АКТ 1. Явления 15-16
УЧЕНИК:
           (после паузы)
Что скажите, мастер, об этих
Случайных попутчиках наших?
Я вижу их насквозь, поверьте!
ЛЕКАРЬ:
Родриго, не трогайте старших!
УЧЕНИК:
Они, как открытая книга
С простым и доходчивым текстом.
ЛЕКАРЬ:
Не трогайте старших, Родриго!
УЧЕНИК:
Вы знаете, как интересно,
Увидев лишь раз человека,
Его раскусить, как орешек,
Чтоб выяснить (просто для смеха),
А в чём же он, собственно, грешен.
По фразам узнать его мысли,
По взгляду – характер супруги,
И сумму дохода исчислить,
Лишь глянув на шею и руки.
     Начнём с молодого. Минутку,
Сейчас я вживусь в его шкуру.
ЛЕКАРЬ:
Бросай свою детскую шутку:
Увидит вон та … кубатура.
(указывает на Торговца)
УЧЕНИК:
(пародируя Второго Рыцаря)
Итак, я шатун и гуляка,
Люблю веселиться в трактире,
Мне нравится грубая драка,
И скучно живётся при мире.
Напьюсь я под вечер, бывало,
И сплю в водосточной канаве,
А утром иду, для начала,
К разнузданной рыжей забаве.
А после, во время сиесты,
В огромных ботфортах и крагах
Дерусь с камердинером вместе
На саблях арабских и шпагах.
А, выпустив крови немного,
Читаю скабрезную книжку,
Про то, как бесстыжая кроха
С мужчинами крутит интрижки!
ЛЕКАРЬ:
И что же сказать?.. Интересно…
Могу я просить объяснений?
УЧЕНИК:
А как же: единое тесто
В основе всех божьих творений.
Коль Хорхе, кузен мой – повеса –
Имеет прыщавую кожу,
То каждый прыщавый, известно,
Повесой является тоже.
Над самою толстою книгой
Не стоит неделями биться,
Ведь суть открывается мигом
Тому, кто прочёл хоть страницу.
ЛЕКАРЬ:
Э, нет! – поясни мне конкретный
Порядок твоих рассуждений.
УЧЕНИК:
Подумайте!
ЛЕКАРЬ:
Это мне вредно:
Боюсь мозговых напряжений.
УЧЕНИК:
На нём есть наплечники.
ЛЕКАРЬ:
Видел.
УЧЕНИК:
Их ржавчина сильная точит.
И Бог его ростом обидел.
Теперь вам понятно?
ЛЕКАРЬ:
Не очень.
УЧЕНИК:
Тогда растолкую. Всё просто.
Что пьяный гуляка он, – ясно:
Ведь он невысокого роста,
А росту препятствует пьянство!
ЛЕКАРЬ:
Блестяще!
УЧЕНИК:
Большое спасибо!
Насчёт водосточной канавы:
Наплечники ржавые, ибо
Они под водой побывали.
Купаться в реке и лохани
В доспехах никто не попрётся,
И если мы вычеркнем бани, –
Канава одна остаётся.
Но трезвый в канаву сырую
Не влезет, иначе как пьяный:
Лишь выпивший жидкость хмельную
Настолько безумный и рьяный.
ЛЕКАРЬ:
Божественно! Вот рассужденья
Достойные Цезаря, право!
Теперь объясни появленье
Разнузданной рыжей забавы.
УЧЕНИК:
Разнузданность свойственна только
Совсем непристойным девицам:
Они греховодны настолько,
Что красят бесстыжие лица.
Вы сами судите: наш «рыцарь»
Проснулся средь грязной канавы,
Но он, и не думая мыться,
Спешит поразвлечься.    О, нравы!
Подумайте, честная дева
Захочет принять человека,
Пришедшего, словно из хлева,
Где спал он в навозной телеге?
Конечно же, нет! Утончённы
Носы у приличных испанок.
