32 процента любви или возвращение татьяны

(КРИТИЧЕСКИЙ роман в стихах по мотивам лирики Татьяны Егоровны к годовщине пребывания на Сихире)

http://www.stihi.ru/author.html?sofiika

Вместо предисловия:

Не могу точно сказать, почему меня заинтересовал именно этот постоянный мой читатель и невидимый, благожелательный  «спутник» -- автор Стихиры, под скромным именем Татьяна Егоровна. Скорее всего, потому, что среди множества так называемых "пустых" посещений (когда состоят в списках имен, но не отождествляют свое присутствие на твоей странице некие "неизвестные читатели"), Татьяна Егоровна начала запоминаться удивительной способностью найти в себе силы и время, чтобы хоть коротко, но отреагировать на прочтенное у меня. Естественной была и благодарность такому вниманию, отчего всегда хотелось нанести ответный визит. Завязалась легкая переписка с регулярным, литературно-виртуальным, разумеется, посещением с обеих сторон...

И вот передо мной на столе лежит распечатанное «Оглавление» творчества Татьяны Егоровны, которая 28 марта отметит ПЕРВЫЙ ГОД своего пребывания на Стихире, принесший ей около 5 тысяч читателей и свыше полутора тысяч откликов.

Из 143 опубликованных на Стихире произведений, более трети -- о любви...

Милые...
Нежные...
Добрые...
Трогательно-хрупкие
строки
о современной любви
современной Татьяны...
Искренние
и настолько
светлые,
что
«гостиная» Татьяны Егоровны
никогда не бывает пуста...

Но в какой же ужас я пришла, когда 7 марта нынешнего года обнаружила на ее страничке вот это стихотворение:

НЕ ХОЧУ ПИСАТЬ О ЛЮБВИ...

http://www.stihi.ru/2004/03/07-640
 
Не хочу писать о любви --
Страсти камень капель пусть точит...
Ливень смоет слова мои
И следы смешных многоточий...

Пусть врастает обратно грусть
В удобрённую Светом Душу.
Ты мне скажешь, пожалуй: "Пусть!
Твой покой ничем не нарушу..."

Не хочу писать о любви --
Под завязку сыта словами.
...Рубиконом извечным дни,
Пусть весенние! Между нами..."

Итак, любовной лирике был оглашен смертельный приговор.
Что же произошло?
Почему?..
Найти ответ на эти вопросы оказалось задачей не из легких. Пришлось заняться предметным изучением творчества милой моему сердцу Татьяны Егоровны, и попытаться восстановить «картинку» любовного приключения лирической героини, преобразившись из простого исследователя в наблюдателя-комментатора-критика....

Так и появился этот роман в стихах, где моими стали строки сопровождения (без кавычек), а лирической героине Татьяны Егоровны (тоже Татьяне) принадлежат стихи, расположенные в кавычках, в хронологическом порядке, по мере развития событий...

Предваряя выпады всех критиков, смею заверить, что с реальными лицами факты, указанные в данном исследовании, не имеют никакого совпадения, а соавторы ни в коем случае не претендуют на звание «Звезд Стихиры» и, тем более, не стремились затмить собой классиков русской литературы...

В году 2003-м началось
печальное Татьяны похожденье,
которое сегодня, и всерьез,
быть может, не имело бы значенья.
Но, чем не шутит черт
(покуда Боги в спальне!),
короче в Новый год
ей было предсказанье...
Но не сбывалось в срок,
а зернышком таилось,
весной дало намек,
и тут уж... закрутилось!..

*  *  *

В исходе марта неспокойны сны:
томление сердец и белоснЕгов,
рябиновые бусы сожжены
на радость проявившимся побегам.
Татьяна (и не знает почему)
вдруг ощутила приступы тревоги,
и, разрывая стоном пустоту,
в стихах и мыслях обратилась к Богу:

"То, что с трудом любовью называла,
Ушло туда, откуда появилось,
Но Господа пронзительная Милость
Меня зачем-то в жизни согревала.

И на пути к Нему безумно долгом
(В неверии), протягивала руку.
И, в безнадежности (скрепленной долгом),
Бросала то на радость, то на муку.

...Все стало поводом для счастья, --
Низвергнуты тщеславия химеры;
А дьявольские искусы и страсти
Мне заменяет Символ Веры.

То, что с трудом любовью называла,
Недолго в моей жизни колдовало,
А радость неподдельнейшей Любви
Мне освятит оставшиеся дни"
("Милость господа", 28.03.03).

