Библиотека Открытая душа

                О Т К Р Ы Т А Я   Д У Ш А
   
  ПРЕДИСЛОВИЕ
   Моё трепетное отношение к книгам, любовь к литературе, постоянные размышления о ней привели меня к мысли, что в каждое произведение любой настоящий автор, будь то поэт или прозаик, всегда вкладывает частицу своей души; что только такое произведение может найти отклик в другой душе - душе читателя. Каким будет этот отклик, зависит от меры таланта данного автора. Но не в этом дело, а в том, что он затронет другую душу. Именно о таком взаимодействии душ может мечтать любой начинающий или маститый автор - здесь они оба находятся в одинаковых условиях.
   Беря в руки книгу и открывая первую страницу, вы как бы распахиваете дверь в душу писателя, а, прочитав книгу, вы словно выходите из его души, поняв, наконец, какова же она. Так, во всяком случае, чувствовал себя я наедине с каждой новой книгой. Через содержание я узнавал душу писателя.
   
  Как душа человека не может быть всегда одинаковой, - доброй или злой - так разнообразны и книги, написанные одним и тем же автором. А поскольку у меня много книг разных авторов, то настроения, души их, очень разнообразны. Именно разнообразием своих отношений к героям книги, к событиям, показанным в ней, интересны для меня и, наверное, не только для меня, писатели разных стран и народов. Я нахожу иногда в них много общего, а чаще - много разного. Каждый со своих позиций показывает мне то, что называется жизнью, а через это и открывает свою душу. Иногда встречаются души мятущиеся, ищущие, иногда - очень страдающие. Порой видишь романтические души, устремлённые в неведомое ещё будущее. Но всегда каждый автор этих книг идёт к своему читателю с открытой душой и того же ждёт в ответ..
  Именно потому, наверное, я и назвал статью о своей библиотеке "Открытая душа".
  Название немного выспренно, но, как мне кажется, - точно. Как душа человека познаётся лишь в длительном общении с ним (хотя и не всегда), так и книгу не всегда оценишь с первого раза. У меня были случаи, когда я перечитывал книгу и менял о ней мнение. Но полюбившуюся книгу никогда не торопишься отложить в сторону. Именно в этом и заключается магия подлинно хорошей книги. Именно для беспрепятственного общения с подлинно открытыми душами и необходимо создавать свои библиотеки.
   
  МОЯ БИБЛИОТЕКА
  Не знаю почему, но мне однажды захотелось написать статью о библиотеке. Нет, не о какой-то конкретной, или о библиотеках вообще. Это слишком серьёзная тема, её надо изучать специально, собирать материалы. Я рассказал об этом желании своему товарищу. Он несколько смутился или удивился:
  – Да разве об этом никто ещё не писал? Ты помнишь книгу Горбачевского "В стране книголюбов"? А не ты ли мне рассказывал о том, что книгу о своей библиотеке написал Смирнов-Сокольский. Да и о библиотеке Салтыкова-Щедрина, кажется, есть книга. Каждый книголюб не только рассказывает о своей библиотеке, но и о том, как он собирал книги, какие с ним случались истории. - Товарищ внимательно посмотрел на меня, ожидая соответственной реакции. Наверное, он хотел, чтобы я,  услышав эти слова, произнёс:
  – Да, ты прав: писать о библиотеке не стоит. Я ведь не Смирнов-Сокольский, моя личная библиотека не так велика и уникальна.
   
  Я не могу похвастаться раритетами или просто каким-нибудь подарком известного писателя. Хотя нет, почему же! Книг знаменитого писателя у меня нет, но есть подарок одного доброго человека, который всю жизнь занимался изучением творчества А.Блока, и он мне подарил несколько книг о Блоке, об Андрее Белом, потому что был главным редактором этих книг. Кроме того, этот человек первым назвал меня ПОЭТОМ. А я знаю, что он не бросает слов на ветер. Такое его замечание многого стоит...
  Да, я хочу поговорить и о личных библиотеках, и о библиотеках вообще, и том, как и для чего собираются они. Я не собираюсь делать научные экскурсы в историю, но кое-что постараюсь рассказать, обращаясь и к истории. У меня своё отношение к книгам и с книгами.
  Быть писателем – это значит не только уметь писать красиво и интересно, то есть, создавать изящную словесность, но ещё и быть до некоторой степени знатоком литературы, книги, книгоиздательства. Такой человек должен (а может быть, даже обязан) больше других знать о своём деле. А разве писателю не интересно знать историю литературы, историю создания письменности, бумаги, библиотек?
   
