второе. Возможно ли искусственно вырастить душу – при помощи например образования – не знаю. Но, очевидно, что люди меняются. Иногда жизненные испытания из глупого делают мудреца. Одним из лучших катализаторов рождения души является смерть. Смерть близкого или смерть далекого, или осознание обязательности своей личной смерти – и как несогласие с этим, как протест – зачаток вечного в человеке. Все религии растут их осознания (не обязательно страха) смерти. Смерть – это лучший проповедник. Я столько раз написала это слово, что в пору упрекнуть меня саму за повторы. Но повтор – это простой поэтический прием. Не случайно я подошла к вопросу веры – поэзия это поиск на вечные вопросы, и все лучшие поэтические находки становятся священными писаниями. В Ветхом завете много поэзии. Есть целые поэмы – например Эклесиаст, есть стихи – молитвы – размышления – Притчи. Есть лирическая поэма – Песнь Песней... Новый Завет – тоже поэзия. Особенно Евангелие от Иоанна. Иисус – это поэт. Магомет – поэт, Коран – это поэзия. Веды – это поэзия. Заратустра – поэт… Этот список можно долго продолжать. Вершина любой настоящей поэзии – это написание священной книги для будущих поколений. И в этом смысле – мы вряд ли сможем искусственно вырастить поэта. Это труд целых поколений, я бы даже не исключила – прежние жизни.
Русская поэзия пока не дала поэта такого уровня, и мне кажется, что это потому, что никто не поставил перед собой такой цели. Никто не дерзнул. Но стать голосом своего поколения многим удалось. Так книги Блока – своеобразное Евангелие. Правда, без счастливого конца….

-------------Можно ли научиться сносно писать стихи? И как объяснить, что есть люди, просто пишущие стихи, просто и естественно, как и дышат. И - гениально!-----------
Я увела Вас в дали. Но из этих далей как лучше видно – большое видится на расстоянии – что воспитание серьезного поэта – в искусственных условиях вряд ли возможно. Для этого мы должны искусственно научиться выращивать душу, прививать дар ясновиденья, открывать «третий глаз» и прочее, и прочее.
Но научить человека писать правильно: соблюдать метр, рифму так чтоб он мог выраж\зить свои мысли или описать пейзаж – вполне возможно. Т.е. мы можем научить человека КАК писать, но вот ЧТО писать – это уже выходит за рамки нашей компетенции. Мы можем объяснить начинающему: делай так и так. Попытаться на примерах показать, как сказал поэт, а как сказал бы не поэт. Вырастить поэта – все-таки можно. Особенно, если, заметив у ребенка некоторые задатки, заняться им «всерьез», заинтересовать его, сделать так, чтоб он захотел стать поэтом. Но помните – что дар поэта – не веселый – он трагический.

---Личность поэта и степень гениальности его стихов: Есть ли какая-то связь?.. К сожалению, как я убеждаюсь, высокие нравственные качества совершенно необязательное условие для  талантливого поэта.---

Не согласна. Все сказанное выше, как раз-то и подводит к мысли, что поэт должен быть не просто личностью, – но быть выше «толпы». Что касается нравственных качеств – «пока не требует поэта …. Среди людей ничтожных света, быть может, всех ничтожней он...». Нравственность – это условность. Звучит кощунственно? Но это так. В одном обществе можно поступать так. В другом за это же лишат жизни.  Сократа обвиняли в несоблюдении закона предков и развращении молодежи. Иисуса распяли за несоблюдение закона (субботы и т.д.). Возможно, что какие-то «безнравственные» поступки поэта – это то, что через сто лет станет нормой?

----Критика. Нужна ли она поэту? Если он истинный поэт, то он  и сам понимает свои слабые и сильные стороны. Если - нет, то хоть искричись и изобъясняйся, он ничего не поймёт, а только озлобится на <глупого> критика!:.))------

На этот вопрос я попыталась ответить в статье «О критике бедном замолвите слово...». Но приведу еще и такой пример. Критики – это помощники поэтической эволюции, это радиация и крысиный яд. У вас есть тараканы? Проведите эксперимент – потравите их каким-то ядом. Большая половина вымрет, но потомки тех, кто выживет, уже не будут бояться этого яда – они просто не будут его есть. Ну тараканы ладно, а вот крысы – точно. Так и критики – выбивают тех, кто не обладает иммунитетом. Недавно услышала фразу: то, что нас не убивает, то делает нас сильнее… Если не убили ваше желание писать стихи, то вы станете сильнее. Это только кажется, что к критикам не прислушиваются. Если напишу какому-то уверенному в себе поэту, что нельзя так рифмовать – он не пропустит это мимо ушей. Будьте уверены. Если не в этом, то в следующем стихе – он подсознательно исправит ошибку. Естественный отбор – двигатель эволюции.

----А может быть, Вы назовете мне какие-нибудь книги?----

Далеко в пионерском детстве, когда я играла в такую странную игру, как пионербол, мальчик из старшего отряда крикнул мне: «Ты что, дура, правил не знаешь? Читай книгу «Пионербол на селе…». Не знаю, есть ли такая книга. Теперь мне кажется, что это была шутка. Что касается правил стихосложения – они на самом-то деле простые – как и правила игры в пионербол – наверное, знаете? С мячом в руках можно сделать только три шага, можно сделать три передачи и нельзя прижимать к телу и стараться перебросить мяч через сетку на половину соперника.. Вот и все…  Правила стихосложения также просты. Есть несколько разновидностей метра: чередование ударных и неударных слогов: ямб, хорей, амфибрахий, дактиль, анапест. Каждая строка должна рифмоваться с другой строкой. Не поверите, но это почти все. А что касается книг, где об этом написано их – сотни. Вот я взяла с полки «Введение в литературоведенье» «Высшая школа» Москва 1983 год. В ней есть все, что нужно знать для ответа на вопрос «как?». Разобраны стихотворные размеры, рифма, метафора и все-все. Да и в интернет есть такие учебники.

---Да и не понимаю, а нужно ли это кому-нибудь?---

Мой опыт подсказывает: нужно. Поэтам нужны читатели. Профессиональным поэтам нужны профессиональные читатели. Не забывайте, что великая поэзия возможно только при великих читателях.


Рецензии
Здравствуйте, Правда! Статья Ваша мне очень понравилась. Но почему так много ошибок в знаках препинания, порой в самых банальных, как то: выделение запятыми вводного слова "например"? Много лишних тире. Для статьи о литературе это как-то некорректно.

Людмила Журавлева   20.12.2016 16:51     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.