*  *  *

Наивно так Татьяна полагала,
себя не зная, видимо до дна,
а капельки вчерашние бокала
сегодня стали ядом. Как вина.
Ирония – служанка злая --
в семье затеяла раздор,
и ей Татьяна, потакая,
к супругу обратила взор:

"В несоразмерности причин
И следствий я заболеваю.
Мужья как будто палачи
Нам путь отрезавшие к раю..."
("Мужу с любовью...", 29.03.03)

*  *  *

И накипью беда копилась,
взрываясь истиной тогда,
когда молитвенная милость
давала отдых от труда:

"Любовь уходит не внезапно --
Внезапно исчезает ложь.
Что с нами будет, милый, завтра
Лишь послезавтра ты поймёшь"
("Любовь уходит не внезапно...", 03.04.03)

*  *  *

В попытках переосмысленья,
в тревоге будней и забот
Татьяна разрушала стену,
желая все вернуть. И вот:

"Где мой ключик золотой? --
Смыт волной неверия
И лежит на дне морском
(Я уже проверила).

Сколько жизнь не вороши,
Сплошь одни потери --
И твоей стальной Души
Потерялись двери!

Я могла бы их искать,
Ошалев от боли,
Только ключик мне опять
Не подарит море"
(«Где мой ключик золотой?..», 17.04.03)

*  *  *

Апрель. Татьяна вся в смятеньи,
рассвет-закат, опять сомненья,
все те же стены, тот же мир,
и дом -- как Долг и как кумир.
И на цветение Весны
не откликается привычка.
А как тревожны стали дни!
И как с тревогою смириться?..

"Если так суждено, значит, так и случится --
Нашей болью заменятся муки Земли.
Время ближе к концу ещё бешеней мчится --
Мы любовью его обуздать не смогли.

...Нам неведомы страхи в начале дороги,
Но недюжинной силы дойти до конца
Хватит, видно, не всем, хватит очень немногим --
Тем, кто сможет постичь жертву Бога Отца..."
("Если так суждено, значит так и случится...», 28.04.03)

*  *  *

Но есть отрада в мире этом,
дороже всех других отрад,
и воплощенный символ – дети --
на миг спокойствие дарЯт...

«Опять весна открылась мне.
И не тесны её одёжки!
А за синичкой во дворе
Сынишка мчался по дорожке...

Влюблённый воробей -- поёт!..
"Смотри-ка серая синичка!"--
Мой сын кричит, смеша народ
(Ещё сильна зимы привычка).

Синичка -- серая весна...
Метелицам не внемлет властным
И завершается она,
Как снегирёнок, летом красным.
("Серая синичка", 01.05.03)
 
*  *  *

Как часто средь пустот душевных
приходит призрачный уют,
возврат к былому -- утешенье
всего на несколько минут!

"Сейчас я только лишь жена
И больше ничего не надо! --
И ночи вечная прохлада
Безмерной страстью сожжена.

Непотухающий огонь,
Вливающейся в плоть Вселенной...
...Та вспышка чувств была мгновенной,
Но истинной, как всякая Любовь"
("Сейчас я только лишь жена", 14.05.03)

*  *  *
Ах, отреченья и самозабвенья,
пусть даже грянет аутодафе,
Любовь и Бог с момента Сотворенья
едины, неразлучны на земле:

"Любовь не грех -- она даётся Свыше.
Но как её ты в жизни воплотил?
Я слышу... Слышу. Слышу! Слышу!! Слышу!!!
В себе прилив каких-то дивных сил..."
("Любовь не грех", 19.06.03)

*  * *

Причин искалось много, разных:
кто виноват, ведь был прорыв?!.
В потоке дней однообразных
душа искала перерыв.
И где-то зрело понемногу,
и что-то тлело изнутри,
и, как всегда, -- нашло дорогу,
зови его, иль не зови: 

«Простите, что не ко двору...
Опять уйду -- росой умоюсь
И неба краешком укроюсь,
С листвой в тиши поговорю.

Простите, что не ко двору...
Уже с лихвой испиты слёзы,
Надежда, вера, горечь прозы.
Простите, что не ко двору...

Опять я с Вами говорю...
Как снега искорки мгновенья --
Нам не хватает откровенья.
Простите, что не ко двору...
("Простите, что не ко двору", 22.06.03)

*  *  *

И вот -- кульбит! Как защититься?
Глупа, как вечный зов, затея,
но если жаждется, не спится,
желанье – то в мороз, то греет?!..
И если вдруг ответным эхом --
ненайденное где-то чувство...
Так неужели лишь потехой --
созвучные плоды Искусства?..
А где ей взять свое, что Небо
уже пророчеством святило?
И просится вовнутрь нега,
и это -- Боги подарили...