  К сожалению, мне встречались люди, которые путали Шиллера со Шницлером, хотя и занимались литературой: работали редакторами. Да, есть ещё немало писателей, которые интересуются только тем, что делают сами, а тем, что делали до них другие или их современники – пренебрегают. Конечно, можно не читать всего написанного до нас, но знать хотя бы немного – надо! Это помогает и в собственном творчестве.
   
  Столько тем мне дали другие авторы, которых я читал ещё в рукописях. Видя плохо скроенные стихи, я невольно задавал вопрос: «А что бы ты написал на эту тему?» Садился и писал. Иногда и не одно стихотворение. Кто-то невольно добавит: «И выходило лучше?» Бывало по-разному. Да, есть такие авторы, которые каждый свой опус выдают за очередной шедевр. Я не из них. Если и печатался, то в районных газетах да коллективных сборниках. Болезнью самомнения я не страдал. Конечно, не всегда стихи рождались с первой попытки, но я не бросал тему. Иногда проходили годы, прежде чем рождалось хорошее стихотворение…
   
Книги не просто развивают душу читателя, но и помогают ему увидеть (в буквальном смысле) страну. Я сам, читая путеводители, невольно собирался в дорогу и ехал, чтобы воочию увидеть прочитанное. Так я стал путешественником. Увиденное мною тоже порой становилось темой для стихов. Так, первое посещение Плёса вызвало целую серию стихов. А потом было второе и третье посещение – и всё откладывалось на бумаге пусть даже одним-двумя стихотворениями, а иногда спустя время, но тема давала плоды.
   
  Книга самое удивительное изобретение человечества. Сколько бы мы не общались с книгой, мы не перестанем этому радоваться. И ни микрофильмирование, ни компьютерные технологии не заменят нам того, что создано людьми тысячелетия назад – книги. Всегда для меня было большим удовольствием держать в руках книгу, будь то великолепный фолиант или небольшая брошюрка. Компьютер или микрофильм не возьмёшь с собой в дорогу, а книгу – можно! Кроме того, что книга удобна в обращении, это ещё предмет графического и полиграфического искусства. Формат её, шрифт, иллюстрации – предмет особого разговора. Ими можно вволю любоваться, прежде чем приступить к чтению текста. Достойны внимания переплёт или обложка. Однако, надо учесть, что книга не сразу приобрела современный вид. Ведь сначала необходимо было создать материал, на который можно было бы наносить письменные знаки – буквы, слоги или иероглифы.
 
НА ЧЁМ ПИСАЛИСЬ САМЫЕ ДРЕВНИЕ КНИГИ И КОГДА ОНИ ПОЯВИЛИСЬ?
  До нас дошли глиняные таблички с текстами времён Ашшурбанипала. И что замечательно, тогда же была создана первая в мире библиотека. Глиняные таблички имели дырочку и связывались между собой верёвками. Связанные таким образом таблички хранились в деревянных коробках. Интересно заметить, что для ускорения записи текстов на таблички писцы пользовались готовыми штампами, ведь глина могла быстро высохнуть. Писали на табличках клинописью, то есть прямыми линиями, соединёнными между собой под углом. Это облегчало работу писца на глине. От тех времён до нас дошло много эпических произведений, главным из которых можно считать эпос о Гильгамеше.
   
  На Востоке использовали другой писчий материал - папирус. Он был более удобен, чем глина.
  Это полосы, склеенные из волокон травянистого растения папируса. Писали на нём краской. Так как писец держал глиняную табличку или папирус в руке, то легче всего было писать справа налево, чтобы не загораживать рукой свет. В Китае писали сначала на ткани, а потом изобрели бумагу. В древней Руси писали на дощечках и бересте. Первые книги, дошедшие до нас - деревянные дощечки.
   
  Расположение текста в древних письменах очень разнообразно.
  Иногда писали по горизонтали: справа налево одну строку и слева направо вторую. Такой способ письма напоминает движение вола во время пахоты. Отсюда и название этого вида письма - бустрофидон. Писали и по вертикали, располагая знаки сверху вниз.
   
