Еще раз о хайку что-то вроде эссе

Вместо предисловия.

И.А.Шевченко опубликовал две части краткого самоучителя хайку. Мой текст – это немножко самоучитель (по которому я пытаюсь обучить самого себя). Предыдущие мои тексты (ссылки я приведу в конце) вызвали множество замечаний и дополнений по существу со стороны читателей, что породило дискуссию, результатом которой и является ниже приведенный текст. Чтобы у читателя не возникло ощущения того, что я его пытаюсь наставлять на путь истинный, поясню, что это не устав и не пропись,  а лишь попытка осознать некоторые нюансы творчества, обычно не слишком хорошо осознаваемые.

Героизм хайдзына

А заключается оный в том, чтобы писать то, что видишь, что думаешь, и что с тобой происходит именно сейчас, сию минуту.
И делать это как можно проще. Практически констатируя происходящее.  Снег белый. Земля черная. Мяч круглый.

Причем тут героизм? Да притом, что сделать это не так уж и просто, как может показаться изначально. Особенно человеку с европеизированным типом мышления, если так позволительно будет выразиться. С одной стороны здесь социальные устои, нашептывающие, что умный человек не может быть так прост. И это вот: «что вижу – то пою» - с критической усмешкой. И еще масса общественных и личных предрассудков, мешающих взойти до вершин конкретной простоты.

Впрочем, и предрассудки и устои вполне преодолимы. При собственном-то неукротимом стремлении. Сложнее с другим. Увидеть в простоте, в незначительной на первый взгляд детали поэзию. Взойти до простого обобщения, равного философской парадигме. Найти такой частный случай, чтобы он стал всеобщим законом.

Зачем? Казалось бы – когда есть возможность замумить что-нибудь этакое, чтобы окружающие вздрогнули от величия полета мысли…. И ведь наш изощренный ум вполне позволяет нам это сделать. Куда там жалким «дипам блю».

Спешу остудить горячие головы. Во-1, сложность выражения уменьшает число степеней свободы толкования. Простота выражения, напротив, увеличивает число возможных толкований, делая более ярким его выразительную сторону. По каким-то  там философским канонам человеческого мышления.

В этом одна из зацепок жанра. С виду – очень уж нехитрого.

Во-2, есть и социальный аспект. Например: не пытайся казаться умнее других. Поскольку реакцией на замумление будет отнюдь не восхищение величием твоего ума, но исключительно мысль: «он думает, что он шибко умный». С соответствующей вегетативной реакцией афферентных волокон. Вот что будет чувствовать человек, прочитавший такое замумление. А вовсе не тот нежный запах фиалок, перемешанный с запахом навоза, который вы ощутили на восходе солнца, сбивая росу босыми ногами под завораживающее пенье кукушки.

В-3, увидеть все таким, какое оно есть – это уже само по себе большое искусство.

Почему? Хотя бы потому что тебе его таким НЕ преподносят.

Другими словами: снимите очки, когда пытаетесь что-то сказать.

Вы понимаете, о каких очках я толкую?

Любопытно, что выражение «снимите очки» можно понять двояко: снять очки (с диоптриями или солнцезащитные), чтобы стекла или их окраска не искажали естественного восприятия.

А также «снять очки» в смысле «лишить набранных баллов» - это как раз о том, что авторитеты бывают дутыми, и кто-то однажды удачно вистанув, теперь задирает других, пользуясь заработанным по случаю «авторитетом».

В нашем случае – подходят оба значения. Причем, желательно снять очки в обоих смыслах – и с себя, и со своего  окружения.

Снять и подойти к явлениям и событиям первородно – с распахнутой душой и обостренными чувствами.

Отнестись к этому именно так, как относятся малые дети – с искренним любопытством и непредвзято, следуя не общественным установкам, а лишь врожденным понятиям о красоте и гармонии.