«Да! Снова: жажда, творческий полёт,
Дерзания, сомненья на распутье...
Когда вот так, потом наоборот --
Я, словно краски, смешиваю сути.

Вот жёлтого уже недостаёт...
Лазурного добавлю к изумрудам...
А, может быть, как раз, наоборот?
А может, всё до глупого абсурдно?

Не знаю для чего, почём, зачем.
Родные спросят: "Делать нечего?"
Вновь угодить с утра пытаюсь всем
(И вновь томление до вечера!)

Да! Очень верно! -- Это всё уйдёт
(Я это не однажды проходила!)...
...Огнём по сЕрдцу кто-то проведёт,
Шепнув: "Избавит только лишь могила

Горбатого". Но это всё – потом,
В суде небесном нам предъявят иски.
Я Душу вновь хлещу любви хлыстом,
Смакуя кровь. И впрямь, по мазохистски!

А ты, как будто понял, что
Мне жажда творчества желанна,
Взял соль и занялся борщом,
Посыпав щедро сердца раны»
("По мазохистски", 27.06.03)

*  *  *
 
На пыльные следы
катящегося лета --
июньские дожди,
недобрые приметы...

"-- Мы с тобою встречались в садах неземных
(И скрывать это вряд ли уместно).
О другом постоянно слагается стих,
Только в сердце есть место

Для далёкой, сожжённой в пространстве Любви
(Прочь кручина!).
Посмотрел на меня, будто помнишь те дни,
Мой мужчина!..

-- Мне нечего тебе сказать
(Я лучше помолчу).
Какой монетою (как знать?)
За этот взгляд плачу? --

Едва коснувшийся глубин,
От холода продрог.
Я для тебя не господин,
Но муж тебе не Бог..."
("Безмолвный диалог", 26.06.03)

*  *  *

Теперь -- в признанье полного полета,
бесстрашие и страсти торжество,
но в тишине таится в черном кто-то.
Да ну его! Сейчас не важно -- кто...

"К другому берегу причалила
Напрасно, -- спорят и с судьбой!
Пусть я слаба, но всё ж отчаянью
Не дам глумиться над собой"
("К другому берегу причалила...",  01.07.03)
 
*  *  *

Октябрь. Уж холодной горстью
рябина сбилась в урожай,
на сладость лета -- мыслей черствость,
и пульс -- ударами ножа.
Поутренние нападенья
на Желтогривую Главу,
в передвиженьи светотени
мольберты сохнут на ветру...

"Мы запутались в лабиринтах
Жизни этой.
Понимая -- ходы закрыты!
Ищем Света...

И, пускай фонари на стенах
Светят тускло,
Не дождётся курок измены
Страсти спуска.

Из любви своей вырастаем
Не навечно,
С новой радостью привечая
Поезд встречный.

Но куда ты на нём уедешь
И на долго ль? --
Вновь на станции Горечь слезешь
С Чувством Долга.

Мы запутались в лабиринтах
Жизни этой.
Понимая -- ходы закрыты!
Ищем Света..."
("Мы запутались в лабиринтах...", 09.10.03)

*  *  *

Цена горька. Как признак отрезвленья --
убытков вдруг подсчитывают нить,
обыденность (нелегкое прозренье!)
намерена ее испепелить:

"Вдохнула и не
Выдохнуть -- навек в груди.
Любовь ли это?

Застывший вдох ли...,
Времени глоток ли... -- Век
Не в тягость! -- Любовь!!!"
("Любовь ли это?", 28.11.03)
 
*  *  *

А вот и тот, кто в черном! Не забыл
дорогу в этот рай, согретый в лете,
он не напрасно адрес сохранил
на неприлично свеженькой манжете...

"Я взбираюсь на горы слёз
(Капли падали замерзая).
Ветер имя твоё принёс,
Вновь любовью себя терзаю.

Я взбираюсь на горы слёз --
Ноги ранят больнее стёкол.
Ветер имя твоё принёс,
Веткой жизни хлестнув жестоко"
("Я взбираюсь на горы слез...", 28.11.03)

*  *  *
 
... читателя пускай терзает грусть:
опять прервали фильм на полуслове!
Опустятся подробности, и пусть
не выпитыми сбудутся герои.
Зачем напоминать в сто пятый раз,
что все сюжеты в древности далекой
уже завершены были, до нас
в "преданьях старины", как ночь «глубокой»...

"Вновь Душа моя на мели.
Волны смоют остатки грима;
И, на жизнь, гудя, корабли
Проплывут, как обычно, мимо.

