Апофеоз финальная полная версия

псевдо-поэма в семь взглядов

Приходит день, приходит час...
Приходит миг, приходит срок,
И рвётся связь...
Ю. Михайлов "Песня Волшебника"


Допустим, сцена: черная, четко определённая; слева, немного в глубине - небольшой столик, - такой же тёмный, древний, тяжелый, - рядом со столиком такой же стул, тяжелый, с полусотней острых углов, впивающихся в пространство; пара свеч на столе, что-то вроде пепельницы, пара оборванных листов бумаги да поломанный карандаш. У дальнего края стола что-то темнеет, то ли камень какой-то, то ли череп, то ли склянки... И воздух - застывший, и вовсе несуществующий в этом мире. И звук - постоянный, неотъемлемый (первоначальный), - мелодия нескончаемая, безумная.

И ещё одно, самое главное, - то, что выделяется из мрака, - почти посреди сцены: он, - стоит тенью, призраком в плаще, опустив голову на грудь, обьяв руками локти.

I

Движение во мраке. Второй появляется из мглы на сцене, очень спокойно, медленно подходит к столику, спокойно и беспристрастно разрывает тьму зажжением свеч, всё столь же спокойно разворачивается и покидает пределы сцены. Музыка следует за ним, - затухает, умирает...

Резко, остро - звук (струнный?) - разрывает нарастающую тишину, будто пробуждает его.
Он поднимает голову, отпускает руки; очень тяжело, рвано, - как о смерти, - черно, отрешенно, натянуто произносит:

Вышло до боли знакомо - разорвано,
упрощено, сведено до двоичного:
черное - белое, слово - молчание;
ткань тишины - разорвало созвучием,
ровное белое - строчками взвинчено...
Что-то, роднящее счастье с отчаяньем,
что-то, сломившее лёгкость намученым,
что-то намного больнее знакомого,
что-то ещё безысходней привычного…

Старая выцветшая фотография, -
слишком затёртая беглыми взглядами,
слишком двоичная и непонятная...

голосом чуть живее; медленно, будто неуверенно идет в направлении стола
Белое - черное, черное - белое:
всё перепутано, всё перемешано.
Непрорисованное, неумелое
как-то натянуто, грубо, невзвешенно,
как-то нелепо, бессмысленно влеплено
в четкость пространства, в размеренность времени;
то - слишком яркое, то - слишком блеклое:
черное в белом размыто, затеряно;
белое - чёрное в хаосе бешенном,
стянуты, слеплены действом неистовым -
голосом ломким на время нанизаны,
голосом ломким к пространству примешаны...
Слишком насильное,
слишком знакомое...

Слились тени. Стол-стул и он. Вливается в глубину стула, врастает локтями в стол... Голову уронив на руки, тише, надрывнее:
Долгим шептаньем - свести до двоичного,
беглыми взглядами выветрить начисто, -
станет до боли привычно,
привычно и
ни для чего совершенно не значимо...

Смолк. С тишиной. Первоначальное - музыка - вырастает, - мгновение апогея...

II

Он неподвижен. Из мрака - второй - появляется: спокойно и холодно; у кромки мрака остановлен тишиной. Первоначальное утихает. Второй выговаривает - с едва различимой усмешкой, и/или болью, с еле различимой тенью вопроса:

Ни для чего совершенно не значимо...
снова размыто и снова потеряно -
голосом вдруг из безумия схвачено,
дерзко и грубо пришпилено временем,
слишком нелепо к пространству приклеяно, -
слишком непрочно...

Нелепо, незначимо
в небо выкрикивать до помешательства,
до исступления, хрипло и ломано...
Слово за словом - в безвыходность сковано,
слито в безжизненность...

(тверже, до выкрика)
"Начисто, начисто!" -
небо ж - как проклято, небо - безликое, -
тучи и сумерки - маской завешено
небо...
столь чуждо...
немыслимо дикое -
в небо бросать всё, что так понамешано,
в небо выбрасавать слепки созвучия -
слишком насильное, слишком знакомое...
...
(пауза. спокойнее):
Снова забыться и всё - как по-новому:
слишком безвыходно
сковано случаем...

мгновение-пауза. Второй уходит во мглу - тихо, "неприметно".
Он - увлеченно - вырывает из плоскости бумаги строки; монотонно-ритмично:
строчка за строчкой...
строка за строкой...

вырванное сжигает, долго не отводя глаз от тлеющих остатков.
сцена меркнет.
музыка.

III

Он - сидит, опершись одной рукой о стол, вертя карандаш. Медлительно, вязко, тягуче:

Вот ведь - мгновенность слов...
Было - и нет. ничто.
Сыпать с высот мостов
знаки сквозь решето, -
прямо в поток и мглу
ссыпать, столкнуть, пустить,
высеять тишину
в реку с прозваньем "быть"
ссыпать песок слогов
прямо во мглу, в поток
через сплетенье строк
высеять знаки слов

вытравить знаки слов

да разнесёт песок...