  Чтобы разгадать древние надписи, необходимо сначала понять, как располагались письменные знаки. Иногда в стране существовало несколько видов письма: слоговой и буквенный. Существовало и, так называемое, иератическое письмо – своеобразная тайнопись. Его создали египетские жрецы для ускорения записи текстов, понятных только посвящённым.
   На Руси существовала скоропись, когда отдельные слова записывались только двумя-тремя буквами. Над сокращённым словом обычно ставили специальный знак – титло, который указывал на пропуск в этом месте гласных букв.

Умение писать высоко ценилось. Работу писаря древние поэты воспевали в стихах. Вот небольшой отрывок:
  Стань писцом, заключи это в своём сердце,
  Чтоб имя твоё стало таким же (вечным)
  Книга лучше расписного надгробья
  И прочной стены.
  Написанное в книге возводит дома и пирамиды
  в сердце тех,
  Кто повторяет имена писцов,
  Чтобы на устах была истина.
   
  Так воспели работу писцов и роль книги в древнем Египте.
  Там же, в городе Александрия, существовала одна из первых библиотек.
   
  А вот в древней Греции и Риме писали на специально обработанной коже – пергаменте.
  Кожаные книги свёртывали в рулон и хранили в футлярах.
  Правда, для письма ещё были и специальные коробочки с воском. На воске писали стилом,   
  откуда и пошло слово СТИЛЬ, стилистика.
  Писали, конечно, и там на папирусе, но это был недолговечный материал.
   
  В старину иметь библиотеку могли только очень богатые люди: ведь книги писались    
 вручную, а потому стоили очень дорого. Книги ценились наравне с казной.
 Наш Иван Грозный, уезжая в Александрову слободу, вместе с казной перевёз туда и библиотеку.
Жена Ивана Ш в качестве приданного привезла с собой из Византии книги.
Большое количество книг привезла с собой во Францию и Анна, дочь Ярослава Мудрого.
Некоторые старинные книги носят название либо по месту их печати, либо по имени заказчика. Так, Библия, отпечатанная Иваном Фёдоровым в городе Остроге, носит название Острожской.
   
    БИБЛИОТЕКИ ДЕЛЯТСЯ НА ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ЛИЧНЫЕ.
  Я хочу немного поговорить именно о личной библиотеке, ибо она наиболее ярко характеризует личность своего владельца. По книгам из такого собрания можно очень многое сказать о самом собирателе.
    
  Какую же личную библиотеку собрал я сам?
  Не скажу, что тематика собирательства у меня сложилась сразу и навсегда. Я начал собирать книги лет с десяти. За прошедшие с тех пор годы мои интересы расширились, и, соответственно, изменилась моя библиотека.
  Сначала я собирал только русскую и зарубежную классику. Многие почему-то считали, что если я пишу стихи, то и книги собираю только стихотворные. Это совершенно не верно!
      Даже если просто проследить этапы моего собирательства, можно легко понять, как развивались и расширялись мои представления о книге, о её роли в жизни и творчестве. Как постепенно я пришёл к убеждению о необходимости изучать литературу и язык. Да и вообще, человеческую культуру.
   
  Некоторые из моих книг были куплены при таких обстоятельствах, что надолго сохранились в памяти. Вот небольшая книжечка Воениздата с рисунками Верейского. Ну, да! – А.Твардовский, "Василий Тёркин". Когда я увидал эту книжку в руках своей родственницы, то сразу загорелся желанием иметь её у себя. Тем более, что с поэмой я уже был знаком и очень её любил. В то время мне было лет одиннадцать. Где взять денег? Ведь она стоила 4 рубля! Пришлось собирать по всей квартире баночки и бутылки, сдавать их, а уж потом бежать в книжный на Арбате.
  С тех пор эта книга хранится у меня, много раз читанная и перечитанная.
   
  А вот за собранием сочинений Есенина я долго стоял в очереди, да не в одной!
Была зима, морозило. Нужно было сначала получить талон во дворе, а уж потом идти в магазин. Народу было много, люди общительные, разговорчивые. Так что, время прошло быстро.
Надо заметить, что книги в то время (до 90-х годов) были удивительно дешёвые. Я имел возможность покупать у букинистов даже такие издания как ACADEMIA! Да и выбор книг представлялся довольно широким. Я собирал и художественную литературу, и книги по астрономии, русскому языку, путеводители.
Тогда в Москве был магазин "Книги народов СССР", где можно было купить на русском языке классиков узбекской, азербайджанской, грузинской литератур и многих других. Я неплохо знаю украинский язык, так что приобретал украинскую классику и тех зарубежных авторов, которых на русском издавали редко. Особенно меня интересовали пословицы и поговорки стран мира. Мне также нравилась библиотечка "Перлыны свитовой лырики".
 Я уже говорил, что путеводители не только интересовали меня как занимательное чтение. По ним я много ездил по нашей стране – СССР. Это не только расширяло мой кругозор, знакомило с новыми очень интересными людьми, но и давало богатый материал для творчества. Побывав в городе Кременце, где родился Юлиуш Словацкий (прекрасный польский поэт-революционер), я написал о нём небольшую поэму.
   