Я не буду искать причин --
Их унёс, хулиганя, ветер...
Только чайку прошу: "Молчи! --
Крыльев взмах твоих слишком светел!.."
("Я не буду искать причин", 05.01.04)

*  *  *
 
Не предают лишь женщины, они,
рождая (!) чувство, за него в ответе.
Что делать, ведь мужчины таковы,
какими их родил попутный ветер...

"То пожатие руки... --
Поцелуй бы в лоб прощальный!
Как туман, что вдоль реки,
След исчез слезы кристальный...

То пожатие руки...
...Снова в прошлое вглядеться... --
Безнадёжно далеки
Стрелы, ранившие сердце...

...Видно, страсти угольки
Сохранились во Вселенной...
Кто-то скажет: "Чудаки... --
Это дань тоске мгновенной...".

Мимо времени реки,
Облачком в чреде печальной,
То пожатие руки... --
Поцелуй бы в лоб прощальный!"
("Поцелуй бы в лоб прощальный!", 20.02.2004)

*  *  *
 
Напоминая смысл банальный,
я логики не нахожу!
Ведь состоялось же прощанье!..
Ан, нет! -- «Сижу и ворожу»:

"Прилечу к тебе сном, бессонницей,
Птицей синей с глазами небесными.

Солнце (надо ж!) к закату клонится,
Выжигая все мысли пресные...

...Я стремлюсь к тебе нежной горлицей,
Разгоняя сомнений стаи...

Гляну в зеркало, -- образ колется ...
Ты простишь меня? -- Улетаю..."
("Прилечу к тебе сном, бессонницей...", 19.02.04)
 
*  * *

Теперь для песен есть минуты,
для писем тоже время есть,
судьба-судьба, как горки круты!
А сколько их -- совсем не счесть...

"Я годами в Любовь врастала,
Что с корнями не знаю ныне --
Душу начисто распластала
Ароматом хмельных полыней...

...Земляничных рассветов запах...
Вновь слагаются в строчки буквы...
У Судьбы в очень нежных лапах...
На губах, только, привкус клюквы...

Снова хочется возвратиться
По весне журавлиным клином
В юность.... Надо же! -- Вновь не спится,
...И тебя называю милым..."
("Я годами в любовь врастала...", 21.02.04)

*  *  *
И наступает время сказок:
плоды рябины горячи,
какими были ум и разум,
тогда, что до сих пор горчит?..

"Свои сомненья на мои
Рукой безжалостной умножь,
И золотник твоей любви
Мгновенно превратится в грош"
("Любовно-девальвационное", 02.03.04)
 
*  *  *

Победа над собой – Победа,
рекою мудрость нажита,
«Ну, было, -- скажет, -- только лето,
когда не в мужа влюблена»...

"А нужно ли мне Ваше восхищенье?
...Как бусинки нанизываю дни,
А Нитка Жизни рвётся с возмущеньем,
Пропитанная Ядом Нелюбви...

От узелков она короче стала...
Да что о ней? ...В бесстрастном беге строк
Мне плакаться в жилетку не пристало --
Я завяжу последний узелок..."
("Я завяжу последний узелок", 02.03.04)

*  *  *

Удобною теперь тропою --
переболевшая душа,
не впопыхах она откроет, --
степенно размеряя шаг:

"Любовно утешая снег,
Нагромоздившийся в сугробы,
Вновь Время замедляло бег,
Слегка задерживая воды...

И не рождённая Весна,
Таилась в нас внутриутробно,
Толчками чувств лишая сна... --
Ей, как Царице, ТАК угодно!"
("Ей, как царице, так угодно!", 10.03.04)

Вместо эпилога:

Вот только не приснилась бы усталость,
не залегла бы горсть сухих морщин,
не караулила бы в серых буднях старость,
не отвратило бы от флирта и мужчин.
Не высушило б слез, не омертвило,
не допустило бы чванливости налет,
не надо говорить себе -- забыла,
пусть сердце будет "с годностью в полет"!..

От Авторов:

Читатель дорогой и своенравный,
оставить здесь рецензию спеши!
Но только принимая во вниманье
ранимость поэтической души.

Критиковать пожаловал: хлеб с солью!
Но помни, завещал один мудрец,
что, разрушая, надо бы построить...
На этом и поставим мы:
«Конец»









 


Рецензии
какое клевое стадо "пораженных и восхищенных"...

улыбнуло...

какие самоотверженные ценители прекрасного,
это ж надо все это *** до конца прочитать...

Dreamkeeper   27.03.2006 07:56     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.