Дневник в стихах. окончание записи 7-ая и 8-ая

28 августа 2002 г. Среда

    Каким шикарным было лето!
(«Сквозь призму творческого бреда» –
Шутливо вывел карандаш.
Хотел стереть, да антураж
Припиской метко обрисован!
Огромный пласт меня спрессован
В выверенном стихе сеём!
Пылая творческим огнём,
Я конструировал стихи,
И лучезарная погода,
Мягчайшая в часы захода,
Не знала будто бунт стихий*.
Нашёптывала исправленья
И ласкова равно была
К моим и взлётам, и паденьям;
Стабильность силы мне дала!

    Нет, нет, нет, нет! Я не пиит!
(Ведь кто-то точно заклеймит!)
Просто под длительный этап
Я подводил итог вот так.
Сейчас со мною не случиться
Подобное и не могло.
Но! так изволило сложиться,
Что ради Маши обрело
В подарке этом ирреальном
И плоть и кровь моё развитие!
За повод к действу персонально
Хочу её благодарить я!

    Спасибо, Маша! Ты приятно
В уме моём запечатлелась.
С тобой встречаться аккуратно
Я бы желал… Об этом пелось
В любой строке сего творенья.
Прими заранее заверенья:
Мы не расстанемся врагами,
Что б ни случилось между нами!
Закрыть уж надо скобку где-то.)
О Маше мысль рождала чувство,
В котором созидалось это
Произведение…

29 августа 2002 г. Четверг
    Милая Маша, с Днем Рожденья!

(25-26 августа 2002 г.)

* Лето 2002 г. в г. Иркутске было аномально жарким.

(c) «Дневник в стихах» 2 июля – 26 августа 2002 г.
(Новая редакция:  7 – 11 июля 2003 г.)


Рецензии
АВТОРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

И говорить всего о трех вещах в этом последнем, в ряду подобных, комментарии. Все эти вещи заключены здесь, в предпоследней, 7-ой записи "Дневника", и их осталось только развернуть. Итак.

1. Вот слово "выверенный" по отношению к поэме: именно то определение, которое я собирался дать стиху еще уже на серединных стадиях его создания. Стих чувствовался выверенным в том смысле, что он не говорит больше того, что я пытался им сказать: в нем нет намеков и полунамеков, он прямолинеен, и каждое отдельное слово таково и на том месте, каковым и на каком я его хотел видеть. Значительная часть самого важного лично для меня смысла стиха рождалась не из тематики того или иного отрывка, но от отдельного слова, словосочетания – т.е. довольно концентрированно. И это самое слово, словосочетание я всеми силами, любой ценой стремился в тексте сохранить! Везде, на мой взгляд, удалось. Должно быть, в этом все и дело: "выверенность" означает мое собственное гармоничное принятие стиха, в некотором роде даже смирение с его недостатками, смирение настолько глубокое, что, как итог, те недостатки перестали замечаться. То же относится и к композиционному решению. По вышеназванным причинам, вообще, оно мне представляется _концетрированным_. На насыщенность _необходимыми_ словами, словосочетаниями, которую я вижу со своего авторского трона, позволяет мне считать так. Словом, меня как автора в поэме все устраивает! Затем и "выверенная" она.

2. Вот слово "конструирование" по отношению к стиху. Да, то, что я проделывал по отношению к поэтическому слову, иначе как искусственным синтезом назвать и не могу. В стихосложении не было место пушкинскому "рукою верной я писал". Буквально ни одна строка поэмы, за редчайшим исключением, не родилась на свет такой, в какую выросла в финальном варианте. Нет, это не было интуитивным творчеством, все это ощущалось, как работа с конструктором: создать приемлемое окружение под некую _точку аттракции_, представляющую собой, как сказано в п.1, слово ли, словосочетание… Отсюда – множество банальных рифм: рифма как таковая не являлась главным объектом авторского внимания.

3. Да, я действительно не поэт, и мне бы даже не желалось быть так воспринимаемым, ведь что-то в наименовании, по общепринятому мнению, есть от непрактичности. И чтобы это подчеркнуть, не премину напоминать лишний раз об утилитарных целях поэмы. Известно, сколько часто для художника истинная причина создания того или истинного произведения далека от повода, по которому оно создается. Художник знает, что в первую очередь произведение есть вызов самому себе, он знает, насколько оно – орудие саморегуляции, а внешние обстоятельства – лишь стимул, необходимый, но не случайный. Автор знает, что он ищет этого стимула всеми силами, и как только таковой отыскивается, использует его в своих интересах вне зависимости от желания, воли, мнения и в чем-то даже реальных свойств последнего – он адаптирует непредсказуемость стимула к своему давно сложившемуся художественному замыслу. И то, насколько согласованно удастся оформить внешнее и субъективное, насколько интересно, актуально для эпохи внутреннее содержание автора, художника само по себе, – обуславливает удачность или неудачность созданного в глазах общественности. "Художник без признания его публикой не имеет права на существование. Но признанный он не становится ее рабом." (М.А. Врубель) А публика ведь может состоять и из одного человека, правда, Маша?

Впрочем, вообще-то, сказанное в скобках записи 7-ой – все лишнее, и без него спокойно можно обойтись!

Милая Маша, с Днем рожденья!

Анатолий Быстрицкий   29.08.2003 12:18     Заявить о нарушении