Иуда, тайная вечеря и причастие вторая публикация

Если по большому счёту, то мессию предал не Иуда, его предали все 12 апостолов...

1. ИУДА

Из всех последователей Христа самое, пожалуй, большое внимание писатели и историки уделяют личности Иуды Искариота, предавшего Иисуса за 30 серебряников. Причина, вероятно, в том, что до сих пор не раскрыты до конца мотивы, которые побудили Иуду к этому неблаговидному поступку. Мир до сих пор недоумевает, как могло случиться, что мессию, богочеловека мог предать один из его ближайших сподвижников?! И ещё большее недоумение вызывает поведение Иисуса Христа: как он мог допустить, чтобы его так подло предали? Ведь от него не были тайной даже мысли окружавших людей.
Впервые обратить внимание на эти явные противоречия в поступках как простого человека, так и мессии меня заставила книга Александра Меня "Сын человеческий". Там он выразил сомнение в том, что Иисус мог приблизить к себе человека нечестного и, тем более, доверить ему деньги общины. Однако дальше этого Александр Мень в той книге не пошёл. О причинах этого мы можем только догадываться, хотя дальше в той же книге он дает ключ к пониманию этих противоречий. Он обращает наше внимание (и доказывает цитатами из Евангелия) на то, что 12 апостолов до самого последнего момента не понимали своего Учителя, до последнего его вздоха.

Ведь если говорить по большому счёту, то мессию предал не Иуда, его предали все 12 апостолов - ни один из них даже не попытался организовать его освобождение. Трудно представить, что они не смогли бы собрать достаточно добровольцев, готовых отдать жизнь за своего Учителя. Чего же они ждали?

По верованиям иудеев, мессия должен был прийти, чтобы освободить их от чужеземного рабства. И вот, когда этот мессия пришёл, что они видят? Иисус, доказавший своими чудесными деяниями, что он тот, кого ждали, медлит и говорит о терпении, любви к ближним и всепрощении. Это обязательно должно было сбить с толку людей, убавить число уверовавших в него. "Где же выход?! Как уговорить Учителя возглавить великую освободительную войну Иудеев? Или он действительно не тот, за кого себя выдает?" - так или примерно так думали ученики Иисуса - "Если он проявляет нерешительность в силу природной мягкости своего характера, надо помочь ему принять решение".
Таким образом, Иуда хотел спровоцировать Иисуса на более решительные действия. Вероятно, из всех двенадцати он больше всех верил в божественность учителя, а значит и в его неподвластность смерти. Ведь Он воскресил Лазаря. Если Он властен над смертью, то как Его могут убить?! При такой попытке Он обязательно должен восторжествовать над насильниками!

Непротивление злу - вот камень, о который споткнулись апостолы. Иисусу пришлось добровольно принять мученическую смерть, чтобы на личном примере убедить их в непререкаемости этого, как и всех других принципов духовного совершенства.

12 только после физической смерти Иисуса смогли, наконец, осмыслить заповедь о непротивлении злу. Явившись же к ним в виде Духа святого, Учитель дал им понять, что простил им их заблуждение, и поручил им продолжить Его дело.


2. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

Для меня Иисус Христос реален. Он для меня так же реален, как реален хлеб, который я ем каждый день. Только Он был 2000 лет назад. Так же реальны двенадцать апостолов - двенадцать его лучших учеников. Реален тот обед праздничный, ставший для них последним обедом вместе с их любимым учителем.

То, что апостолов было 12, не значит, что у Него не было больше учеников, кроме этих двенадцати. То, как легко и быстро апостолы смогли найти замену Иуде Искариоту, говорит, что множество умных и образованных людей, считали себя учениками Равви Иисуса. Иисус обошёл все территории, населённые евреями, побывал не по разу в каждой из них и сам выбрал себе 12 учеников. Из всех, желавших быть его последователями, Он выбрал 12 мужчин - наиболее развитых в духовном отношении. В последствии своей подвижнической деятельностью во славу Христа они доказали правильность Его выбора.
***

Я представляю, сколько горечи звучало в голосе Иисуса, когда Он говорил, преломляя хлеб и давая его своим ученикам "примите, едите: сие есть тело моё". Эти люди - цвет нации, 12 лучших представителей нации, выбранных им самим для основания новой церкви, лучших во всех отношениях, так как они были наиболее развиты в духовном отношении, именно они задумали предать его.