замерзшие стекла
заснеженные ветки
зимняя вишня

*

Хайка существует только один раз

Хайка - это неповторимое движение пространства, слившееся с таким же неповторимым движением души. Штучный товар ручной работы. Такой примерно, как удачный снимок фотографа. Как джазовая импровизация. Как осетрина, которая бывает исключительно первой свежести.

Совершенно верно также и то, что хаек вокруг нас бесконечное множество. Надо их только суметь увидеть.

Когда вы готовы к тому, чтобы увидеть хайку и понимаете, что это и есть хайка, тогда получается именно так, словно вы откусываете сочное яблоко, не только почуяв его вкус и аромат, но и на мгновенье став этим яблоком.

Кстати: вы когда-нибудь замечали, что на свежем воздухе яблоки намного вкуснее и ароматнее?

*

Тот, кто занимался фотографией, несомненно, знает, что такое чувство кадра – когда вы идете себе по дороге и вдруг видите - совершено исключительный кадр.

То же и с хайкой.

К примеру, когда я увидел, как серая ворона закапывала в серый ноздреватый от внезапной оттепели снег свою добычу, опасливо – совсем по-человечески – оглядываясь на двух псов, радостно валявшихся в тающем снегу, я сразу понял что это – хайка.

И будь у меня под рукой фотоаппарат…. Но его, как назло, не оказалось.

декабрь ворона
контрует добычу
от радостных псов

*

Ошибается тот, кто думает, что хайка – это Нечто. И что к этому Нечто надо непременно и упорно стремиться. Все как раз наоборот: стремиться надо к простоте. И если это так, то Нечтом хайка становится лишь в сознании читателя, который внезапно увидит всю картинку в деталях и скажет: «эта хайка – Нечто».

Как правило, стремление автора к Нечто оборачивается полным крахом. Как и всякое доброе намерение.

А вот если вы внимательно посмотрите действительности прямо в глаза, то обязательно увидите такое Нечто, которому то ваше Нечто, которое пылко рисовалось в вашем натруженном воображении, и в подметки не годится.

Как говорят: жизнь полна неожиданностей. Эти неожиданности имеют большие шансы оказаться хорошей хайкой.

Еще говорят: в жизни всегда есть место подвигу. И увидеть хайку – это и есть подвиг хайдзина. Скромный и неприметный.

белая ночь
паутина черных ветвей
в плен захватила

*

Почему говорить о том, что есть вокруг и прямо сейчас – так притягательно? Ведь всегда можно посредством фантазии создать волнительные, волшебные, неизведанные миры.

Можно. Но … надо ли? Если мы живем в этом мире, в который нас послали пожить, то каким бы он ни был,  нам выбирать не приходится. И поэтому именно этот мир – лучший из всех. Возможно, другие – самые невообразимые миры еще встретятся на нашем пути. Возможно. Но не в этой жизни. Там и песни будут совершено иные.

Вообще «что вижу, то пою» характерно и для акынов и для чукчей. В этом есть какой-то высший смысл. То ли оттого, что тот, кто слышит ваше акынско-хайдзынское пенье, убеждается, что слышит и видит с вами одно и то же. И это необходимо либо для того, чтобы убедиться в том, что «я – есть» (личное самоутверждение). Либо почувствовать себя в стае (социальное самоутверждение). Либо, наконец, подыскать вербальный эквивалент увиденному – хотя бы и с чужой (вашей) помощью. Такое тоже часто бывает: иногда человеку надо не только показать (снег), но и сказать: он - белый. Если же ваш собеседник спросит у вас: почему белое - белое? – ответьте ему, что это вопрос терминологии.

Вполне может быть,  что умение сказать об увиденном ничто иное, как подтверждение, что вы живете здесь и сейчас, а не в вымышленном кем-то (возможно – вами же) мирке. И ваши чувства реальны, а не оторваны от действительности. И это, пожалуй, говорит о том, что с вами есть смысл иметь отношения. Какие – это уже вопрос вкуса.

