L esseis - 2. Занимательная психология феномен ассоциативного ис

Ассоциативное искусство, в моей интерпретации — это не столько культурологическое, сколько психологическое понятие, имеющее прямую взаимосвязь с филологией и психолингвистикой. В моих разработках не ставится задачи охарактеризовать со всех сторон данный феномен — для этого требуется глубокое междисциплинарное исследование. На данном этапе я считаю достаточным лишь поставить проблему и очертить границы исследования, слишком неопределённые — как из-за недостаточности теоретических обобщений в данной области, так и из-за постоянных изменений в сфере культуры.

Говоря об ассоциативном искусстве, я, однако, имею в виду только литературу (чаще всего — поэзию), поскольку глубинные процессы психики, на мой взгляд, действуют на личность одинаково и в других сферах искусства. Тем более, что рабочее определение ассоциативного искусства, выбранное мной, достаточно широко: под ассоциативным искусством мной понимаются те стили и направления искусства, в которых главным системообразующим элементом является свободный поток ассоциаций, причём, произведения ассоциативного искусства никогда не подвергаются авторами рациональному рассмотрению и объясняются исключительно интропсихическими причинами (например, инсайтом) или сакральными причинами (в широком смысле слова).

Отсюда следует, что ассоциативное искусство имеет корни в психоаналитических техниках «свободных ассоциаций» и «потока сознания», являющихся, по сути, типичными проективными тестами (впервые подобные техники, насколько я знаю, были разработаны ещё в конце XIX века английским психофизиологом Фрэнсисом Гальтоном). Более того, ассоциативное искусство имеет главное значение именно для становления личности, так как на определённом возрастном этапе является не только «обкаткой» умения пользоваться знаковыми системами, но и проявлением личностного роста. Таким образом, она имеет и диагносцирующий, и терапевтический характер.

Конечно, ассоциативизм в искусстве был всегда — но лишь сейчас, похоже, занял главенствующие позиции. В этом росте ассоциативному методу, похоже, «помог» пост-модернизм. Виной всему — стремление к диффузии культурных пластов, заложенное в самой сути пост-модерна. Но, поскольку силам разрушения обязательно должны соответствовать силы притяжения, вопрос о связи элементов, по-видимому, является главным в современном искусстве. Ассоциативизм стал самым простым и естественным разрешением этой проблемы.

Хотя это утверждение, на первый взгляд, довольно спорно, мне не встретилось ни одной характеристики пост-подернизма, которая однозначно опровергала бы данное предположение — видимо, отчасти из-за неопределённости самого понятия пост-модернизма. Это обстоятельство позволило мне включить сугубо психологическую категорию в контекст культуры, завершив, таким образом, создание рабочей гипотезы.


Рецензии
Не считаю ассоциативизм чем-то особенным. Это такие же метафоры как и в других видах поэзии, хотя, возможно, они сложнее, но "скрываемый" объект все равно имеет абрис. К примеру, я могу сказать: "я больше не вожусь с притворщиками, потому что такое общение опустошает меня", но я могу сказать и так: "я срезаю маски с голой яблони" - метафора получается шире по смыслу, поскольку ее можно интерпретировать по-разному. К тому же она вызывает в мозгу определенную картинку в отличие от безличности первой дигитальной фразы, что способствует заинтересованности читаля. Известно, что наше подсознание метафорично, следовательно это просто способ общения подсознания писателя с подсознанием читаля. Об этом зачастую свидетельствуют и трансовые состояния автора при написании и читателя при прочтении (при условии достижения автором желаемого воздействия).
Другой вопрос, все ли произведения могут претендовать на ассоциативисткие? И где грань между набором звуков и истинным самовыражением? Зачастую претендующие на символизм и т.д. стихи являются набором, к примеру, математических терминов и пишутся студентом мехмата после очередной сессии. Здесь возможны два варианта
- если это пишется в трансе, то студент явно перегрелся, читая конспекты, а это и есть пограничное психопатическое состояние
- если транса не было, то студент считает, что умные и, как ему кажется, незнакомые читалю слова поднимут его в глазах читалеля (и следовательно в глазах самого себя), что может соответствовать неудовлетворенностью результатами экзаменов и посттравматическим экзаменационным стрессом
В обоих случаях это не может считаться искусством, поскольку не несет никакой смысловой и ассоциативной нагрузки на читателя и является по сути сублимацией травмирующих эмоций.

Верцингеторикс   26.11.2003 13:34     Заявить о нарушении
Сорри за опечатки: "и есть" без "и", "неудовлетворенностью" - "неудовлетвореннсти".

Верцингеторикс   26.11.2003 13:38   Заявить о нарушении
Меня тоже преследовали эти идеи, из-за чего я и не стл пока дальше ничего писать. Сейчас я думаю подойти с другой стороны: описать ассоциативизм как проявление субкультуры, заставляющей писать так, а не иначе. В этом случае необходимости в разделении творчества и искусства уже не будет, и тогда можно будет полнее описать наблюдаемый феномен.

Рад Вашему отзыву. Мне такие ещё не писали.

Эл К   27.11.2003 11:51   Заявить о нарушении
Тоже рада.:) Спасибо!

Верцингеторикс   27.11.2003 15:04   Заявить о нарушении
Простите, а я Вас не приглашал ещё на сайт www.lito.ru? Я пытаюсь подобные идеи реализовывать, в основном, там... Не хотелось бы терять с Вами знакомство!

Эл К   27.11.2003 16:01   Заявить о нарушении
Ага.
Я просто не знал, как Вас зовут.
Очень приятно, что могу сказать! :))))

Алексей Караковский.

Эл К   01.12.2003 14:12   Заявить о нарушении
Ах вот оно что!!! :)))

Верцингеторикс   03.12.2003 11:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.