Понятно – они не причём тут,
А в деле одна из мерзавок.
Лишь низкая женщина может
Впустить к себе грязного хама
С больной, шелушащейся кожей
И злыми глазами тирана.
И всем нам, конечно, известно:
Не только греховною лаской
Манят непристойницы дерзко,
Но яркою, рыжею краской.
И что получаем в итоге,
Что видим из грязной канавы:
Персону, ни мало, ни много,
Разнузданной, рыжей забавы!
ЛЕКАРЬ:
       (после паузы)
О, Боже!..    А рыцарь постарше,
Что он из себя представляет?
УЧЕНИК:
Я понял его даже раньше:
Ведь он ничего не скрывает.
(изображает Первого Рыцаря)
Я циник холодный и трезвый,
Не знаю ни бога, ни чёрта,
Добро для меня бесполезно,
В насилие верую твёрдо.
Убийство, обман вероломный
Не будят во мне отторженья,
Лишён добродетели скромной,
Отсутствует воображенье!
Без совести, даже без чести,
Иду я бесславной тропою,
Оружием низменной лести
Сражаясь под чёрной луною.
ЛЕКАРЬ:
Ого! Ну откуда, Родриго,
Престранные мысли такие?
УЧЕНИК:
Я с самого первого мига
Увидел, что мы с ним чужие.
Шутил про баранью он ногу,
С ухмылкой астролога слушал.
Не веря науке, в итоге,
Он выказал низкую душу.
Известно всем нам, что науки
Прекрасно её умягчают,
Спасают от злобы, от скуки,
И бремя грехов облегчают.
Но тот, кто отвергнул лекарство,
Бесспорно, страдает недугом,
Болезнью жестокости, хамства,
Предательства лучшего друга,
Насилия, лени, цинизма,
Неверия, подлости, зверства,
Бездушия, вуайеризма,
Убийства, позора, инцеста!
ЛЕКАРЬ:
Брависсимо! Сколько напора!
Ну просто – монах-обличитель.
Ты должен прославиться скоро.
УЧЕНИК:
Спасибо, мой верный учитель.
ЛЕКАРЬ:
Итак, напоследок, астролог.
Что скажешь о нём, прозорливец?
УЧЕНИК:
Всё просто, и будет недолог
Рассказ мой. Он – светлый счастливец,
Науке себя посвятивший,
Проникший в загадки вселенной,
Про ложного бога забывший,
И, может быть, даже нетленный.
Великая сила познанья
Его вознесла над другими,
Над временем и расстояньем,
Над грешными и над святыми!
ЛЕКАРЬ:
Родриго, откуда?.. Откуда?!
Я разумом слаб, вероятно…
УЧЕНИК:
Рассказывать долго не буду,
Здесь всё и ребёнку понятно.
Вы гляньте на руки, на жесты,
В которых живёт благородство,
И воля с могуществом вместе
Рождают его превосходство!
… Понятно?
ЛЕКАРЬ:
p         (со вздохом)
p            Поёшь ты и громче
И звонче иной канарейки.
Журчишь, как подземный источник,
Но выслушать правду сумей-ка.
Тут плохо не то, что ошибка
Буквально в любой твоей фразе,
И даже не в том, что улыбки
У старших ты вызовешь сразу.
УЧЕНИК:
Учитель? Вы что?!
ЛЕКАРЬ:
И конечно
Не страшен твой метод познанья…
УЧЕНИК:
Я им овладел безупречно,
И мне не нужны указанья!
ЛЕКАРЬ:
… Пустяк, что слепому подобно,
Не видишь ни гору, ни яму,
Но ты же при этом подробно
Описываешь панораму!
Но даже и это не страшно:
Ведь зрячие лишь умилятся.
Но вот что действительно важно:
На свете нельзя ошибаться!
А ты так уверен в пейзаже,
Который созда’л головою,
Что первый реальный овражек
Проглотит тебя с головою.