Вообще сам феномен принципа «что вижу – то пою» заслуживает отдельного разбора. И, думаю, что он (если) будет (то) долог и интересен.

По всей видимости, сюда упирается философия дзен с принципом «это – есть». Однако и социально-психологические аспекты не менее интересны. Например, адаптация в обществе. Или успешность для представителей противоположного пола.

Да мало ли еще что.

каркнул ворон
сквозь утренний снегопад
эхо разнеслось

*

Итак, мы остановились на том, что если внешнее действие и внутреннее состояние неожиданно резонируют –  рождается хайка.

Это эфемерно, зыбко и сиюминутно, как джаз. Поэтому и уловить это состояние надо уметь.

Как и в джазе, в хайкай возможны бесконечные импровизации на вечную тему. Отсюда бесчисленные хайки о луне, о вишне, о кукушке и прочих традиционных образах. Это примерно как хорошая шутка – новый взгляд на вечную тему. Причем неискушенному читателю эти импровизации вполне могут показаться похожими одна на другую, точно капли, размеренно капающие из крана. И это можно понять. Когда внимание неискушенного читателя ухватывает ключевую деталь (луна) и не успевает ухватить ситуационные детали (поскольку  это требует и напряжения и тренировки: детали часто уходят ранг невесомых нюансов). Наконец, необходима хотя бы небольшая подготовленность к восприятию.

Основа этой импровизации – внутреннее состояние автора. Точно так же, как в джаз-банде музыку рождает состояние солирующего импровизатора.

проснулся
под музыку Дюка
и Рождество

*

Хайка – это мгновенное осознание (катарсис)
 
Да, это так. Хотя и не следует забывать того, что этому мгновенному осознанию иногда предшествуют долгие годы жизни и опыта.
Поэтому часто говорят, что хайка рождается мгновенно и редакции не подлежит.
Это так и не так одновременно.
Иногда хайка появляется в виде готового стихотворения. Тогда – так.
Иногда сначала выбрасывается  осознание – катарсис. И тогда приходится вспоминать – что же именно привело к нему.

Иногда – увиденное глазами требует вербального перевода, который может оказаться не столь уж и простым. Особенно учитывая мегаметры хаек, уже до того написанных:  повторяться – дурной тон.

сомкнуты веки
стук часов напоминает
о времени

*

В жизни бывает тяжелое время, когда хайки не пишутся. Бывает и веселое время – когда они (хайки) рушатся настоящим обвалом. И это вполне нормально. И для субъективной личности и для объективного мира, в котором проживает субъективная личность.

Как для личности, так и для мира характерны периоды стабильного существования и периоды изменения – быстрого или не очень.

свеча белый лист
у снежного поля
остановился

*

Хаек не может быть слишком много.

Мир соткан из сиюминутного изменения. И это изменение бесконечно. Поэтому и отражение его в нашем сознании может быть бесконечным. Другой вопрос заключается в том, имеет ли смысл фиксировать каждое из мгновений?

С одной стороны темп творения и потенциал творчества ограничен (сколько бы мы не хотели обратного). Поэтому число актов творения (рождения хаек) также ограничено.

С другой стороны – простота хайку незаметно подталкивает к тому, чтобы писать «километрами» - ведь кажется, что это так легко – встал на жилу, а там само пойдет. Однако если вы поддадитесь этому искушению, то не успеете оглянуться, как ваше творчество выродится в монотонный бубнеж, и не будет вызывать особого интереса у  читателей. В том ведь и заключается высший пилотаж для гурмана, чтобы положить утром в рот кусочек горького шоколада и наслаждаться терпким вкусом до самого вечера.

Впрочем, хайку-пространство (как назвал его Александр Деев) засорить невозможно. Все лишнее уходит само. Его съедают ненасытные лангольеры.

время снегопадов
проходит
приходит
время одуванчиков

конец первой части


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.