  Однажды я прочитал, что Горький сказал о В.Брюсове: "Самый культурный поэт" (я, конечно, привожу его слова не точно). И мне стало завидно, в самом хорошем смысле слова! И я решил для себя в первую очередь хорошенько узнать русскую литературу.
Тут и началось моё собирание книг, не только классической русской литературы, но и менее значимых авторов.
Одна только библиотека отечественной поэзии у меня составляет не менее ста томов. Это очень богатое и ценное приобретение! Я имел возможность сравнивать произведения поэтов-виршивиков ХУП - ХУШ веков с поэзией более позднего времени. Наглядно видел, как шло развитие поэзии от символизма и романтизма к реализму.
   
  Зарубежную литературу я стал собирать немного позднее. Но это совсем не значит, что я не был знаком с иностранной литературой. Моя мама в те годы работала в редакции газеты "Пионерская правда", поэтому я мог ходить туда в библиотеку. Там я брал много книг Ж.Верна, читал роман Джованьоли "Спартак" и другие прекрасные книги.
Как-то через свою родственницу я познакомился со стихами китайского поэта Ду-Фу. И это послужило толчком к собиранию китайской литературы. Китайская поэзия имеет многие отличия от европейской. В китайских стихах много созерцательности; настроение в них передаётся через пейзаж, через окружающие предметы. Авторы не стремятся поразить вас яркой метафорой, неожиданным образом, нет. Но непостижимым образом они заставляют читателя размышлять. Вот небольшое стихотворение Ван Вея:
  Красные бобы
  в долинах юга
   
  За весну
  Ещё ветвистей стали.
   
  Наломай побольше их
  Для друга -
   
  И утешь меня
  В моей печали.
   
  Очень простые, незамысловатые строки, но как они о многом говорят! Другу тяжело, он ищет утешения. Бобы – символ верности. Видно тот,  кого просят наломать побольше бобов, знает о горе друга... Согласитесь, здесь большое поле для размышлений.
   
  Читая китайских авторов, я не только любовался содержанием, но и познавал новую форму передачи мыслей, чувств, впечатлений. Узнавал новую философию. Это особенно ценно и важно для пишущего. Ведь каждый автор должен искать свои пути для выражения своего Я.
А для этого необходимо познать себя, понять ЧЕГО ты хочешь в жизни, в ЧЁМ твоё предназначение, ЧТО для тебя важнее всего. Только в поисках ответа на такие вопросы можно успешно реализовать скрытый потенциал своих возможностей в творчестве. Не просто писать обо всём что видишь, но вкладывать в описание свою мысль, своё видение и понимание мира. Ведь поэзия это не зарифмованное бытиё, а ТАЙНА БЫТИЯ, прошедшая через человеческое сердце и душу.
ЭТО УНИКАЛЬНОЕ ОТКРОВЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.
   
  У одного из китайских поэтов есть стихи, где говорится, что некоторые люди за букет платят столько, что крестьянину хватило бы на месяц жизни. В строках нет слов гнева или упрёка, но сам факт говорит красноречивее слов, и читатель вновь размышляет о жизни...
  Читая китайские стихи необходимо помнить, что их авторы были людьми глубоко религиозными.
  А религия – это особая философия. В этом отношении интересно читать стихи тамильских шиваитов.
  Полумесяцем украшен,
  Белым пеплом обметён,
  Сердца моего похитчик,
  Гордо восседает он
  На быке, его сияньем
  Сам создатель посрамлён:
  В многославном Брахмапуре
  Он воздвиг свой славный трон.
   (Самбандар)
   
   
  Случайно в библиотеке одного из домов отдыха мне попалась книга древней тамильской поэзии. До самого отъёзда я читал и переписывал из неё стихи! Они не велики по объёму. Это в основном монологи, разговор: девушка обращается к подруге или к юноше. Но есть и поэмы.
  И всегда я замечаю – чем больше ищешь, тем интереснее попадаются книги!
   