Центральным событием празднования пасхи являлся обряд преломления хлебов. Но не надо забывать, что этот обряд - преломление хлебов - в старину совершался каждый день. Два или три раза в день каждая семья собиралась за столом и отец - глава семьи - преломлял хлеб и раздавал его всем, сидящим за столом. Безусловно, преломление хлебов в день празднования пасхи имеет более высокое значение, ибо празднование пасхи - не обычный обед, так как вместе с сидящими за столом незримо присутствовал Бог - Бог, который вывел евреев из египетского плена. Если сидящие за столом вместе с Иисусом в день пасхи приняли хлеб от Иисуса, то это значит, что они признавали Иисуса выше собственных отцов. Принятие хлеба из рук преломившего его в празднование пасхи означало наличие особых отношений между преломившим хлеб и принявшим его.
И эти люди, принимающие хлеб из рук Иисуса, задумали его предать. Вот почему Иисус сказал своим ближайшим ученикам: "примите, едите: сие есть тело моё" и потом: "... сие есть Кровь Моя нового завета..."

Почему Иоанн - самый младший из апостолов - за пасхальным столом оказался рядом с Иисусом? Ведь его место было в конце стола. Я представляю, как больно Иисус сжал руку Иоанна, чтобы тот молчал, когда молчали старшие 11 апостолов. Стоило Иоанну сказать слово, и этот коллектив, представлявший собой одну монолитную команду, был бы расколот и уже никогда бы не собрался вновь. Иисусу пришлось бы набирать новую команду.

Великий художник ошибся, на тайной вечере не было гневных взглядов, обращённых на Иуду Искариота. Были 12 ближайших учеников Иисуса, боявшихся поднять глаза и взглянуть на него. Иисус прямо указал на Иуду, как на предателя, но не было удивлённых возгласов за столом, никто не предложил никаких действий, чтобы воспрепятствовать исполнению предательского замысла. Не потому ли, что все 12 были заодно за исключением, может быть, Иоанна?
* * *

Даже до самого последнего момента Иисус мог избежать печальной участи, он мог скрыться - скрыться от врагов и друзей, скрыться от преследователей, скрыться от двенадцати апостолов. Ему это было не трудно сделать. Только как бы дальше складывались события? Кто бы тогда поверил ученикам Иисуса, если они сами ему не верили? Когда бы Он смог собрать новую группу не слушателей или жаждущих исцеления, а последователей? И как Он смог бы внушить новым ученикам веру в себя, если бы Он сам однажды струсил?
* * *

На всех богослужениях в христианских церквях не обходятся без возгласа "Господи, помилуй!". Мы привыкли к этому, считаем обязательной частью обряда и вкладываем в эти слова просьбу к Богу простить нас за наши грехи, которые мы совершаем в своей жизни. При этом странным кажется, что просить о помиловании должен даже младенец, не успевший в своей жизни нагрешить. Учёные проповедники говорят, что ничего плохого нет, если безгрешный младенец попросит у Бога прощения за те грехи, которые он, возможно, совершит в будущем.

Между тем, эта просьба, мольба о помиловании появилась у христиан сразу же после воскрешения Христа и явления Его апостолам в виде духа святого. Этот возглас "Господи, помилуй!" тогда имел вполне конкретный смысл. Апостолы, обращаясь к Христу, просили о помиловании за конкретное преступление, которое они совершили перед Христом. Простить можно за проступок, нечаянную ошибку; о помиловании речь заходит в случае доказанного преступления, за которое полагается суровая кара.


3. ПРИЧАСТИЕ

Обычно учёные церковники говорят, что обряд причастия ввёл Иисус на тайной вечере. После тайной вечери впервые обряд причастия апостолы осуществили при принятии в свой коллектив апостола Павла. Именно тогда в причастие был вложен особый смысл.

Когда Савл, назвавшись Павлом, пришёл к двенадцати апостолам просить, чтобы они приняли его в свой коллектив, те потребовали от него совершения обряда причащения. Павел имел свою вину перед Христом, но он был честен во всём - и в ненависти и в любви, он никогда не был предателем. Павел принял причащение и стал, таким образом, причастен ко всем делам апостолов, заодно взял на себя и часть груза ответственности за их предательство.

И поныне христианские священники обряд причащения вменяют в обязанность всем прихожанам (членам церкви). Тот обряд апостолы ввели как эзотерический (тайный) в своей среде. А как иначе? Они всегда хранили от людей тайну о своём коллективном предательстве Христа и не собирались раскрывать перед ними скрытый смысл обряда причастия. Церковники же распространяют этот обряд на всех людей и таким способом существенно разгружают свои плечи от непосильной ноши ответственности за преступление апостолов перед Христом, совершённое без малого две тысячи лет назад. Правильно говорят: мы все не без греха. Только вот такими мы становимся только после принятия обряда причастия, а не из-за первородного греха, которого просто не существует.

