Отражение. Рецензия на

Феликс Коган
Тайна
Стихотворение Феликса Когана "Тайна" находится здесь:
http://www.stihi.ru/2003/06/28-403

Суетность бытия в поэзии обычно всегда представлена водой. Вот Нарцисс глядится в воду и не может насмотреться - он видит свое отражение, внешнюю форму своего божественного существа - и ему этого оказывается достаточно. Совсем не так с героиней стихотворения "Тайна". Она не любит своего отражения, ибо поглощена любовью к другому человеку. Внутренний мир при этом кажется куда ярче и прекраснее внешнего. Отражение, внешнее изображение - это всегда искажение, трансформация реальности в картинку. Как только мы в момент настоящей влюбленности заглядываем в самих себя и обращаем свое познание внутрь, нам все внешнее кажется искаженным, пустым, ненастоящим. При этом не проходит ощущение, что окружающие-то видят именно это внешнее, ненастоящее. И вот героиня бежит к реке "В отраженьи увидеть сестрицу, / Ненавистную эту Таньку". Пока не "иссохнет до донышка" река, пока любовь полностью не упразднит созерцаемый, мнимый мир, не обнажит мир потаенный, но яркий и светлый, не будет полноты любви и полноты счастья.
Вода в стихе Феликса становится в оппозицию огню - солнцу, как внешняя видимость внутренней сущности. Героиня только избавившись от чар внешней видимости может вернуться к тому, от кого, гнетущего, бежала. Гнетущий, потому что невидящий. От гнета внешней формы можно избавиться лишь пристально заглянув в себя. Увидев на дне реки солнышко.Пусть бы это солншко увидел и мой возлюбленный - так мечтает героиня стиха, Таня. Конечно, нельзя, чтобы внешнее и его образ иссяк совсем - пусть это будет ниточка: "Ручеек лесной превратится в нить". И вот вместо Таньки появилась Таня - тайна. Тайна, сокрытость, потаенность. Магия-в-себе.
Удивительно еще вот что: в литературе существует множество женских образов, глядящихся в зеркала, и практически ни одна не глядится в воду. Разве что васнецовская Аленушка - но она не видит в воде внешнюю себя. Она смотрит внутрь, в глубину своей грусти. Может быть, так получилось потому, что женская сущность не выносит своего водного отражения? Ведь обратите внимание, и героиня стиха Феликса тоже его не любит - но преодолевает эту свою нелюбовь. Это магическое преодоление. Это стремление сердца к спасению.


Рецензия на "Повелительницу снов" Ф.Когана
http://www.stihi.ru/2003/06/08-346
«Повелительница снов» - интерпретация поэтом сна-текста, неоткрытая его смыслу. Здесь раскрывается означающий процесс, лишенный означаемого. «Бездна слов», что-то значащих, но их значение сокрыто для автора. Слышна лишь мелодия речи («голос нежный, медоносный»), звуки, связанные с движением (шуршание юбок), представляется обобщенный образ означателя, демиурга снов, создается  эффект его присутствия. Последнее во многом благодаря описанию эфектов, им производимых, причем складывается стойкое ощущение, что состояния одно противоречит другому, и даже исключает  другое, создавая эффект нечитаемости текста  (термин де Мана, исследовавшего «Исповедь Руссо»). Состояние тревоги (первая строфа), эффективное изменение внутреннего противоречия,  во второй строфе сменяется заздравницей: «наполняй до верха кубок!», в следующей строфе - изнеможение, успокоение,  далее - страстность, и, наконец, тяжесть выплаканных слез. Отсутствуют сами слезы, равно как отсутствует предмет тревоги,  беспокойства, страсти. Все это осталось за пределами сна - в реальности. Это не только нечитаемость - это своеобразная декларация невозможности прочтения как невозможности соединения двух вечно «забывающих» друг друга  противоположностей - реальности и сна.
Зрительная перспектива дана посредством перечислений («Висла, Дон, Дунай, Десна», «Бриз, туман полночный, лира»). Это совершенно случайные образы, связанные между собой лишь ассоциативно. Мир сна не объясним законами исторической причинности, есть некая повелительница снов,  воля которой определяет содержание означающего. Но она не властна над означаемым - и отсюда ощущение: стих ничего не значит, он не переходит в плоскость значения.
           Все то же самое происходит в искусстве слова. Автор дает нам своеобразную модель поэтического творчества. Сон - это произвольность в выборе означающего, закрепляемого за означаемым. Повелительница снов не дает нам реальной картины мира. Она как поэт может лишь тревожить, успокаивать, будоражить, она дает картину мира в случайных образах - и все, большего от нее и от поэзии мы требовать не можем.


Рецензии
Сразу напрямик(!) - а что нужно, чтобы Вы на некоторые мои стихотворения рецензию написали? Очень хочется посмотреть на себя другими серьезными глазами.

Сергей Коркин   30.08.2004 15:41     Заявить о нарушении
Понравиться мне нужно. А как это сделать? Ну я не знаю. Рекомендую основательно с кем-нибудь пофилософствовать, и я вас непременно замечу.

Ольга Чернорицкая   31.08.2004 08:06   Заявить о нарушении
Давайте. Буду начинать пытаться нравиться.
Философия то - она в произведениях - пустая болтология не мой профиль.
Вот попытка статьи, например:
http://www.proza.ru/2004/03/01-77

Вот рассказы с попытками философствования:
http://www.proza.ru/2004/02/24-41
http://www.proza.ru/2004/01/19-34

Вот галерея графических работ:
http://www.serkorkin.narod.ru

Вот, как я понимаю свое поэтическое творчество:
http://www.russian-globe.com/N26/Korkin.About.htm

Сергей Коркин   31.08.2004 10:11   Заявить о нарушении
Вот такую поэмку посмотрите:
http://www.sergeykorkin.narod.ru/birds.htm

Но это все не для рецензии конечно, а для знакомства.

Сергей Коркин   31.08.2004 10:24   Заявить о нарушении
У меня на прозе страничка отключена и есть там на пепелище один злобный клон, встречаться с которым лично я вам не советую. Все, что не на прозе, посмотрю.

Ольга Чернорицкая   31.08.2004 10:45   Заявить о нарушении
У меня на прозе страничка отключена и есть там на пепелище один злобный клон, встречаться с которым лично я вам не советую. Все, что не на прозе, посмотрю.

Ольга Чернорицкая   31.08.2004 10:48   Заявить о нарушении
Да, вряд ли Ваш злобный клон для меня пострашнее уже виденных будет.
Про Прозу.ру не понял - Вы вообще туда зайти не можете?

Сергей Коркин   31.08.2004 11:50   Заявить о нарушении
Конечно, у меня там все мои произведения Кравчук уничтожил.
Сначала позвал меня в редколлегию на прозу, а потом убрал все мои номинации и меня отключил. Я не знаю, почему. Это в конце концов на его совести.

Ольга Чернорицкая   31.08.2004 12:51   Заявить о нарушении
Хозяин - барин.

А кого Вы номинировали? (любопытно)

Сергей Коркин   31.08.2004 13:14   Заявить о нарушении
Может обидели какого-нибудь "гения" и он (подсознательно)своей биоэнергетикой сместил Вас с трона, тем самым продемонстрировав тезис "не судите..."

Сергей Коркин   31.08.2004 13:27   Заявить о нарушении
Людев разных: Залевского Григория Наумовича, Славу Фурту, Лешу Виноградова, Таню Тайганову, Галю Щекину, Иль Ю и др.…

Ольга Чернорицкая   31.08.2004 13:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.