  Какое бесконечное удовольствие знакомиться с мыслями арабов времён родоплеменного строя, читая их стихи. Одно время я считал, что Лейли и Меджнун это герои, созданные народной фантазией, что это рассказ-сказка об идеальной любви. И только в 80-х годах я прочитал стихи самого Меджнуна посвящённые Лейли. Значит, он был реальным человеком, поэтом… Фантастика! Народ поднял действительный факт на небывалую высоту своей мысли, придал ему бесконечное очарование Востока. Как это прекрасно!

   
   
  ЧТЕНИЕ – УДИВИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА!
  Ведь он не только узнаёт мысли и чувства давно ушедших людей и народов, но и сам может оставить свои мысли будущим поколениям!
  Читать книгу – это значит, знакомиться с эпохой, страной, людьми оставившими данную книгу.
  Книга это не только результат работы определённого автора, но это и свод правил определённого общества. Его взгляды на цели и задачи литературы. Это вкусы и пристрастия людей данного общества. Литература сама по себе может многое рассказать о языке и культуре своего народа
   
 Всякая настоящая книга несёт в себе не просто рассказ о чём-то. В ней есть картины природы, городской или сельской жизни. А что собой представляет жизнь города или села? Это, прежде всего – краски, яркие или приглушённые, а потом – звуки. Птичье пенье, говор людей, шум машин, деревьев и т.д. Кроме того, автор передаёт портреты действующих лиц, их настроение, характеры. Всё это читатель должен не только воспринять глазами, но и увидеть в цвете, звуках, образах.
  У человека при этом должны работать все пять органов чувств, только тогда он сможет сопереживать вместе с автором и героями события книги. Так воспринимается любая талантливая книга. Именно потому книгу надо читать самым внимательным образом
Если же ты и сам пишешь, то ты обязан замечать, как автор строит образы людей, картины природы, как показывает их настроение. Да-да, в художнественном произведении у природы тоже есть настроение.
 
  Как правило, автор в книге старается говорить только о том, что волнует его в данную минуту, старается показать свой внутренний мир. Казалось бы, как в романе отразить себя? Ведь там показывается жизнь посторонних людей, их взаимоотношения, их характеры. Но посмотрите хотя бы на то, как даётся автором портрет того или иного персонажа, его характер, манеры и вы поймёте, что всё автор берёт из окружающей жизни.
 
  В античные времена из характера человека выбирали одну черту: человек показывался либо положительным, либо отрицательным героем – середины не было. Людей разных национальностей только называли, но не показывали их национальные признаки.
Так, в поэме об Искандере Александр Македонский выглядел правоверным мусульманином, хотя ни узбеков, ни мусульман в те времена ещё не было. И только постепенно, в эпоху Возрождения, люди научились различать нации не только по имени, но и по поведению, по другим характерным признакам.
   
  Очень интересно смотреть, как разные авторы дают портреты своих героев. Одни строят его, показывая поведение и разговор человека. Так даётся описание Чичикова у Гоголя.
  А иногда автор сразу показывает героя с ног до головы. Некоторые авторы отмечают лишь характерные детали портрета. Такое изображение может поначалу ошеломить читателя (пишущего), но постепенно он и сам создаёт свои приёмы показа.
  У Гоголя портрет Манилова занимает почти целую страницу, но он написан, с такими сравнениями и уподоблениями, что читаешь с удовольствием. А некоторые авторы умеют показать человека несколькими яркими штрихами. Да и у того же Гоголя разные герои показаны по-разному. Вспомните, какой ход он находит для изображения внешности своей Оксаны ("Ночь перед Рождеством").
   
  Удивительно интересно прослеживать развитие литературы во времени: от античности и до наших дней. Как строится композиция, как движется сюжет и как, наконец, наступает развязка.
  Очень интересны в этом отношении индийские повести. Там иногда в основной сюжет вкрапливается три или четыре побочных. Это так называемые обрамлённые повести. Нечто подобное напоминает "Декамерон" Боккаччо.
  Каждая эпоха вносит в литературу какие-то свои особенности. Так, средневековье родило готический роман. Это книги с приключениями, духами, призраками. Восемнадцатый век был временем романтизма. И тут дело не в чьей-то воле, желании: так шло развитие общества - от сказки, выдумки-идиллии до... РЕАЛИЗМА.
   
   


Рецензии