18.06.2003 (дата первой публикации)
=================================================

ПОСЛЕСЛОВИЕ
Данная публикация является точным повторением первой публикации, которая была удалена в связи с тем, что в рецензиях одного из собеседников обнаружились элементы психолингвистического программирования.  Желающие посмотреть первую публикацию, а также ознакомиться со всеми рецензиями и ответами на них могут извлечь её из архива сайта Стихи.Ru по ссылке:
http://www.stihi.ru/2003/06/18-165

В настоящее время ведётся работа по обобщению материалов обсуждения первой редакции, после завершения которой обзор материалов будет помещён здесь в виде рецензии либо во вторую редакцию данной публикации.
=================================================

РЕКОМЕНДУЮ НА ТЕМУ ВЕРЫ И ХРИСТИАНСТВА также рецензии в следующих местах:
http://www.stihi.ru/2003/05/17-573
http://www.stihi.ru/2003/06/08-781
=================================================

В ПЕРВОЙ РЕДАКЦИИ активное участие в обсуждении приняли авторы, зарегистрированные на сайте Стихи.Ru, которых можно найти по следующим ссылкам:
http://www.stihi.ru/author.html?talisha (Talisha)
http://www.stihi.ru/author.html?Rashid (Rashid)
http://www.stihi.ru/author.html?remero (А Ахундов)
http://www.stihi.ru/author.html?zolgora (Zolgora)
http://www.stihi.ru/author.html?sibk1971 (Александр Жиляков)
http://www.stihi.ru/author.html?ramo (Игорь Кинг)
http://www.stihi.ru/author.html?coca7 (Кнехт)
http://www.stihi.ru/author.html?bardak (mister X)
=================================================

РАБОТЫ А. МЕНЯ МОЖНО НАЙТИ В ИНТЭРНЭТЕ ПО ССЫЛКАМ:

http://www.krotov.org/library/m/menn/men_ogl.html
В библиотеке Якова Кротова ("Сына Человеческого" у него нет).

http://www.vehi.net/men/
Библиотека русской религиозной, философской и художественной литературы "Вехи".

http://www.n-t.org/ri/mn/
В библиотеке Мошкова
=================================================

ЕЩЁ ОДНО ЗАМЕЧАНИЕ
Данная работа также выбивает почву из-под ног приверженцев некоторых христианских сект, практикующих жертвоприношение непорочных младенцев - "божьих агнцев".
=================================================


Рецензии
Борис, уверен, Вам не покажется странным, что в христианской стране молодой специалист при обсуждении с более старшими товарищами своих взглядов на жизнь, сам, без намёков, фактически при первом знакомстве, вдруг заявляет свой основной жизненный принцип: при необходимости, можно и убить. Не будь Вашего труда, я бы не смог объяснить заявленные права молодого человека с христианских позиций. С Ваших позиций многие вещи встают на свои положенные исторические места. Моя критика – не более, как конвульсии гибнущего христианства во мне, да, пожалуй, и в России. Опыт молодых учит нас не менее, чем труды основоположников религий. Но спасает всё-таки Вера отцов. Другого учения не дано. Или опять убивать, смертью от смерти спасать.
http://www.stihi.ru/2006/11/06-970

Леонид Давыдов   06.11.2006 13:55     Заявить о нарушении
МНЕ НЕ ПОКАЗАЛОСЬ ЭТО СТРАННЫМ.
И дело не в том, что "страна христианская". Страна ведь всё же и мусульманская, и буддистская, и (более всего) атеистическая. Причина такого "состояния мозгов" нашей молодёжи в том, что в стране нашей царит тотальное беззаконие. Тотальное – потому что законы нарушаются самими законодателями. Законы пишут "для народа", а "люди" живут по неписаным клановым законам. Это и заставляет независимо мыслящих молодых людей идти на крайние меры для заявления своих прав на равноправие. Если бы закон неукоснительно соблюдался самими законодателями, таких эксцессов просто не было бы. В качестве примера: в американском обществе с преступниками работают психологи, тогда как у нас только правоохранительные органы. Вспомните: даже президента судили, когда он нарушил свой закон.

