6 июля 2002 г. Суббота Часть 2

(Из поэмы «Дневник в стихах». Продолжение: запись 3-я, ЧАСТЬ 2)

    «Простите, Маша подойдёт?» – «Должна.»
Дань этикету наскоро сдана.
Свободен прочь уйти, остаться;
Молчать, о чем-то изъясняться…
И я топчусь, и сомкнут рот.
Нет сочетания глупей!
Так прозорливости своей
Не припишу тот поворот,
Что спровоцировал нечаянно
Простым рассеянным молчаньем…
Заминка как-то кстати стала:
Ей эстафету передала.

    О! отворить ей не терпелось
Пред мной ларец девичьих тайн!
На языке её вертелась
Огласка. Ключевая грань
Мне поднесётся деликатно,
Как будто даже заурядно:
«У Вас серьёзные на Машу планы?»
Влёт промчали ураганы
Прежде подавленных прозрений!
Ни звука! Вихри усмирить!
И нам обоим дать вкусить
Игру взаимных одолжений,
Чем получается так часто
Раскрытие секретов частных.

    «Мы оба друг у друга можем
Разведать с выгодою что-то…
Гляди-ка, стал я насторожен!
Не выдав, вызнать – вот забота!
Я в безопасности, доколе
Себя цензуровать смогу.» –
Подумалось. Но вслух не лгу:
«Она мне нравится, не боле.
К чему вопрос?» – «Мой Вам совет:
Кандидатуру поменять, –
Стал недвусмысленный ответ, –
Другую девушку сыскать.» –
«Благодарю.» Спокойность в тоне,
По нраву шаг её. Сберёг
Он от дознанья, к чему клонит,
Хоть было ясно наперёд.
«Отколь призывы веские?!»
Руки взмах: «Толки женские…»

    На отзыв Маши обо мне
Понёсся монолог в уме:
«Таки роились же сомненья,
Что романтичность вероятна!..
Им опрометчиво значенья
Не придавал! Была невнятна
Их подоплёка до сих пор…
Да к терминам верни свой взор!
Коснётся будущего чуть,
Словцо «серьёзность» где-нибудь
Настырно влезет! А за ним,
Ассоциацией гоним,
Штамп социальный: позарез
Ему от Маши нужен секс,
Иль, не дай боже, удалец,
Потащит прямо под венец!
Кто термин ввёл?! Да сразу ты!
Теперича пожни плоды!

    Твои стихи упомянуть!
Ты выступил оригинально –
Оно порой вполне похвально…
А пассию грозит спугнуть,
Ведь держит в недопонимании:
«Ему что в самом деле надо?!.»
Внушить уж тут любая рада,
Что ты  хорош… на расстоянии.
И Маша между делом – вспомни, –
Спеша, по телефону молвит:
«Звонить-то, Толя, можешь ты…»
Неглупо – разводить мосты,
Их не сжигая. Опустить
Удастся ль их тебе когда?
Мировоззренье упростить –
Цена схожденья?! Нет, тогда
Две половины не свести…
Так как никак себя вести
Ты по-другому не сумеешь:
Те цели, что давно лелеешь,
Не взять рассудком одномерным…
Постой, от темы ты отходишь!
Считать отныне можно верным:
Ты в планы Машины не входишь!»

    Сдержу печаль, не дам пробиться.
Пик разговора одолён,
Нам окончаньем насладиться
Осталось. И – я просветлён.
Справляюсь: «Маша ли была
Той, кто о мне речь завела?» –
«Нет. Интересовались мы:
Такой, такой парень, как Вы,
К ней ходит – кто он?!» Вот так раз!
Уж не смеялась ли подчас
Она над мной? Я исподлобья
Ловил что-либо наподобие
Ехидности в её лице.
(Без помыслов дурных ступила
На тропку, ведшую в конце
Туда, где умственная сила
Никчемна, темп где задавал
Симпатий-антипатий бал!
Определить без беспокойства
Своих трудов я в силах свойства,
Но сколько стоит распознать,
Как сам воспринимаюсь теми,
Случилось на кого влиять!..)
Насмешливости нет и тени.

    «Не верю я, что первый взгляд
Любовь когда-то пробуждает. –
Заговорила невпопад. –
А Вы?» – «Что я?» – «Любовь бывает
За первым взглядом, на Ваш взгляд?»
Ах, горестью как отдало!
Меня так это увлекло!
«Кто в пессимизме виноват?!» –
Мелькнуло. Выпалил: «Бывает!» –
«А-а, с Машей…» – «Нет!» – сюжет пресёк.
«Один раз, – с паузой изрёк, –
На первый только раз хватает…»
Я сам себе противоречил.
Отвлёкся – не сообразил;
Рельеф белёсых жалюзи
Отнял азарт и обесцвечил.

