Критика на номинанта, стих Давай начнем игру в шмеля. Евгений Ор

Давай начнем игру в шмеля...
Евгений Орлов
http://www.stihi.ru/2002/07/09-610

***
давай начнем игру в шмеля и хмель!
как бы случайно, бреющим полетом,
я выберу - тебя! и к черту соты!
напьюсь - до чертиков, до визга, за предел!
и стану - пьян! но буду мягкотел,
и шаткою шмелиною походкой
пройду по стебельку - ну, как? щекотна
шмеля залетного щепотка нежностей?
ты скажешь: "ах, умерьте вашу прыть!
клянусь, от липких лапок я устала...
вы пить пришли? так продолжайте пить!
мне кажется - недолго нам осталось..."
...я стану стар? клянусь, я - буду стар.
но и тогда, когда нас старость тронет -
не перестану слизывать нектар
с шершавых лепестков твоих ладоней...

-----------
О форме: Стих написан верным ямбом. Рифмы точные (стар-нектар), почти точные (полетом-соты), спорные (хмель-предел, походкой-щекотна), внутренние (черту-соты, щекотна-щепотка). Игра слов: шмель-хмель, липких-лапок,
О содержании: К сожалению, моих знаний о жизни насекомых не хватает, чтоб утверждать, что у шмеля нет сот, наверное, есть.
Хмель и напьюсь - замечательно, но во времена горбачевской борьбы с пьянством этот стих бы не пропустили: хмель, напьюсь до чертиков, до визга, стану мягкотел, шаткая походка. Прямая пропаганда нездорового образа жизни! И мужчина, напившийся до визга,  т.е. - это такая метафора - мол, напьюсь как свинья - тонко, очень тонко. Эх, и в таком состоянии вы по стебельку пройдетесь? Молодой человек, в ГАИ вы давно не попадали. Вас бы за руль авто не пустили, а вы - летать! Да еще бреющим полетом (и чего брить будете? - вот  эти рекламы про бреющие головки…). И все эти - ЗАЛЕТНЫЕ - ох, аккуратней с этими делами - залетными! Предохраняйтесь, т.е. берегите себя. А лапки-то чего липкие - потеете? Плохо - сердечко шалит?  Я вот тоже, но не об этом речь. И барышня ваша прямо из романа: ах, умерьте, вашу прыть. И далее совсем пивнушечное: вы пить пришли или нежности щепотками разбрасывать? не до них, мол, сударь - продолжаем пить. Ее речь полна просьб (умерьте), клятв (клянусь), предложений (продолжайте), догадок (кажется). Вообще чисто женское непостоянство: то умерьте, то продолжайте - как вы женскую натуру знаете - прямо не пьяный шмель, а психолог. И что вы такое пьете - что недолго вам осталось - мышьчок-с изволите в питие подмешивать? Цианид?
напьюсь - до чертиков, до визга, за предел! и стану - пьян! - по сути масло масляное - напьюсь до чертиков… и стану пьян. И сочетание "за предел" - очень уж на слух неприятное - так гляди и оговоришься… Уж если до такой степени напьетесь - то и не подходите к вашей барышне - а то оконфузитесь только - мол, мягкотел…. Только и сможете, что нектар слизывать… да похоже, что и от лапок липких она уже устала.
И так: я буду стар, скромно так почему? вот бы: суперстар!!!
не перестану слизывать нектар
с шершавых лепестков твоих ладоней - эротично-то как. Но откуда такая геронтофилия? к старушкам тянет? Так нет у них уже того нектара (поверьте мне), что у Лолит - целлюлит только.


Рецензии
Это не критика, а упражнение в остроязычии, самолюбование. Как Вам кажется - вы очень остроумны?:) Зло, сбивчиво и не совсем объективно.