На месте, где снежные горы
В фантазии высятся гордо
Окажется тёмное море,
А, может быть, даже болото.
Ты спутаешь льющего слёзы
С жестоким и мрачным тираном,
Окажется нежная роза
Огромным медвежьим капканом.
Лишь ногу неверно поставишь,
И створки захлопнуться грозно.
Конечно, ты всё осознаешь,
Но будет, наверное, поздно.
УЧЕНИК:
Вы что, отрицаете разум,
Духовных путей эффективность?!
ЛЕКАРЬ:
Родриго, зачем же ты сразу
Меня отправляешь в немилость?
Пойми, что опасно и глупо
Не знать человеку сомненья.
УЧЕНИК:
Да вы перепутали грубо
Раздумие и размышленье!
Их грубо смешав с созерцаньем
Вы ложные взяли посылки,
Ведь будучи бренным созданьем,
Притом недостаточно пылким,
Вы в свой силлогизм опоздали …
==========================================
       Я В Л Е Н И Е    16
(Входят Первый и Второй Рыцари.    Ученик резко и испуганно оборачивается).
ЗРИТЕЛЬ:
Хо-хо, оборвали дурилку!
ПЕРВЫЙ РЫЦАРЬ:
       (Второму Рыцарю)
Помню я, как духовник мой старый,
Позабывший радости и смех,
Говорил: «Гаданья – не забавы,
А весьма серьёзный, тяжкий грех».
Тыча пальцем в жёлтые страницы,
Бормотал латинские слова…
До сих пор, бывает, ночью снится
Мне его смешная голова.
От того, что помер он, обидно,
Но ведь доли нет у нас иной.
Мне сейчас должно быть очень стыдно
Перед ним за этот золотой.
Не послушал старого зануду,
В тяжкие ударился грехи,
И, желая радостного чуда,
Снизошёл до этой чепухи.
ВТОРОЙ РЫЦАРЬ:
Я не понимаю вашей муки,
Видите вы всё наоборот, –
Это не гаданье, а наука,
Точный, безошибочный расчёт.
Всякие новейшие методы
Лучшую предскажут нам судьбу,
И подарят полную свободу
Каждому Господнему рабу.
ПЕРВЫЙ РЫЦАРЬ:
Что нам делать с этою свободой,
Есть её под соусом каким?
Превратится в новую заботу
То, что непонятно нам самим.
Если человек своей рукою
Рвёт хитросплетения судьбы,
Если подменяет головою
Веру, озаренья и мольбы,
И спеша за самой лучшей долей
Прёт через заветы напролом,
То не обернутся ли неволей
Все свободы, собранные в нём?
Лёгкий путь кончается засадой:
Миг – и усмехаются враги.
Ты в ловушке, все! – сдаваться надо,
Или биться, смыслу вопреки.
Ты пойми, страшат меня вторженья
В области божественных трудов:
У младенца грубые движенья,
Он к работам тонким не готов.
УЧЕНИК:
     (Первому Рыцарю, елейно)
С возвращеньем! Как прошло гаданье?
Что сулят небесные огни?
Далеко ли с жизнью расставанье?
ЛЕКАРЬ:
        (Ученику, строго)
Ученик, расслабься, отдохни.
ВТОРОЙ РЫЦАРЬ:
Наш мудрец склонился над бумагой
И рисует линии на ней.
ПЕРВЫЙ РЫЦАРЬ:
Чтобы одарить нас новой вракой…
УЧЕНИК:
         (Лекарю, тихо)
Я же говорил, что он злодей.
Так не верить в истинность познанья
Может только скверный еретик.
Явно он в Священное Писанье
Даже на мизинец не проник.
ЛЕКАРЬ:
         (очень тихо)
Не суди…
УЧЕНИК:
Я несудимым буду,
Потому что к людям справедлив,
Но осудят этого Иуду
По статье «Цинично нечестив!».
