Гонорар

Весной 1988 года на Диксоне «как-то вдруг, вне графика, случилось несчастье». Если кто постарше, может, помнит советско-канадскую лыжную экспедицию через Северный Полюс в Канаду под управлением Дмитрия Шпаро. Про нее еще в «Комсомольской правде» на первой странице внизу каждый день что-нибудь печатали…
Для тех, кто не знает, напомню. В начале мая 1988 года одиннадцать человек (шесть наших и пятеро канадцев), стартовали с мыса Арктический на Северной Земле и на лыжах прошли до арктического побережья Канады. Через Северный полюс. Перевалили глобус, так сказать. Экспедиция громкая, серьезная. Правда в Арктике к ней (и к г-ну Шпаро, в частности) особое отношение, но это, как говориться, – к делу не относится.
Для освещения этого события на Диксон прилетело огромное количество разных корреспондентов, в том числе импортных. Для Диксона – это ЧП районного масштаба, особенно, для пограничников: как-никак погранзона, для своих, - въезд только с пропиской или по пропускам, а тут супостаты по поселку толпами ходят, секреты наши вынюхивают.. Плюс всю эту пишущую братию куда-то заселить надо, кормить, одевать (половина полуголыми приехали, наверное, Арктику с Африкой перепутали). А, поскольку экспедиция проходила под эгидой ЦК ВЛКСМ, и с личного разрешения члена Политбюро Егора Лигачева (это который, - «Борис, ты не прав!», - эх, пробивной мужик - Шпаро), то, понятно, что на Диксоне на «уши» были поставлены все.
Прибыл на Диксон и мой друг Виталий И., обзывавшийся тогда собственным корреспондентом газеты «Советский Таймыр» по Диксонскому району. Хотя, нет, вру! – не прибыл, - он к тому времени уже пару месяцев в соседнем со мной подъезде жил, переехав из Дудинки. Правда, один пока, без семьи…
Для «Таймырки» такое международное событие вообще раз в три тысячи лет бывает, там не то, что первую полосу, там всю газету заполнить можно интервью с белыми медведями, о том, что они думают по этому поводу, и кто им больше нравится на вкус: канадцы или наши, советские. Ясно, что аккредитацию и редакционное задание на освещение экспедиции Виталик получил (и не только от «Таймырки», - денежку ж надо зарабатывать). Надо сказать, что Виталий, в дополнение к университетско-журналистскому образованию, был еще и классным фотокорреспондентом, и его снимки уже тогда печатали многие центральные издания. И все происходящее он не только описывал, но и фотографировал.
Экспедиция такого рода и размаха - требует подготовки. Это ж не просто так, - прилетели, встали на лыжи и – вперед. Участников экспедиции (и примкнувших к ним лиц) разместили в гостиницах. Для подготовки технической базы - отдали аэропортовский клуб. Согласовали кучу вопросов по связи, авиационной поддержке, действия в непредвиденных и чрезвычайных случаях и много чего еще. Каждый день совершались лыжные тренировки. Параллельно проводились пресс-конференции, встречи в трудовых коллективах и т.п. Понятия PR тогда еще вроде бы не было, но сам пиар цвел вовсю...
Так продолжалось пару недель. Наконец наступил день старта.
Две наших «восьмерки» и один норильский Ми-6 доставили лыжников и журналистов сначала на о.Средний, где они заночевали (как? – ума не приложу, на Среднем постоянно живет человек сто, и примерно, столько же прилетело. Рассказывали, - что даже на бильярдном столе четверо иностранцев по очереди спали …). А на следующий день, – на мыс Арктический к месту старта…
Виталий на Севере не новичок, но человек, все ж таки городской, к удобствам привыкший. А посему спаньё на бильярдных столах его привлекало мало. Поэтому, поразмыслив, он принял решение, - на Северную Землю – не лететь! Снимков у него разных (с тех самых лыжных тренировок) - выше крыши, природа на Диксоне и Северной Земле отличается мало, особенно под снегом. Задача у него простая, - дать информацию о начале экспедиции с парой фотографий… Легко!
Так как командиром одного из вертолетов был, наш товарищ, то договорились, что в момент старта лыжников, он дает на Диксон РД (радиограмму) вроде: «Над всей Испанией безоблачное небо…», а Виталя, с чистой совестью, телефонирует в нанявшие его издания об успешном начале экспедиции и иллюстрирует все это диксонскими снимками. Просто, как все гениальное.
В день старта мы втроем: Виталий, Гена Васильев (корреспондент «Красноярского комсомольца») и я, сидели в Виталькиной квартире, пили пиво (история которого отдельна и самодостаточна, см. "Японец") и ждали информации с Северной Земли. Гена периодически хватал принесенную мной гитару и бегал в туалет, откуда доносилось мычание и струнный перебор… Творческий человек, КСПэшник красноярский. Как потом оказалось, - песню сочинял…
Через некоторое время раздается звонок. Виталий снимает трубку, некоторое время слушает, а потом начинает меняться в лице… Кладет трубку и, делая недвусмысленный жест правой рукой, произносит что-то вроде: «Ye-e-s! Твою мать!!»
А дальше, как в старом кино (быстро, то есть). Виталий заказывает по межгороду Москву, Красноярск и Дудинку, с кем-то разговаривает, затем упаковывает фотопленки в виде посылок и несется с этими посылками в аэропорт, к ближайшему рейсу «на материк»…
В общем, что оказалось. Экспедиция стартовала вполне успешно, но когда вертолеты возвращались на Средний, - там уже так мело, что еле сели. И пуржило потом еще дня три. Факсов (или чем там можно фотографии передать) тогда в Арктике не было (не уверен, что они сейчас там есть), и все снимки, которые сделали журналисты непосредственно на месте старта, с точки зрения оперативности, можно было засунуть себе в … . А вот Виталькины «левые» снимки – три или четыре дня красовались во всех центральных (и не только) изданиях, что, понятно, через некоторое время приподняло его благосостояние в виде неплохих гонораров.
На них было закуплено и выпито некоторое количество коньяку… И я там был, мед – пиво пил…

А Гена тогда, на горшке, очень неплохие песни о Диксоне написал. Через несколько лет, Виталий цикл передач на Красноярском телевидении сделал - «Диксон закрывает глаза» назывался, - так он их там использовал…


Примечание:
Данный рассказ никакой юридической силы не имеет. Если что – отопрусь, как здрасьте. Мало ли кто, чего в интернете пишет…


Рецензии