Инна Олькович   14.12.2004 15:19     Заявить о нарушении
Поэт-творец сам для себя определяет, как и о чем он будет писать, почему же мне не оставили такого права: писать откровенно о своих чувствах после прочтения стиха. Если стих или отдельная строка вызвали мой смех – почему я не могу поделиться с автором моим смехом, возможно, что именно для этого он и писал свой стих. Почему непомерное захваливание принимается автором, как нечто само собой разумеющееся – и никто не пишет: «Вы знаете, я этот стих писал 10 минут, и не стоит он таких похвал, потому что это откровенная халтура. Не говорите о нем так возвышенно, так восторженно – ибо такая реакция даже самой интонацией оскорбляет меня как поэта…». Но стоит позволить себе немного пренебрежения и острословия – как сразу поднимается невероятная буря в стакане воды (как будто, я позволила себе всенародно оскорбить убогого больного ребенка), такие амбиции! Почему-то многие поэты считают, что их произведение – это нечто, уже самим своим существованием обреченное на восторги и крики «ура и браво». Потому что это – …творчество. Он «творит», и все вокруг должны замереть и трепетать… а если это – вовсе не творчество, а трата времени, пересказ тысячу раз сказанного?
Я уже приводила пример: когда в спортивную секцию приходит ребенок, может, даже дошкольник – тренер, проверив его способности и таланты (гибкость, реакцию, скорость) за один день делает вывод: годен или нет. И никто не будет с этим ребенком церемонится, тратить свое время, если он не подходит для спорта. Когда ребенок приходит в музыкальную школу, его подвергнут испытаниям (слух, голос, чувство ритма). Знаю, что в определенные виды войск берут с ограничениями: рост, вес, острота зрения, слух... Для того, чтоб водить автомобиль (тем более, самолет) человек проходит медкомиссию и учится определенное время на курсах. И, если на курсах по вождению Вы будете делать что-то не так (а я так хочу, мне так удобно и т.д.), Вы просто не получите права. И только к творчеству у нас особый подход: чем бы дитя не тешилось, абы не плакало. Пусть лучше стихи пишет, чем по подворотням водку пить…
Есть авторы, чей уровень ниже критики, но они и не особенно претендуют на что-то (если, конечно, среди пишущих стихи есть хоть один, который ни на что не претендует). Если Вы, как профессионал, видите, что нет у человека таланта, почему Вы должны губить человеку жизнь, промолчав? Если тренер возьмет в секцию слабого ребенка, и через несколько лет всем станет ясно, что годы потрачены напрасно… Если на курсах по вождению не забракуют человека, неспособного сконцентрировать свое внимание и контролировать себя… Если десять лет в музыкальной школе ребенку, пристроенному по блату или за деньги, будут говорить, что он гений, а у него и слуха-то нет… Если в армию будут брать больных, наркоманов… Все это – трагедии, и поверьте, куда большие, чем, одно правдивое слово сказанное вовремя: негоден. И сказать негоден нельзя с какой-то особенной интонацией – как его не говори, оно всегда будет больно: поверьте. А человеку, потратившему уже некоторое время и уже убежденному, что он – поэт, никакое ни ласковое, ни грубое «негоден» уже не повредит (он уже всех, говорящих негоден, записывает в список неудачников, бездарей, графоманов, сухарей…)
Я не оскорбила своим острословием ребенка, написавшего первый стих – я сказала свое мнение (как мне кажется, достаточно аргументированное) взрослому человеку, написавшему несколько сотен стихов. Я не сказала, что он негоден, я только забраковала отдельный стих. Да, я – откровенно написала о строках и образах, вызывающих смех. И, если это воспринимать, как трагедию, способную привести к самоубийству, то не стоит ли мне разделить ответственность с теми, кто в течение несколько лет лицемерил и хвалил совершенно слабые стихи автора, тем самым, постепенно убивая поэта (каждому хочется признания и похвалы – и если автор пишет, и все его стихи идут на ура – он будет стоять на месте – а для творчества – стояние на месте – это уже деградация).
Поэтому в первую очередь моя критика была направлена на стихи номинированные, т.е. признанные достижением. Мое внимание и моя желчь была направлена на те образцы стихотворчества, на которые будут равняться молодые поэты (а у каждого при чтении признанных образцов рождается в душе мысль: ну, и чем мои стихи хуже?). И мое мнение, мои требования под всеобщим «ура», возможно, для кого-то и будет ориентиром, той «руководящей и направляющей» линией, которая предъявляет к поэзии невероятно высокие требования (гораздо более высокие, чем требования многих номинаторов).

Правда Горькая   14.12.2004 20:00   Заявить о нарушении
Полностью согласна с тем, что критика - есть необходимая и движущая сила искусства. Она способствует самосовершенствованию поэта, а также даёт человеку понимание того: своим ли делом он занимается. Я всегда прошу читающих: критикуйте мои ошибки, а не пишите мне "хорошо" ибо это "хорошо" никак не способствует моему развитию. Но критиковать и ёрничать разные вещи. Не могу не согласится с тем, что для номинирования стихотворение "Давай начнём игру в шмеля" слишком слабое (но отмечу также, что и не архибездарное, думаю у поэта есть шанс:) Так же как и Вас меня поражает то огромное количество положительных, а порой и восторженных откликов на стихотворения серые и слабые.
И тем не менее дать начинающим поэтам понимание того, что на "это" не стоит равнятся можно и в менее издевательской форме. Вы можете иметь какое угодно мнение и веселиться как угодно по поводу стихотворения, но выносить это на всеобщее обозрение и называть это критикой не совсем правильно.
Думаю так же как люди, которые пытаются писать стихи, не всегда делают это хорошо, но уже думают что они поэты и не замечают слабости своих творений, так и критики часто думают, что субъективная издёвка уже критика. Этим грешат многие критики современности и в кино и в искусстве, забывая, что критик как и историк должен быть объективен и беспристрастен. В противном случае он рискует быть высмеян потомками.

Инна Олькович   15.12.2004 12:01   Заявить о нарушении