Будет он в аду на сковородке
Жариться за грешные слова,
Будут угнетать его колодки.
ЛЕКАРЬ:
От тебя опухнет голова!
Как-то не походит он на монстра,
Из него не выйдет еретик.
Глянь на вещи радостно и просто,
И поверь учителю на миг.
(пауза)
Мне напоминает он кого-то,
Но кого, понять я не могу.
Это выражение заботы
Видел я уже на чьём-то лбу.
Кстати, и астролог этот прыткий
Был когда-то раньше мне знаком.
Впрочем, это может быть ошибка:
Лжива память в возрасте моём.
ПЕРВЫЙ РЫЦАРЬ:
Я не знаю, верить иль не верить,
Вот вопрос: а быть или не быть…
ЗРИТЕЛЬ:
Ну дела! Не авторы, а звери.
Мало их лозиною избить!
ВЕДУЩИЙ:
            (из-за кулис)
Право, это даже неприлично,
И не остроумно, я б сказал.
Но увы, становится привычным
Пошлости базарной потный вал.
ЗРИТЕЛЬ:
Может, вдохновенья?
ВЕДУЩИЙ:
Помолчите.
Вы не в цирке, здесь не стадион.
ВТОРОЙ РЫЦАРЬ:
(Ведущему)
Это точно, громкость отключите:
Текст совсем чуть-чуть попутал он.
ПЕРВЫЙ РЫЦАРЬ:
Я не знаю, верить иль не верить.
Вот вопрос: а стоит ли труда
Днём текущим будущее мерить,
Лезть в ненаступившие года?
ВТОРОЙ РЫЦАРЬ:
Стоит-стоит! Это как дорога –
Неизвестно, что там, впереди,
Кто стоит, тот видь лишь немного,
Для познанья следует идти.
Если ж мы, по Божьему веленью,
Над землёй поднимемся чуть-чуть,
Станет виден весь без исключенья,
Вплоть до горизонта, этот путь.
У судьбы извилистая стёжка,
Ход её запутан и непрост.
Чтоб не бить о камни белы ножки,
Нужно воспарить до самых звёзд.
А оттуда – мир, как на ладони!
Но не забывайте об одном:
К небу не взлетают наши кони,
Это может только астроном.
Разумом поднявшись над планетой,
Каждый зафиксирует пустяк,
Глядя вниз, узнает все секреты…
УЧЕНИК:
(Лекарю)
А парнишка, в общем, не дурак.
Излагает истины блестяще,
В мыслях наблюдается резон.
Человек не может быть пропащим,
Если знает слово «горизонт».
ПЕРВЫЙ РЫЦАРЬ:
        (Второму Рыцарю)
Думаешь, заоблачные дали
Хороши для глаза твоего?
Ты упустишь мелкие детали,
То есть – не увидишь ничего.
Например, лежит в траве мужчина.
Как ты истолкуешь этот вид?
Что там происходит, в чём причина,–
Умер он, а, может, просто спит?
Мы и так практически незрячи,
Даже если смотрим с двух шагов,
Путая провалы и удачи,
Принимаем бесов за богов.
Что же говорить про расстоянья, –
Видим мы лишь слабость наших глаз,
И в ответ на честные старанья,
Зрение обманет и предаст.
Из семян бессмысленных ошибок
На болотах вырастет тростник.
Твёрже стой! Смотри – фундамент зыбок!
Ухватись покрепче за других.
УЧЕНИК:
(Лекарю)
Сам он перепутал бога с бесом.
Как не прав, чудовищно не прав!
ПЕРВЫЙ РЫЦАРЬ:
(продолжая)
Ты пойми – бредём мы этим лесом,
И не видим кочек и канав.
И не прекращаются паденья,
Нет конца безрадостным трудам,
Умирает вера во спасенье,
В древности обещанное нам.
Свидетельство о публикации №103080800231