Да заглушит река,
да разведёт вода...

брошен карандаш. голова - на руки. тишина.

IV

пустота. второй - уже давно на сцене. привычно и устало:

...Слишком всё недописано...
слишком многое ещё живо...
Невозможно взорвать себя изнутри,
невозможно умирать самому...
Невозможно закончить слово.

Умри, умри в каждом слове своём, Гамлет!
Умри, умри в каждом звуке!
Должно быть воистину дерзким,
чтобы позволить себе не увидеть,
удержаться и не узнать
в этой россыпи искр...

Умри, умри, Гамлет, каждым словом,
раз уж этого
не может
никто
другой.

молча уходит

V

комната неприветлива как никогда. Он - разорвал тени. Вскочил со стула. Торопливо, взволнованно, будто решено что-то давнее, что-то тяжелое... Беспокойно срывается, ходит по комнате. звук нарастает.
Григ "В пещере горного короля"
Кончено. Больше ни слова, ни звука,
только усталость... безликое небо,
голосом взорванный воздух, да в мутном
речка с прозванием "быть"... бледно, блекло...

было - бессмысленно, будет - забытое,
жизнь позатёрта холодными взглядами,
страхом любовь сведена до двоичного...

черное - невыносимо размытое, -
больше не выдержать. в белом запятнаном
чёрным - всё вымучано безразличное...

слово не выпустить - жизнь не оборвана,
слишком бессильно озвучивать слово.-
слишком прозванием "быть" околдовано,
слишком неполно и слишком не ново,-

Под потолками небес всё по-прежнему:
так же накурено, так же завешено...
чудится всё, что святое привержено
звуку неполному - ложному - грешному.
уходит. Музыка.

VI

Il y a peu de verre aujourd`hui...
Emmanuel Hocquard
Он - почти вбегает на сцену, сжимая в руке какой-то обрывок бумаги. Взбудораженно ходит по сцене, выкрикивает куда-то в пространство, вверх:

я опять говорил с тобой…
За кулисами этого безумного мира,
не понимаем никем,
я опять говорил с тобой,
я опять выбрасывал в пустоту излишки слов,
рискуя потерять-ся в зазеркалье сознания,
рискуя быть потерянным в зазеркалье твоих смыслов.

тихо появляется Второй с другого края, молча стоит на грани сцены, руки на груди, - наблюдает
Я опять говорил с тобой…
Знаешь, я даже начал превозносить безумие.
В слове сума-сшествие нашёл для себя что-то особое.

Я опять говорил с тобой.
Строками,
словами,
точками...
Вырисовывал изгибами линий извечное глухое между-нами
сумбурный разговор двоих я.
Знаешь, я и не понимаю, зачем делаю это.
Наверное, не могу без этого.
Прости, я не знаю, зачем разрываю тебя каждый раз.
Не знаю, зачем недописываю.
второй тихо уходит
Иначе не-мо-гу.
Прости.

уходит. Музыка

VII

Допустили сцену. Всё тот же извечный закулисный полумрак. Музыка. Второй с каким-то большим мешком, - идет к столу. Единым движением смахивает всё в мешок. Сцена меркнет. Финал.


Рецензии
Уважаемый автор!
Это «Рецензия счастья». Получив её, скопируй текст и разошли двадцати знакомым, оставив в качестве отзывов под стихотворениями. Эта рецензия уже сделала счастливыми сотни русскоязычных поэтов по всему земному шару. Она находит отклик в сердцах даже самых чёрствых критиков. На неё нельзя не ответить – твоё счастье и счастье твоих коллег по перу в твоих руках. Всего двадцать копий – и ты известен. А что может быть большей радостью для автора, чем популярность! Но можно пойти и дальше – так, один Питерский автор размножил её шестьдесят четыре раза и стал Отцом. Одна поэтесса из Австралии разослала «Рецензию счастья» сорок два раза, и ноги её покрылись чешуёй и срослись – теперь она единственная русалка в мире. Поэт из Киева разослал пятьдесят шесть таких рецензий, и его заметил издатель из Санкт-Петербурга и выпустил сборник его стихов.
Но горе тому, кто проигнорирует «Рецензию счастья» или поленится скопировать её двадцать раз. Один известный поэт-песенник получил такую рецу, посмеялся и не ответил. С тех пор он пишет только верлибры и живет впроголодь. Другая известная поэтесса возглавляла все топы на Стихах.ру и, однажды получив такое письмо, размножила его всего пять раз. На следующий день выяснилось, что топа на главной странице больше не существует. Не допусти, чтобы такое произошло с тобой!
Подари радость людям – и они подарят её тебе!
Не поленись, Поэт – и будет тебе счастье!

Тамита   22.10.2003 07:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.