Объяснить заявленную позицию молодого специалиста с христианских позиций невозможно. Христианин по определению – тот, кто верит в Христа, в Иисуса Христа, а Иисус учил благоразумию и добру.

Моя позиция не противоречит Учению Христа и опирается на понимание человека и движений его души.

Неужели Ваши конвульсии свидетельствуют о гибели всего христианства?!! Может, гибнет всего лишь Ваша вера в Христа? Или всего лишь вера Ваша в христианскую церковь, как общественную организацию? Так вот, обрадую Вас: в Апокалипсисе есть Слово об очищении христианской церкви. И даже ещё более обрадую Вас: процесс очищения уже начался, хотя пока ещё не заметен. А две тысячи лет назад, Вы знаете, иудейская церковь очиститься не смогла. Некоторые из христиан также понимают это, что и побуждает их говорить о спасении в вере отцов. СпрОсите: почему понимают, но нам не говорят? Потому что сказать это, означает на деле признать, что церковь нуждается в очищении. Теперь сами скажите, какой руководитель способен признаться перед подчинёнными в своих недостатках! Потому и молчат, хотя и читают ту же Библию и всё-всё понимают. Не один же я такой внимательный и сообразительный, в конце концов. Просто у меня хватило простоты завить открыто о своих догадках. Я же не завишу от клира церковного, живу не на лепту, несомую в церковь прихожанами.
* * *

Извините, Леонид, на Ваше произведение " Предательство, главная сила христианства, комментарии Борису Н." отвечать мне сейчас не хочется. Впечатление такое, что Вы писали его, будучи в конвульсивном состоянии (выражаясь Вашим языком), и сами не совсем понимали, что Вы писали. Может быть, позже соберусь когда, а может, Вы сами ответите на все Ваши вопросы, тем более, что они, в основном, риторические и заданы только затем, чтобы зацепиться за разговор.

Хьюмэйн   07.11.2006 02:26   Заявить о нарушении
О молодом человеке.
Я думаю у него не протест, убеждения. Это воспитание бабушки и мамы. Он вполне тихий и добрый. Из благополучной многодетной (3) семьи. Законы в глубинке нарушают незаметно для обывателя, да и для Москвы. Мелкие нарушения запутанных законов не дают таких последствий, о которых Вы говорите. Революционной ситуации нет. Медленное угасание всех функций государства, кроме карательной.

«Неужели Ваши конвульсии свидетельствуют о гибели всего христианства?»

Я сказал только о России, исходя из существующего положения. Радио, ТВ резко сократили христианские передачи. Мусульманских и буддийских передач, сюжетов даже не по времени, а по воздействию, уровню пропаганды на порядки больше. Мечети строятся, храмы опять в запустении. Заметил у Вас преувеличение не только в этом, но и в основном вопросе. Подставить щёку, это не одно и тоже, что грудь под расстрел. Пощёчины символичны, но не смертельны. Нельзя из пощёчин выводить непротивленье злу до смертельной угрозы. Если и была казнь, то одного, умеющего воскресать. Это с наших позиций, чтобы не следовать за ним на гибель. И вообще, чтобы повторять поступки, дела Бога, надо быть им. По образу и подобию, это не значит, что поступать, как Бог. Улыбкой походить, пожалуйста.

Россия в данный момент именно христианская, по отношениям между людьми. Даже в Башкортостане и Татарстане. СССР, да, был с мусульманским уклоном. Мусульмане были в Москве и представляли нашу власть.

Рецензиями я не избалован, довольствуюсь тем, что есть. Спасибо за отклик.

Леонид Давыдов   08.11.2006 00:01   Заявить о нарушении
Убеждение, основанное на протесте.

Мелкие нарушения запутанных законов дискредитируют закон, а вместе с ним и законодателя. Это – внутри страны, на международной же арене страдает имидж страны. Выход один – законы должны быть простыми, без лазеек для грамотных.

Вы правы: подставить щеку - не смертельно. Однако это не символ, а совет Практика; надеюсь, Вы не будете отрицать факт, что Иисус был практиком, а не теоретиком, и все Его советы представляют интерес практический, отнюдь не риторический.

Россия в данный момент – русская. Русский характер (система межличностных отношений, отношений к своим властям и к влияниям извне... и т.д.), как мировоззрение образующей государство нации. Хочешь – не хочешь, это мировоззрение влияет на формирование межличностных отношений представителей всех народов, живущих в России. Если говорить о религии, то господствующее мировоззрение сейчас в основе своей атеистичное.

Хьюмэйн   08.11.2006 05:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.