    Окно задёрнуто; за ним
Курился неба серый дым;
Из камня плоскости пред ним
Сомкнулись этажом пустым.
Там только что я ляпнул что-то
Для небольшого разворота
Назад, где прежде в этой сценке
Мне дали внешние оценки.
Тут глаз намётанный лукаво
Самовлюблённость засечёт,
Но мой невинен был расчёт:
Течёт самопознанье, право,
От окружающих. Вернул
Нас с ней туда, где, для успеха,
Во глубь себя бы я копнул.
Кому ж, скажите, не утеха,
Что мненье кто его испросит!
Вот и она вещать не против.

    «Вы с Машею вдвоём – не пара.»
Нем от нежданного удара!
Враз безмятежность упорхнула!
Внутри опять собравшись весь,
Выдавливал: «Откуда весть?» –
«Ах, интуиция. – вздохнула. –
Движенья Ваши, говоренье…»
Нет продолжения. Задет!
Что за бездумный пиетет
Перед коварством ощущенья!
Когда бы Вам пришлось, мой друг,
Методу опытных наук
Вседневно с толком применять,
Вы б продолжали доверять
Всецело чувству своему?!
Я психологию возьму,
Особый некий подраздел*.
«С первого взгляда» разумел:
Нам с Машей он давал прогноз
На наилучшее общенье!
«Психическое дополненье» –
Один из нас другому. Грёз
Я не имею: предпосылка
Необходима, но она
Все ж недостаточна одна…
Однако, друг мой, Ваша ссылка
На интуицию так шатка!
Науку поднял я на щит!
Да, но и мне сейчас не сладко…
Психологических защит
Не избегу: кольну в обмен,
Чтоб не остаться уязвлен…

    И вот легонько принижал
Шестое чувство: обзывал
«Всезнающим» и справедливо
Вслед присовокупил учтиво,
Что мы с советчицей моей
Учли, твердя о паре важно,
В ней одного второго каждый.
(Притом неужто Маша ей
Изучена, как я собой?
Сокрыл вопрос за тишиной.)
Глядел на жалюзи свеченье
И подытожил лаконично:
«Я попытаюсь… – с обреченьем. –
А что получится – вторично.»
И я ушёл. И я вернулся.
Сидела сгорбившись; уткнулся
В коленку локоть, кисть руки
Продавливала плоть щеки.
Понурость… Я озвучил тут же:
«У Вас плохое настроенье?» –
«Хорошее.» – «Пусть будет лучше.» –
«Спасибо». Но не ободренье
Меж тем с собой назад принёс:
Меж нас остался без ответа
Один незаданный вопрос:
«Как Ваше имя?» – «Света.»

(Продолжение следует.)

* Соционика.


Рецензии
АВТОРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ

Данная часть поэмы есть центральная сцена произведения. Можно с уверенностью утверждать, что от того, насколько интересна или близка Читателю будет именно эта сцена, зависит восприятие поэмы в целом.

Этой части еще далеко до кульминации, однако, она имеет ту органичную функцию, что сцепляет воедино ключевые поведенческие установки и оценочные суждения автора относительно его роли в обществе. Все они, как указывалось в предыдущий раз, как бы нанизываются на реплики другого человека и в контексте получают подтверждение в собственных воспоминаниях героя. Самыми основными можно назвать очевидную склонность к сильной внутренней цензуре и самоконтролю, к направленным попыткам постичь себя через мнение окружающих и одновременно высокие барьеры для внешних отрицательных влияний. Наряду с этим передан взгляд автора на сиюминутные, наблюдаемые события, в частности на реакции собеседницы и. Однако внутреннее, избирательное суждение все равно остается решающим.

Сцена наследует очень многое из того, что было введено в первой и второй записях "Дневника". Это и тема восприятия Машей автора, и мотивов действий. В главной же частности: происходит уточнение причин, по которым автор столь нацелен на продолжение контактов с Машей. Научное психологическое обоснование совместимости, как становится ясным, является для автора основой его сосредоточенности на девушке. Такой прагматизм объясняется здесь же недостаточным пониманием эмоциональной, чувственной сферы, что проявляется и буквально в следующем же абзаце в сбивчивом, неуверенном ответе на вопрос о существовании любви с первого взгляда, и в других деталях.

Таким образом, настоящую часть произведения можно по праву называть самой психологичной. Присутствующая в ней логика слишком зависима от чувств, ввиду того что суждения выносятся в эмоционально неспокойной ситуации. При этом она достаточно конкретна в отличие от некоторых предыдущих и большинства последующих мыслей. Все это ставит данную часть произведения в органичную связь между первыми, вступительными, записями, формирующими направленность произведения, и последующими, достаточно отвлеченными.

См. также авторские комментарии ко всем предыдущим частям поэмы.

Анатолий Быстрицкий   01.08.2003 18:51     Заявить о нарушении