Утро понедельника

Что получится, если совместить лучшие традиции грузинского кинематографа с современными европейскими веяниями? Ответ однозначен – гениальные произведения Отара Иоселиани. Его последние творения регулярно попадают на крупнейшие фестивали, где идут с неизменным успехом, а последний фильм «Утро понедельника» получил Серебряного Медведя «за лучшую режиссуру» на Берлинале 2002.

Сам автор определяет «Утро понедельника» как «комедию о печальной обязанности человека подчиняться правилам этого мира». При этом, первые минут 20 практически нет диалогов, зритель только наблюдает, как некий уже немолодой человек встаёт с постели, выходит из дома, едет на завод и сваривает там трубы. Вам смешно? Разве это комедия, - без метания тортов, нелепых падений и клоунских гримас? Но погодите, скоро вы настолько вживётесь в неспешное повествования Иоселиани, что по окончании сеанса будете готовы просидеть ещё хоть 2 часа, такая чарующая атмосфера создаётся ближе к середине фильма, когда главный герой – Венсан – решит не идти на завод, а отправится в Венецию «посмотреть мир». Кстати, такое же ощущение возникает и от предыдущей картины «Истина в вине», снятой в очень похожей манере, с неторопливым развитием действия и плавными переходами камеры с одного персонажа на другого. Два последних полотна грузинского режиссёра, уже давно живущего во Франции, можно было бы назвать пропагандой алкоголизма, правда эта пропаганда столь привлекательна, что все пьющие персонажи ничего, кроме глубокой симпатии, вызвать не могут. Например, Венсан, герой «Утра понедельника» (в исполнении Ж. Биду), почти ничего особенного в кадре не делает, – он лишь бросает редкие реплики, не вынимая изо рта сигареты, и время от времени прикладывается к бутылке вместе со случайными знакомыми; но ведь после просмотра никак не скажешь, что это ещё один банальный рассказ о пьянстве и беспросветности буден.

Повторюсь, всю ленту возможно смотреть исключительно с тёплой улыбкой, даже там, где показываются (и очень иронично) небольшие человеческие слабости, потому как пороками их не повернётся назвать язык. В фильмах Отара Иоселиани «маленькие люди» поистине смешны, но к ним испытываешь не псевдомилосердную жалость, а искреннее человеческое сочувствие.

В одном интервью Иоселиани говорил, что с помощью кино нельзя преподать никакого урока, а можно лишь ободрить того, кто думает так же, как ты. Чтобы он подумал, что ты думаешь так же, как он, и почувствовал себя менее одиноким. Что ж, в таком случае свою цель режиссёр выполнил очень элегантно, ибо, посмотрев картину, хочется вместо того, чтобы в понедельник утром пойти на работу, взять несколько бутылок вина, сесть на первый попавшийся поезд и всю дорогу петь грузинские и итальянские песни с попутчиками.

Бог скрыт в мелочах, а очарование кинематографа – в деталях. Даже боюсь предположить, что бы сделали из сценария «Утра» в Голливуде. Наверно они даже не стали бы его читать. Но гениальный Иоселиани создал настоящий шедевр, показав, что обыкновенная жизнь может казаться лучше, чем мы о ней думаем.


Рецензии
Я фильм не смотрел, поэтому говорю лишь о стиле Вашей рецензии. Она добротно сделана. Немного суховата и похожа на реферат. Наверное, стоит воздерживаться от слов «гениально», «шедевр». Но словосочетание «псевдомилосердная жалость» достойно стать термином, синонимом безразличия. Если это Ваша находка, я Вас поздравляю.
У нас страна советов. Надеюсь, мои советы Вас не обидели.

Николай Малышев   04.07.2008 04:27     Заявить о нарушении
Вообще-то не в моих правилах писать подробные рецензии на произведения искусств. Обычно я выражаю свои ощущения в двух словах. Просто тогда нашло на меня что-то (да и сейчас иногда находит, но проходит быстрее).

Flex   08.07.2008 00:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.